Конспект урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: звук и буква "Яя"
план-конспект урока по теме

Панфилова Наталья Владимировна

Данный урок – урок приобретения новых знаний. Относится к букварному периоду. Это первый урок знакомства с данной буквой. Конспект урока содержит виды и формы деятельности, способствующей познавательной  активности детей, коррекции речи, коммуникативных умений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukva_ya.docx295.49 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Наталья Владимировна Панфилова,

                                                                                         учитель начальных классов,

                   ГКОУ «Кабанская СКОШИ VIII»,п. Селенгинск, Республика Бурятия

КОНСПЕКТ УРОКА

                                    ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.

Данный урок – урок приобретения новых знаний. Относится к букварному периоду. Это первый урок знакомства с данной буквой. Конспект урока содержит виды и формы деятельности, способствующей познавательной  активности детей, коррекции речи, коммуникативных умений.

Тема: Звук и буква «Яя»

Тип урока: Урок изучения и обобщения новых знаний.

Цель: познакомить со звуком и буквой « Яя»

Задачи:

образовательные:

-учить выделять звук [йа] на слух и при чтении;

-создать условия для формирования у учащихся правильного слогового чтения слов с буквой «я» в начале;

коррекционно-развивающие:

-развитие мышления через формирование аналитико- синтетической деятельности;

 -развитие и коррекция речи путем полных ответов на вопросы учителя, построения грамматически правильно оформленных предложений, уточнения, обогащения и активизации словарного запаса детей;

- развитие фонематического восприятия.

воспитательные:

- формирование коммуникативных умений (умения внимательно слушать учителя и друг друга) через создание игровых ситуаций.

Оборудование: учебник  «Букварь» под ред. Воронковой В., иллюстрации, слоговая таблица, магнитные буквы, кассы букв, кукла Баба Яга.

                                       Ход

1. Организационное начало урока. Психологический настрой

Ну - ка проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все в порядке:

Ручка, книжка  тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Спинку ровненько держи,

На уроке не шуми,

Ручки полочкой на стол,

 начинаем разговор.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новым звуком и буквой.

Но сначала давайте повторим уже изученные буквы.

2.Актуализация знаний.

1) назовите все изученные буквы (по цепочке)

2) назовите гласные, назовите согласные.

 3) «красный - синий» учитель называет слова, если они начинаются на гласный звук, дети показывают красный кружок, если на согласный – синий.(арбуз, банан, дерево, урок, облако, гусь, ёжик, Емеля)

 4) чтение по слоговой таблице, слоги с буквами «е», «ё»

 5) чтение знакомых слов: (слова  из домашнего текста, напечатаны на доске)

УТЕНОК                          ЛИСЁНОК

 ЖЕРЕБЁНОК                 ТЕЛЁНОК

КОЗЛЕНОК                     КОТЁНОК

- чтение слов по порядку и вразброс;

- прочитайте название детёныша домашней птицы;

- кем он станет когда вырастет?

- прочитайте название детёныша дикого животного;

- кем он станет когда вырастет?

-прочитайте названия детёнышей домашних животных;

- игра «День-ночь» (учитель говорит: «ночь», дети закрывают глаза, а в это время учитель закрывает одно из слов.  Когда говорит: «день», дети открывают глаза и называют спрятанное слово.

3. Физкультминутка.  (отпрыгать, отхлопать и протопать каждое слово)

Шла коза по мостику и

виляла хвостиком

на дощечку наступила

прямо в речку угодила.

4.Усвоение нового материала.

1. Выделение звука.

- назовите общий звук в слова : ящерица, яма, яблоко. (звук [йа])

- посмотрите на карточку на доске, здесь написано слово «яма».  Прочитайте буквы, которые мы уже знаем. Покажите новую букву. Это буква «Я»

- сколько слогов в слове «яма»? (два слога)

Назовите первый слог.  Из скольких букв он состоит? (из одной буквы)

- Произнесите ещё раз первый слог. Скажите  сколько в нем слышится звуков? (два звука)

- назовите эти звуки. (звуки [й] [а])

- если буква «Я» стоит в начале слова, то обозначает два звука»

-придумайте слова, начинающиеся на букву «Я»

Курица снесла…(яйцо)

Солнце светит очень…(ярко)

На дереве спелое …(яблоко)

2.Знакомство с буквой.

