Программа по развитию устной речи для коррекционных школ VIII вида 4 класс
рабочая программа по теме

Данная рабочая программа может быть использована учителями, работающими в 4-х классах коррекционных школ VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razv_rechi_3_kl.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Пояснительная записка

 Рабочая  программа составлена на основе «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида»  В. В.  Воронковой,  Москва «Просвещение» 2008 г.

         Данный учебный предмет является специальным для обучения детей с нарушениями интеллекта. Занятия  имеют интегрированный характер и рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и  речевого развития детей, их познавательной деятельности.

 У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, расширяется и обогащается представление об окружающем мире.

   Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. Ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе наблюдений  обогащается словарь детей, при организации беседы он активизируется, т.е. усвоенные слова включаются в речь.

   Разговорная речь включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т.д.

   Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе, на практических занятиях, при демонстрации учебных фильмов, предметных и сюжетных картин. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, они учатся связному высказыванию.

   На экскурсиях дети знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

   Правильная организация занятий, специальные методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления обучающихся.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по

развитию устной речи.

Учащиеся должны уметь:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
  • участвовать в беседе и отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
  • связно высказываться по плану, употребляя простые распространённые предложения, правильно используя формы знакомых слов;
  • ухаживать за одеждой и обувью;
  • поддерживать порядок в классе, дома;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила уличного движения.

Учащиеся должны знать:

  • названия и свойства изученных предметов;
  • выученные правила дорожного движения.

За год- 68 часов.

 I четверть- 18 часов.

№ п/п.

Кол-во часов, дата

Тема урока

Виды деятельности

1.

1 ч.

Сентябрь – осенний месяц. Погода осенью.

Беседа по иллюстрации; отгадывание загадок; составление предложений о прошедшем лете, каникулах. Игра «Бывает- не бывает». Работа с календарем природы.

2.

   1 ч.

Признаки ранней осени. Детские игры детей в осеннее время года. Экскурсия.

Экскурсия на пришкольный участок. Беседа о погоде дня, признаках ранней осени, осенних месяцах. Игры детей на свежем воздухе: «У медведя во бору…», «Салочки», « Краски».

3.

   1 ч.

Овощи: картофель.

Составление описания внешнего вида клубня картофеля, его  вкус, употребление в пищу, хранение. Зарисовки в тетрадях. Составление и запись предложений.

4.

   1 ч.

Овощи: капуста. 

Составление плана рассказа, зарисовка и подпись. Знакомство с различными сортами капусты. «Что варят из капусты?»

5.

   1 ч.

Овощи: горох, боб.

Описание внешнего вида по плану: форма, цвет, размер, употребление в пищу. Игра «Съедобное- несъедобное». Зарисовка по шаблону.

6.

1 ч.

Овощи: свёкла.

Отгадывание загадок об овощах. Составление описания по вопросам. Лепка свеклы из пластилина. Отгадывание сканворда: «На огороде».

7.

1 ч.

Бахчёвые культуры:  дыня.

Знакомство с понятием бахчевых культур, местом их произрастания. Отгадывание загадок. Описание внешнего вида по плану- картинке. Значение культуры. Игра «Угадай по вкусу».

8.

1 ч.

Бахчёвые культуры: арбуз.

 Описание внешнего вида по  плану. Значение культуры. Сбор семян для подкормки птиц зимой. Игра  «Угадай по вкусу и описанию».

9.

1 ч.

Сезонные изменения в природе: золотая осень. Экскурсия в осенний парк.

Беседа о золотой осени, её признаках. Листопад. Описание природы и погоды дня. Сбор осеннего букета из листьев. Составление ответов на вопросы.

10.

1 ч.

Улица, на которой расположена школа. Адрес  школы.  Экскурсия.

Беседа о местонахождении школы, её назначении, адресе. Наблюдения во время экскурсии: дома, тротуары, улицы, номера домов и названия улиц около школы. Путь следования до автобусной остановки. Правила дорожного движения. Запись в тетради адреса школы.

