Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.
методическая разработка по теме

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает; закрепить новые знания, умения и навыки, развивать речевые и неречевые процессы детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt-obuch.gramote.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте.

             Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая этот звук обозначает; закрепить новые знания, умения и навыки, развивать речевые и неречевые процессы детей.

Цель: познакомить детей с новым звуком  русского языка, с буквами его обозначающими.

Задачи:  1) учить детей выделять звук «ш» в устной речи изолированно, на уровне слогов, слов, предложений, характеризовать звук «ш» по акустическим и артикуляционным признакам, продолжать учить детей производить звуковой, слоговой анализ слов, составлять схемы слов, ориентироваться в тетради по образцу и вербальной инструкции педагога, узнавать, называть, читать буквы Ш, ш.

                2) коррекция фонематического слуха и восприятия, связной устной речи, расширение и активизация словарного запаса, пространственной и временной ориентировки, мелкой, артикуляционной, общей моторики, операций анализа, синтеза и сравнения, произвольного запоминания и воспроизведения.

                   3) воспитание  познавательного интереса, учебной мотивации, активности.

Ход занятия:

(1) Организационный момент. ( на ковре, у уголка природы).

- На какое занятие вы пришли?

- Какое сейчас время года?

-Какой сейчас месяц?

-Какое сегодня число?

-Какой сегодня день недели?

-Какая сейчас часть суток?

-Фонетическая ритмика ( Логопедические карточки Волковых ).

-Сядет на место тот, кто услышит и назовёт звуки в начале слов, которые я произнесу: шапка, шишка, шум, шагать, шорох, шипеть, шалун, шершавый

( Игра «Услышь звук в начале слова»).

                               ( Дети садятся на места.)

(2) Повторение правил посадки, работы, организация рабочего места.

(3) Основная часть занятия.

  1) Введение.

Работа с чистоговоркой.

-Я прочитаю чистоговорку и буду выделять голосом звук, а вы его назовёте.

( У Маши на кармашке маки и ромашки.)

- Какой звук я выделила голосом?

-Произнесение чистоговорки хором ( по слогам, нараспев, целыми словами, тихим и громким голосом, с разными интонациями, в разном темпе).

2) Сообщение  темы и задач занятия.

- Кто догадался, с каким звуком мы познакомимся на сегодняшнем занятии?

3) Характеристика звука «ш». ( Проводится с индивидуальными зеркалами).

а) Подготовительные артикуляционные, дыхательные упражнения( «Подуй на пальчик, ватку», «Лопатка», «Желобок», «Ковшик»).

б) Объяснение и показ правильного артикуляционного уклада, при произнесении звука «ш».

в) Произнесение звука детьми ( хором, по цепочке, выборочно).

г)  Акустические признаки звука ( по схеме ).

д) Обозначение.

е) Образное сравнение(шипение змеи, шорох листьев, гонимых ветром, шуршание мышки, шёпот людей).

-Пошипим, как змеи, пошуршим, как листья, пошепчемся.

ж)Место в Буквограде.

4) Произнесение звука «ш» в изолированном состоянии, в слогах (сигнальные карточки).

а) Игра «Услышь звук»(произносятся за экраном).

б) Игра «Телефонный звонок». ( Повторение слогов вслед за логопедом.)

5) Произнесение звуков в словах:

а) «Что изображено на картинках?» (шапка, ковш, ложка)

( предметные картинки, произнесение по цепочке, выборочно, работа со звуковыми линейками)

б) Игра «Отгадай загадку - найди звук «ш» в отгадке».

( Педагог  читает загадки на лексическую тему недели «Дом», отгадки-предметные картинки,  выставляются на наборное полотно. Работа  над составлением схем слов.)

-С какой лексической темой мы познакомились на этой неделе? Отгадайте загадки на тему «Дом».

-Что это? Какой звук вы услышали в этом слове? В какой части слова он находится?

  1. По одной дорожке ходят, вечером встречаются, утром разлучаются. (Шторы).
  2. Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой, он без туч и облаков целый день идти готов. (Душ).
  3. В раздевалке я служу,  на весу пальто держу. (Вешалка).
  4. Два брюшка, четыре ушка. ( Подушка).

в) Звуковой анализ слова шторы.  

-Что изменилось? Чего не хватает?( Убирается  картинка с изображением шторы.)

-Звуковой анализ слова (на индивидуальных, на фронтальном наборном полотне).

-Слоговой анализ слова( тремя способами).

