КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса
план-конспект занятия по теме

Тютерева Маргарита Игоревна

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции артикуляторно-акустической дисграфии у учащихся 2-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon artik-akust.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по  коррекции артикуляторно-акустической дисграфии

у учащихся 2-го класса

Время занятия – 40 мин.

Грамматическая тема: автоматизация правильного  произношения звука Ж в слогах, словах и в предложении.

Лексическая тема: профессии.

Задачи:

- развитие артикуляторной моторики.

- уточнение артикуляторно-акустической характеристики звука.

- развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

- закрепление навыка правильного обозначения звука Ж на письме.

- образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

- совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

- совершенствование у школьников пространственных представлений;

- развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти;

-воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;

- воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.

Оборудование: картинки с изображением звука Ж, предметные картинки (лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал, жаба, ухо, корова), разноцветные кружочки (синие, красные), для составления схемы слова, индивидуальные зеркала,  фланелеграф.

Ход занятия:

1. Организационный момент

- Здравствуйте, дети! Сядьте ровно, руки положите на стол перед собой.

2. Артикуляторная гимнастика

Логопед вместе с детьми перед зеркалом выполняет упражнения:

для губ:

- улыбка-трубочка

для языка:

- сделать язык широким, широкий язык на верхнюю губу, широкий язык на нижнюю губу;

- широкий кончик языка поднять за верхние зубы, широкий кончик языка опустить за нижние зубы;

-  сделать «лодочку»;

- сделать «чашечку» вне ротовой полости, убрать чашечку в рот и подуть на нёё.

3. Сообщение темы

- Сегодня на нашем занятии мы будем говорить об одном звуке, а о каком, вы должны догадаться сами. Я прочитаю вам небольшой стишок, а вы подумайте:

«Каждый жук жужжит о том,

 Как же жутко быть жуком,-

 Каждый может обижать,-

 Как об этом не жужжать?»

- Догадались, что это за звук?

- Правильно. Тема нашего сегодняшнего занятия звук [ж]. А для того чтобы мы его правильно произносили, нужно чтобы наши губы и язык хорошо работали.

4. Произнесение звука [ж]

Логопед сам произносит звук [ж], а затем просит каждого ребёнка произнести этот звук.

5. Повторение артикуляторной характеристики звука [ж]

- Давайте подумаем, какой звук [ж]? Гласный или согласный?

- А как работают наши губы, когда мы его произносим? Правильно.

- А на что похож наш язык, когда мы произносим звук [ж]? Помните, мы смотрели картинки, на которых он был изображён.

Правильно.

- А наш звук твёрдый или мягкий?

- А он звонкий или глухой? А почему? (звонкий)

6. Закрепление связи между звуком и буквой “Ж”.

- Покажите букву “ж”. На что она похожа? (на жука)

- Посмотрите на доску, на ней я написала букву Ж. Сейчас я  раздам  вам конверты, в которых находятся элементы букв. Составьте из них букву Ж.

- Напишите на одной строчке 5 букв Ж.

7. Автоматизация звука [ж] в слогах:

Игра «Подними картинку»

- Слушайте внимательно, если услышите звук [ж], поднимите картинку с изображением этого звука: жа, ро, ла, жу, ко, вы; ар, от; жба, дже, кра, жда;

Игра «Кто  внимательнее»

1) - Слушайте внимательно! Я произношу слоги, а вы их повторяйте: жу-же-жа, жа-же-жу; лжо-лже; жба-жда-дже, жа-жо-жу, жа-же-жу, жу-жа-жо; жда-жду-жди.

Слоговые ряды логопед произносит, закрывая лицо экраном.

2) - Слушайте внимательно! Произнесите слоги жа(жу), столько раз, сколько я хлопну в ладоши.

Логопед хлопает 3(5) раз.

7. Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений

1) - Слушайте внимательно! Я буду произносить слова, и если вы услышите звук [ж], то поднимите картинку с изображением этого звука: жук, лак, рак, жаба, пар, дом, кожа, мак, ужин, джем, лампа, пожар, пижама, море.

2) На столе лежат картинки, нужно выбрать только те, в названии которых есть звук [ж]. Разложить их под буквой Ж.

3) Распредели картинки под схемы:

Ж_____________

_____________Ж__________

(в начале слова)

( в середине слова)

(Предварительно дети характеризуют звук Ж : согласный, твердый, звонкий).

На доске картинки: лыжи, жираф, желуди, пиджак, жилет, пижама, ежи, журнал.

