Развитие слухового восприятия у детей дошкольного возраста
статья по теме

В статье описаны этапы развития слухового восприятия, внимания и памяти у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_slukhovogo_vospriyatiya.docx48.56 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие слухового восприятия

у детей дошкольного возраста.

Логопед ГБДОУ №28

Василеостровского района

                                                                                             Санкт – Петербурга

Иванова Оксана Юрьевна.   2013г.

 

С самого рождения человека окружает множество звуков: шелест листьев,  шум  дождя, пение и щебетание птиц, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей и т.д. Все эти звуки воспринимаются ребёнком  неосознанно, сливаясь с другими, более важными для него. Малыш пока  не умеет различать эти звуки, порой просто не замечает их, не может сравнивать и оценивать их по громкости, силе, тембру. Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредотачиваться на звуке, выделять его характерные особенности - исключительно человеческая способность, благодаря которой происходит познание окружающей действительности.

Слуховое восприятие - очень важная особенность человека, без нее нельзя научиться слышать и понимать речь, а  значит, правильно говорить.

 Слуховое восприятие начинается со слухового внимания – умение сосредотачиваться на звуке,  определять его и соотносить с издающим его  предметом, что  и приводит к пониманию смысла речи через узнавание и анализ речевых звуков. Все звуки,  которые человек воспринимает и  анализирует, а затем воспроизводит, он запоминает благодаря слуховой памяти.

Для того, чтобы ребёнок  научился правильно и чётко говорить, хорошо ориентировался в пространстве слуховое  восприятие, внимание и память нужно целенаправленно развивать с раннего детства. Всем известно, что дети любят играть, поэтому лучше  это  делать в игровой форме поэтапно и в определённой последовательности.

 Начинать следует с подготовительных  игр, которые  предполагают подготовку органов слуха ребёнка к восприятию правильного звука и  к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его воспроизведения. Поэтому на первом месте стоят игры по развитию слуха. Но слух бывает разный: биологический и речевой. Подбор игр идет в строгой последовательности: сначала для развития слухового внимания, т. е. умения различать неречевые звуки по их  звукочастотным свойствам - 1этап. Затем для развития речевого слуха, т. е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего 2 этап. И лишь  только после этого, следует переходить к развитию фонематического слуха, т. е. умению слышать составные части слова.- 3 этап.

Остановлюсь подробно на 1 и 2 этапах, а о работе 3 этапа, направленного на   развитие фонематического слуха, вы можете узнать в моей следующей статье « Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста».

      Специально подобранные дидактические игры дают возможность действовать по звуковому сигналу, научиться различать многие объекты и предметы окружающей среды по характерным звукам и шумам, соотносить свои действия с сигналами и т.д., а значит - корректировать недостатки слухового восприятия.

  1этап           

            Начнём с восприятия неречевых звуков, которое идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве осмысленного сигнала к действиям. Игры на восприятие звука должны дать представление о разных по характеру шумах: шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, шуме поезда, машин,  о громком и тихом звуке, шепоте.  В этих играх малыш учится различать «звучание» знакомых предметов, бытовых звуков  (звонок телефона, звонок в дверь,  бегущей из крана воды, тиканье часов, звук работающей стиральной машины), музыкальных инструментов (колокольчик, барабан, дудочка,  металлофон и т.д.), голоса животных, птиц. Цель игр,  ознакомить  малыша с особым миром звуков, сделать их привлекательными и значимыми, говорящими о чем-то важном. На начальном этапе для различения неречевых звуков  требуется  зрительно-двигательная  опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами, то есть совершить определенные действия. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка сформировался нужный слуховой образ.

Приведу  примеры  игр  и  упражнений:

«Скажи, что ты слышишь?»

Вариант 1.

Цель:   Накопление   словаря   и   развитие    фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Описание игры. Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.). Дети должны ответить полным предложением.    Игру хорошо проводить на прогулке.

Вариант 2.

Цель.   Накопление   словаря   и   развитие    фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т. д.

Описание игры: Педагог за  ширмой  стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а. дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Вариант 3.

Цель: Накопление   словаря   и   развитие    фразовой речи, умение прислушиваться и определять источник звука.

Оборудование: ширма, различные предметы.

Описание игры: педагог предлагает детям определить, что они слышат. Из-за ширмы доносятся различные звуки, например: звук льющейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол ключа; судейский свисток; звонок будильника; стук ложечки о стенки стакана; звон бокалов; хлопок в ладоши; стук деревянными или металлическими ложками друг о друга; постукивание костяшками пальцев по столу и др.

Возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

«Где позвонили?»

Цель. Определение направления звука.

Оборудование: Звоночек (или колокольчик, или дудочка и т. п.).

Описание игры. Дети сидят группами в  разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, педагог подаёт сигнал и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если водящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

«Где звенит?»

Цель. Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование: Колокольчик   или   погремушка.

Описание игры. Педагог дает одному ребенку колокольчик или погремушку, а остальным детям, предлагает отвернуться и не смотреть, куда спрячется их товарищ. Получивший колокольчик прячется где-либо в комнате или выходит за дверь и звонит. Дети по направлению  звука ищут товарища.

«Где постучали?»

Цель.   Развитие ориентации  в  пространстве.

Оборудование. Палочка, стульчики, повязки.

О п и с а н и е игры. Все дети сидят в кругу на стульчиках. Один (водящий) выходит в середину круга, ему завязывают глаза. Педагог обходит весь круг за  спиной у  детей и кому-то из них дает палочку, ребенок стучит ею о стул и прячет ее за спину. Все дети кричат: «Пора». Водящий должен искать палочку, если он ее находит, то садится на место того, у кого была палочка, а тот идет водить; если не находит, продолжает водить.

«Жмурки с колокольчиком.»

Цель.  Развитие ориентации в пространстве.

Оборудование.  Колокольчик,  повязки.

Описание   игры.  

Вариант   1.

 Играющие сидят на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии  лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2.

Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей  дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

«Жмурки с голосом»

Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование:Повязки.

Описание игры. Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой и т.д.). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал

«Тихо — громко!»

Вариант1

Цель. Развитие координации движений   и чувства  ритма.

Оборудование. Бубен, тамбурин.

Описание игры Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна , дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громкий — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны. Самые внимательные окажутся впереди.

Вариант2.

Цель: различение музыки по громкости; соотнесение действий с силой звучания.            Оборудование: магнитофон, аудиокассета.                                                                                     Описание игры: дети встают в круг. Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка. Под тихую музыку дети ходят на цыпочках, под громкую - топают ногами.

Варианты:                                                                                                                                            Предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки.                                                                                                 Использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький – тихо.                     На громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне.                                                                                                                        На громкое звучание музыки  рисовать широкие и яркие полоски,  на тихое - узкие и более бледные. Кружком одного цвета обозначать громкую музыку, другого – тихую. Найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

«Наседка и цыплята.»

Цель. Закрепление понятий о количестве.

Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством   нарисованных цыплят.

Описание игры: Два стола составляют вместе. 3а стол садится наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на  карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза

(ПИ-ПИ-ПИ).

«Продавец и покупатель.»

Цель.   Развитие словаря, и фразовой речи.

Оборудование: Коробки с горохом   и различной крупой.

Описание игры: Один ребенок — продавец. Перед  ним две коробки (затем число, их можно увеличить четырех-пяти), в каждой разный вид продуктов, например горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, и какой коробке  нужная ему крупа или другой требуемый товар. Педагог, предварительно знакомит детей с продуктами, помещает продукты в коробку, встряхивает и дает возможность детям прислушаться к издаваемому каждым продуктом звуку.

«Шумящие коробочки.»

Цель: развитие умения прислушиваться и различать шумы по громкости.                            Оборудование: набор коробочек, которые заполнены различными предметами (спичками, скрепками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).                                                                                                                                Описание игры: педагог предлагает ребенку потрясти каждую коробочку и выбрать ту, которая шумит громче (тише) других.

«Найди игрушку»

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры

  Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

«Часовой»

Цель.  Развитие  ориентации  в  пространстве.

Оборудование.  Повязки.

Описание игры:  Посредине площадки чертят  круг, В середине круга стоит ребенок с завязанными глазами  (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часового слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все останавливаются. Часовой идет на звук и старается отыскать, того кто шумел. Тот, кто шумел, выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре — шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

«Ветер и птицы.»

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. Любая музыкальная игрушка (погремушка, металлофон и др.)или музыкальная запись и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа — птички, другая — ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки (или музыки) будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать по комнате, а другая (птички) прячется в свои  гнёзда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети  изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Кто первый заметит изменение в звучании игрушки и перейдет на шаг, тот получает награду: флажок или веточку с цветами и т. п. С флажком (или с веточкой) ребёнок будет бегать при повторении игры, но если он окажется  невнимательным, флажок передастся новому победителю.

«Скажи, что звучит?»

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка и пр.

Описание игры. Дети сидят на стульях полукругом. Педагог сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительные музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен, погремушку и др.

«Солнце или дождик.»

Цель. Развитие координации и темпа движений.

Оборудование. Тамбурин или бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас  мы с вами, пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин. А вы, услышав, должны скорее идти  в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Воспитатель проводит игру, меняя звучание тамбурина 3—4 раза.

«Угадай, что делать.»

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, тамбурин или бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в тамбурин, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Тамбурин звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движений. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

«Узнай по звуку.»

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры.  Дети садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадался, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы  можно  производить разные:  бросать  на  пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч; стучать предметом о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

Тот, кто больше отгадает различных шумов, считается наиболее внимательным и в награду получает фишки или маленькие звездочки.

«Кто это?»

Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы ». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование Картинки с изображением животных  и птиц.

Описание игры.. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети её не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое  это животное.

2 этап - это игры для развития речевого слуха - умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего. Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих.  Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

 

примеры игр и упражнений:

«Угадай, чей голосок»

Цель: Определить  товарища,  но  голосу.   Развитие координации движений.

О п и с а н и е  игр ы.  

В а р и а н т   1.  

Дети  стоят в кругу. Один из них становится  (по назначению педагога)

в центре  круга и закрывает глаза. Педагог, не называя,  указывает рукой на кого-нибудь из детей, тот произносит имя стоящего в центре. Водящий должен угадать, кто назвал его. Если стоящий в центре отгадал, он открывает глаза и меняется местами с тем, кто  назвал его по имени. Если же он ошибся, педагог предлагает ему снова закрыть глаза, и игра продолжается. Педагог предлагает детям разбежаться по площадке. По сигналу «Бегите в круг» дети занимают  места  в кругу. Один ребенок остается в центре круга дети идут по кругу и говорят:

Мы немножко порезвились,

По местам все разместились.

Ты загадку отгадай,

Кто позвал тебя, узнай!

Игра повторяется несколько раз.

В а р и а н т   2.

оборудование:  мишка (кукла)

Описание  игры.Дети сидят полукругом. Перед ними на некотором расстоянии спиной к детям сидит ребёнок с мишкой. Педагог предлагает кому-нибудь  из ребят позвать мишку.  Водящий должен угадать, кто его позвал. Он останавливается перед позвавшим и рычит. Тот, кого узнали, получает мишку, садится с ним на стульчик и водит.

«Улиточка»

Цель.   Узнать товарища но голосу.

Описание  игры.  Водящий   (улиточка)   становится в  середине круга, ему завязывают глаза. Каждый из играющих детей, изменяя голос, спрашивает:

Улиточка, улиточка,

 Высунь-ка рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога,

Угадай, кто я.

Тот,  чей голос узнала   улитка,   сам   становится  улиткой.

«Угадай, кто это?»

Цель.   Воспитание слухового внимания.

Описание игры. Дети стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, который должен подать голос заранее условленным образом: «кукареку», «ав-ав-ав» или «мяу-мяу» и т. п. Водящий должен угадать, кто из детей кричал. Если угадает, то становится в круг; тот, кого узнали, будет водящим. Если не угадает, то остается водить еще 3 раза, а затем его меняет другой.

«Лягушка.»

Цель.   Узнать товарища по голосу.

Описание   игры.   Дети стоят по круг, а  один с завязанными  глазами  стоит внутри круга  и  говорит;

Вот лягушка по дорожке

Скачет, вытянувши ножки,

Увидала комара,

Закричала..,

Тот, на  кого он указал, в этот момент   говорит;   «Ква - ква- ква».

По голосу водящий должен определить, кто лягушка.

«Улавливай шепот»

Цель.   Развивать  остроту  слуха.

Описание игры.

Вариант 1.

Играющие разбиваются на две равные группы и строятся в одну шеренгу. Ведущий отходит па определенное расстояние становится, напротив и четким, внятным шепотом (уловимым только в том случае, если каждый активно вслушивается)   отдает команды   («Руки   вверх, в стороны, кругом» и другие, более сложные).  Постепенно отходя всё дальше, ведущий делает свой  шепот   менее уловимым и усложняет упражнения.

В а р и а н т 2.

Все дети сидят по кругу. Ведущий голосом обычной громкости просит выполнить

какое  нибудь движение, а затем едва уловимым шепотом произносит имя (фамилию) того, кто должен  это выполнить. Если ребенок не расслышал свое имя, ведущий вызывает другого ребенка. В конце игры педагог объявляет, кто  был самым внимательным.

«Горшочек»

Цель.   Закрепление представлений   «горячий- холодный».  Развитие  координации движений  рук.

Оборудование: Мяч,

Описание игры: Дети садятся по кругу на полу и перекатывают друг другу мяч. Если ребенок катит  мяч и говорит: «Холодный», второй ребенок может трогать мяч. Но  если ему говорят: «Горячий», то он не должен трогать мяч.

Кто ошибается и дотронется до мяча, получает штрафное очко и должен поймать мяч, стоя на одном или обоих коленях (по усмотрению водящего) ,

«Кто внимательный?»

Цель.   Развитие фразовой речи.

Оборудование:   Различные  игрушки:   машины, куклы, кубики.

Описание игры. Педагог вызывает одного ребёнка и дает ему задание, например: взять мишку и посадить в машину. Педагог следит, чтобы дети сидели тихо, не подсказывали друг другу. Задания даются короткие и простые. Ребенок выполняет задание, а затем говорит, что он делал. Постепенно расстояние от детей до стола педагога увеличивается от 3 — 4 до 5 — 6 м. Выявляются победители.

«Принеси игрушки»

Цель. Развитие ориентации в пространстве и количественных представлений.

Оборудование.   Мелкие игрушки.

Описание игры. Педагог садится за стол с детьми и просит каждого по очереди принести несколько игрушек, которые разложены на другом столе:

- «Марина, принеси два гриба». Девочка идет, приносит два гриба и говорит, что она сделала. Если ребенок хорошо справился с поручением, дети в знак поощрения аплодируют ему, если неточно выполнил задание, дети указывают на ошибку и вместе с ним считают принесенные игрушки. Когда дети перенесут весе  игрушки, они могут поиграть с ними.

«Слушай и выполняй»

Цель: Развитие понимания словесных инструкций   и фразовой речи.

Оборудование:  Различные мелкие предмет или игрушки (фанты).

Описание игры.

Вариант 1. 

Педагог называет 1—2 раза несколько различных движений (одно — пять), не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильно выполненное действие — очко (фант). Набравший большее количество очков — победитель.

Вариант 2.

 Педагог дает одновременно двум-трем детям задания: «Петя, побегай», «Ваня, пойди в зал, открой там форточку», «Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды» и т. п. Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание платит фант.

«Хлопки»

Цел ь.    Развитие   количественных   представлений.

Описание игры:  Дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог договаривается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2—3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит и соединяет руки, как- будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг  из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

«Лото»

Цель.  Учить правильно, соотносить слово с изображением предмета.

Оборудование.  Любое детское лото  («Играем и  работаем», «Картинное лото», «Лото для самых маленьких»).

Описание   игры.   Детям раздают   большие   карты, а маленькие берет педагог и называет последовательно каждую из них. Говорит четко, повторяет 2— раза. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит: «У меня...» — и называет предмет.

В более упрощенном виде эта игра проводится на «картинках малышам». Дети получают по пять-шесть корточек этого лото и раскладывают их на своих карточках (нужно взять два лото). Педагог спрашивает: «У кого собака?» У кого окажется картинка с собакой, поднимает ее и называет.

Первые две-три игры педагог сидит перед детьми так, чтобы они видели его артикуляцию, но затем он садятся за их спиной, и игра продолжается на слух. Карточки, пропущенные ребятами, педагог складывает в сторону. В дальнейшем ведущим можно брать ребенка.

«Кто летит (бежит, идет, прыгает)?»

Цель. Накопление и уточнение слов, обозначающих предмет и действия предметов.

Описание игры:  В начале игры водящим должен быть педагог, в дальнейшем, когда дети освоятся с игрой, водящим может быть ребенок. Необходимо, чтобы  у ребенка, который будет водить, был достаточный запас слов.

Все дети сидят или стоят полукругом, водящий стоит к ним лицом. Он предупреждает детей: «Я буду говорить: птица летит, самолет летит, бабочка летит, ворона летит и т. д., а вы каждый раз поднимайте руку, Но внимательно слушайте, что я говорю; я могу сказать и  неправильно, например, кошка летит, тогда руки поднимать нельзя»,

в конце игры педагог называет более внимательных детей.

В начале игры педагог говорит медленно, останавливаясь после каждый фразы, давая детям подумать, правильно ли соотнесен предмет с его действием. В дальнейшем можно говорить быстро и, в конце концов, ввести еще одно усложнение — водящий сам каждый раз поднимает пуку независимо от того, следуем это делать или нет.

«Запомни слова»

Цель.  Накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем (нужно платить фант). В зависимости от речевых возможностей детей слова подбираются разной сложности. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

    Хорошо развитый речевой слух — необходимое условие, обеспечивающее нормальное и своевременное усвоение звуков, правильное произношение слов, овладение речевой интонацией.

       Использование предложенных игр  позволит малышу обогатить и расширить представления  о звуках окружающего мира, позволит развить и сформировать не только слуховое восприятие, но и будет способствовать развитию других познавательных процессов, таких как, мышление, речь, воображение, а это в свою очередь является фундаментом становления познавательной сферы у детей дошкольного возраста.

 

 

Литература

  1. Ильина М.Н. Развитие ребенка с 1-го дня жизни до 6 лет. – СПб., 2001 г.
  2. СеливерстовВ.И. «Игры в логопедической работе с детьми»  (пособие    для    логопедов    и    воспитателей    детсадов)
  3. www.defectolog.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию речи для детей дошкольного возраста

Программа расчитана  для логопедов работаюих в группе подготовке детей к школе, на базе школы...

Консультация для родителей на тему: «Развитие слухового внимания детей раннего возраста»

развитие слухового внимания и формирование фонематического слуха необходимо начинать с раннего возраста...

развитие художественных способностей детей дошкольного возраста

методическая статья о развитиии художественных способностей детей-дошкольников средствами нетрадиционных техник в изобразительном искусстве...

Проект "Развитие физических качеств детей дошкольного возраста средствами гимнастический упражнений "

Актуальность данного проекта заключается в том, что гимнастические упражнения являются одним из важнейших инструментов обновления и дополнения содержания программ по физическому воспитанию детей в дош...

Развитие гибкости у детей дошкольного возраста

Что такое гибкость? Методика развития гибкости у детей. Комплексы по развитию гибкости у детей....

Развитие языковых способностей детей дошкольного возраста на материале английского языка

Выпускная квалификационная работа посвящена решению проблем связанных с преодолением языкового барьера детей дошкольного возраста при обучении английскому языку. Данная работа состоит из введения, т...

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр".

Конспект открытого занятия для детей 6 лет. "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"....