Программа "Веселые нотки"
рабочая программа по теме

Гончарова Ирина Николаевна

Новизна программы состоит в разработанном цикле занятий, направленных на комплексную коррекцию нарушений развития детей со средней и легкой степенью ДЦП музыкальными и художественными средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_veselye_notki.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 Программа «Веселые нотки» разработана в 2012 году. В основе ее положено музыкальное сопровождение развивающих коррекционных игровых моментов, через которые ребенок осваивает огромный и сложный мир, постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины.

Актуальность ее заключается в том, что при освоении программы ребенок получает недостающий объем движений, знания об окружающем мире, корректируется задержка психического развития.

Новизна программы состоит в разработанном цикле занятий, направленных на комплексную коррекцию нарушений развития детей со средней и легкой степенью ДЦП музыкальными и художественными средствами.

Цель: формирование познаний об окружающем мире через музыкальные напевы, бережного отношения к природе родного края через призму экологического восприятия. Воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы.

Задачи

  • Развивать мелкую и крупную моторики рук.
  • Воспитывать положительные качества личности.
  • Развивать музыкальный слух.
  • Стимулировать развитие мозга..
  • Создавать условия для развития речи.

Данная программа «Веселые нотки» рассчитана на детей младшего возраста от 2 до 5 лет.

Программа реализуется в течение одного заезда в форме индивидуальных занятий на Базе ОГУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Занятия проводятся тридцать минут два, три раза в неделю.

Основной формой организации деятельности детей  является коррекционно - развивающее занятие, позволяющее использовать различные методы обучения.

Для эффективного накопления двигательных навыков и освоения новых знаний, для стимуляции развития познавательной деятельности предлагается использование и других форм занятий. Прежде всего – это пальчиковые игры, практические работы, экскурсии, выставки детского творчества.

Выбор методов для каждой формы занятий определяется содержанием коррекционно - развивающего занятия; возрастными и индивидуальными особенностями детей – инвалидов, дидактической целью занятия, учебно – материальной базой: наличие кабинета, методический материал, ТСО, соответствующие материалы и оборудование.

Для изучения развития мелкой моторики и личности реабилитантов используются методы:

  1. Рассказ, беседа, пение.
  2. Практическая работа.
  3. Коррекционно – развивающие игры.
  4. Демонстрация.

Итоги реализации программы проводятся в виде выставок детского творчества.

Ожидаемые результаты

  • Бережное отношение к природе.
  • Расширение рамок познания окружающего мира.
  • Развитие музыкального слуха.
  • Улучшение общего психофизиологического развития.
  • Развитие двигательно – моторной координации.
  • Развитие предметно – практической деятельности.

Учебно – тематический план коррекционно – развивающей  программы «Веселые нотки»

№ п\п

Наименование разделов

Темы разделов

Всего занятий с одним ребенком за один заезд

В том числе

На начало заезда

В конце заезда

1

Вводное занятие, диагностика

2

1

1

2

Букет

1

-

-

3

Кто где живет?

1

-

-

4

Огород

1

-

-

5

Морковкин день рожденья

1

-

-

6

Про воду

1

-

-

7

Про ветер

1

-

-

8.

Времена года

1

-

-

9

Неделя

1

-

-

10

Светофор

1

-

-

11

Итоговое занятие

1

-

-

Итого

12

1

1

Содержание

Коррекционно –развивающей  программы «Веселые нотки»

  1. Вводное занятие, диагностика.

Знакомство с ребенком. Установление эмоционально – психологического контакта. Работа с двигательными тестами.

  1. Букет.

Теория: Краткое знакомство с цветами, виды цветов (полевые, садовые, лесные). Знакомство с цветом.

Практические работы: Гимнастика для рук, замес теста, подготовительная работа с тестом в виде музыкальной разминки. Изготовление цветов с помощью специальных выемок для теста. Создание композиции из готовых цветов. Раскрашивание.

  1. Кто где живет?

Теория: Краткое знакомство с огородом, садом, клумбой. Разучивание песенки про места обитания овощей, фруктов, цветов.

Практические работы: Гимнастика для пальцев. Подготовительная разминка с тестом. Лепка панно «Корзина»

4.      Огород.

