Коррекция звукопроизношения
учебно-методический материал по теме

Григорьева Ирина Владимировна

Предоставлен материал по поэтапной коррекции звукопроизношения у старших дошкольников. Используется материал, разработанный самостоятельно (коррекция звуковой стороны речи), а также стихотворный материал Алифановой Е. А., Егоровой Н. Б.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция звуковой стороны речи у детей 5 – 7 лет.

      Является одним из важных этапов системе работы по преодолению речевых нарушений. Актуальность её с каждым годом возрастает, поскольку увеличивается количество вновь поступающих детей с речевыми нарушениями. Работа по коррекции звуковой стороны речи также разделяется на несколько этапов и включает:

  • Постановку звуков.
  • Автоматизацию поставленных звуков в слогах, словах, фразе.
  • Дифференциацию звуков от смежных из группы или смежных групп.
  • Развитие фонематического восприятия, осуществляемое  в процессе всего периода работы над звуковой стороной речи.

      При подготовке к первому этапу осуществляется развитие артикуляционной моторики путём проведения артикуляционной гимнастики – набора упражнений на развитие мышц губ и языка и формирование требуемого в последующем артикуляционного уклада звука. На основе текста «Сказка о Весёлом Язычке» выполняются рисунки, соответствующие названиям артикуляционных упражнений. В процессе занятия рисунки в определённом сюжетом сказки порядке выставляются на наборное полотно. Ориентируясь на рисунок, ребёнок (по предварительному показу взрослого) выполняет упражнение, контролируя себя посредством зеркала. На более поздних этапах зеркало убирают. Возможно оставление зеркала при наличии сложной структуры дефекта. Также важным моментом является развитие плавности речевого выдоха. Для этого используется стандартное пособие – альбом «Послушный ветерок» - авторы М.А. Леонова, Л. М. Крапивина, и упражнения: «Снежинки», «Ветерок», «Бегущий лыжник», «Футбол», «Дерево с листочками» и др.

      Постановка звуков (первый этап) осуществляется традиционными способами: по подражанию, с механической помощью и смешанно. Чаще используется подражание (синтез правильного артикуляционного уклада и правильного выдоха), когда применяются звукоподражательные игры «Чай горячий», «Змейка», «Паровоз», «Водичка», «Колокольчик звенит» и др., а для постановки звука «Р» - механический и смешанный способы. Также для подготовки к постановке «Р» используются игры «Дятел», «Пчела».

Целесообразно ставить звук сразу в слог, т. е. переходить ко второму этапу.

      Для закрепления звука в слогах (второй этап, первая часть) используются различные игровые упражнения: «Лесенка», «Дорожки»,  «Повтори правильно», «Сапоги-скороходы», «Слоговые загадки». Последние шифруются в виде знаков (треугольники, сердечки, квадратики и т.д.) на грифельной доске и «читаются» детьми в определённом порядке. Это помогает и развитию памяти.  «Сапоги-скороходы» - это «ходьба» пальцами одной руки по пальцам другой с произнесением в нужном темпе нужных слогов. На пальцы одеваются специальные «сапожки».

      Для автоматизации звука в слове (второй этап, вторая часть) также используются разные виды игр. Например, для автоматизации звука «РЬ» игра «Репки». Оборудование: вырезанные из плотной бумаги «репки», плотный полиэтиленовый наполнитель с прорезями для репок, картонное основание с картинками на звук «РЬ». Репки закрывают прорези с картинками. ИС: у нас в огороде выросла репа. Репку надо собрать, для этого звук РЬ в картинке нужно правильно сказать. Если звук называют нечётко, то репка остаётся в земле. В эту игру могут играть двое или более детей. Выигрывает тот, у кого больше репок (т. е. назвавший всех быстрее и правильнее слова со звуком «РЬ»). Игра «Рыбалка» для автоматизации звука «Р». Оборудование: рыбки из плотной бумаги, к которым прикреплены скрепки, пластмассовое ведёрко для песка, удочка с магнитиком. ИС: чтобы поймать рыбок, надо правильно произнести звук «Р», предварительно подцепив рыбку на удочку. Пойманная таким образом рыбка отправляется в ведро.

Игра «Петрушка и шары» закрепляет звук «Ш». Оборудование: картинка с изображением Петрушки, шары из плотной бумаги с картинками на звук «Ш». ИС: помоги Петрушке поймать шарики. Если звук «Ш» назван правильно, то шарик «прикрепляется» Петрушкой на нитку.

Игра «Колокольчики» - для автоматизации звука «ЛЬ». Оборудование: рисунок луга на плотном картоне, бумажные колокольчики с картинками на звук «ЛЬ» или без них. ИС: собрать букет, правильно произнеся звук «ЛЬ». Букет собирается либо путём называния картинок, либо повторением слов со звуком «ЛЬ» за педагогом.

Игра «Звёзды» - автоматизация звука «З». Оборудование: звёздочки из плотной бумаги с картинками на звук «З» с обратной стороны, выложенные по кривой линии, бумажный космический корабль. ИС: летим между звёздами и называем каждую звезду. Можно использовать фразу: «Наш звездолёт около звезды «Роза» и т. д.

Игра «Мячики» - на автоматизацию звука «Ч». Оборудование: мячики из плотной бумаги с картинками на звук «Ч», картонная корзина для спортивных мячей. ИС: дети поиграли с мячами, но не убрали их на место, потому что неправильно произносили звук «Ч». Надо помочь им собрать мячи, правильно назвав картинки.

Игра «Жужжащий луг» - автоматизация звука «Ж». Оборудование: Божьи коровки из плотной бумаги с картинками на звук «Ж», картонный луг. ИС: помоги божьим коровкам улететь, правильно произнеся звук «Ж» в названии картинок.

Игра «Чья лодка?» закрепляет звук «Л», а также навыки анализа и синтеза слов.  Оборудование: лодки с картинками на звук «Л» из бумаги. ИС: найди свою лодку. Например, тебе нужна лодка, в названии которой звук «Л» стоит в начале (в середине) слова. Ребёнок смотрит на все лодки, выбирая нужную, правильно произносит «Л» в её названии.

Игра «Полянка» - используется для закрепления всех групп звуков. Оборудование: лист формата А4 с картинками на заданный звук, фигурки-закладки. ИС: найди нужную картинку. Тебе нужна картинка, в изображении которой есть, например, красный цвет. Если их несколько, найди все и заложи их фишками-закладками.

Далее с заложенными картинками можно составить предложение и посчитать, сколько в нём слов (решить несколько образовательных задач).

      Для автоматизации звуков во фразе  (второй этап, третья часть) используются чистоговорки, скороговорки, потешки, загадки, стихотворения для детей. Здесь тоже выбираются игровые формы: «Телефон» (передай игрушке фразу правильно), «Егоркины скороговорки» (кто быстрее и правильнее расскажет скороговорку), «Научи Машу» (рассказать медленно и правильно, чтобы кукла Маша тоже смогла повторить) и др.

      Дифференциация звуков (третий этап) может осуществляться самостоятельно, после завершения работы над звуком, а может идти параллельно.  Для этого этапа характерно осуществление работы по развитию фонематического восприятия, закреплению изученных звуков, формированию навыков анализа и синтеза. Это может осуществляться и на более ранних этапах, а на этапе дифференциации проходить закрепление. Также характерно наличие игровых форм.

Игра «Для кого посылка?». Ребёнку предлагаются 2 героя с именами на различаемые звуки, 2 вида картинок с этими же звуками, игрушечный стол, стулья. ИС: герои сидят на стульях. К ним пришла посылка с картинками. Нужно правильно определить, кому какие картинки следует отдать. Например, Соня и Шура. Для Сони — картинки со звуком «С», а для Шуры -   со звуком «Ш».  Ребёнок поочерёдно называет картинки и распределяет их между Соней и Шурой.

Аналогичными могут быть игры «Повесь на нужное дерево картинку», «Загрузи машины правильно», «Подари каждому его вещь» и др.

Игра «Ножки — ладошки». Педагог называет слова на различаемые звуки, а ребёнок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово с одним из звуков, и топнуть ногой, если с другим. Например, на слово со звуком «Р» - хлопнуть, а со звуком «Л» - топнуть.  

Также могут использоваться игры предыдущего этапа — автоматизации звука во фразе. Здесь фразы даются с дифференцируемыми звуками.  

       Развитие фонематического восприятия осуществляется на протяжении всех этапов, проходит как бы над ними и параллельно с ними. Причём не только на логопедических занятиях, но и на занятиях других специалистов (воспитателя, музыкального и физкультурного руководителя и др.). Это способствует формированию контроля ребёнком своей речи и правильности произнесения звуков.

      Таким образом, работа над коррекцией звуковой стороны речи осуществляется постепенно, постоянно и систематично, формируя звуки, закрепляя их правильное использование в речи, способствуя появлению контроля над исправленными звуками и собственной речью.

         В качестве иллюстрации к вышеперечисленным этапам можно предложить конспект индивидуального логопедического занятия

на автоматизацию звука «Р» в слогах, словах и фразе, с фотографиями.

Конспект индивидуального логопедического занятия

на автоматизацию звука «Р» в слогах, словах и фразе.

Цель: закрепление правильного произнесения звука «Р» в слогах, словах, фразе.

Задачи:

  • закрепить правильный произносительный навык звука «Р» в слогах, словах, фразе.
  • воспитывать навык правильного звукопроизношения.
  • развивать фонематическое восприятие, память.
  • совершенствовать выразительность речи.

Ход занятия.

  1. Оргмомент.

Сегодня мы продолжаем закреплять произнесение  звука Р, для этого мы отправляемся в путешествие на машине (два стульчика, составленных вместе, как в автомобиле). Ты – водитель. Заводи мотор! Ребёнок произносит долгий, изолированный Р.

  1. Основная часть.
  1. Уточнение артикуляции звука.

Одновременно логопед уточняет с ним артикуляцию звука: рот открыт, язык наверху, дрожит. Стоп! Мы приехали к лесной тропике. Она волшебная!

  1. Автоматизация звука «Р» в слогах.

 Если правильно произнести слоги со звуком Р, когда идёшь по ней, то можно найти волшебное дерево (произносим заданные слоги, например, РА – РЫ, одновременно шагаем по выложенным на ковре фигурам). Мы пришли к дереву. А кто нас встречает? (Под деревом сидит кот учёный с грифельной доской, на которой «написаны» слоги – слоговые загадки). «Я кот Мурыч, кот учёный. У меня – доска с загадками слоговыми. Поможете мне по шифру прочитать, тогда и яблоко с волшебного дерева, золотое нам достать». Поможем Коту Мурычу? «Все треугольники – слог РО, все сердечки – АР, а все квадратики – ОР». (Ребёнок «читает» шифр. Можно на начальных этапах брать только два вида слогов). «Спасибо вам. А теперь заглянем под дерево. Вот оно, яблоко золотое, само к нам прикатилось. Возьмём его и откроем. Что там?»

3. Автоматизация звука «Р» в словах.

 А там семена, да не обычные, все с картинками. Превратим семечки в картинки, если правильно произнесём в их названии звук Р. Если Р неправильно говорится, то и картинка обратно в семечку превратиться. (Ребёнок поочерёдно переворачивает «семечки», называя картинки со звуком Р. Названные картинки выкладываются веером).

4. Автоматизация звука «Р» во фразе.

«А теперь я буду выбирать понравившиеся мне картинки, а ты будешь придумывать предложения со словами, которые на них нарисованы». Согласны! Мы закроем глаза, а ты, кот Мурыч, выбирай картинку! Начинаем! (Ребёнок закрывает глаза, затем открывает и называет выбранную котом картинку, составляя предложение с заданным словом. 2 – 3 картинки на игру). «Спасибо вам за то, что выручили меня и поиграли с золотым яблоком! Я думаю, вам тоже понравилось со мной играть?» Конечно, Мурыч! Но мы ещё знаем такие весёлые загадки, где живёт звук Р, который ты так любишь. Вот послушай и отгадай. (С помощью педагога ребёнок повторяет тексты загадок, стараясь чётко произносить Р, а кот пытается «отгадать». Загадки: Разноцветное коромысло над лесом повисло. (Радуга). Верен морю как матрос белокрылый…. (альбатрос) и др., всего 2 – 3 загадки). Ну, вот наше путешествие и закончилось. Попрощаемся с котом Мурычем и пригласим его к себе. (Прощаемся, приглашаем).

  1. Итог занятия.

Какой звук мы сегодня повторяли? Что тебе запомнилось больше всего на занятии?



Предварительный просмотр:

Алифанова Е.А., Егорова Н.Б. Логопедические рифмовки и миниатюры. Пособие для логопедов и воспитателей лого групп. — М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1999. — 80 с. (В помощь логопеду)


ПРЕДИСЛОВИЕ
Пособие предназначается для автоматизации
и дифференциации звуков у детей старшего до-
школьного и младшего школьного возраста. Ле-
ксический материал структурно располагается
следующим образом:
Автоматизация и дифференциация звуков С,
С', 3, 3', Ц.
Автоматизация звуков Ш, Ж.
Дифференциация свистящих и шипящих зву-
ков.
Автоматизация звуков Ч, Щ и их дифферен-
циация со звуками, сходными по месту и спо-
собу образования.
Автоматизация и дифференциация звуков Л,
Л',Р,Р'.
Свое пособие мы назвали «Логопедические
рифмовки и миниатюры».
Рифмовки — это специальные упражнения,
построенные по законам ритма и рифмы, служа-
щие определенной дидактической цели. Цель,
которую мы ставили перед собой, сочиняя эти
тексты, — максимально наполнить речевой ма-
териал изучаемым звуком и при этом по возмож-
ности исключить дефектно произносимые звуки.
Насколько мы справились с поставленной за-
дачей судить Вам, уважаемые коллеги. Мы на-
деемся, что книга пригодится логопедам образо-
вательных и медицинских учреждений, воспи-
тателям, родителям, занимающимся с детьми по
заданию логопеда, а также детям для самостоя-
тельного чтения

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ
Автоматизация звуков С, С' *** *** *** ***
Автоматизация звуков 3, 3' *** *** ***
Автоматизация звука Ц *** *** ***
Дифференциация звуков с-з-ц *** *** *** *** ***
Автоматизация звука Ш *** *** ***
Автоматизация звука Ж *** *** ***
Дифференциация звуков С-Ш *** ***
Дифференциация звуков З-Ж *** *** ***
Автоматизация звука Ч *** ***
Дифференциация звуков Ч-Т' *** ***
Дифференциация звуков С-С'-Ц-Ч-Т' *** *** ***
*** *** ***
Автоматизация звука Щ *** ***
Дифференциация Ч-Щ
*** ***
Автоматизация звуков Л, Л' *** *** *** *** ***
***
Автоматизация звуков Р, Р' *** *** *** *** *** *** *** *** ***
Дифференциация звуков Л-Р-Л'-Р' *** *** ***
ДРУЗЬЯ ***

Автоматизация звуков С, С'


Стынет суп у Сони, Светы,
А они сосут конфеты.


Санин папа купит сыну снегокат,
А когда весна настанет — самокат.


Сом беседует с сомом:
Где сому поставить дом?
— На песке, само собой!
Есть и свет там, и покой.


Днём сонные совы
На соснах сидят,
Когда все уснут •
На охоту летят.

Тихо-тихо сон идёт.
Сказки новые несёт.
Сказки обо всём на свете...
Так бегом в постели, дети!


Из кискиной миски пёс
Сегодня «Вискас» унёс,
А киска у пса из миски
Ест с аппетитом сосиски.


Сам сказать сумей-ка:
В саду стоит скамейка,
На скамейке сидит кот,
Он нам песенки поёт.


Сколько всего у Сони котят,
Если два — под скамейкой сидят,
А пять на софе спокойно спят?

Соня спит и видит сон:
Снова снегом занесён
Дом и сад,
И синий всюду, всюду иней.

Есть у Сани снегокат,
Есть у Сани сани.
Дайте Сане снегопад, —
Он катать всех станет.


У Светы о сове есть сказка.
Сова в ней надевает маску
И, сев в кусты, свистит, сопит...
Не спит сама и лес не спит.                        

 Сойка, сидя на сосне,
Поёт песню о весне,

 О том, как солнце светит

 Всем на свете детям.


СОБАКА СОЙКА В ЛЕСУ


У Стаса собака Сойка. В субботу
Стас с Сойкой идёт в лес. В лесу Стас
спускает собаку с поводка. Сойка бе-
гает по кустам и нюхает следы. Вот
след лисы. Собака идёт по следу, но
находит не лису, а сову. Сова сидит
на сосне и спит. Сойка стоит под со-
сной и думает, как достать сову. Но
сова сидит высоко, а собаки не уме-
ют летать.
Стас свистит Сойке. Надо идти до-
мой. До свиданья, сова!

Автоматизация звуков 3, 3'


Две козы и два бизона
Потоптали все газоны.
У Зои своя коза.
Зовут козу Егоза.
Не знает Зоя покою
С козою своей Егозою.

Мама Лизы, мама Зины
Побывали в магазине.
Лизе купили зайку,
А Зине — мозаику.
Знает Зоя: иногда
Падает с небес звезда.
Звездопад тех удивит,
Кто, когда темно, не спит.

Много у зимы забот:
Выпустить позёмки, вьюги,
Замести везде пути —
Ни заехать, ни зайти.

Знает Знайка всё о звёздах.
Он возводит звездолёт.
На закате звездолёт
К звёздному пути пойдёт,
Достигнет заданной звезды
И всем мигнёт из темноты.
Забывает медведь о заботах зимой,
Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.*

ЗВЕНИТ ЗВОНОК


Звенит звонкий звонок. Он зовёт
всех на занятия. Нельзя опаздывать.
Об этом знают все дети

* Может быть использовано для дифферен-
циации звуков С-3.

ЗАБАВНЫЕ ЗВЁЗДЫ


На небе засияли звёзды. Зоя и Лиза
отодвинули занавеску и залюбова-
лись звёздным небом. Звёзды подми-
гивали им. «Какие забавные звёзды!»
— смеялись Лиза и Зоя. — «Так да-
леко от земли, а нас видят!»
Загадки загадали дети
О вазе, звонке и газете,
О зайке, козе и бизоне,
О звёздах, гнезде и газоне.

Автоматизация звука Ц


Целый месяц кузнецы
Цепь ковали в кузнице.
Цыплёнок, находясь в яйце,
Знакомится со звуком Ц.
И только, выйдя из яйца,
На «цып-цып» отзывается.

У цапли птенцы
Такие удальцы!
На одной ноге не лень
Стоять им с цаплей
Целый день.

Яйца увидав, куница
Цепенеет, пятится;
Так как яйца не наседки,
А змеи — её соседки.
В этих яйцах нет цыплят,
В них змеиный детский сад.
Цапля к пятнице готовится:
В этот день со всех концов
Слетятся птицы на околицу
Полюбоваться на птенцов.

У наседки наконец
Вылез из яйца птенец.
Глядит наседка на птенца,
Глядит, не налюбуется:
Будет Петенька певец,
Как петух — его отец.

Много песен у певицы:
Есть о цапле, о кунице,
Есть о зайце, о кольце,
Об удалом молодце.*
Котёнок Цап кусается,
Цыплёнок Цып клюётся,
Обоим от хозяйки
За это достаётся.
И вместе веселиться
Им не удаётся.
* Используется при отсутствии дефекта в
произношении звука Л.

ПЕВЦЫ


Цыплята, увидев утёнка, хваста-
ются:
— Вот какие мы певцы! Как папа!
В пятницу мы будем выступать на
сцене.
— Какие вы певцы? — удивляется
утёнок. — В пятницу съедутся зна-
менитые певцы, а не птенцы.
Цыплята, попив из блюдца водицы,
пели под акацией весь день, пока не
осипли. Потом поплелись к наседке
узнать, когда наконец они станут
певцами. Наседка смеётся: «Вы у
меня умницы. Если будете занимать-
ся, обязательно станете знамениты-
ми певцами». *
* Может быть использован для дифференциа-
ции звуков С - 3 - Ц.

Дифференциация звуков с-з-ц

Звуки С-3


Забывает медведь о заботах зимой.
Спит он под завывание вьюг.
Снегопады идут и позёмки метут,
А медведь до весны видит сны.
Знает зайка сотню сказок,
Сто загадок, сто затей.
Созывает всех весной
Он в свой домик под сосной.

Сазан с фазаном занавеской
Завесили своё окно.
Засов задвинув,
Засыпают сазан с фазаном.
И не знают,
Как за окном на высоте
Мигают звёзды в темноте.
Новый зонт у тёти Зои.
Он от солнца и от зноя.
Создаёт тот зонтик тень
В самый-самый знойный день.

Хозяин собаку зовёт за собою.
Собака не знает ни сна, ни покоя.Обязана сумку, газету нести,
За это хозяин её угостит.
Хозяин собаку зовёт на охоту.
Одна у собаки там будет забота:
В засаде сидеть, не зевать
и не спать,
Взять след, если надо кого-то
поймать.

ВКУСНАЯ ЗЕМЛЯНИКА


Захотела коза посадить у себя
сладкую землянику. Взяла несколь-
ко кустиков в лесу и засадила полос-
ку земли около дома. Зацвела весной
земляника, а потом поспели ягоды.
Позвала коза соседей и угостила всех
своей земляникой.*
* Используется при отсутствии дефекта в про-
изношении звука Л.

ЛЮБОПЫТНАЯ СОВА


Не спит лупоглазая сова когда тем-
но. В темноте глаза совы всё видят:
вот зайка поскакал, вот суслик зев-
нул, лиса в кустах затаилась. Когда
весь лес заснёт, сова вылетит из ду-
пла; везде заглянет, всех напугает, а
потом усядется на сук и заухает.*
Звуки С-З-Ц
Гусеница боится синицу,
Синица боится куницу,
Куница боится песца,
А стих боится конца.
Забавной обезьяне
На месте не сидится.
Весь день та обезьяна
Поёт и веселится.
* Используется при отсутст-
вии дефекта в произношении
звука Л.

Синица, цепи нацепив,
Хвалится соседке:
— Али я не умница,
Али я не модница?
Сойка удивляется:
— Цепь к лицу цепному псу,
А если птица умница,
То не станет птица
Цепью хвалиться.
В звёздном небе светится
Звёздная медведица.
Помогают звёзды те
С пути не сбиться в темноте.

САНИН СОН


Спит Саня и снится ему сон. Садит-
ся он в самолёт и летит высоко-вы-
соко. Летит над лесом, над садом. Во
сне Саня совсем не боится высоты.

Змейка сидит под кустом.
Думает змейка о том:
"Не надо бояться змей,
Ведь змеи не всех сильней;
И только тогда они злятся,
Когда сами кого-то боятся".

Автоматизация звука Ш


Уж шипит мышонку:
— Кыш! —
Ты мышонок, а не мышь!
Мошки и букашки
Мешают Гоше и Пашке.
Две букашки на опушке
Шьют мышатам по подушке.
У Маши книжка «Мишкина каша».
У Миши книжка «Медведи и Маша».
Шумит на опушке
Мишка Топтыжка.
Шишка на макушке
У бедного мишки.

Шубу, шапку и калоши
Мы найти никак не можем.
Вот такие шутки
У нашего Мишутки!

У Маши котёнок Тимошка,
У Миши мышонок Тотошка.
Не могут Тотошка с Тимошкой
Не шуметь хотя бы немножко.

Наша кошка под окошком
Шутит с мышкой по-немножку.
Что-то не до шуток мышке,
Помогу-ка я малышке.*
* Используется при отсутствии дефекта в
произношении звука Л.

У мышонка Тотошки
Кашки немножко.
Думает Тотошка
Отдать кашку кошке.
И не будет кошка
Шипеть на Тотошку.
Пишет школьник Паша:
Шапка, шайба, каша,
Мышка, мошка, шутка,
Шахматы, мишутка.

ШАХМАТЫ И МЫШИ


Два мышонка шумели и шутили на
опушке. У каштана мышата нашли
шахматы. Ушли они в камыши, что-
бы им не мешали. Тишина в камы-
шах: ни шума, не шёпота. Увлекли
мышат шахматы.

ШУБА ДЛЯ ПУШКА


Маша и Наташа шьют котёнку
Пушку шубу. Пушок недоволен. Он
шипит:
— Ну уж нет! Не буду я надевать
вашу шубу! Мне больше моя шубка
подходит.

Автоматизация звука Ж


Ежу и ежонку
Ужин нужен.
Дадим ежевики
Ежам на ужин.
Каждый жук жужжит о том,
Как же жутко быть жуком, —
Каждый может обижать.
Как об этом не жужжать?

Жадная жаба на свете живёт,
Жадность той жабе спать не даёт.
Даже жутко — не одна
Такая жадная она!

Неуклюжий медвежонок
Ежедневно ужин ждёт,
Ведь на ужин медвежонок
Пьёт охотно жидкий мёд.

ЁЖИК-ЛЕЖЕБОКА


Между двух ёлок живёт лежебока-
ёжик. Живёт, не тужит, нет нужды
никуда бежать. Наденет ёжик жёл-
тую пижаму и лежит, важный такой.
Никто его не уважает. Да и как же
можно так жить?!*
* Используется при отсутствии дефекта в
произношении звука Л.

Жук отважный однажды,
Жужжа, ожидал ужин важный.
Должен он был за ужином
Обслуживать жужелиц дюжину.
Дождик, дождик,
Лей, лей!
Капель не жалей! Лей!
Дождик, дождик,
Ты нам нужен! —
Пели жабы, лёжа в луже.*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание для родителей будущих первоклассников. Тема: " Речевое развитие детей. Коррекция звукопроизношения"-презентация.

Тема: «Речевое развитие детей.Коррекция звукопроизношения»  Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, безусловно, требующий определенного   уровня гот...

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения.

Методический материал в помощь логопеду при работе с зондами....

конспект индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения

методы и приемы закрепления   звука р в слогах, словах, стихах...

Коррекция звукопроизношения у младших школьников

(из опыта работы учителя − логопеда высшей квалификационной категории МОУ СОШ № 1,р.п. Большеречья Омской области). Поступление ребенка в школу важный и ответственный момент, как в жизни самого м...

Коррекция звукопроизношения

Если у ребенка неправильное звукопроизношение, а логопедическая помощь недоступна, то родители могут самостоятельно попытаться помочь своему ребенку, используя данный материал....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ "Коррекция звукопроизношения"

Если  ребёнок  посещает  занятия с учителем-логопедом, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно или даже за два занятия. Для это...