Развитие звукового анализа и синтеза слов у младших школьников
презентация к уроку по теме

Найдюк Ирина Васильевна

При устранении фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза  проводится систематическая работа по развитию умения анализа и синтеза речевых единиц.Данная работа сожержит презентацию, задания вида: определите гласный звук  в слове; определите ударный гласный в слове; определите картинки, в названии которых 4 звука (5 звуков); разложите картинки в порядке возрастания количества звуков в словах; выделите первый звук и составьте слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_zvukovogo_analiza_i_sinteza.rar2.55 МБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

          Автор:  Найдюк Ирина Васильевна, учитель-логопед  МБОУ  СОШ  №17 г. Петропавловска-Камчатского.

Медиапродукт: дидактический материал   по  развитию  языкового анализа и синтеза.

Аудитория: 1 - 2 классы.

УМК: без ограничений.

Цель: Развитие навыков  звукового  анализа и синтеза

Задачи:

  • Развивать умение слышать и выделять гласные звуки из слов.
  • Закрепить полученные знания в письменной речи.

Особенности работы с презентацией 

Развитие    звукового  анализа  и синтеза  слов

Задания:

  1.  Определите  гласный звук в слове.

      На слайде появляются картинки.    Учащимся необходимо назвать картинки, выделить гласные звуки из названий этих картинок.

Слайд 2 - гриб – и, чай – а, кот – о, сок – о, жук – у, мак – а, суп – у;

Слайд 3 - лист - и, лук – у, сыр – ы, мост – о, парк – а, гусь – у, тигр – и, волк – о.

  1. Определите гласные буквы в словах.  Слайд 4

Под каждой картинкой схема слова. Необходимо назвать гласные буквы в словах:

    Трава -     а  а ,     цветы –   е  ы ,     горы -     о   ы ,    тучи -   у  и  ,  камни -  а   и  , аист - аи     .

  1. Определите  ударные  гласные   в словах. Слайд 5

Необходимо назвать слово и выделить ударный гласный звук в словах – названиях картинок:

Зонт -  о, корзина - и, свеча -  а, море – о, роза – о, груша – у, персик – е, часы - ы.

  1. Определите картинки, в названии которых  4 звука (5 звуков).

Учащимся предлагается рассмотреть картинки, назвать их и определить количество звуков в слове. Выполнить звуковой анализ слов.

Слайд 6 - слова: слон, лес, лев, рыба, шапка, утки  - 4 звука.

Слайд 7 - слова: бусы, лимон, малина, плащ, кепка, сумка - 5 звуков. 

  1. Сопоставьте звуковые схемы со словами.

Необходимо назвать слово, определить количество звуков и соотнести со звуковой  схемой.

Слайд 8 - Звуки гласные и согласные твёрдые

Слова 1 группы: сом, дом, сок.

Слова 2 группы: ваза, роза, луна.

Слайд 9 - Звуки гласные, согласные твёрдые и мягкие

Слова 1 группы:  зима, репа, лиса.

Слова 2 группы: гуси, дыня, сани.

  1. Разложите картинки в порядке возрастания количества звуков в словах.

Необходимо назвать слова – названия картинок, определить количество слов и распределить по группам:

Слайд 10  

3 звука – жук, лев;

 4 звука –  утюг, мост;

5 звуков – грибы, белка.

Слайд 11  

 4 звука – рыба, тигр;

5 звуков – жираф, зебра;

 6 звуков – корова, собака.

  1. Составьте  слова  из букв. 

Учащиеся называют буквы и составляют из них слова. Правильно составленное слово и картинка появляется по щелчку  мыши.

Слайд 12 -  т, к, и – кит,   а, ш, р - шар,    а, б, а, ж – жаба,   у, к, т, а – утка, о, ш, к, к, а – кошка.

Слайд 13 – ч, м, я – мяч,    я, а, з, ц – заяц, б, х, е, л – хлеб, й, к, а, е. л – лейка,   а, з, б, р, е -  зебра.

  1. Выделите  первый звук слов и составьте  слово.

Учащиеся называют слово – название картинки и выделяют первый звук.  По первым звукам составляют слово. По щелчку  мыши  появляются буквы и всё слово.

Слайд 14 – дыня, остров, мак - дом

                  - лук, ирис, сорока, акула – лиса

Слайд 15 -  стол, овощи, воробей, астры - сова

                  - клубника, ослик, заяц, ананас – коза

Слайд 16 -  ландыш, утка,  жук , апельсин – лужа

                 – картофель, рыба, арбуз, слон, кексы, иголка – краски

Список использованной литературы.

  1.   Ефименкова Л.Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов.  - М., 2001 г.
  2. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В.  Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников.  - С.-Петербург., Союз, 2001 г.
  3. Садовникова И.Н.  Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников . - М., Владос, 1995 г.
  4. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации родителям по развитию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с речевыми нарушениями

Давайте вспомним, что представляют собой мыслительные операции анализа и синтеза мышления.Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – ...

Звуковой анализ и синтез слов. Звук и буква У.

Конспект логопедического занятия....

Развитие фонематического восприятия и звукового анализа и синтеза как основа коррекции нарушений устной речи и профилактики нарушений письменной речи.

Поиск новых путей повышения результативности логопедической работы привёл к тому, что добиться положительного результата в коррекционной работе с детьми с ОНР можно, если изменить форму и содержание о...

Виды заданий для формирования и развития языкового анализа и синтеза у младших школьников по лексической теме "Зима"

В Данной методической разработке представлены задания, объединённые лексической темой "Зима". Расположены задания в порядке, следующим от слогового анализа к текстовому. Они связаны логично ...

Овладение навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова

Данный методический материал представляет консультацию для родителей, которая поможет в овладении ребенком навыками звукового и слогового анализа и синтеза слова....

Использование дидактических игр и упражнений для развития звукового анализа и синтеза у детей с ОНР

Благодаря использованию дидактических игр процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Использование игр в системе логопедической работы позвол...