Теория: Разучивание песенки про урожай. Знакомство с видами  овощей.

Практические работы: Гимнастика для пальцев. Разминка с тестом. Лепка овощей..

5.      Морковкин день рожденья.

Теория: Разучивание песенки про морковку и про день рожденья.

Практические работы: Изготовление морковки и ее гостей с огорода. Лепка чашек, тарелок, праздничного стола с угощением.

6.       Про воду.

Теория: Разучивание песенки про водичку. Знакомство со свойствами воды. Круговорот воды в природе.

Практические работы: Переливание воды из больших емкостей в маленькие. Лепка панно «Тучка».

7.       Про ветер.

Теория: Рассказ про ветер. Разучивание песенки про ветер.

Практические работы:  Лепка панно «Дерево на ветру».

8.       Времена года.  

Теория: Знакомство с временами года. Их основные признаки. Разучивание песенки про времена года.

Практические работы. Гимнастика для пальцев. Разминка с тестом. Лепка панно «Зима», «Весна», «Лето», «Осень».

9.       Неделя.  

     Теория: Знакомство с названием дней недели. Разгадывание загадок. Разучивание песенки про дни недели.

     Практические работы: Гимнастика для пальцев, разминка с тестом. Лепка панно «Школа».

     

10.      Светофор.

Теория: Знакомство со светофором. Правилами дорожного движения. Разучивание песенки про светофор.

Практические работы: Игра в правила дорожного движения.

11. Итоговое занятие.

Методическое обеспечение

Коррекционно – развивающей программы

«Веселые нотки»

  1. Вводное занятие.

Проводится в форме игры –тестирования и консультации с родителями по результатам тестирования и знакомства с предстоящей деятельностью.

  1. Букет.

Проводится в форме рассказа о цветах и разучивания песенки.

Формы проведения занятий: практические работы.

Методы: беседа, рассказ, демонстрация соответствующих наглядных материалов, игра, практическая работа.

Оборудование: мука, вода, соль, стеки, скалки, выемки для теста. Пуговицы, веточки, сухие цветы, семена, плоды,  миска для замеса теста.

 Формой подведения итогов темы является умение называть и соотносить виды цветов и соответствующую им  расцветку, разминать тесто, отщипывать кусочки, раскатывать шарики, колбаски, жгутики, столбики, завитушки.

  1. Кто где живет?

Занятия по данной теме проводятся в виде теоретических сведений о саде, огороде, клумбе, растущих на них  овощах, фруктах, цветах, разучивания песенки и практических работ.

Методы: рассказ, беседа, демонстрация различных наглядных материалов, готовых поделок, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика,  практические работы.

Оборудование: мука, вода, соль, стеки, скалки, выемки для теста. Пуговицы, веточки, сухие цветы, семена, плоды, овощи и фрукты из папье - маше, миска для замеса теста.

Формой подведения итогов темы является умение называть и показывать овощи, фрукты, цветы, перекладывать их со стола в корзину. Отщипывание кусочков теста, умение раскрывать и закрывать ладошку.

 

      4.     Огород.

Проводится в форме рассказа о соответствующих овощах, разучивания песенки и практических работ.

Методы: рассказ, беседа, пение. Демонстрация различных наглядных материалов, готовых поделок, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, пение, практические работы.

Оборудование: мука, вода, соль, стеки, скалки, выемки для теста. Пуговицы, веточки, семена, плоды, овощи из папье – маше, миска для замеса теста.

           Формой подведения итогов темы является умение называть и показывать овощи, перекладывать их со стола в корзину.

5.    Морковкин день рожденья.

Проводится в форме музыкальной  игры с тестом и готовыми моделями овощей.

Методы: рассказ, беседа, пение. Демонстрация различных наглядных материалов, готовых поделок, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, музыкальная игра, практические работы.

Оборудование: мука, вода, соль, стеки,  ложки, вилки, скалки, выемки для теста. Готовые модели овощей, миска для замеса теста, фломастеры для рисования лиц овощам.

Формой подведения итогов темы является умение моделировать шарики, лепешки, умение отщипывать кусочки теста, вдавливать пальцы в тесто.

      6.      Про воду.

