СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
статья по литературе по теме

Моценко Елена Викторовна

Система упражнений, направленных на формирование навыков правильного, осознанного, беглого чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formir._tekhniki_cht.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Система работы по формированию техники чтения

 у детей с ЗПР.

Под умением читать обычно понимается овладение технической стороной чтения, умение ориентироваться в тексте, осмысленное восприятие читаемого, владеть определенными знаниями, умениями и навыками. Умение читать не мыслится без привития интереса к чтению, к книге как источнику познания, без эстетического развития и приобщения к литературному языку своего народа, а следовательно, и без решения вопросов нравственного воспитания, развития духовной сферы ребенка, его чувств.

Чтение предполагает, прежде всего, овладение процессом чтения как речевой деятельностью, дающая возможность чтению стать средством обучения, образования, развития и воспитания. Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.

Исследования, проведенные в последние годы, показали, что быстрое чтение активизирует процессы мышления и является одним из средств совершенствования процесса обучения, от начальной до высшей школы.

Выявлена закономерность: если ребенок к концу первого года обучения бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у неуспевающих детей гораздо ниже нормы, что вызывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и, как правило, чтение становится механическим, неосознанным. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам. Возникает проблема школьной неуспеваемости. Именно в начальный период обучения у детей закладывается фундамент системы знаний, которые пополняются в дальнейшие годы. В это же время формируются умственные и практические операции, действия и навыки, без которых невозможны последующие учение и практическая деятельность. Отсутствие этого фундамента, не владение начальными знаниями и умениями приводит к чрезмерным трудностям в овладении программой, в результате такие дети нередко выпадают из обучения.

Специальные исследования процесса овладения чтением детей с ЗПР показали, что концу первого учебного года многие из них овладели чтением по слогам .лишь самых простых, одного — двух сложных слов, часто допускали при этом разного рода ошибки. Были и такие дети, которые за год обучения не смогли твердо усвоить буквы. Письменные работы этой категории учащихся выявили множество разнообразных ошибок, связанных с недостаточной ориентировкой детей в звуковом и слоговом составе слова, с незнанием или неумением применить правила правописания на практике. Среди ошибок, допускаемых в чтении и в письме, имелись такие, которые не встречались у нормально развивающихся учащихся. Как известно, трудности усвоения тех или иных школьных предметов являются наиболее частой причиной школьной дезадаптации, резкого снижения учебной мотивации возникающих в связи с этим трудностей в поведении, а иногда даже и криминального поведения. Среди них на первом по частоте месте стоят нарушения чтения и письма. Умение читать - основа развития речи и письма.

Предлагаемый ниже комплекс упражнений направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения, на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности ,на формирование, автоматизацию и "шлифовку" следующих компонентов чтения: строгий побуквенный анализ, прогнозирование, опирающееся на зрительный образ слова: прогнозирования, онираюшееся на смысл: быстрое различение похожих по написанию слов и букв, четкие глазо-двигательные и речедвигательные операции, устойчивость внимания, зрительная и слуховая память на слова и др., а также на тренировку вторичной зоны затылочного отдела коры мозга левого полушария, ответственной за осуществлении функции чтения.

Решаются эти задачи в комплексе на всех уроках при доминирующей роли какой-либо из них в ходе выполнения отдельных упражнений.

Все упражнения строились по принципу от простого к сложному.

Одна из важнейших задач начальной школы — формирование у детей навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

а)        технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов, основанное на связи между их зрительными образами с одной стороны, и акустическими и речедвигательными с другой),

б)        понимание текста (извлечение его смысла, содержания).

При этом на первых этапах формирования навыка чтения большое значение придается его технике, на последующих — пониманию текста.

Обычно формирование этого навыка затягивается на долгие годы. Программа начальной школы предусматривает его постепенное усовершенствование от класса к классу, и на каждом этапе его сформированность оценивается по таким показателям, как объем прочитанного, скорость (беглость) чтения, его правильность, осмысленность и т.д.

Однако находятся несколько учеников, которые хронически не укладываются в предусмотренные нормы. Умея читать (артикулировать написанное), они проделывают это чрезвычайно медленно, с многочисленными ошибками и часто без понимания прочитанного. Упорные многомесячные тренировки в чтении и систематические дополнительные знания, которые проводят с ними и учителя, и родители, как правило, дают более чем скромный результат. При этом взрослые невольно постоянно фиксируют внимание ребенка на его неудачах, что приводит к росту его тревожности, формированию эмоционально отрицательного отношения к процессу чтения и ко всей учебе в целом, к неверию в успех и скованности, вызванной страхом допустить при чтении ошибку.