- Распределитеь картинки под схемы: под первой схемой картинки, в названии которых звук Ж в начале слова, под второй схемой - Ж в середине слова.

4) Логопед вывешивает на фланелеграф 3 картинки в строку: жаба, ухо, корова.

- Внимательно посмотрите на картинки и

назовите их.

 Какой звук стоит первым в слове ЖАБА?

 Какой звук стоит первым в слове УХО?

 Какой звук стоит первым в слове КОРОВА?

- Молодцы! Правильно! А теперь из первых звуков каждого слова  составьте новое слово. Первый звук мы возьмём из первого слова, затем из второго, а затем из третьего.

- Какое слово у нас получилось? Правильно!

5) Анализ и составление схемы слова «ЖУК»

- Сколько звуков в слове ЖУК?

- Какой гласный есть в слове?

- А где он стоит?

- А остальные звуки какие?

- Какой первый звук? Каким кружочком мы его обозначим? (синим, он твердый).

- А второй звук? Каким кружочком мы его обозначим? (красным, это гласный).

- А какой третий звук? Каким кружочком мы его обозначим? (синим)

(Логопед просит одного ребёнка подойти к фланелеграфу и составить схему слова).

- Молодец, правильно. Садись.

6) Определите место звука Ж в слове по цифровому ряду: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Слова: ужин, кожа, пожар, сапожки, пружина.        

7) – Придумайте слова со звуком [ж], чтобы звук был в начале (середине) слова. Запишите их. Подчеркните звук Ж.

8. Игры со словами

1) - Волшебство буквы Ж состоит ещё и в том, что она из большого предмета может сделать маленький. Посмотрите на доску. Запишите получившиеся слова. Подчеркните букву Ж.

Флаг – флажок

Снег - … (снежок)

Берег - … (бережок)

Друг - … ( дружок)

Сапог - … (сапожок)

Пирог - … (пирожок)

2) С помощью буквы Ж можно создать новое слово. Замените первый звук в словах на звук [Ж], чтобы получилось новое и объясните значение. Запишите в тетрадь.

Лук-жук

Баба-жаба

Печь-жечь

Мало-жало

Пакет-жакет

Пучок-жучок

10. Автоматизация в предложении.

- Перепутались слова в предложении. Давайте восстановим порядок слов.

Жука, увидели, Жора, и, Женя.

- Запишите свой вариант в тетрадях. (Женя и Жора увидели жука).

- Составьте схему этого предложения.

                                                                           .

                                                                           

Ж                   Ж                                     ж

11. Какая удивительная песенка есть про жука. Но в этой песенке потерялись некоторые слова. Давайте восстановим текст по смыслу.

Песенка жука.

Я весёлый майский … .

Знаю все сады вокруг.

Над лужайками … .

А зовут меня … .

Почему зовут Жу-жу?

Потому что я … .

Слова для текста: жук, кружу, Жу-жу, жужжу.

- Давайте запишем стишок.

12. Взаимопроверка.

- Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте им оценки.

Логопед проверяет работы, сообщает результаты.

8. Итог урока.

- Наш урок подошел к концу.

- Давайте вспомним, о каком звуке мы сегодня говорили?

- Как работают наши губы, язычок, при произнесении этого слова?

- Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.

- Урок окончен, до свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и развитию тонкой моторики рук для учащихся 4 класса "В мастерской у пчёлки Майи".

В конспекте представлены различные логопедические задания, направленные на коррекцию дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза и на развитие тонкой моторики рук. В ходе занятия использу...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции смешанного вида дисграфии для учащихся 5-6 классов по теме:"Вода"

Данное занятие направлено на коррекцию смешанного вида дисграфии у учащихсчя 5-6 классов по лексической теме:"Вода" . В  ходе данного занятия  ученики, выполняя различные логопедические...

Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции письменной речи для учащихся 6-8 классов по теме "Великие творцы Победы"

Логопедические занятия, проводимые в школе, направлены не только на устранение недостатков устной и письменной речи, но и на развитие познавательных способностей учащихся, расширение их кругозора, фор...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции аграмматической дисграфии у учащихся 4-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у учащихся 3-го класса...

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания у учащихся 3-го класса

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ по  коррекции дисграфии, обусловленной нарушением фонемного распознавания  у учащихся 3-го класса...

Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся вторых классов по преодолению акустической дисграфии.

Конспект подгруппового логопедического занятия с учащимися второго класса. Акустическая дисграфия....