Конспект урока по предмету чтение на тему: "Дифференциация звуков В - Ф"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Марченко Елена Николаевна

Конспект урока по предмету чтение в 7 классе коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»

ТЕМА «Дифференциация звуков В и Ф в словах».

Предмет: чтение.

Место занятия в структуре образовательного процесса, урок по учебному плану.

Номер урока по теме: 2

Тип урока: практическое закрепление знаний.

Цель урока: упражнять в чтении слогов и слов из пройденных букв, продолжать учить детей выделять звуки и  буквы В и Ф в словах.

Задачи:

- образовательные:

- соотнесение образа буквы со звуком;

- упражнение в выделении и дифференциации звуков и букв В и Ф в словах;

- чтение слогов и слов из пройденных букв;

- коррекционные:

- развитие фонематического слуха;

- развитие внимания, памяти;

-коррекция звукопроизношения, развитие связной речи;

- развитие пространственной ориентации

- воспитательные:

- воспитание культуры поведения; вежливости при общении.

Демонстрационный материал:

Касса букв, картинки с изображением флага, медведя,  фруктов, дивана, футболиста, лимона, жирафа, туфлей, слив, волка, шкафа, зебры, вилки, таблички с этими же словами, картинка с нарисованными  человечками (мальчик и девочка).

Раздаточный материал:

кассы букв, индивидуальные карточки для чтения:

учащиеся с достаточным уровнем сформированности навыков чтения

                                                               Вставь букву   В  или  Ф.

                             Жира.. ,    сли…а,     жи…от,    теле…он,    кон…ета,

коро…а,     …утбол,     теле…изор,     ди…ан,   …рач,

шо…ер,    по…ар,   мед…едь,      дере…о,   ту…ли.

                                                      жираф

                                                            флаг

                                                            волк

                                                            диван

                                                           телефон

                                                           медведь

                                                           шкаф

                                                           сливы

                                                           туфли

               В                                      девочка                                 Ф

                                                           фрукты

Учащиеся со средним уровнем сформированности навыков чтения:

Учащиеся с низким уровнем сформированности чтения:

Ход урока.

Этапы и приемы

работы

Цели этапов

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечания

 Организа

ционный

 момент.

 мобилизация внимания учащихся, профилактика искривления позвоночника

Ребята! Прозвенел звонок – начинается урок. Сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спину, поставьте ноги на пол, руки лежат на парте спокойно, глаза смотрят на меня.

Дети выполняют инструкции учителя.

Учитель следит за правильной осанкой учащихся на протяжении всего урока.

Ориентировка во              времени.

Коррекция

ориентировки во

времени (уточнение числа, дня недели, месяца,времени года,названия урока.)

Давайте еще раз вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели и время года, какой сейчас будет урок и какой по счету этот урок сегодня.

Сегодня декабря,

вторник, урок основы грамоты, пятый по  счету.

Если дети затрудняются с ответами на вопросы, обратить их внимание на календарь погоды.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционного аппарата, повторение пройденных букв и слогов.

-Давайте вспомним некоторые изученные нами буквы и произнесем их громко и четко.

Учитель показывает карточки с буквами А, У, И, Ы, П, М, и четко и утрированно их произносит, побуждая учащихся повторять.

-Как мы дрожим от холода В-В-В-В-В-В.

-Как котик фыркает Фыр-фыр-фыр.

-Как лает щенок «АФ-аф-аф».

-Как мы устали «Уф-уф-уф».

Учащиеся  повторяют предложенные буквы и слоги.

Учитель следит за правильной артикуляцией.

Закрепление пройденного материала.

Развитие внимания, памяти, закрепление некоторых ранее пройденных букв, понятия гласные и согласные буквы, понятия алфавит.

Учитель обращает внимание детей на разрезную азбуку.

-Что это?

- В каком порядке расположены буквы в нашей азбуке?

- Какая первая буква в алфавите?

-Какая последняя буква в алфавите?

-Правильно буква А первая, а буква Я последняя в алфавите.

-Буквы А и Я гласные или согласные буквы?

-А вы все буквы помните?

Учитель показывает букву, а ученики ее называют и определяют гласная это буква или согласная.

Учитель показывает 3-4 буквы (среди них буквы В и Ф).

-Давайте поиграем в игру, какая буква спряталась?.

- Это азбука.

-В алфавитном порядке.

- Буква А.

-Буква Я.

- Это гласные буквы.

- Да.

Дети достают эти буквы из разрезной азбуки и показывают их учителю.

Дети называют эти буквы и определяют гласная это буква или согласная.

 Дети выполняют инструкции учителя.

Учитель ставит эти буквы на доску.

Игра: «Какая буква спряталась?».

(Дети закрывают глаза, учитель убирает одну из букв, расположенных на доске в разрезную азбуку, а дети должны назвать и поставить обратно эту букву. Последней буквой, которую отгадывают дети, будет буква Ф.

Сообщение знаний по теме урока.

Дифференциация звуков В и Ф в словах, определение позиции звука в слове, соотнесение звуков В и Ф с буквой.

Учитель показывает детям картинку с изображением уже знакомого детям человечка.

-Здравствуйте, ребята, вы помните, кто я?

-А вы помните, какая моя любимая буква?

-А почему буква Ф моя любимая буква?

-Кто найдет букву Ф на табличке?

-Почему буква Ф большая?

-Мне на вашем уроке в прошлый раз так понравилось, что сегодня я пришел к вам на урок не один. Со мной пришла моя подружка. Ее зовут Вера.

-Здравствуйте, ребята.

- А как вы думаете, какая у Веры любимая буква?

-Правильно, В  моя любимая буква, потому что мое имя начинается на букву В.

- Кто найдет мою любимую букву?

- А почему моя буква большая, другие маленькие?

-У нас две любимые буквы: у Вали любимая буква В, а у Феди - Ф.

-Скажите, буквы В и Ф гласные или согласные?

- Почему?

-Правильно. Давайте громко и четко скажем эти звуки.

-А теперь давайте скажем звуки В и Ф шепотом.

-Получилось две буквы Ф. Почему?

-Правильно, согласные звуки бывают звонкие и глухие. Звук В звонкий или глухой?

-А звук Ф звонкий или глухой?

-У Феди имя начинается с глухого звука Ф, а у Веры имя начинается со звонкого звука В.

-Давайте с вами поиграем в игру. У нас есть слова со звуками В и Ф, а сможете ли вы отгадать, какой звук есть в слове В или Ф? Слова со звуком  В мы отдадим Вале, а слова со звуком Ф мы отдадим Феде.

Учитель показывает детям картинки:  флаг, жираф, зебра, ведро,  шарф ,вилка,  туфли,   шкаф, фрукты, сливы

-Молодцы, ребята, хорошо постарались.

-А сейчас пора размяться. Давайте вместе сделаем физминутку.

- Да, ты Федя.

-Буква Ф.

-Потому что имя Федя начинается на букву Ф.

-Потому что имена людей пишутся с большой буквы.

-Здравствуй.

-Буква В.

-Потому что имена людей пишутся с большой буквы.

-Согласные.

- Их нельзя петь.

Дети, по возможности, повторяют за учителем звуки.

Дети повторяют звуки шепотом.

- Потому что шепотом звонкие звуки слышатся, как глухие.

-Звонкий.

-Глухой.

Дети определяют наличие звука В или Ф в словах, определяют положение звука в слове и показывают  его на карточках. Затем ставят карточку  к Вере или к Феде.

На доске появляется табличка «Федя».

Один ученик выходит к доске и подчеркивает букву Ф.

.Учитель показывает детям рисунок с изображением девочки.

На доске появляется табличка с надписью «Вера».

Ученик выходит к доске и подчеркивает букву В.

Физминутка.

-Помните, как мы прошлый раз  изобразили букву Ф? Давайте сейчас повторим.

-Молодцы, у вас хорошо получилось.

-А теперь давайте немного разомнемся для пользы здоровья.

Мы похлопаем руками:

 Раз, два, три.

Мы потопаем ногами:

Раз, два, три.

Вверх мы руки поднимаем:

Раз, два, три.

Вниз мы руки опускаем:

Раз, два, три.

-Ну что, Федя, как твое здоровье?

-Здоровье в порядке, спасибо зарядке.

Учащиеся ставят руки на бока, ноги вместе.

Учащиеся хлопают руками,

Учащиеся топают ногами,

Поднимают руки вверх,

Опускают руки вниз и ударяют руками по ногам.

Учитель побуждает учащихся произносить слова вместе с учителем и следит за правильным выполнением действий.

Работа с индивидуальными карточками.

Практическая, самостоятельная работа по выделению буквы и звука ф в словах, чтение слов с буквой Ф.

-Ребята, давайте покажем Вере и  Феде,  как хорошо мы знаем их любимые буквы. Сейчас я раздам вам карточки с заданием, которое вы  выполните сами.

Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки и объясняет задание детям. Затем проверяет работы.

-Артем Егиазарян сейчас будет работать на компьютере.

Учитель объясняет Артему задание.

-Молодцы, вы хорошо потрудились.

Учащиеся самостоятельно или с  помощью учителя выполняют задания на карточках  (Артем Е. на компьютере).

Учитель проверяет и помогает.

Задание для учащихся с достаточным уровнем сформированности уровня чтения:

вставить в слова букву В или Ф.

Для учащихся со средним уровнем:

провести стрелочку от слова с буквами В или Ф к нарисованным Вере или Феде.

Для учащихся с низким уровнем сформированности уровня чтения:

Закрасить букву В зеленым цветом, а букву Ф синим.

Итог урока.

Оценка работы учеников на уроке.

-Ребята, нам с вами было очень интересно. Вы теперь хорошо знаете и различаете наши буквы.

- Какие у нас любимые буквы?

-Кто вспомнит, какой звук звонкий В или Ф?

-А звук Ф какой?

-Молодцы вы все правильно запомнили. А сейчас мы должны уйти. Мы то же должны продолжать учиться. До свидания, до новых встреч.

-Наш урок то же заканчивается. Вы хорошо потрудились на уроке.

-Какие звуки мы сегодня различали?

-Вы сегодня все старались, все справились с заданиями, поэтому я всем ставлю отметку 5.

- Сейчас я раздам вам карточки с домашним заданием для вас.

-Прозвенел звонок, вот и кончился урок.

- У Веры В, а у Феди Ф.

-Звук В звонкий.

-Звук Ф глухой.

-До свидания, Федя и Вера.

Приходите к нам в гости еще.

-Звуки В и Ф.

Учитель убирает рисуноки с нарисованными человечками.

Учитель ставит отметки в журнал и в дневники.

 

                                   

                   

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету чтение на тему: "Выделение звука и буквы Ф".

Конспект урока по предмету чтение в 6 классе коррекционной школы....

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме  "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме «Июльская гроза». А. Платонов, 5 класс

Конспект урока чтения "Июльская гроза". А. Платонов. 5 класс....

Конспект урока по коррекционно-развивающему занятию. Тема: «Дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам»

Конспект урока по коррекционно-развивающему  занятию. Тема: «Дифференциация предметов и явлений по звуковым характеристикам»...

Конспект урока по предмету «Чтение» по теме «М. Горький. Слово о писателе», 8 класс

Конспект урока по предмету «Чтение» по теме «М. Горький. Слово о писателе»  для обучающихся с интеллектуальными нарушениями...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....