-Постановка ударения.

-Определение длины слова.

(4) Логоритмическое упражнение «В доме».

Стол стоит на толстой ножке,      (ладонь-кулак)

Рядом стульчик у окошка,             (кулак-ладонь)

Два бочонка под столом-               (два кулака)

Вот какой я видел дом.                   (крыша)

-Какие слова со звуком «ш»  вы услышали?

6) Произнесение звука «ш» в предложениях, стихах. («Азбука», «Смеквадратики»).

-К нам пришли Смеквадратики и попросили выбрать для синего братца слова со звуком «ш» из стихотворения «Лягушки».(Демонстрируется сюжетная картинка.)

У речушки, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

7) Знакомство с буквами Ш,ш.

       а) Демонстрация букв из фронтальной кассы ( описание внешнего вида букв, ассоциации, стишок о букве, соотнесение со звуком, дифференциация со звуком(схема), название букв, чтение букв).

       б) «Письмо» букв в воздухе.

       в) Игра «Узнай букву» (с хлопками).

       г) Игра «Волшебный мешочек» (с пластмассовыми и деревянными разноцветными буквами).

       д) Игра «Буквы заблудились»(фланелеграф или магнитная доска).

       е) Место Ш, ш в ленте букв.

8) Работа в тетради.

       а) Пальчиковая разминка «Шалун».

       Наша Маша варила кашу,

       Кашу  сварила – малышей кормила.

       Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

       А этому не дала: он много шалил, свою тарелку разбил.  

             б) Ребята, давайте вспомним загадки, которые мы отгадывали на занятии. Назовите слова-отгадки. ( Дети называют слова: подушка, душ, вешалка, шторы.)

            - Назовите самое короткое из этих слов (душ).

- Давайте составим схему этого слова в тетрадях.

( Дети составляют схему  слова «душ» в тетрадях (по следам фронтального анализа).

-Открываем тетради. Правильно удерживаем ручку. Проверяем наклон тетради.

-Какой звук первый? (второй, третий). Каким цветом обозначим? Почему?

            - Сколько звуков? Сколько гласных? Сколько согласных? Сколько слогов? Почему?

- Письмо элементов букв: наклонные длинные и короткие палочки с закруглениями внизу и вверху.

- Самопроверка.

- У кого нет ошибок, поднимите руки. Кто допустил ошибку - исправьте. Закрываем тетради. Молодцы!

(8) Подведение итогов занятия.

   - С каким звуком мы познакомились на занятии?

- Что вы узнали о звуке «ш»? (всегда твердый, глухой, согласный).

-  Какими буквами обозначается звук «ш»?

-  Что вам понравилось?

- Чем мы занимались?

- Кто вспомнит чистоговорку, которую мы проговаривали в начале занятия?

(9) Поощрения. (Подарки от Смеквадратиков.)

                                          Приложения к занятию.

Чистоговорка.

  У Маши на кармашке маки и ромашки.

Загадки.

По одной дорожке ходят,

Вечером встречаются,

Утром разлучаются. (шторы)

Дождик теплый и густой,

Этот дождик не простой,

Он без туч и облаков

Целый день идти готов. (душ)

В раздевалке я служу,

На весу пальто держу. (вешалка)

Два брюшка, четыре ушка. (подушка)

Пальчиковая гимнастика «Шалун».

Наша Маша варила кашу,

Кашу сварила – малышей кормила.

Этому дала ( 4 раза ),

А этому не дала:

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

Стихотворение для Смеквадратиков «Лягушки».

У речушки, вдоль опушки,

Мимо вспаханных полей

Шли ленивые лягушки

В гости к бабушке своей.

Логоритмическая разминка «В доме».

Стол стоит на толстой ножке,

Рядом стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот какой я видел дом.                                                                                                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте. Тема:"Звук и буква Ч"

Предлагаемый Вашему вниманию конспект НОД является частью авторской программы "Обучение и воспитание детей с ОНР", которая завоевала золотую медаль во Всероссийском конкурсе "Призвание-воспитатель" в ...

Обучение грамоте. Тема: Звук «Х», буквы Х,х. 1 класс 2 отделение

Обучение грамоте. Тема: Звук «Х», буквы Х,х. 1 класс 2 отделение....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.

На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Подготовка к обучению грамоте. Тема: Звуки М-МЬ.

Цели:•         Уточнить артикуляцию звуков М-МЬ;•         Учить характеризовать звуки по акустическим и артикуляционным ...