Проводится в форме игры с водичкой и практических работ.

Методы: рассказ, беседа, пение. Демонстрация различных наглядных материалов, готовых поделок, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, музыкальная игра, практические работы.

Оборудование: мука, вода, соль, стеки, скалки, выемки для теста. Емкости с теплой и холодной водой.

Формой подведения итогов темы является умение различать теплую и холодную воду, называть явления природы (дождь, снег, лед), различать понятия много и мало, умения отщипывать, раскрывать и закрывать ладошку.

            7.        Про ветер.

Проводятся в форме игры с веером и рассказа о пользе и вреда ветра.

Методы: рассказ, беседа, пение. Демонстрация различных наглядных материалов, готовых поделок, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, музыкальная игра, практические работы.

Оборудование: мука, вода, соль, стеки,  ложки, вилки, скалки, выемки для теста. Краски, альбомные листы, фломастеры, веер.

Формой подведения итогов темы является умение различать обдувание и покой, умение отщипывать кусочки теста, раскрывать и закрывать ладошку.

8.        Времена года.

Проводится в форме игры - ознакомления с основными признаками наступления различных времен года и лепки из соленого теста.

Методы: рассказ, беседа, пение. Демонстрация наглядного материала. Практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковая гимнастика, музыкальная игра, практические работы.

Оборудование соль, вода, мука, миска для замеса теста, скалка, картинки с основными признаками наступления различных времен года.

Формой подведения итогов темы является умение называть и показывать на картинках различные времена года, различать основные признаки лета, осени, зимы, весны, умение отщипывать кусочки теста, раскрывать и закрывать ладошку.

              9.          Неделя.

Проводится в форме музыкальной игры в школу, где каждый день недели имеет свои занятия и закрепление материала в виде лепки панно с изображением характерных для каждого дня недели видом работ.

Методы: беседа, рассказ, пение. Демонстрация календаря, практические работы.

Формы проведения занятий: пальчиковые игры, музыкальная игра, практические работы.

Оборудование: готовое соленое тесто, календарь, картинки  с изображением занятий школьников (чтение, пение, рисование, физкультура, переменка, игры).

Формой подведения итогов темы является умение называть и различать дни недели, умение отщипывать кусочки теста, раскрывать и закрывать ладошку.

            10.           Светофор.

Проводится в форме музыкальной игры в правила дорожного движения с участием игрушек.

Методы: пение, демонстрация наглядного материала.

Формы проведения занятий: музыкальная игра.

Оборудование: бутафорский светофор, милиционер, участники дорожного движения (куклы).

Формой подведения итогов темы является умение называть основные цвета светофора и показывать их на модели, различать моменты движения: стоять, приготовиться, идти.

            11.          Итоговое занятие.

Проводится в форме выставки поделок и выдачи рекомендаций для дальнейшей работы с ребенком.

Литература

  1. Соленое тесто для начинающих.: - М.:, 2009 год
  2. Хананова И. Соленое тесто. – М.:, 2010 год
  3. Надеждина В. Поделки и фигурки из соленого теста. :-Минск, 2008 год
  4. Кискальт И. Соленое тесто.: - М.:, 2002 год
  5. Светлова И. Развиваем мелкую моторику.: - Москва, 2006 год
  6. Антипова М.А., Рубцова Е.О. Волшебный мир соленого теста.: - М.:, 2010 год
  7. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. – М.:, 2006 год

Приложение 1

Конспекты занятий к программе «Веселые нотки»

Занятие 1

Тема: Вводное занятие.

Цель: Диагностика.

Задачи:

- Определить особенности развития мелкой моторики

- Определить ведущую руку

- Создать положительный эмоциональный настрой на занятие

Материалы: для проведения первой методики - простой карандаш, опросный лист (расстояния между краями дорожек – 1 см). Для проведения второй методики – коробочка из двух частей с мелкими предметами (цветные мелкие скрепки или бусинки): для детей начиная с 4-х лет – 10 предметов, для более старших – 15 предметов.

Ход занятия

Проведение занятия: методики проводятся с двумя детьми в индивидуальной форме, до 4-х лет – методика «Птенчики», начиная с 4-х лет – обе методики. В практических тетрадях фиксируются фамилия, имя, возраст ребенка, дата проведения занятия, а также наиболее яркие реакции, высказывания ребенка.