1) -Еще раз посмотрите внимательно на букву, подумайте на что она похожа?(ответы детей)

 - Показ иллюстрации

                                 

Поглядите-ка, друзья, смастерил скворечник я.

А в скворечник залетела вместо птички буква «Я»

2) выложите букву «Я» из косточек.

3) послушайте стихотворение про букву «Я»:

Буква  «Я» шагает гордо.

Всем на свете буква «Я»

Доложить готова:

А вы знаете, кто я?

Вы не знаете, кто я?

Буква, слог и слово.

3.Чтение слов:

- Ребята, посмотрите кто это к нам пришёл? (учитель показывает куклу Бабы Яги из кукольного театра)(это баба Яга)

- Она говорит, что заглянула к нам на урок, чтобы узнать, как читать слова с буквой «Я»

- Как вы думаете, почему её так интересует эта буква? (потому что её имя начинается на «Я»)

- давайте  составим имя Бабы Яги из букв. (Один  ученик  - у доски. Остальные  -  на партах работают с кассой букв)

- Вы, ребята, очень порадовали Бабу Ягу. Наконец то она узнала, как пишется её имя. На радостях Баба Яга призналась, что в своей избушке она спрятала двух детей -  братика и сестричку. Заколдовала их так,  что они забыли свои  имена и свой дом.

-Давайте им поможем.

Дети отгадывают имена и составляют их из букв. (Яна и Яша)

- Давайте составим про Яну и Яшу  предложения, так чтобы они вспомнили про свой дом. (Мама любит Яну и Яшу. У Яны есть кукла. Яша любит рисовать.  и т.д)

5. Физкультминутка.

Благодаря вам, ребята,  дети вспомнили про свой дом и убежали  из логова Бабы Яги.  По пути им много чего встретилось. Если в слове - названии предмета,  есть буква «Я» – это помощник бабы Яги, нужно спрятаться, если нет -  бежим дальше. (змея, камень ,река, яма ,ястреб ,лиса, волк, заяц, ёжик, яйцо, ягода. Дерево, яблоня, дом.)

6. Чтение страницы букваря.

- Бабе Яге стыдно за свое поведение. Она раскаивается и просит вас разрешить ей остаться на уроке. Уж очень хочется ей послушать как вы читаете букварь.

- Разрешим её остаться?

 (только пусть пообещает больше не похищать детей)

Чтение по букварю стр.112

- рассматривание букварной страницы, беседа по содержанию.

- чтение слов под картинками;

- чтение предложений (Хоровое чтение, чтение по цепочке,)

- составление похожих предложений со словами  моя, моё, мои, твоя, твоё, твои.

- чтение текста:

а) работа с иллюстрацией;

б) чтение учениками по предложениям;

г) вопросы по содержанию текста;

д) выборочное чтение:

- прочитайте, что делал Яша;

- кто сажал яблони;

- кто поливал яблони.

7.Домашнее задание.

- Ваше домашнее задание: научитесь читать правильно, без ошибок стр. 112 Букваря.

8. Итог урока.

- С какой буквой вы сегодня познакомились? Что интересного вы узнали про эту букву?( В начале слова буква «Я» даёт два звука [й] [а])

- Что понравилось вам на уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование интегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида.

Календарно-тематическое планированиеинтегрированных уроков обучения грамоте 1 класс школы 8 вида....

Конспект урока обучения грамоте

Конспект урока обучения грамоте...

Конспект урока обучения грамоте. УМК "Начальная школа 21 века". Тема: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д», 1 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕТема: «Звуки [д], [д’]. Буква Д, д»Цели деятельности учителя: ознакомление с согласными звуками [д],[д’], с буквой Д, д; формирование умения моде...

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Звук и буква Ж", 1 класс

Конспект урока по предмету "Чтение" по теме "Звук и буква Ж", 1 класс...