Программа «Развитие связной речи как ведущее средство коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социуме»
рабочая программа (9 класс) на тему

Иванова Марина Сергеевна

Данная программа составлена на основе пособия И. Н. Лебедевой «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине». Рассчитана на детей, обучающихся по программе школы VIII вида (5-9 классы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx40.85 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

Муниципальное   бюджетное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Куйбышевского района – Чумаковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья, VIII вида

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_____________ П.И. Новиков

«___»_______________ 20__г.

Программа

««Развитие связной речи как ведущее средство коммуникации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в социуме»

Составитель: Иванова Марина Сергеевна,

воспитатель

Чумаково

2013г.

 Пояснительная записка

Согласно междисциплинарному словарю «Язык. Речь. Коммуникация», который трактует связную речь как термин, употребляемый в трех значениях: 1) деятельность говорящего, процесс выражения мысли (процесс связной речи); 2) текст, высказывание, продукт речевой деятельности (анализ связной речи);  3)раздел методики развития речи (методика формирования связной речи).

 В широком смысле связная речь рассматривается как акт коммуникации. Под связной речью понимают единицу речи, составные языковые компоненты которой представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. Признается, что связной речью являются отрезки речи, которые не обладают значительной протяженностью и не расчленяются на самостоятельные части, но характеризуются «самодостаточностью смысла и коммуникативной автономностью». Под отрезками (единицами) связной речи с лингвистической точки зрения понимаются высказывания, словосочетания, предложения, тексты.

        У детей с нарушением интеллекта развитие связной речи имеет свои особенности. Отставание в развитии речи начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Нарушения связной речи у этой категории детей обусловлены многими факторами: недостаточным анализом ситуации, трудностью выделения из ситуации существенных и второстепенных компонентов (элементов), нарушением смыслового программирования содержания связного текста, недоразвитием способности удерживать программу, неумением развертывать смысловую программу в виде серии предложений, связанных между собой.

В структуре личности ребёнка с ОВЗ связная речь является одной из важнейших составляющих, от уровня развития которой зависит умение донести до окружающих свои мысли, чувства, переживания, используя весь арсенал речевых средств в общении. Именно поэтому возникла необходимость в создании программы по развитию связной речи у детей с ОВЗ.

Данная программа составлена на основе пособия И. Н. Лебедевой «Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине».

Цель программы – создание условий для успешного развития связной речи воспитанников школы VIII вида как первичного средства коммуникации в социуме.

Программа развития связной речи, помимо основной цели, выполняет следующие функции:

  1. обучающую – обогащение информацией об окружающем мире, развитие связной речи;
  2. коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив;
  3. релаксационную – снижение психоэмоционального напряжения;
  4. воспитательную -  психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций;
  5. развивающую – развитие двигательной сферы, психических процессов.

Представленная цель реализуется с помощью задач:

  1. Диагностика и изучение анамнеза речевого развития детей.
  2. Конструирование специальной пространственно-развивающей среды.
  3. Развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности детей.
  4. Социально-личностное воспитание и эмоциональное развитие детей.
  5. Расширение познавательного опыта детей.
  6. Моторное развитие.

Методика И. Н. Лебедевой «Развитие связной речи дошкольников»  основана на обучении рассказыванию по картине.

 Основные методические приемы, активизирующие развитие связной речи при обучении рассказыванию:

  • предварительная беседа с использованием личного опыта детей;
  • определенная последовательность вопросов, обеспечивающая целостность восприятия;
  • совместные речевые действия с планом дальнейшего повествования;
  • коллективный рассказ;
  • составление рассказа по фрагментам картины;
  • использование графических схем и наглядных опор;
  • включение игр, предполагающих импровизированные диалоги и монологи и так далее.

        На первоначальном этапе проводится диагностика, основанная на обучении рассказыванию по картине, в результате которой выявляются дети, требующие логопедической коррекции.  

Методические условия реализации плана-программы

Разработанная нами модель обучения рассказыванию по картине предполагает следующие организационные формы: занятие, совместную деятельность взрослого и ребенка (индивидуальное занятие), экскурсию.

Мы рекомендуем ориентироваться на концентрический принцип построения содержания занятий: от предметной стороны определенной области действительности к ее смысловой стороне, изображенной на картине, а затем к интерпретации смыслового содержания речевыми средствами.

Кроме того, практика нашей работы показала необходимость линейных связей между занятиями различных специалистов:воспитателя, учителя-логопеда, классного руководителя, педагога-психолога. Эти связи основаны на общей тематике занятий, единообразных приемах взаимодействия взрослого и ребенка, тщательном анализе уровня знаний  умений детей, общности педагогических замыслов и задач.