Предлагаемые ниже упражнения не имеют отношения к урокам чтения. Они проводились отдельно от урока на дополнительных занятиях. Упражнения предлагались детям в игровой форме — в форме веселых соревнований: кто правильнее и успешнее выполнит задание? Желательно проводить их ежедневно, допустимы также варианты через день и два раза в день. Максимальная продолжительность занятия - 30 минут, минимальная - 5-10 минут. Эти упражнения настолько просты в проведении, что их легко могут освоить и проводить не только учителя, но и родители. Срок проведения занятий, обеспечивающий положительный результат — от трех до семи недель.

  1. Чтение строчек наоборот по словам.

Написанное прочитывается таким образом, что последнее слово оказывается первым, предпоследнее вторым и т.д. Это упражнение уводит ребёнка от привычного стереотипа чтения слева направо, развивает тонкость движений глаз и является подготовительным для последующих упражнений.

  1. Чтение строчек наоборот по буквам.

Написанное прочитывается справа налево так, что каждое слово, начиная с прочитанного озвучивается по буквам в обратном порядке. Это упражнение развивает способность строгого побуквенного анализа каждого слова, создаёт в речедвигательной системе установку на непривычные,

неожиданные сочетания звуков и тормозит “всплывание” привычных штампов, формирует произвольность регуляции движений глаз, а также создаёт предпосылки для устранения достаточно распространённых ошибок “зеркального” чтения (когда, например, слово шар читается как раш и ребёнок не замечает ошибки, теперь же, “прощупав своими руками” и прямой и обратный порядок слов и чётко осознав их различие благодаря переводу обратного чтения из ранга случайной операции в ранг осознанного целенаправленного действия, ребёнок допускать уже не будет).

  3. Поочерёдное чтение слов нормально и наоборот.

Первое слово читается как обычно, второе - справа налево, третье - как обычно, четвёртое - справа налево и т.д.

Например: Пришла Настя после школы домой.

(ятсан) (ылокш)

Это упражнение развивает способность перцептивной и речедвигательной систем работать при одновременном функционировании двух противоположных установок: на хорошо знакомые, привычные образы и штампы и на новые, неожиданные комплексы — и гибко переходить от одной из них к другой. В пределах одной строчки многократно меняя две принципиально разные тактики чтения: целостную в отношении нормально читаемых слов и неизбежно фрагментарную, побуквенную в отношении слов, читаемых наоборот, - ребёнок чётко осознаёт их специфику и различия, кроме того, после столкновения с более трудным обратным чтением у ребёнка формируется установка на то, что обычное чтение — это сравнительно несложное, вполне посильное для него дело.

4.Чтение только второй половины слов.

При чтении игнорируется первая половина каждого слова и озвучивается только последняя.

Например: Завожу ключом коня .

—вожу         чом —ня.

Мысленная линия раздела происходит примерно посередине слова, абсолютная точность необязательна.

Это упражнение акцентирует для ребёнка конец слова как существенную его часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало, и формирует навык побуквенного его анализа. Она приводит к резкому уменьшению исключительно распространённых ошибок, когда правильно прочитывается лишь начало слова, а конец его либо досмысливается, либо читается с искажениями.

5. Чтение “зашумлённых” слов.

Ребёнку предлагаются карточки со словами, прочтение которых затруднено из-за различных линий, штрихов и простых рисунков, пересекающих буквы.Степень затруднения, определяемая количеством линий и сложностью рисунка, подбирается индивидуально для каждого ребёнка. Можно сказать ребёнку, что это злой волшебник нарочно замаскировал от него слова,но он, вопреки этой помехе, всё-таки должен прочесть их, так как они, будучи прочитанными лишают злого волшебника силы. Это упражнение (как и три предыдущих) закрепляет в памяти ребёнка целостные зрительные образы букв и их сочетаний.

б.Чтение пунктирно написанных слов.

Предлагаются карточки со словами, буквы в которых написаны не полностью, а с отсутствием некоторых их частей, однако так, чтобы сохранялась однозначность их прочтения.

Ребёнку говорится, что на древнем папирусе были написаны важные для всех сведения, однако со временем папирус обветшал и написанные слова частично разрушились.Необходимо наперекор этому разрушению всё-таки извлечь из них смысл. Степень разрушения букв с каждым разом постепенно увеличивается.

  1. Чтение наложенных друг на друга слов.

Слова на карточках написаны так, что одно слово, “нагромождается” на другое, пересекается с ним.

  1. Чтение строчек с прикрытой нижней половиной.

Чистый лист бумаги накладывается на строчку так, чтобы верхние части букв были хорошо видны, т.е. открыты глазу, а нижние не видны и находились под листом. После прочтения первой строчки листок сдвигается вниз так, чтобы была прикрыта нижняя часть второй строчки, потом третьей и т.д. Можно также разрезать старую книгу или газету на строчки, а затем в каждой строчке отрезать её нижнюю часть. Ребёнку предлагается несмотря на некоторую деформацию, всё-таки попробовать прочитать текст. Начинать можно с прикрытия лишь нижней четверти строчки, постепенно увеличивая прикрытие до половины или даже больше. Надо отметить, что на начальных этапах тренировки это упражнение выполняется легче и с большим интересом, если для этого используется текст с которым ребёнок уже немного знаком. На последующих этапах более пригодны незнакомые тексты.

  1. Чтение строчек с прикрытой верхней половиной.

Упражнение аналогичное предыдущему, только в этом случае чистый лист накладывается на текст так, чтобы верхняя часть строчки была прикрыта, а нижняя открыта. Читать надо только по нижним частям букв. После того, как первая строчка прочтена, чистый лист сдвигается вниз, прикрывая верхнюю половину второй строчки и т.д.

Надо сказать что это упражнение - с хитринкой! Дело в том, что любой сколько-нибудь смышлёный ребёнок быстро заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя, следующая, открыта целиком, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать её, пока она открыта, чтобы потом, когда её закроют, легко выдать уже готовый результат. Если при этом ребёнок какое-то слово не успеет прочитать или забудет его, то тогда и только тогда ему придётся востанавливать его по половинкам. Многие дети быстро переходят на такую стратегию, а это как раз именно то, что нужно. Это упражнение формирует сильную игровую мотивацию, требующую быстрого прочтения, беглого схватывания сразу нескольких слов, а также чтения не вслух, а про себя (так как это надо скрыть ), а в случае неудачи задаёт внешние опоры (видимые нижние части букв), по которым можно уточнить не полностью увиденное слово. Это упражнение также чрезвычайно важно для формирования словесно-логической памяти (её объёма, поскольку необходимо удерживать сразу несколько слов, её прочности, так как, удержанное надо сохранять несколько секунд, и её устойчивости к интерференции - такое удержание надо совмещать с чтением другой строчки). Если взрослый человек замечает: что ребёнок пытается действовать именно так, то этому надо незаметно для ребёнка всячески способствовать: несколько медлить, передвигая чистый лист вниз, не замечать вкраплений, которые ребёнок привносит из нижней строчки в верхнюю и т.п. Перечисленные достоинства этого упражнения (при его крайней простоте) дают основание полагать, что одно из наиболее сильных в описываемом комплексе и на него следует затрачивать больше времени.

  1. Классификация слов на группы. Дается 16 — 18 карточек, на каждой из которых напечатано одно слово. Указывается, что слова обозначают потерявшиеся предметы и теперь надо их быстро расставить по местам. При этом говорится, например, что левая часть стола - это кухня и туда должны быть положены предметы, которым место на кухне (кастрюля, вилка), а правая часть — детский сад и там должны быть размещены малыши (Маша, Ваня). Просматривая карточки, ребёнок должен разложить их на группы. В зависимости от уровня подготовки ребенка можно предлагать ему раскладку на 2,3 или 4 группы и до раскладки эти группы можно либо указывать, либо нет. Разумеется, слова заранее должны быть подобраны

так, чтобы они легко классифицировались.

Это упражнение чрезвычайно важно для развития навыка чтения, так как в нём чтение выступает не как самоцель прочитал - и всё, цель достигнута, а как средство для достижения другой цели (правильно разложить карточки). Это приводит к тому, что ребёнок в ходе своих собственных действий начинает чётко осознавать один из основных смыслов чтения - получение информации для регуляции своих действий и убеждается в недопустимости ошибок (ошибка здесь выступает не просто как нежелательная неточность, а как непосредственная причина абсурдных действий, нелепых поступков, когда, например, предмет кухонной утвари оказывается приведённым вместо ребёнка в детский сад ). Это упражнение также снимает напряженность, связанную с фиксацией ребенка на чтении, возникшей ранее из-за многократных упрёков за ошибки, - ведь здесь ребёнку не надо читать, т.е. совершать неприятную ему деятельность, а надо лишь раскладывать карточки, и чтение в этом случае является процессом незаметным, мимолётным, лишь одним из многих специально никак не акцентируемых моментов процесса раскладки.

Особую ценность это упражнение приобретает тогда когда в него вводится необходимость строго побуквенного анализа слов. Это достигается тем, что в классифицируемый материал вводятся пары слов, сходных по написанию, но разных по значению.

Например: При раскладке на две группы: 1) транспорт и ягоды-фрукты (машина - малина, автобус - абрикос)

  1. мальчики - девочки (Маша - Миша.

Тоня - Толя.

Витя - Вика.)

А также вводятся длинные слова (типа велосипед)

  1. Отделение слов от псевдослов.

Дается 20 — 30 карточек: на одних из них написаны слова (например: дорога, метро), на других - псевдослова, т.е. бессмысленные словосочетания (например, о л у б е т, в у н к а). .Прелагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами - в другую.

Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении - сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой.

12. Поиск в тексте заданных слов.

Задаются одно — три слова, которые ребенок должен как можно скорее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем — на слух. Желательно чтобы эти слова встречались в тексте по несколько раз. Отыскав их, ребенок может их подчеркнуть или обвести кружком. Это упражнение формирует способность охватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска, а также развивает словесную память и улучшает её устойчивость к интерференции.

Особую пользу это упражнение приобретает в том случае если ребёнку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе, фиксируя затраченное им время с помощью секундомера. Сталкиваясь с такими задачами, ребёнок постепенно переходит от простого просмотра текста к некоторому сочетанию просмотра с элементами осмысленного прочтения текста и запоминанию некоторых его слов, так как это может пригодиться для последующего поиска.

о

  1. Выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном.

В качестве образца (эталона) предлагается какое— либо длинное слово или псевдослово (т.е. слово не имеющее смысла). Затем ребенку дается

набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово - эталон, так и другие слова, отличающиеся от него на одну, две буквы.

Например, фломенадия - эталон, а на карточках встречаются слова: фломенидия ,фломанидия. флонемидня и т.п.

Задача ребенка — быстро разложить карточки на две группы: со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.

На первых этапах выполнения этого упражнения слово - эталон следует располагать перед ребёнком на столе так, чтобы он имел возможность подложить под него рассматриваемую карточку и осуществлять сравнение двух слогов по буквам, двигая по ним пальцем. На последующих этапах слово - эталон пространственно отделяется от рассматриваемых карточек, например, пишется или вывешивается на доске так, чтобы ребёнок мог их сравнивать, лишь постоянно переводя взор с одного слова на другое. На заключительных этапах слово — эталон следует лишь показать на 15- 20секунд, а затем убрать, чтобы ребёнок осуществлял сличение по памяти. С ростом успехов ребёнка в выполнении этого yi'5aasmiey можно ввести требования, чтобы несовпадающие с эталоном карточки он раскладывал сразу же на две подгруппы: первая, например, где не совпадает только одна буква, вторая — где две, или первая — где не совпадает гласная буква, вторая — где согласная. Это упражнение развивает способность ребёнка к быстрому и точному побуквенному анализу каждого слова, а также укрепляет словесно-логическую) память.

14. Классификация карточек со сходными псевдословами.

Ребёнку дается 12 — 15 карточек, на каждой из которых написано одно из следующих трех псевдослов, мало отличающихся друг от друга: заркунсебул, зархулчебул, заркунчебул - каждое из них встречается от трех до шести раз. Задача ребенка как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали лишь тождественные по написанию псевдослова. При желании в задание можно ввести сказочный или фантастический сюжет, например, запчасти от трёх разных космических кораблей перепутались, и теперь по надписям на этикетках нужно соединить вместе детали одного и того же корабля. Это упражнение, развивая точность побуквенного анализа слов, формирует также свойство словесно-логической памяти, как ее устойчивость к интерференции под влиянием сходства материала.

 15.Чтение перевёрнутого текста. Страница обычного текста переворачивается “ вверх ногами” Задача ребёнка двигая глазами справа налево, прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне важно быстро научиться в нем ориентироваться. Это упражнение, во-первых, способствует формированию в памяти ребенка целостных эталонов букв, чему способствует их восприятие в необычном перевёрнутом виде, и, во-вторых благодаря вынужденному замедлению процесса чтения развивает способность одновременно сочетать побуквенный анализ слов со смысловым прогнозированием окончаний слов,а также последующих слов. Если это упражнение варьировать таким образом, чтобы текст переворачивать и на 90, и на 270 (т.е. строчки ставятся столбиком), то это упражнение окажется чрезвычайно полезным для совершенствования тонкости координации движений глаз и точности переработки воспринятой информации в затылочном отделе коры мозга.

 16.Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков варьируется в зависимости от уровня подготовки ребёнка),пропуски отмечаются

черточками или точками. Например: Испуганная де        очка быст_о пошла по

крут... дорожке.

При этом должны встречаться пропуски двух видов:

а)        такие, которые могут быть заполнены буквой или на основе имеющихся целостных эталонов слова (например, дево ч к а), сформированных в прошлом опыте чтения, или, если таковых ещё нет, на основе побуквенного анализа слова, т.е. с учетом предшествующих и последующих букв, но в пределах одного слова.

б)        такие, которые могут быть заполнены на основе учёта последующих или предшествующих слов, т.е. привлечением контекста ( например, окончание в слове крутой может быть правильно прочитано лишь с учётом следующего слова д о р о ж к е).

Восполнение пропусков первого вида развивает способностьохватывать быстро, единым взором всё слово целиком, одновременно учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе.

Восполнение пропусков второго вида формирует умение учитывать контекст каждого слова при его прочтении, т.е. читая данное слово, обращать внимание и на соседние слова, в том числе и осуществлять операцию забегания глазами вперед, которая типична для хорошо сформированного навыка чтения.Это упражнение также способствует развитию словесно- логической памяти благодаря необходимости учета ранее прочитанных слов при заполнении пропусков, а также из-за вынужденных задержек при определении пропущенных букв, что создавая дополнительную нагрузку на память, одновременно задает и средства для ее преодоления через целостный охват предложения при возвратах к предшествующим словам.

 17.Восполнение пропусков в предложении.

Даётся текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами.

Например:

Долго ли коротко ли шёл принц по тропинке, и вот, наконец, он         маленькую перекосившуюся        на курьих ножках

Пропуски здесь должны быть также двух видов:

а)        такие, заполнение которых возможно на основе сложившихся целостных речевых штампов (Избушка на курьих ножках).

б)        такие, заполнение которых возможно лишь с учетом более или менее широкого смыслового контекста ( как в вышеуказанном примере слово увидел).

Это упражнение развивает способность одновременно с техникой чтения осуществлять смысловой анализ текста и постоянно привлекать понимание текста для прочтения отдельных фрагментов предложения, а также формирует умение выдвигать контекстно обусловленные гипотезы о значении отдельных слов и быстро проверять их на основе схватывания целого предложения.

 18.Восполнение пропусков слов в предложении с подсказкой из некоторых букв.

Упражнение сходно с предыдущим, только здесь пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими. Например:        Никогда        ещё        королева        так не кричала, не была такой

се-д-т-й.

Это упражнение, в дополнение к предыдущему, развивает способность одновременно сочетать выдвижение смысловых гипотез о читаемом слове с его строгим побуквенным анализом. В случаях, если у ребёнка смысловые догадки преобладают над анализом букв, материал упражнения следует подбирать так, чтобы контекст задавал несколько вариантов смыслового восполнения слова, но однозначность пропущенного слова навязывалась бы составом или месторасположением подсказывающих букв. Например, в предложении: И тут мальчик неожиданно о- -я- - -ся.- по смыслу могут подходить слова: остановился, оглянулся,оступилсяи др., но буква я и количество указанных пропущенных букв однозначно определяют

лишь одно из приведенных слов.

 19.Поиск смысловых несуразностей. Предлагается специально подготовленный связанный текст или набор отдельных предложений, в котором наряду с обычными, правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой и смешной.

Например. Дети не промокли под ливнем, потому что спрятались под телеграфным столбом.

Поздней осенью, как обычно, буйно зацвели яблони.

Задача ребенка — быстро выделить как можно больше таких смысловых ошибок. При этом можно придумать какой-либо сказочный или фантастический сюжет( например, есть такая планета, где все почти как на Земле, но только там возможны и некоторые такие события, которые не бывают у нас ) или просто сказать, что писатель, будучи очень усталым, допустил ряд ошибок и их надо найти. Это упражнение формирует установку ребёнка на глубокий анализ смысла прочитанного и постоянное соотнесение понимания текста с текущим восприятием и произнесением читаемых слов.

20. Складывание слов из половинок. Берется от трех до десяти слов и каждое из них пишется на двух маленьких карточках так, чтобы первая его часть ( примерно половина ) была написана на одной строчке, а вторая на другой. Например, слова опушка, корова, лестница могут быть разделены так: опу — шка, коро - ва, лест - ница. Задача ребёнка - имея слева ряд карточек с началами слов, а справа — с концами, быстро их сложить так, чтобы получилось осмысленные слова В более сложных вариантах этого упражнения можно карточки с началами и концами слов давать вперемежку, чтобы ребенок самостоятельно разобрался во всем наборе, а также подбирать в качестве исходных слов похожие по написанию, например, коро — ва, коро — на, кара — вай, каре — та, кало — ша, керо — син и др.

Это упражнение развивает способность по отдельному фрагменту высказывать догадку обо всем слове в целом и сразу же подтверждать её обнаруженным недостающим фрагментом, а также формирует установку на тщательный анализ буквенного состава слов для прочтения с учетом того, что имеются слова, сходные по написанию, и их недопустимо путать друг с другом.

21 .Прохождение словесных лабиринтов.

Ребёнку сообщается, что слово можно записать не только в обычной форме, но используя вертикальное расположение букв.

Например:        ме        мел

л        од

одия        ия

и учат его читать написанные таким образом слова. После приобретения достаточной ориентировки в таком чтении ребёнку говорится, что написанные таким образом слова (например, в некоторой сказочной стране) замаскированы (от чужестранцев) лишними, не несущими никакой информации буквами так, чтобы в результате получился квадрат или прямоугольник, и ему следует, преодолевая эти помехи со стороны лишних букв, всё - таки прочитать слово, например,

пев

счл

рка

Двигаться при этом надо из верхнего угла только вправо или вниз и прийти к правому нижнему углу. В более сложных вариантах упражнения

допускаются любые движения по вертикали и горизонтали, а также произвольность местоположения первой и последней букв. Это упражнение развивает одновременно и строгость побуквенного анализа слова, и смелость смысловой догадки на основе прочитанных первых букв, а также формирует умение совмещать первое со вторым и использовать каждый шаг в продвижении в одной из этих операций для продвижения и в другой.

22. Составление предложений из отдельных слов.

Предложения пишутся на полосках бумаги, затем полоски разрезаются так, чтобы на каждом ее куске осталось лишь одно слово, отдельными словами, сложить их так, чтобы получилось связное осмысленное предложение. При этом исходный материал следует подбирать так, чтобы ребёнок обращал внимание как на форму слова, указывающую на их связь, так и на их смысл.

Например, для складывания предложения: В озеро упали красная косынка и белое платье. — обязательно надо учесть форму слов, указывающую на их согласование: красная косынка, белое платье, а не наоборот, и смысл описываемой ситуации, делающий нелепыми такие сочетания как в платье упали, в белое озеро. Это упражнение формирует умение сочетать в процессе чтения ориентировку и на побуквенный анализ слов, и на понимание смысла описываемой ситуации.

23.Чтение текста через слово.

Читать следует не как обычно, а перескакивая через каждое второе слово. Например, дано предложение:

Собака лежала под сараем на сене.

Надо прочитать: Собака        под        на        .

Это упражнение, во-первых, вносит разнообразие, оживление в ставший для ребенка скучным процесс чтения, во-вторых, создаёт у него ощущение быстроты, возросшей скорости чтения, что очень важно для укрепления его веры в себя, в-третъих, усиливает произвольное внимание в процессе чтения из - за необходимости дополнительно к чтению регулировать выбор читаемых слов и, в-четвертых, способствует развитию глазодвигательной активности ребенка благодаря постоянному чередованию быстрых и медленных движений глаз.

Для совершенствования приемов скорочтения немаловажное значение имеют конкурсы чтецов. В этих конкурсах дети проявляют себя по-разному, но эти конкурсы они ждут и к ним готовятся.

Виды конкурсов чтецов:

1 .Выразительное чтение стихов наизусть.

  1. Выразительное чтение стихов с листа.
  2. Выразительное чтение отрывков из рассказов наизусть.
  3. Выразительное чтение отрывков из рассказов с листа.
  1. Чтение стихотворений и отрывков из рассказов наизусть (с листа) под музыку. Возможно использование этих упражнений и на других уроках, и в качестве домашнего задания.Чтобы добиться оптимальной скорости чтения, надо помнить, что важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человека устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а что мелькает. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим, чтобы дети освоили какие-то умения, то вовсе не обязательно проводить длинные по времени упражнения. Мы должны проводить упражнения короткими порциями, но с большей частотой. Так, помимо комплекса упражнений, который проводится на дополнительном занятии , нельзя забывать и об уроках чтения, где можно использовать следующие упражнения:                                                                     1.Ежеурочные пятиминутные чтения.У каждого ребёнка на парте лежит книга. Любой урок начинается с того что дети открывают книгу, в течение 5 минут читают в режиме жужжащего чтения, закрывают книгу и дальше урок идет как обычно.

    2. Многократное чтение.При проведении многократного чтения надо учитывать, что у всех детей скорость чтения различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. После того, как начало нового рассказа прочитано учителем и осознанно, осмысленно учениками, учитель предлагает начать чтение всем одновременно и продолжать его в течение одной минуты. По истечении минуты каждый из учеников замечает, до какого слова он уже дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. При этом ученик снова замечает, до какого слова он дочитал и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок, лучше изменить задание и потренироваться над развитием артикуляционного аппарата.

  1. Режим щадящего чтения Если ребёнок не любит читать, то это означает что у него при чтении возникают трудности. Режим щадящего чтения — такой режим, когда ребенок прочитает одну — две строчки и после этого получает кратковременный отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильм.

Следует обратить внимание, что в диафильме почти 40 кадров - это примерно 80 строчек. Не каждому ребенку под силу прочитать за вечер 80 строчек. Поэтому читать лучше поочерёдно: несколько кадров читает ребёнок, потом, когда появляются первые признаки усталости подключаются родители. Хорошо, если просмотр диафильмов проводится перед сном.

  1. Жужжащее чтение

Все ученики читают одновременно вслух вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее.

  1. Чтение в темпе скороговорки

Проводится после многократного чтения, на том же отрывке теста. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому требования к выразительности здесь понижены, но зато повышены требования к четкости прочтения окончания слов. Окончания в словах не должны “проглатываться” учениками, они должны четко проговариваться. Упражнение длиться не более 30 секунд. Затем учитель останавливает учащихся и начинает третье упражнение.

6.Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста. Учитель обращается к детям: “Теперь ребята, снова читайте текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Учащиеся выразительно прочитывают знакомую часть текста до конца, и учитель не останавливает их. Они переходят на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо, состоящее в том, что ребёнок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает ее читать в том же повышенном темпе. Его возможностей хватает не надолго (полстроки, строка), но если ежедневно проводить такие упражнения на уроках чтения, то в конце концов длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через некоторое время чтение ребёнка улучшается.

7. Приёмы стимулирования ( самозамер скорости чтения ).

В конце урока чтения остается 3-4 минуты для того, чтобы дети могли в течение одной минуты читать текст (каждый в своем темпе, вполголоса). Замечаю до какого слова дочитали, затем пересчитывают прочитанные слова и записывают результат в дневник. Изо дня в день на каждом уроке чтения проводится эта работа. Уже через неделю учитель имеет возможность сравнить результаты чтения в начале и в конце недели.

Очень важно не забывать об этих упражнениях и стараться как можно чаще использовать их на уроках чтения (в начале, середине, конце урока).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс по чтению "Приемы работы по формированию беглости чтения"

В работе рассказывается об упражнениях , направленных на расширение оперативного поля чтения, развитие смысловой догадки, гибкости чтения и коррекции произвольного внимания....

Поэтапные приёмы формирования техники чтения

Поэтапные приёмы по формированию навыка техники чтения...

Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования.

Система работы по формированию творческих способностей средствами нетрадиционных техник рисования....

Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий

@page { margin: 2cm } p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120% } Формирование техники чтения обучающихся через использование современных образовательных технологий...

Особенности формирования техник чтения на начальном этапе обучения английскому языку

Один из наиболее подходящих путей улучшения качества обучения иностранному языку в начальной школе является разработка таких учебных материалов, которые соответствуют возрастным особенностям и познава...