11.

1 ч.

Домашний адрес.

Рассказ детей о своем месте проживания, пути следования, адреса. Запись адресов товарищей в тетрадь, большая буква в названиях города и улиц.

12.

1 ч.

Лиственные деревья: дуб. Узнавание, называние. Семена дуба. Осенний листопад.

Отгадывание загадки. Определение названий деревьев по иллюстрациям. Составление рассказа о дубе. Зарисовка дубового листа по шаблону в тетрадь. Что происходит с лиственными деревьями осенью? Сбор осеннего букета из листьев.

13.

1 ч.

Лиственные деревья: тополь. Узнавание, называние. Семена тополя.

Понятие лиственного дерева. Отгадывание загадок по теме. Описание тополя по плану. Найти среди гербария листьев листья тополя.

14.

1 ч.

Деревья: различие. Части дерева. Различные семена деревьев.

Показ презентации о деревьях нашего края, угадывание их названий детьми. Составление описания выбранного дерева. Зарисовки частей дерева в тетрадь и подпись. Игра «Угадай с какого дерева лист».Рассказ о семенах различных деревьев.

15.

1 ч.

Растения на клумбе. Узнавание, различение.

Рассматривание цветов, знакомство с их названиями и назначением. Составить описание понравившегося цветка. Зарисовки в тетрадях. Игра « Лото: цветы на клумбе».

16.

1 ч.

Растения на клумбе. Части растений: корень, стебель, листья, цветки.

Узнавание и называние уже знакомых цветов. Описание внешнего вида по плану. Знакомство с частями растений и зарисовка в тетрадях. Отгадывание ребуса «Цветы».

17.

1 ч.

Сезонные работы в саду и огороде. Сбор семян на клумбе.

Рассказ о сезонных работах в садах и огородах: сбор урожая, перекопка земли, обрезание кустарников и деревьев, борьба с вредителями, посадка под зиму. Ответы на вопросы. Сбор семян на пришкольном участке.

18.

1 ч.

Что мы узнали за I четверть. Проверочная работа.

Повторение пройденного, ответы на вопросы. Выполнение проверочной работы в форме тестирования. Оценки.

II четверть – 14 ч.

№ п/п.

Кол-во часов, дата

Тема урока

      Виды деятельности

1.

1 ч.

Ягоды: клюква и брусника. Различение.

Рассматривание, называние, различение, описание, сравнение. Зарисовки в тетрадях. Назначение. Игра «Угадай на вкус».

2.

1 ч.

Ягоды: рябина и калина. Сравнение.

Рассматривание кистей рябины и калины. Составление ответов на вопросы. Коллективная лепка «Ветка рябины». Чтение стихотворений о рябине и калине: В. Сибирцева, М. Колосовой, А. Плещеева, И. Токмаковой.

3.

1 ч.

Сезонные явления в природе: ноябрь.

Поздняя осень.

Признаки поздней осени. Чтение стихотворений про осень А. Берловой, Ю. Каспаровой, Твардовского. Составление ответов на вопросы. Работа с календарем природы.

4.

1 ч.

Растения в природе. Их значение в жизни человека.

Обобщение: деревья, кустарники, травы, цветы. Определить название по картинке, дать описание или составить рассказ. Игра «Угадай что это».

5.

1 ч.

Транспорт. Виды транспорта.

  Называние видов транспорта по картинкам, рассказ о назначении. Описание внешнего вида автобуса.  Беседа о правилах поведения в автобусе. Игра « Кондуктор и пассажиры». Обыгрывание диалогов.                                          

                                             

6.

1 ч.

Правила дорожного движения.

Обобщение о транспорте и его назначении. Беседа о правилах дорожного движения.

7.

1 ч.

Посуда.