МЕТОДИКА «ПТЕНЧИКИ»: ребенку предлагается поиграть: открывается коробочка, предметы высыпаются в более глубокую часть, рядом ставится верхняя часть; обе части коробочки ставятся перед ребенком. Дается инструкция: «Это маленькие птенчики. Какие они красивые! Они сидят в гнездышке. Тебе нужно пересадить их из одного гнездышка в другое». В практической тетради необходимо отметить, какой рукой ребенок перекладывает предметы (если двумя руками одновременно или поочередно – это записывается), насколько ловкими являются движения, все ли предметы переложил ребенок.

МЕТОДИКА «ДОРОЖКИ»: перед ребенком кладется лист со стимульным материалом, на середину листа – карандаш.

В игровой форме ребенку предлагается : «проехать» по каждой дорожке к домику поочередно. Инструкция: «Тебе нужно проехать по каждой дорожке к домику на машинке. Как поедет твоя машинка, ты нарисуешь этим карандашом. Ехать надо аккуратно, так чтобы машинка ехала только вперед, не останавливалась и не выезжала за края дорожки – иначе случится авария». В практических тетрадях фиксируются то, какой рукой ребенок держит карандаш, правильно ли он его держит, не меняя руку. В анализе также отмечается, насколько плавной является проведенная линия, ее сила.

Далее составляется психолого – педагогическая характеристика по следующей схеме:

- Нарушение двигательной сферы:

Удерживает вертикальное положение (сидя, стоя).

Передвигается (в коляске; с костылями; с опорой на трость; самостоятельно в пределах помещения; самостоятельно на значительные расстояния).

Ведущая рука (правая; левая).

Развитие манипулятивной функции (резко ограничена; частично ограничена; не ограничена).

Участие пораженной руки в игре и процессах самообслуживания (функция пораженной руки отсутствует; пораженная рука выполняет поддерживающую роль; пораженная рука принимает участие в выполнении простых двигательных актов; пораженная рука принимает участие в выполнении сложных двигательных актов).

- Уровень развития навыков самообслуживания.

Навыки личной гигиены: умывание, чистка зубов, расчесывание волос (не владеет; частично владеет; полностью владеет).

Самообслуживание в одевании и раздевании:

а) раздевание (не владеет; частично владеет; полностью владеет);

б) одевание (не одевается; одевается с помощью; одевается сам, кроме застегивания пуговий и шнуровки обуви; одевается полностью).

Самообслуживание при приеме пищи ( не ест сам; сам ест твердую пищу (хлеб, пряник); сам пьет из кружки; сам ест ложкой; полностью пользуется столовыми приборами).

По результатам проведения заданий формируется вывод, в ходе которого сравниваются выявленные особенности мелкой моторики и фиксируется результат о выявлении ведущей руки. Это нужно для определения дальнейшей работы с ребенком, для составления индивидуальной программы реабилитации. Если ведущей является правая рука, то акцент делается более на логические задания в работе, так как активным будет левое полушарие головного мозга. Если ведущей является левая рука, то акцент делается более на творческие задания, так как активным будет правое полушарие, отвечающее за образное восприятие. Родителям дается консультация о выявленных особенностях мелкой моторики, на что следует обратить внимание во время пребывания ребенка  в реабилитационном центре (смотри приложение 2).

Занятие 2

Тема: «Букет».

Цель: Познавательное развитие и развитие мелкой моторики.

Задачи:

- Познакомить ребенка с распространенными видами цветов

- Стимулировать активность ребенка

- Развивать музыкальный слух и ритм

- Развивать мелкую моторику

- Развивать речь

- Познакомить с цветом

Задание: Разучивание песенки про цветы. Лепка цветов.

Материалы: мука, вода, соль, стеки, скалки, выемки для теста. Пуговицы, веточки, сухие цветы, семена, плоды,  миска для замеса теста. Вазочки разного цвета (их лучше сделать заранее из цветного картона).

Зрительный ряд: картинки с цветами.

