Методическая программа «Дорогой творчества» по эмоционально – эстетическому (художественному) воспитанию школьников с отклонением в развитии
методическая разработка (5 класс) по теме

Бурцева Ольга Борисовна

 

Программа ставит основную цель: воспитание высоконравственного, духовно богатого, трудолюбивого, творчески развитого, социально-активного, любящего свое отечество гражданина, с сформированным чувством национального самосознания и достоинства. Для каждого возрастного периода (с 5 по 9 класс)  спланированы   тематические мероприятия, игры – соревнования, коррекционные занятия, рассчитанные на учебный год. В программе  разработана поэтапная система эстетического воспитания и основные направления проектной деятельности согласованы  с темами школьных мероприятий, классными часами  и долгосрочной программой класса. Представлена типология проектов и литература.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dorogoy_tvorchestva.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая программа «Дорогой творчества»

по  эмоционально – эстетическому   воспитанию  школьников с отклонением в развитии   (художественное направление)

Методическое направление  разработано на основе примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта  общего образования. РФ от 12.05.2011 N 03-296 "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ", Закона Российской Федерации "Об  образовании" (в  ред. Федерального закона от 01.12.2007 №309-ФЗ).

-Концепции модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.

-Конвенции  ООН о правах ребенка.

-Устава школы.

Цель программы: Воспитание высоконравственного, духовно богатого, трудолюбивого, творчески развитого, социально-активного, любящего свое отечество гражданина, с сформированным чувством национального самосознания и достоинства.

Основные  задачи:

  • Совершенствовать формирование личности школьника, ориентированной на высокие нравственные качества русского человека.
  • Способствовать  формированию гражданской и социальной активности на основе освоения знаний по художественной и национальной  культуре.
  • Повышать мотивацию обучения через активизацию познавательной деятельности, развитие общих и специальных способностей детей.
  • Обогащать созидательными умениями и навыками подростков  и определенными художественными знаниями.
  • Повышать  художественно-эстетическую  культуру, развивать  деятельностную  самостоятельность и инициативу;
  • Формировать  эстетическое  отношения к действительности.
  • Создавать  условия  для благоприятного психологического климата в классе и  разностороннего развития нравственно-эстетических представлений подростка.

                       Деятельностные этапы  программы.

Для каждого возрастного периода (с 5 по 9 класс)  спланированы   тематические мероприятия, игры – соревнования, коррекционные занятия, рассчитанные на учебный год.


5 класс – «Стань лучше» (Формирует умение и желание работать над собой, создаёт благоприятные условия адаптации пятиклассников, начало творческого пути)
6 класс – «Звёздный экспресс» (Способствует созданию « ситуации успеха», раскрывает творческий потенциал каждого ребёнка)
7 класс – «Каждый мой день прожит не зря» (Показывает перспективы личностного роста, закрепляет способности самоанализа)
8 класс – «Воспитай себя» (Укрепляет положительную «Я – концепцию» ученика, создаёт условия для понимания значимости самовоспитания, самообучения)  

9 класс - «Найди себя» ( Формирование  у детей опыта работы над собой, который пригодится им  для   дальнейшей успешной социализации в обществе, и самоопределения.

Поэтапная система эстетического воспитания и основные направления проектной деятельности согласованы  с темами школьных мероприятий, классными часами  и долгосрочной программой класса.

Класс

Тематика проектов

5 класс

«Мир вокруг нас»,«Моя планета (экологическое направление)» «Культура  родного края»

6 класс

«Мир вокруг нас» , «Культура и искусство»,«Социальный проект».

7 класс

«Я за здоровый образ жизни», «Моя планета (экологическое направление)», «Социальный проект», «Страноведение», «Мы  «классный» коллектив».

8 класс

«История личности, семьи, рода, дома и малой Родины»,  «Электронное пособие», «Я сам»- формирование личности», «Социальный проект»,«Наука и жизнь» «Все работы хороши –выбирай на вкус»

9 класс

«Я сам»- формирование личности» «Моя профессия» «История личности, семьи, рода, дома и малой Родины».  

Характеристика основных направлений  проектной деятельности определятся с темами  общешкольных  мероприятий, праздникам  и классным часам: 
- направление
«Наука и жизнь», предполагающее знакомство учащихся с современными научными достижениями в различных областях и их использованием в повседневной жизни;
- направление
«Мир вокруг нас», ориентированное на знакомство с законами окружающей нас природы за рамками школьной программы;
- направление
«История личности, семьи, рода, организации и учреждения, дома и малой Родины », предполагающее историко-краеведческие исследования;
- направление
 «Социальный проект», ориентированное на разработку общественно значимых, социально направленных проектов, нацеленных на приобретение учащимися опыта адаптации к жизни в современных условиях;
- направление
«Электронное пособие», которое предполагает создание мультимедийных учебных пособий нового поколения по разным образовательным, межпредметным темам;
- направление
«Страноведение», которое предполагает знакомство учащихся с культурой и обычаями разных народов.
- направление
«Культура и искусство», ориентированное на этическое и эстетическое развитие учащихся.

                   

                 Результатами работы по эстетическому воспитанию детей и формированию системы эстетического воспитания можно считать следующее:

- развитие эмоциональной отзывчивости на искусство, отношение к творчеству и искусству как к созиданию красоты и пользы, формируется эстетический вкус;

- развитие эстетического восприятия народного и профессионального искусства, воспитание чувства прекрасного;

- формирование эмоционально-ценностного отношение к искусству и жизни, устойчивой потребности к общению с искусством в различных формах;

- развитие любознательности, потребности проявлять творческую инициативу;

- приобретение умений и навыков

Эстетическая культура личности означает единство эстетических знаний, убеждений,  яркость чувств, навыков и норм деятельности и поведения.

      Структуру эстетической культуры личности составляют:


- развитость эстетического сознания (знания о прекрасном и безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом);
- развитость эстетического мировоззрения (эстетические идеалы, нормы и принципы, эстетические ориентации и интересы, убеждения и верования);
- степень совершенства эстетического вкуса;
- последовательное воплощение в жизнь эстетических ценностей в соответствии с эстетическим идеалом.

                            

               СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

 Срок реализации программы – 2011–2014 гг. (II ступень обучения – 5–9-е классы).

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

I этап

(2011-2012гг.) 

Разработка воспитательной программы класса

II этап

(2012–2013 гг.)

  • Реализация основных направлений программы;
  • становление и развитие воспитательной системы класса;
  • проведение мониторинга развития воспитательной системы класса

III этап

(2013–2014 гг.)

  • Оценка эффективности реализации воспитательной программы класса;
  • обобщение опыта работы по реализации программы;
  • определение дальнейших путей развития

В ходе разработки и доработки методической программы и анализа опыта   учитывалось:  что  наибольшая эффективность, для формирования личности подростка осуществляется в объединении   воспитательных целей  через художественно- эстетическое восприятие (Метод проектов), как процесса целенаправленного воздействия c различными видами искусства, где у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им, способность творить .

Цели проектной деятельности: 

- Коррекция эмоционально –волевой сферы, по средствам художественного творчества;
- Совместный поиск учащимися и педагогами новых комплексных знаний, овладение умениями использовать эти знания при создании своего интеллектуального продукта, востребованного сообществом;
- Формирование ключевых компетенций, необходимых каждому члену современного  общества;

-Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

общества, воспитание активного ответственного гражданина и творческого созидателя;
- Переход от традиционных образовательных форм к сотрудничеству, партнерству учителя и ученика;

  Задачи проектной деятельности: 
- Укрепление, совершенствование и дальнейшее творческое развитие сложившейся в школе системы проектной деятельности;
- Вовлечение в творческое проектирование новых его членов;
- Расширение области тематического исследования в проектной деятельности;
- Поиски новых направлений и форм творческого проектирования;

- Расширение границ практического использования проектных работ учащихся;
- Укрепление престижа участия в проектной деятельности, воспитание сознательного, ответственного отношения к занятиям в проектно – образовательной сфере;
- Активный поиск партнёров по проектной деятельности и укрепление разнообразных  взаимополезных контактов.

Проектная работа включает не только сбор, обработку, систематизацию и обобщение информации по выдвинутой проблеме, но и представляет собой самостоятельное исследование, демонстрирующее авторское видение проблемы, оригинальное ее толкование или решение. Работа актуальна для сплочения классного коллектива, нормализации психологического климата, коррекции эмоционально – волевой сферы, так как  отношения в коллективе могут быть неустойчивыми( большинство детей со сложным характером и неустойчивой психикой).

Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. 

Процесс создания проектов оформления бесконечен. Каждый выпуск вносит что-то свое в оформление школы, свой стиль, свои умения. Появляются новые материалы и техники, применяемые в оформительских работах, так что осваивать новые техники нужно постоянно и учителю, и ученикам.

        Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

          Велико разнообразие учебных проектов: от проекта на один урок до проекта на весь учебный год; от мини-проектов для изучения различных предметных тем до межпредметных, внепредметных и внешкольных.

пять типов проектов:

        - исследовательский (продуманная структура, цели, актуальность предмета исследования, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие);

        - творческий (результат проявляется в альбоме, газете, реферате. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или гимназии);

        - ролево-игровой (распределение ролей, обусловленные характером и содержанием их деятельности);

        - информационный (сбор информации о событиях, явлениях);

        - практико-ориентированный (результат ориентирован на социальные интересы участников. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства).

Типология проектов, которые выполняют учащиеся разнообразна: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные и фантастические.

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным, в зависимости от воспитательных, коррекционных задач, тематических мероприятий, праздников, с учетом программы школы и программы класса.

Используемая литература.

  1.Е.М Аллекова. Использование графических материалов.Проекты. – М.: Слово, 2011                                                      

  2.Г. Беда. Живопись и ее изобразительные средства. – М., 1977

   3.А.Л. Гаптилл. Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2001.

  4.Н.А Горяева. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.:             Просвещение, 2000.

5.Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.

6.В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2001.

7.С.В. Кульневич. «Не совсем обычный урок», Издат. программа «Педагогика нового времени», «Воронеж», 2006 год.

8.Сборник нормативных документов образовательной области «Искусство». – М.: Дрофа, 2007

9.А.А.Павлова, Е.И Корзинова. Технологии воспитания  в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006

10.Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев «Изобразительное искусство: 4-е изд., М.: Дрофа, 2003 год. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2011.

11.Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2012.

12.Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2010.

13.Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Внеурочная деятельность в современной  школе. Часть 4: Альтернативные занятия. – из-во «Учитель», 2007.

14.Программа общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл. под рук. Неменского Б. М. – М.: «Просвещение», 2007.

15.Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении

16.В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекционно-развивающей работы с ними".

Ресурс содержит материал обобщения опыта работы учителя - логопеда по теме: "Диагностика развития школьников с отклонениями в развитии и использование результатов в организации индивидуальной коррекци...

Cоздание и развитие комплекса условий, обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с отклонениями в развитии

Специалистам, работающим с детьми с отклонениями в развитии, необходимо информировать родителей о том, что чем раньше начинается организация и проведение профилактической и коррекционной работы, тем у...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК 03.06. СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс по дисциплине СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕТОДИКИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ  (далее УМКД)  является частью профессиональ...

Методическая разработка к разделу программы: «Ознакомление с окружающим» «Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»

Методическая разработка к разделу программы:«Ознакомление с окружающим»«Развитие социальной уверенности у детей с отклонениями в развитии на занятиях с использованием дидактических игр»в этом сборнике...

Система воспитательной работы МОУ СОШ № 15 с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»

Описана система воспитательной  работы МОУ СОШ № 15  с. Преображенского «Художественно-эстетическое воспитание школьников, как основа творческого развития учащихся»...