Конспект урока по предмету чтение на тему: "Выделение звука и буквы Ф".
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме

Марченко Елена Николаевна

Конспект урока по предмету чтение в 6 классе коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ПРЕДМЕТУ «ЧТЕНИЕ»

ТЕМА «ВЫДЕЛЕНИЕ ЗВУКА И БУКВЫ Ф В СЛОВАХ».

Предмет: чтение.

Место занятия в структуре образовательного процесса, урок по учебному плану.

Номер урока по теме: 2

Тип урока: практическое закрепление знаний.

Цель урока: упражнять в чтении слогов и слов из пройденных букв, продолжать учить детей выделять звук и букву Ф в словах.

Задачи:

- образовательные:

- соотнесение образа буквы со звуком;

- упражнение в выделении звука и буквы Ф в словах;

- чтение слогов и слов из пройденных букв;

- составление слов из двух слогов;

- коррекционные:

- развитие фонематического слуха;

- развитие внимания, памяти;

_коррекция звукопроизношения, развитие связной речи;

- развитие пространственной ориентации

- воспитательные:

- воспитание культуры поведения;

- воспитание патриотических чувств.

Демонстрационный материал:

Касса букв, картинки с изображением флага, фруктов, футболистов, лимона, жирафа, туфлей, шкафа, зебры, шарфа, таблички с этими же словами, полоска и квадрат, слоги: жи, раф, фут, бол, фрук, ты, ли, мон; картинка с нарисованным человечком в виде буквы Ф.

Раздаточный материал:

кассы букв, индивидуальные карточки для чтения:

учащиеся с достаточным уровнем сформированности навыков чтения:

                        Фонарь, чашка, кофта, светофор,

                        Филин, вилка, овощи, февраль, март, кофе

Учащиеся с низким уровнем сформированности навыков чтения:

                       УФ, АФ, УХ, ОФ, ОР, ЫФ

                       ФА, МА, ФЫ, СЫ, ФУ, ЩУ.

Ход урока.

Этапы и приемы

работы

Цели этапов

урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Примечания

 Организацион

ный

 момент.

 мобилизация внимания учащихся, профилактика искривления позвоночника

Ребята! Прозвенел звонок – начинается урок. Сядьте, пожалуйста, ровно, выпрямите спину, поставьте ноги на пол, руки лежат на парте спокойно, глаза смотрят на меня.

Дети выполняют инструкции учителя.

Учитель следит за правильной осанкой учащихся на протяжении всего урока.

Ориентировка во              времени.

Коррекция

ориентировки во

времени (уточнение числа, дня недели, месяца,времени года,названия урока.)

Давайте еще раз вспомним, какое сегодня число, месяц, день недели и время года, какой сейчас будет урок и какой по счету этот урок сегодня.

Сегодня 1 февраля,

среда, урок чтения,

второй по счету.

Если дети затрудняются с ответами на вопросы, обратить их внимание на календарь погоды.

Артикуляционная гимнастика.

Развитие артикуляционного аппарата, повторение пройденных букв.

-Давайте вспомним некоторые изученные нами буквы и произнесем их громко и четко.

Учитель показывает карточки с буквами А, У, И, Ы, П, М, и четко и утрированно их произносит, побуждая учащихся повторять.

Учащиеся хором повторяют предложенные буквы.

Учитель следит за правильной артикуляцией.

Закрепление пройденного материала.

Развитие внимания, закрепление некоторых ранее пройденных букв.

-Какой звук и  букву  мы сейчас изучаем?

-Найдите у себя букву Ф и покажите ее мне.

-Молодцы, все правильно нашли букву Ф, которую мы сейчас изучаем.

-А другие буквы вы так же хорошо запомнили?

Учитель называет 3-4 буквы.

- Какие буквы мы с вами вспомнили.

- Давайте сейчас поиграем в игру

« Какая буква спряталась?»

- Звук и букву Ф.

Учащиеся достают из разрезной азбуки

Букву Ф и показывают учителю.

- Да.

Дети достают эти буквы из разрезной азбуки и показывают их учителю.

- Дети называют эти буквы.

- Дети выполняют инструкции учителя.

Учитель ставит букву Ф на доску.

Учитель ставит эти буквы на доску.

Игра «Какая буква спряталась?».