Повторение названия посуды, её назначение. Описание по образцу. Умение различать: столовая и чайная посуда. Игра «Из чего сделано?»

8.

1 ч.

Посуда. Правила ухода за посудой.  Практическая работа.

Описание действий.  Выполнение практических действий: мытьё, вытирание, раскладывание детской посудки. Игра «Накрой на стол».

9.

1 ч.

Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия.

Экскурсия в зимний парк, наблюдения детей. Повторение признаков зимы, зимних месяцев, составление предложений

10.

1 ч.

Сезонные явления в природе: начало зимы.

Обобщения по экскурсии. Составление описания по иллюстрациям и картинам природы. Просмотр презентации на тему. Отгадывание загадок о явлениях природы.

11.

1 ч.

Одежда: виды одежды. 

Повторение видов и названия одежды, её назначения в разное время года. Игра «Что лишнее?»

12.

1 ч.

Сезонная одежда: зимняя одежда. Практическая работа.

Обобщение  по теме. Работа по карточкам. Объяснение выполнения задания. Практическая работа по группам: чистка одежды влажной щеткой;  стирка носовых платков.

13.

1 ч.

Обувь и уход за ней. Виды обуви: зимняя обувь.

Работа по картинкам и  табличкам: подобрать названия к предметам. Беседа о видах и назначении обуви. Практическая работа.

14.

1 ч.

Повторение пройденного за 2 четверть. Проверочная работа за 1 полугодие.

Ответы на вопросы по пройденному материалу. Подбор обобщающих слов к группам предметов. Выполнение проверочной работы.

 

III четверть – 20 ч.

№ п/п.

Кол-во часов, дата

Тема урока

Виды деятельности

1.

1 ч.

Зимние забавы детей. Экскурсия. Правила поведения на экскурсии.

Экскурсия на школьный двор. Беседа о зимних играх и забавах детей. Лепка снежной бабы, игры в снежки, катание на санках.

2.

1 ч.

Сезонные изменения в природе: январь. Экскурсия. Правила поведения на экскурсии.

Повторение зимних месяцев, признаков зимы. Экскурсия в зимний парк, наблюдения за природой, водоемом поблизости школы.

3.

1 ч.

Зимующие птицы: снегирь.  

Называние птиц по иллюстрации. Описание по плану: части тела птицы, величина, чем покрыто тело, польза для человека. Зарисовки в тетрадях, подписи. Чтение рассказа и ответы на вопросы.

4.

1 ч.

Зимующие птицы: синица.  

Слушание рассказа о синице. Ответы на вопросы. Зарисовки в тетрадях. Сравнение синицы и снегиря. Подкормка птиц людьми зимой. Просмотр презентации о птицах.

5.

1 ч.

Перелётные птицы: грач.

Понятие перелетных птиц, называние их по таблице. Просмотр кинофильма о птицах. Составление рассказа по вопросам. Зарисовка в тетрадях. Дополнение предложений пропущенными словами.

6.

1 ч.

Перелётные птицы: скворец.  

Отгадывание загадок о птицах. Составление и запись предложений, зарисовки в тетрадях. Сравнение грача и скворца. Подготовка людей к встрече птиц весной.

7.

1 ч.

Человек и природа: помощь зимующим птицам.  

Изготовление кормушек. Подвешивание на деревьях  и подкормка птиц. Узнавание птиц в природе.

8.

1 ч.

Домашние птицы: курица.  

Называние домашних птиц по картинкам. Показ и называние частей тела  курицы. Составление ответов на вопросы. Зарисовки в тетрадях и подпись. Чтение рассказа.

9.

1 ч.

Домашние птицы: утка.  

Описание утки, сравнение с курицей. Игры «Мозаика», «Угадай, что мы задумали». Беседа о пользе домашних птиц, уходе за ними. Чтение отрывков из художественных произведений и домашних птицах.

10.

1 ч.

Птицы перелетные и зимующие. Обобщение.

