Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР
статья по теме

В консуольтации рассмотрены принципы создания предметно - развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 39 города Арзамаса Нижегородской области

Консультация

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР

                                           

                                                                                 Выполнила воспитатель

                                                                                 группы компенсирующей

                                                                                 направленности                                                                    

                                                                                 Бородова Елена Ивановна

Арзамас 2013

Организация предметно-развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с ОНР

              В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды.

              Под предметно - развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную, уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

        При создании предметно-развивающей  среды  нами      учитывались особенности детей посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, личные особенности .

        Пространственно-развивающая среда  создается в соответствии со   следующими  принципами:

  •  информативности, предусматривающей разнообразие тематики, материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;
  • вариативности, определяющейся видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными, климато-географическими особенностями;
  • полифункциональности, предусматривающей обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;
  • педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность дополнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников и их эмоциональное благополучие;
  • Трансформируемости, обеспечивающей возможность изменения предметно-развивающей среды, позволяющих по ситуации вывести не первый план ту или иную функцию пространства;

           Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекционно-развивающей среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. Важнейшими принципами функционирования такой среды являются принцип научности, природосообразности, перспективной направленности, комплексного использования предметов среды, принцип оптимального насыщения. "Правильно организованная предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности" (Н.В.Нищева).

           Мы руководствовались принципами построения коррекционно-развивающей среды в соответствии с «Программой коррекционно-развивающей работы в логопедичской группе детского сада для детей с ОНР» Нищевой Н.В.:

  • принцип активности, самостоятельности творчества;
  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
  • принцип комплексирования и гибкости зонирования;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка;
  • принцип сочетания привычных и неординарных  элементов  в эстетической организации среды;
  • принцип открытости-закрытости;
  • принцип учёта половых и возрастных различий детей;

       Предметно-развивающая среда подбиралась с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудования для одной образовательной области используются в ходе реализации других областей. Подбор материалов и оборудования был осуществлен для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствовали решению развивающих задач (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная), а так же для организации двигательной активности в течение дня.

     Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и тоже время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, экспериментированием. Они могут слушать запись любимой сказки, рассматривать альбомы и книги  раскрашивать в книгах – раскрасках и т. д. Созданная нами предметно - развивающая среда позволяет обеспечить максимально психологический комфорт для каждого ребёнка, созвать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов её осуществления и взаимодействия с  окружающим.

    Предметная  среда позволяет решать конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Влияние предметно - развивающей среды на развитие и образование дошкольника в детском саду многогранно. Поэтому при организации такой среды мы учли санитарно – гигиенические  нормы, то есть требование к мебели, предметам быта, игровому оборудованию, учебным пособиям. Однако всё это не является основным условием развития ребёнка. Развивающую среду создают и сами педагоги, своими руками.

       В нашей группе много сделано руками педагогов, ведь именно от мастерства педагога, его преданности своему делу и любви к детям зависит развитие каждого воспитанника.

      Стены групповой   и раздевальной  комнат окрашены в спокойные пастельные тона,  в тон стен подобраны и жалюзи  на окнах групповой комнаты. При выборе мебели мы отдали предпочтение светлым сортам дерева (светлый бук).

Создание благоприятной коррекционно-развивающей среды группы позволит:

  • обеспечить успешную социализацию и интеграцию воспитанников с общим недоразвитием речи;
  • при игровом взаимодействии и неформальном общении со сверстниками и педагогами существенно повлиять на развитие речи ребёнка и его интеллектуальное развитие в целом.

Все уголки выполнены в современном стиле:

- Физкультурно-оздоровительный уголок

- Доска творчества

- Уголок природы

- Уголок нравственно – патриотического воспитания

- Музыкально-театральный уголок

- Мини – музей

      - Уголок дидактических игр (1. игры на развитие сенсорики, 2. Игры на развитие

         элементарных математических представлений, 3. игры на развитие речи детей)

- Художественно – эстетический уголок

- Уголок познавательно- исследовательской деятельности

- Книжный уголок

- Уголок игровой деятельности

- Уголок конструктивных игр

- Коррекционный уголок

Коррекционный   уголок в логопедической группе – часть предметно – развивающей среды

 

        Коррекционный  уголок представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а также занятий ИКР.
В его оборудование входят: этажерки для игрового и дидактического материала, стол, стул,  большое зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал, стимулирующий речевую деятельность и речевое общение детей.
      При подборе составляющих речевого уголка должны учитываться:
наполняемость уголка;
разнообразие материалов;
возрастные и индивидуальные особенности детей, структура речевых нарушений;
доступность;
системность;
эстетика оформления;
ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).
В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:
фонематического слуха;
дыхания;
воздушной струи;
артикуляционной моторики;
правильного звукопроизношения;
словаря;
фразовой речи;
мелкой моторики пальцев рук;
звукового анализа и синтеза слогов и слов.
       Содержание определяется  в строгом соответствии с программой,  физиологическими и психолого-педагогическими особенностями формирования речи детей с ОНР.

       Подбор     игрового и дидактического материала осуществляется логопедом и воспитателем совместно, что делает их взаимодействие не формальным, а очень тесным и плодотворным.
     Материал, содержащийся в коррекционном уголке,  носит многофункциональный характер, используется в разных целях.
Игры  подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие и коррекцию речи и внеречевых психических процессов, составляющих психологическую базу речи.
        Дидактическое оснащение  подбирается для решения коррекционных задач, а также  удовлетворяет потребности актуального, ближайшего, развития ребенка и его саморазвития. Не следует перегружать уголок оборудованием, необходимо систематически производить смену дидактических пособий.
Создавая развивающую среду группы, мы учитывали комфорт и эстетику обстановки,
ведь оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности.
 

Дидактический материал в речевом уголке 
логопедической группы 

Задачи

Дидактические пособия

Дидактические игры

1.  Закрепление правильного речевого выдоха и формирование умения контролировать силу и длительность воздушной струи

«Рыбки»; «Насекомые»; «Транспорт»; «Листочки»; «Бабочки»; «Волшебный пушок»; «Горка»; лабиринты; «Разноцветная поляна»; разноцветные шарики;

вентиляторы;  султанчики; бумажные снежинки; вертушки — карандаши; колокольчики из фольги на ниточке

«Буря в стакане»; «Чей кораблик доберется быстрее»; «Загони мяч в ворота» и др.

2. Формирование фонематического восприятия и слуха

Шумовые инструменты; звуковые коробочки; детские музыкальные инструменты: рояль, гармошка, барабаны, дудочка, бубен,

 трещетка,  колокольчики, погремушки; предметные, сюжетные картинки для вызывания

звуков       и их автоматизации; игры с парными карточками (звуки: Р, Л; С, 3, Ц; Ш, Ж, Щ); звуковички гласных и согласных звуков (домики для твердых и мягких звуков, картинки «камень», «вата»); индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; схемы слова; звуковые дорожки, звуковая лесенка; альбомы по слоговой структуре слова

«Собери букет»; «В мире животных и птиц»; «Делим слова на слоги»;  «Найди себе пару»; «Найди, что звучит»; «Звуковое домино»; «Угадай, откуда идет звук»; «Разложи картинки»; «Повтори — не ошибись»; «Тихо — громко»; «Общий звук»; «Придумай слова со звуком»; «Испорченный телефон»; «Продавец и покупатель»; «Звуковые символы» и др.

3. Развитие артикуляционной моторики

Предметные картинки-опоры; артикуляционные уклады схемы; артикуляционная гимнастика в альбомах на определенный звук; схема характеристики артикуляции звуков; артикуляционная гимнастика в стихах и картинках; формы артикуляционной гимнастики для губ и языка в символах; альбомы с артикуляционной гимнастикой (авторы Т. А. Куликовская, Е. А. Пожиленко); схема для характеристики звука; ватные палочки, ватные диски

 

4. Закрепление навыков правильного звукопроизношения поставленных звуков (изолированно, в слогах, словах, в предложениях, в связной речи)

Мелкие игрушки; предметные картинки; сюжетные картинки; различные виды театров; альбомы на каждый звук; логопедические альбомы для автоматизации различных звуков; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; схема характеристики звуков; схема слова; зеркала  

Лото на звуки С, 3; Ж, Ш; Р, Л; «Говорим правильно»; «Логопедическое лото»; «Веселая гимнастика»; «Звуки, я вас различаю (Р, Л)»

5. Закрепление навыков, полученных на занятиях по обучению грамоте

Коврограф, магнитная доска; наборы магнитных букв; кассы букв и слогов; кубики «Азбука в картинках», «Учись читать», «Умные кубики», «Слоговые кубики» и т. д.; «Карусель» (учим буквы); карты для чтения; альбом «Изучаем буквы»; пособие «Говорящая азбука»; волшебный домик «Учимся читать»; «Букварь» Н. С. Жукова, «Живая азбука», «Чтение по слогам», «Родная природа»; «Путешествие с буквами»; «Читаем с подсказками»; «Тексты с хвостами»;  книжки-малышки и др.

«Назови, прочитай, проверь»; «Научись читать»; «Я учу буквы»; «Найди букву»; «Готов ли ты к школе?»; «Слоговое лото»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам»; «Слоговая копилка» и др.; серия «Умные игры», ребусы

6. Активизация словаря, обобщающих понятий и лексико-грамматических категорий

Предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме)

«Что из чего сделано»; «Одень куклу»; «В мире животных»; «Детский компьютер» и др.

7. Развитие связной речи

Серии сюжетных картинок «Истории в картинках»; разные виды театра; чистоговорки, стихи, потешки, скороговорки; библиотека детских книг и др.

Игры-самоделки «Составь рассказ по картинкам» («Ястреб и курица», «Два козлика», «Кошка и мышка» и др.)

8. Развитие мелкой моторики

Сухой бассейн с мелкими игрушками; массажные валики,

эспандеры;

 мячики, прищепки, трафареты; пальчиковые игры (схемы-памятки по лексическим темам)

Игры на штриховку; «Рисуем по клеточкам»; мозаики; игры-шнуровки;

трафареты и шаблоны по

лексическим темам;

индивидуальные магнитные доски для рисования и  др.

        Целенаправленно организованная предметно - развивающая среда в ДОУ играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании, вызывает  чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.

Литература:

1. Нищева Н.В. Предметно – пространственная развивающая среда в детском саду . Принципы построения, советы, рекомендации  СПб, «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010.

2.  Осюшкина М.П.  Создание развивающей среды в группах компенсирующей направленности. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» № 6, 2011.

3.  Петровский В.А.  Построение развивающей среды в дошкольном учреждении – М., 2003.

4. Полякова М. Н. Создание моделей предметно – развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об утверждении Порядка формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

В соответствии с  Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», руководствуясь приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.1...

Порядок формирования группы компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития в МДОО Тайшетского района

Настоящий порядок регулирует основные направления правовой, образовательной и коррекционно-развивающей деятельности групп компенсирующей направленности для детей с нарушением речевого развития....

Особенности организации двигательной активности детей группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи

Детям группы компенсирующей направленности для детей с ОВЗ, имеющих тяжелые нарушения речи, наряду с общей соматической  ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций  присуще ...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР), 5-7 лет (старший дошкольный возраст)

Данная программа может быть использована в работе учителей-логопедов в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи(общим недоразвитием речи)  старшего дошкольного ...

Сценарий развлечения с элементами песочной терапии в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) старший дошкольный возраст: «Путешествие в песочную страну»

Сценарий разработан в соответствии с проектом "Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей старшего дошкольного возраста"...

Учебная рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста от 3 до 4лет

1. Повышение социального статуса дошкольного образования.2. Обеспечение равенства возможностей для всех детей, включая детей с особыми образовательными потребностями, в получении качественного дошколь...