(Дети закрывают глаза, учитель убирает одну из букв, расположенных на доске в разрезную азбуку, а дети должны назвать и поставить обратно эту букву. Последней буквой, которую отгадывают дети, будет буква Ф.

Сообщение знаний по теме урока.

Выделение звука Ф в словах, определение позиции звука в слове, соотнесение звука Ф с буквой.

Учитель обращает внимание учащихся на стенд «Чтение и письмо».

-Посмотрите, вот она, буква Ф.

-А какая картинка нарисована рядом с буквой Ф?

-Правильно, а какой страны этот флаг?

-Какие цвета у флага Российской Федерации?

-Правильно, три цвета: белый, синий, красный-это цвета флага России или Российской Федерации.

-А почему рядом с буквой Ф находится картинка с изображением флага.

-Где стоит буква Ф в слове флаг: в начале, середине или конце слова?

-Правильно. Как мы учились показывать на карточке, что буква Ф стоит в начале слова?

-Посмотрите, ребята, к нам сегодня на урок пришел еще один гость.

-Здравствуйте, ребята.

-Давайте спросим, как зовут нашего гостя.

Учитель предлагает детям по очереди задать вопрос.

-Меня зовут Федя.

А вы можете мне сказать, какой у вас сейчас урок?

-А какую букву вы сейчас изучаете?

-А вот я могу сложить букву Ф из палочек, а вы можете?

-Давайте сложим Ф из палочек, я буду складывать букву на доске, а вы па парте. Посмотрим, кто лучше сложит.

Учитель выкладывает букву Ф на доске.

-Молодцы, вы, как и я можете сложить мою любимую букву из палочек. А вы догадались, почему буква Ф моя любимая буква?

Учитель пишет на доске слово Федя и предлагает ученику выйти и подчеркнуть букву Ф.

- Почему в слове Федя буква Ф большая, а другие буквы маленькие.

-Правильно, Ф моя любимая буква, потому что мое имя начинается на букву Ф, посмотрите на меня, я поставил руки в боки, и стал похож на какую букву?

Федя читает детям стихотворение:

Букв немало вы узнали,

Добрались до буквы Ф,

Есть слова, где Ф в начале,

В середине и в конце.

-Ребята, а вы можете помочь мне найти мою любимую букву в других совах?

-У меня есть картинки, помогите мне выбрать из них только те, на которых нарисованы объекты, в названиях которых есть звук и буква Ф и определить, где находится звук Ф в слове.

Учитель показывает детям картинки: флаг, жираф, зебра, шарф, туфли, сапоги,  шкаф, фрукты.

-Спасибо вам, ребята.

-А сейчас я немного устал, мне надо размяться. Давайте вместе сделаем физминутку.

-Флаг.

-России. (Российской Федерации)

-Белый, синий, красный

-Потому что, слово флаг начинается на букву Ф.

-В начале слова.

-Дети показывают на карточках положение звука в слове.

-Здравствуйте.

-Скажите, пожалуйста, как вас зовут?

-Урок чтения.

-Букву Ф.

-Да.

Учащиеся выкладывают букву Ф на партах.

-Потому что имя Федя начинается на букву Ф.

- потому что имена людей пишутся с большой буквы.

-На букву Ф.

-Поможем.

Дети определяют наличие звука Ф в словах, определяют положение звука в слове и показывают  его на карточках.

На доске учитель пишет слово флаг, а ученик подчеркивает букву Ф.

Учитель показывает на доске.Учитель показывает детям рисунок с изображением человека, который поставил руки на бока и стал похожим на букву Ф.

Если учащиеся не догадаются сами, можно напомнить, что его имя Федя.

Дети показывают положение звука в слове на полосе и называют его позицию: в начале, середине или в конце слова.

Физминутка.

-кто может ,как и я, изобразить букву Ф?

-Молодцы, у вас то же получилось.

-А теперь давайте немного разомнемся для пользы здоровья.

Мы похлопаем руками:

 Раз, два, три.

Мы потопаем ногами:

Раз, два, три.

Вверх мы руки поднимаем:

Раз, два, три.

Вниз мы руки опускаем:

Раз, два, три.

-Ну что, Федя, как твое здоровье?

-Здоровье в порядке, спасибо зарядке.