Воспитатель решает задачи по развитию связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности.

Необходимым условием для развития связной речи в процессе обучения рассказыванию по картине является развитие мотивационно-потребностной сферы речевой деятельности детей.

Содержательными компонентами модели обучения рассказыванию по картине являются ее взаимосвязанные звенья.

Взаимосвязанные звенья в модели обучения рассказыванию по картине детей могут быть представлены следующим образом.

Первое звено  - формирование мотивационного аспекта восприятия картины.

Второе звено  - формирование перцептивного образа (восприятие художественного образа) и организация последующего речевого общения.

Третье звено  - организация символико-моделирующей деятельности, воспроизводящей художественные образы картины в окружающей действительности.

Четвертое звено  - перевод содержания изображения в речевой план, развитие лексико-грамматических средств языка.

Пятое звено  - самостоятельное рассказывание, принятие роли рассказчика в коммуникативной ситуации «рассказывание-слушание».

Мы адаптировали программу И. Н. Лебедевой под требования, предъявляемые к процессу обучения и коррекции в школе VIII вида, мы предлагаем следующее:

а) Первые занятия посвятить художественному творчеству с дальнейшей работой по изображению, сделанному самим ребёнком, так как ребёнку с ОВЗ легче начинать работу с чем-то, что он достаточно легко понимает и может передать это в границах своего запаса понятий и словарного запаса.

б) Ввести в курс программы – экскурсии. Так как в  нашем населённом пункте есть возможность проводить экскурсии на природу, так как в непосредственной близости от школы находится лесной массив.

Художественное творчество

Цель предложенного блока, также как и всей программы – развитие связной речи.

Задачи:

  1. Провести диагностику развития уровня мелкой моторики каждого ребёнка в группе. Сделать выводы.
  2. Адаптировать психику ребёнка с ОВЗ к курсу предложенных  заданий в дальнейшем занятии.
  3. Ознакомиться с коммуникационными возможностями каждого отдельного ребёнка с ОВЗ в группе.

Мы планируем получить следующие результаты: выяснить уровень развития мелкой моторики каждого ребёнка и в соответствии с ним проводить дальнейшую работу с ребёнком, то есть детям с низким уровнем развития мелкой моторики давать посильные задания. Важно, что благодаря простейшей изобразительной деятельности вхождение ребёнка с ОВЗ в курс логопедических занятий произойдёт достаточно легко безболезненно для психики ребёнка. Возможно, это поможет избежать аффективных вспышек и реакции негативизма как протеста ребёнка с ОВЗ против нового вида деятельности связанного с эмоционально - волевым усилием.

Благодаря как изображённому на рисунке ребёнком с ОВЗ, так и его рассказу мы сможем предварительно судить об уровне коммуникационных компетентностей (в том числе и уровня связной речи) каждого отдельного ребёнка с ОВЗ в группе.

По теме данного блока мы предлагаем провести занятия:

  1. Рисование на свободную тему (предложить детям нарисовать какой-либо пейзаж). Не рекомендуется позволять детям рисовать героев художественных и мультикаплеционных фильмов
  2. Составление рассказа по собственному рисунку.
  3. Составление рассказа по изображению  картин художников (подобрать с помощью ресурсов всемирной сети Интернет для каждого ребёнка пейзажные картины различных художников).

Экскурсии

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

  1. Дать ребёнку возможность развивать связную речь на доступном привычном знакомом материале, задействовав при этом не только зрительный анализатор (как предложено  в программе И. Н.  Лебедевой)
  2. Оказать влияние на стабилизацию эмоционального фона или даже  попытаться склонить эмоциональный фон ребёнка в положительную сторону.

Если в программе И. Н. Лебедевой в основном задействован только зрительный анализатор (работа по картине), то во время экскурсии в лес, на огород или водоём задействованы все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный, с расширением зоны восприятия информации ребёнком с ОВЗ. Таким образом,  расширяется словарный запас, которым должен оперировать ребёнок, чтобы описать испытываемые им ощущения.

Не будем забывать о том, что под общей аббревиатурой ребёнок с ОВЗ мы в данном случае подразумеваем детей с диагнозом по МКБ 10 (Международная классификация болезней) F 70 (лёгкая умственная отсталость) и сопутствующие ей поведенческие отклонения: СЭН (синдром эмоциональной неустойчивости), психопатоподобный синдром, СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Поэтому если мы хотим получить продуктивный результат своей логопедической деятельности, необходимо стабилизировать эмоциональный фон ребёнка с ОВЗ, в противном случае расторможенный ребёнок не только сам не захочет продуктивно работать с вами, но и не даст (своим неадекватным поведением) продуктивно работать с другими детьми.

По теме данного блока мы предлагаем провести занятия.

1) Экскурсия в лес        

2) Экскурсия на пришкольный огород. Сельскохозяйственные работы.

3) Экскурсия на водоём (река).

С целью закрепить раннее проведённую работу проводится итоговое обобщающее занятие.

Также в программу включены занятия по профилактике сквернословия.

обеспечение целостность и единство коррекционно-развивающего пространства в содержательном и организационном планах.

Тематический план работы

Дата

Тема занятия

Количество занятий

Блок 1. «Художественное слово»

2.04

Рисование на свободную тему

1

3.04

Составление рассказа по собственному рисунку.

1

4.04

Составление рассказа по изображению  картин художников

1

Блок 2. «Экскурсии»

5.04

Экскурсия в лес

1

6.04

Экскурсия на пришкольный огород весной. Сельскохозяйственные работы

1

7.04

Экскурсия на водоём (река)

1

Итоговое  адаптационное занятие по теме «Весна»

1

Блок 3. «Обучение рассказыванию по картине»

9.04

Занятия по картине В. Волосова «В Петергофском парке»

 

3

12.0

Занятия по картине В. Волосова «Деревенский натюрморт»

3

15.04

Занятия по картине И. Грабаря «Мартовский снег»

3

18.04

Занятия по картине Т. Жировой «Пирамида-великан»

3

21.04

Занятия по серии картин Т. Жировой «Играем с ёжиком»

3

24.04

Занятия с использованием картины Т. Жировой «Рубашки для черепашки»

3

27.04

Занятия по картине Т. Жировой « Строим сами - едем сами»

3

30.04

Занятия по картине Т. Ясировой «Разноцветные волны»

3

Блок 4. «Профилактика сквернословия как средство формирования красивой и правильной речи»

Анкетирование школьников «Моё отношение к сквернословящему человеку»

1

Внеклассное занятие: «Долой сквернословие!»

1

Беседа: «Учитесь говорить друг другу добрые слова»

1

Блок 5. «Закрепление подростками с ОВЗ навыка владения связной устной речью»

Беседа « Грамотная речь - основа успеха»

1

Повторная диагностика уровня развития связной устной речи

1

Подведение итогов. Заключительное занятие.

1

Всего:

37

Литература

  1. Блюмина М.Г. О некоторых принципах диагностики олигофрении у детей // Пятая конференция по дефектологии.  - 2001. -  № 4. -  с.23-47.
  2. Ефименкова Л.Н. Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей – олигофренов. М. Педагогика. 2000. - 230с.
  3. Ильина C. Ю.  Речевое развитие умственно отсталых школьников. 5-9 класс. КАРО. Коррекционная педагогика,  2005. – 240 с.
  4. Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучению рассказыванию по картине. Санкт-Петербург ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009
  5. Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М.: Педагогика, 1960. - 320с.

  1. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. — М.: АРКТИ, 2002. — 136 с.

        Приложение №2

                                                                                                                          Утверждаю

Директор школы

_________________П. И. Новиков

                                                                                        «___» __________________2012 г

Рисунок А. 1. Сравнительный анализ показателей уровня развития связной речи воспитанников с ОВЗ по итогам первичной и контрольной диагностики

По итогам коррекционно-развивающей работы была проведена повторная диагностика состояния связной речи детей с ОВЗ. Качественный и количественный анализ выполнения заданий исследования показали динамику в развитии связной речи у детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию связной речи в 5 классе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи в 5 классе для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.ТЕМА:  «Грамматическое оформление предложения: согласование глаголов с существител...

Доклад по теме «Инклюзивное образование как фактор личностного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: « Организационно-правовые основыреализации инклюзивного образования в массовой школе»...

«Значение партнёрства семьи и школы в становлении личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»

Статья посвящена особенностям работы с родителями детей с ОВЗ. О трудностях работы, приоритетных направлениях, результатах работы МБОУ "СОШ №1 города Анадыря" в данном направлении....

Консультация для родителей:"Помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья"

Уважаемые родители, Ваш ребёнок – особый, и Вам необходимо это принимать и учитывать. Остановимся на некоторых принципах организации эффективного взаимодействия родителей с особым ребёнком....

Консультация для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

В данной консультации представлен материал для родителей, имеющих ребёнка с ограниченными возможностями здорровья. Материал представлен в виде памятки с  краткими  рекомендациями по воспитан...

Культурно-досуговая программа как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья на базе реабилитационного центра

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья может осуществляется путем обнаружения у них и закрепления какихлибо талантов, через вовлечение детей в процесс проведен...