Ход занятия

Кто у нас хороший, кто у нас пригожий? Это …(имя ребенка) хороший, это… (имя ребенка) пригожий. Наш … (имя ребенка) в саду, словно яблочко в меду. … хороший,… пригожий. А сейчас мы с (например, с Ванечкой) пойдем в сад, посмотрим кто там живет. Раскладываем картинки с цветами: одуванчики, ромашки, розы, васильки, ландыши, тюльпаны, каллы. Называем цветы, даем ребенку погладить и рассмотреть картинки, смотрим на его реакцию. А теперь мы споем песенку про цветочки и поставим их в вазочки. Можно включить запись, но лучше спеть самому:

Песенка про цветы.

В маленьком стаканчике будут одуванчики.

Желтые цветочки – солнышка сыночки (ставим картинку в желтую вазочку).

Красный тюльпан – строгий цветок.

Будто в руках горит огонек (ставим картинку в красную вазочку).

Маленький цветочек ландышем зовут

Белым, белым цветом ландыши цветут (ставим картинку в белую вазочку).

Какого цвета стебелечки? И на деревьях все листочки?

И травка на полях? Зеленая! Живая и веселая! (ставим картинку в зеленую вазочку).

Ромашка – с желтой серединкой (ставим картинку в белую вазочку в желтый горошек).

Весь синий нежный василек (ставим картинку в синюю вазочку).

А роза – с розовой начинкой (ставим картинку в розовую вазочку).

А каллы – с длинненькой тычинкой (ставим картинку в белую вазочку

Засох – коричневый цветок (ставим картинку в коричневую вазочку).

А теперь мы с тобой, Ванечка, слепим цветы и подарим маме или бабушке. Ведь ты уже знаешь много цветов. Раскатываем соленое тесто скалкой, вырезаем выемкой цветы. Тесто должно быть окрашено в те цвета, которые изучались на занятии. Затем формируем букет на цветном картоне в виде открытки. После высыхания приклеиваем, украшаем сухими травками или листочками, вставляем в рамочку.

Подведение итогов: В конце занятия ребенок должен показать называемые цветы и поставить их в вазочки соответствующего цвета. А также должен не бояться держать тесто в руках, разминать его, раскатывать, отщипывать кусочки.

 

Приложение 2

Психолого - педагогическое обследование

Ф.И. О._____________________________________________ Возраст________

Показатели психофизического развития

Дата первичного обследования

Динамика

Контакт

Эмоционально – волевая сфера

Состояние слуха

Состояние зрения

Внимание

Моторика кистей и пальцев рук

Уровень развития деятельности

Работоспособность

Характер деятельности

Реакция на одобрение

Реакция на замечание

Отношение к неудаче

Обучаемость.  

Использование помощи .

Запас общих представлений

Зрительное восприятие

Методика обследования

Восприятие пространственных представлений

Временные представления

Количественные представления

Мышление (уровень развития)

Навыки самообслуживания

Понимание обращенной речи

Пассивный словарь

Характеристика собственной речи

Особенности речи

Заключение:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Весёлые нотки"

В помощь педагогам дополнительного образования....

«Где живут нотки» Праздник музыки, посвященный Всемирному Дню Музыки (1 октября).

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ....

Образовательная программа вокального кружка "Серебряные нотки"(в рамках ФГОС)

Одним из направлений внеучебной деятельности в школе по новым государственным стандартам является общекультурное направление. В первых классах было выделено три часа в неделю для занятий вокальной дея...

"Веселые нотки" - сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 1 класса.

Подробный сценарий внеклассного мероприятия "Веселые нотки" для учащихся 1 класса. Выполнила: Корчагина Л.И. - учитель музыки МБОУ Заветинской СОШ№1 Ростовской области....

Внеклассное мероприятие "Веселые нотки" для 1 классов

Внеклассное мероприятие по музыке для внеурочной деятельности...

Презентация к внеклассному мероприятию "Веселые нотки" для 1 классов

Мультимедийная презентация с музыкальным сопровождением...

Мастер – класс «Формирование Универсальных Учебных Действий на образовательном занятии вокального объединения «Серебряные нотки»

Мастер-класс на вокальном кружке посвящен знакомству участников мастер-класса с комплексом упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий...