Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.
статья по теме

Давидович Валерия Григорьевна

Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе и детей с  умственной отсталостью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в коррекционно-логопедической работе с умственно отсталыми детьми.

.

Одним из основных направлений информатизации современного образования является использование компьютерных технологий, как метод эффективного воздействия на психо - речевое развитие детей, в том числе и детей с  умственной отсталостью.

Наряду с традиционными методами и формами работы я стала применять нетрадиционные,  к которым относятся информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ способствует повышению  мотивации детей,  повышает их познавательную активность, служит  одним из средств оптимизации и индивидуализации процесса коррекции речи.

Основные принципы, положенные в основу применения компьютерных технологий:

- системный и деятельностный подход к коррекции нарушений речевого развития, который заключается в доступном, системном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования у ребенка с  умственной отсталостью навыков правильной речи;

-   индивидуализация (ориентирует на организацию учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей);

- игровая форма обучения;

- интерактивность;

- полисенсорное воздействие, при котором слуховое восприятие информации сочетается с опорой на зрительный контроль, что позволяет задействовать сохранные анализаторы и способствует активизации компенсаторных механизмов;

- создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации у детей.

Занятия с использованием компьютера провожу фрагментарно, при этом считаю обязательным соблюдение следующих условий для сбережения здоровья ребенка, т.е. соблюдение СанПиНов:

  • использование новых моделей компьютера;
  • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы);
  • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд;
  • включение в занятия учителя-логопеда игр, направленных    на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и в первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью психических процессов. В связи с общим недоразвитием аналитико-синтетической деятельности у этих детей с большим трудом формируются все языковые обобщения, замедленно усваиваются все закономерности языка.

Все указанные факторы определяют как медленный темп усвоения речи, так и качественное недоразвитие всех ее компонентов: фонетико-фонематической стороны, лексики и грамматического строя речи.

Поэтому на подгрупповых и индивидуальных занятиях использую  компьютерные презентации, которые способствуют коррекции этих  нарушений.

Коррекционная работа с использованием ИКТ осуществлялась по следующим направлениям: развитие артикуляционной моторики, автоматизация звуков, развития фонематического восприятия, развития языкового анализа и синтеза, формирование лексико-грамматических категорий, развитие связной речи,  формирования  просодического компонента речи, развитие высших психических функций, диагностический блок. 

По каждому из направлений были созданы  презентационные материалы:

Развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика). Как показывает практика, этап постановки звука, для большинства детей является утомительным занятием. Основной прием постановки звуков – это артикуляционные упражнения. Мной подготовлены  презентационные материалы («Сказка о весёлом язычке»; «Утро с котом Мурзиком»), которые  способствуют развитию артикуляции.  Благодаря им удается строить занятие, учитывая индивидуальные особенности ребёнка, выбирать только нужные упражнения, задавать длительность каждого из них, и модифицировать их в случае необходимости.

Автоматизация звуков (автоматизации поставленных звуков в слогах, словах, фразах и связной речи). Презентации:  «Звук [с]»;   «Звук [з]»;   «Звук [ш]»;   «Звук [ж]»;  «Звук [р]»;   «Звук [л]»;   Произношение звука закрепляется сначала в более легких произносительных позициях, затем в более сложных. Слова для автоматизации звуков ребенок повторяет вслед за логопедом или произносит по картинке. Работа по автоматизации звука в предложении строится таким образом: ребенок должен повторять вслед за логопедом (мультипликационным героем) предложение, в котором неоднократно встречается автоматизированный звук, выделяя изученный звук.

Развитие фонематического восприятия. Игры «Угадай, кто кричит»;  «Подарки для Зайчика», «Мышата»

Развитие языкового анализа и синтеза. Упражнения «Волшебный цветок», «Подбери схему», «Составь схему»

Формирование лексико-грамматических категорий – словообразование, словоизменение.  Игры-упражнения «Кем быть», «В гостях у Винни-Пуха», «Времена года», «Собери грибы», «Кто чем управляет», «Предлоги», «Чей детёныш», «Потерялся хвост».

Развитие связной речи– пересказ (составление) текста с опорой на серию сюжетных картинок.  Презентации «Времена года», «Как щенок нашёл друзей», «Хитрая мышка»

Формирование  просодического компонента речи. Игры, направленные на формирование и развитие правильного речевого выдоха, силы и высоты голоса, воспроизведения ритма: «Мыльные пузыри», «Мишка и пчёлы», «Петруша летит в гости», «Полёт воздушного шарика», «Прощальная песня птиц», «Песенка пчелы», «Дятел и  лесное эхо», «Три медведя».

Диагностический блок.  Презентация «Картинный материал для            диагностического обследования речи  детей».

В большинстве презентаций используются образы сказочных и мультипликационных героев.  Ребенок выполняет работу совместно с этими героями. Герои участвуют в процессе всей коррекционной работы, создают ситуацию успеха. Мультипликационный герой поддерживает работу ученика репликами: «Молодец!», «Замечательно!»,

Наряду с использованием собственного ЦОРа применяю в своей практике готовые компьютерные программы.  Были приобретены: логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры»; «Учимся говорить»,  «Баба Яга учится читать»

Яркие рисунки, объемное изображение, звуковое сопровождение    действий, познавательная направленность упражнений, игровая интерактивная форма подачи учебного материала и веселые ведущие делают программы привлекательными, способствуют повышению мотивационной   готовности детей к логопедическим занятиям.

Применение ИКТ в коррекционной работе позволило сделать мне следующие выводы:

     – компьютер становится необходимым средством обучения детей;

     – использование ИКТ повышает мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности; способствует коррекции речевых нарушений и развитию высших психических функций;

     – способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – компьютерные герои, затем рисунки с компьютерными героями);

   - активное применение компьютерных технологий в учебной деятельности значительно экономит время, средства и силы  педагога при подготовке к занятиям.

Библиография:

  1. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
  2. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005
  3. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6 (13).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в работе с умственно-отсталыми детьми по оздоровлению и профилактике заболеваний с использованием фольклора.

В статье ставится проблема поиска новых форм и методов коррекционного обучения детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Анализируются отличительные особенности детей  со сложной структурой ...

Методическая разработка "Организация психокоррекционной работы с умственно отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития путем развития мелкой моторики пальцев рук на занятиях оригами

 Работа с детьми – олигофренами  и детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраста показывает, что их обучение и воспитание должно построено специальным образом. ...

Статья «Коррекционно – воспитательная работа с умственно – отсталыми детьми и детьми с задержкой психического развития по социальной адаптации в детском доме»

Современный воспитатель должен уметь оказать своему воспитаннику помощь, как педагогическую, так и психологическую, суметь скорректировать его поведение таким образом, чтобы общество приобрело личност...

Сообщение Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с умственно-отсталыми детьми»

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников с интеллектуальной недостаточностью. В настояще...

«Использование сказкотерапии в работе с умственно отсталыми детьми»

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. ...

Статья на тему:"Использование арт – терапевтических технологий в работе с умственно отсталыми детьми."

Арт-терапия в учреждениях образования — это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Она представляет собой совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и о...