Учащиеся ставят руки на бока, ноги вместе.

Учащиеся хлопают руками,

Учащиеся топают ногами,

Поднимают руки вверх,

Опускают руки вниз и ударяют руками по ногам.

Учитель побуждает учащихся произносить слова вместе с учителем и следит за правильным выполнением действий.

Работа с индивидуальными карточками.

Практическая, самостоятельная работа по выделению буквы и звука ф в словах, чтение слов с буквой Ф.

-Ребята, давайте покажем Феде,  как хорошо мы знаем его любимую букву. Сейчас я раздам вам карточки с заданием, которое вы сами выполните, а потом Федя проверит, правильно ли вы справились с заданием.

Учитель раздает учащимся индивидуальные карточки и объясняет задание детям. Затем проверяет работы.

-Молодцы, вы хорошо потрудились.

Учащиеся самостоятельно или с некоторой помощью учителя выполняют задания на карточках.

Задание для учащихся с достаточным уровнем сформированности уровня чтения:

подчеркнуть и прочитать слова с буквой Ф;

Для учащихся с низким уровнем сформированности уровня чтения:

подчеркнуть букву Ф в слогах и прочитать их.

Составление слов из двух слогов.

Чтение слогов с буквой Ф и составление слов с буквой Ф из двух слогов. Выделение звука и буквы Ф в словах.

-А теперь, давайте поиграем в игру « Какое слово не подходит?»

Учитель объясняет детям условие игры.

-Федя сложил слова с буквой Ф из слогов, но нечаянно эти слова у него рассыпались. Посмотрите, вместо слов у него теперь отдельные слоги. Давайте из этих слогов опять сделаем слова.

-Давайте еще раз прочитаем слова, которые у нас получились.

-Сколько слов у нас получилось?

-Одно слово сюда не подходит.

Давайте подумаем, какое?

-Правильно, лишнее слово лимон, т.к. в нем нет буквы Ф.

Учащиеся читают один слог и находят для него подходящий по смыслу слог. В полученном слове один из учащихся подчеркивает букву Ф.

Дети хором читают слова.

-Четыре.

-Лимон.

На доске две группы карточек. В первой группе карточки с первым слогом, во второй группе карточки со вторым слогом.

Таким образом получаются слова:

футбол, жираф, лимон и фрукты.

Если учащиеся сами не определят, какое слово лишнее, учитель помогает определить это слово.

Итог урока.

Оценка работы учеников на уроке.

-Ребята, мне с вами было очень интересно. Вы теперь хорошо знаете мою букву. А сейчас я должен пойти к другим ученикам и проверить, знают ли они мою букву. До свидания, Ребята, я надеюсь, что и другие буквы вы знаете так же хорошо,как и мою.

-Наш урок то же заканчивается. Вы хорошо потрудились на уроке.

- Домашнее задание нужно сделать на  карточках, которые я вам сейчас раздам.

-Ребята, какую букву мы повторяли на этом уроке?

- Какая это буква: гласная или согласная?

- Найдите эту букву у себя в кассе букв.

-Наш урок подошел к концу,вы все были молодцы, старались выполнять задания, старались помочь Феде. Поэтому всем ставлю отметку 5.

-До свидания, Федя.

Приходи к на в гости еще.

-Мы повторяли букву Ф.

- Согласная.

Учитель убирает рисунок с нарисованным человеком.

Учитель ставит отметки в журнал и в дневники.

Дети находят и показывают учителю букву Ф.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету чтение на тему: "Дифференциация звуков В - Ф"

Конспект урока по предмету чтение в 7 классе коррекционной школы....

Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: звук и буква "Яя"

Данный урок – урок приобретения новых знаний. Относится к букварному периоду. Это первый урок знакомства с данной буквой. Конспект урока содержит виды и формы деятельности, способствующей познавательн...

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме  "Г.Скребицкий "В весеннем лесу"" 5 класс, 2018г., для обучающихся с интеллектуальными нарушениями....

Конспект открытого урока по предмету "Арифметика" на тему "Выделение семи предметов из множества"

Тема:Выделение 7 предметов из множества. Соотнесение цифры и числа 7. Цель урока:       Учить соотносить цифру с соответствующим множеством предметов; Задачи урока:Образо...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)

Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....