Называние птиц перелетных и зимующих. Игра «Расскажи, а мы отгадаем». Сравнение образа жизни. Дополнение предложений словами по карточкам. Угадывание сканворда.

11.

1 ч.

22.02.

Труд жителей города и села зимой.

Рассматривание иллюстраций, рассказ по картинкам. Работа с деформированным текстом. Просмотр слайдов.

12.

1 ч.

Сезонные изменения в природе: февральские приметы. 

Составление рассказа-описания. Дополнение предложений пропущенными словами.

13.

1 ч.

Домашние животные – коза.  

Отгадывание загадки. Рассказ по плану  и  иллюстрации: основные части тела, питание, польза. Рисование по шаблону, подписи. Игра «Третий лишний».

14.

1 ч.

Домашние животные – овца.  

Составление плана для рассказа. Описание внешнего вида по иллюстрации. Сравнение козы и овцы. Отгадывание ребусов.

15.

1 ч.

Дикие животные: ёж. 

Называние диких животных нашего края. Описание: внешний вид, пища, повадки, образ жизни. Просмотр презентации о еже.

16.

1 ч.

Дикие животные: медведь.  

Отгадывание животного по описанию. Просмотр презентации о медведе. Составление рассказа по плану. Зарисовки в тетрадях. Чтение отрывков из произведений.

17.

1 ч.

Комнатные растения и уход за ними. Традесканция.

Знакомство  с названиями комнатных растений. Описание и сравнение по внешнему виду. Зарисовки и записи в тетрадях. Практическая работа.

18.

1 ч.

Комнатные растения и уход за ними. Герань.  

Узнавание комнатных цветов. Беседа о правилах ухода. Практическая работа.

19.

1 ч.

Март – весенний месяц.

Беседа о признаках начала весны, весенних месяцах. Чтение отрывков из художественной литературы, описание картин природы.

20.

1 ч.

Природа весной. Экскурсия. Правила поведения на экскурсии.

Обобщения о признаках весны. Наблюдения детей за изменениями в природе. Ответы на вопросы.

IV четверть – 16 ч.

№ п/п.

Кол-во часов, дата

Тема урока

Виды деятельности

1.

1 ч.

Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга.

Называние и узнавание раннецветущих растений. Описание по картинкам. Игра «Лото». Просмотр презентации.

2.

1 ч.

Насекомые полезные: муравей и божья коровка.

Называние по таблице насекомых, их классификация. Описание по плану, Место обитания, польза для человека. Отгадывание загадок. Игра «Узнай по описанию».

3.

1 ч.

Насекомые: муха и стрекоза.

Узнавание насекомых. Рассказ по вопросам о мухе. Зарисовки и записи в тетрадях. Просмотр фильма.

4.

1 ч.

Рыбы речные: окунь, лещ, карась.

Называние рыб по таблице. Определение основных частей тела. Рассказ по плану о выбранной рыбе.

5.

1 ч.

Уход за  рыбами в домашних условиях.

Знакомство с рыбами домашними, условиями их проживания, уход за аквариумом. Ответы на вопросы. Работа с деформированными предложениями.

6.

1 ч.

Разнообразие животного мира. 

Охрана животного мира.

Отгадывание загадок, подбор иллюстраций о животном мире. Просмотр презентации. Рассказ о животных, занесенных в Красную книгу. Ответы на вопросы. Отгадывание ребусов.

7.

1 ч.

Сезонные изменения весной.  Экскурсия. Правила поведения на экскурсии.

Наблюдения детей. Беседа об изменениях на поверхности земли и водоемов. Составление предложений по теме.

8.

1 ч.

Человек. Охрана здоровья.

Рассказ: части лица человека и их назначение ( кратко).

9.

1 ч.

Глаза – органы зрения. 

Рассказ о назначении зрения и его сохранении. Упражнения для глаз. Ответы на вопросы.

10.

1 ч.

Органы слуха – уши. Уход за ушами.

Рассказ о назначении органа слуха, правилах сохранения хорошего слуха. Практическая работа: уход за ушами.

11.

1 ч.

Нос. Значение чистоты носа.

Зарисовка органа обоняния. Рассказ учителя о назначении носа, правилах ухода, пользование носовым платком. Ответы на вопросы.

12.

1 ч.

Губы, зубы, язык и уход за ними. Практическая работа.

Беседа о назначении. Уход за зубами: показ сюжета на тему. Ответы на вопросы. Практическая работа: чистка зубов и языка.

13.

1 ч.

Что мы узнали о живой природе. 

Обобщения о живой природе. Классификация: звери, птицы, рыбы, насекомые. Различие по внешнему виду.

14-15.

2 ч.

Что мы узнали о неживой природе.  Экология воздуха и охрана окружающей среды.

Рассказ учителя об экологической проблеме и охране природы. Ответы на вопросы.

16.

1 ч.

Повторение пройденного за год. Проверочная работа за год.

Повторение и обобщение. Выполнение проверочной работы в форме тестирования. Оценки.

                       

                    Формы контроля уровня обученности.

  1. Устный опрос.
  2. Работа по карточкам.
  3. Самостоятельная работа.
  4. Практическая работа.
  5. Кроссворды, головоломки,  конкурсы, викторины, ребусы.
  6. Ролевые игры.
  7. Наблюдения.
  8. Тестовые задания.
  9. Проверочные работы.

Технические средства обучения, оборудование

                      -картины;

                     -таблицы;

                     -муляжи или натуральные объекты;

                      -иллюстрации, картинки, репродукции;

          -DVD, диски для просмотра, диафильмы, презентации;

          -ноутбук или компьютер;

         -детские книги;

         -карточки;

         -шаблоны, трафареты;

         -предметы труда и личной гигиены для практических занятий и др.

                          Перечень использованной литературы.

  1. Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных            

                      учреждений VIII вида.- Москва: Просвещение 1999.- Под редакцией                                  

             В. Воронковой.

  1. 3.А.К.Аксенова. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. – Москва: Владос, 1999.
  2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе.- Под редакцией В.В.Воронковой.- Москва: Школа-Пресс, 1994.
  3. Р.И.Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах.- Москва: Владос, 1998.
  4. К. В. Комаров «Развитие речи» Краснодар, 1994.
  5. Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова. Планирование уроков развития речи.

                      Москва :Аркти 2003.

  1. .Е.Д.Худенко, С.Н.Кремнева Развитие речи. Учебник для коррекционных школ VIII вида.- Москва: Аркти 2003.

           

Содержание учебного предмета.

                                              1 четверть.

1.Сентябрь – осенний месяц. Погода осенью. Признаки ранней осени. Детские игры детей в осеннее время года. Сезонные изменения в природе: золотая осень.  Экскурсии. 3 часа.

   Цели и задачи. Познакомить с признаками ранней и золотой осени, названиями осенних месяцев. Учить участвовать в беседе, составлять полные ответы на вопросы. Познакомить с детскими играми. Воспитывать активность, умение играть в коллективе.

   Задания: рассказать о том, как провел лето. Заполнить календарь погоды и рассказать о погоде дня.

  Оборудование: иллюстрации, репродукции картин природы, заставок на компьютере.

    2. Овощи: картофель, капуста, горох, боб, свекла. 4 часа.

          Цели и задачи. Называть и характеризовать предметы, сравнивать и  классифициро-

    вать, устанавливать общие и отличительные свойства. Уметь составлять описание по

    плану. Развивать связную речь.

      Задания: рассказать по плану о данном овоще; зарисовать  в тетради и раскрасить, вы-

    пить свеклу.

       Оборудование: муляжи и натуральные предметы, картинки, картинный план-схема,        

    пластилин.

  1. Бахчёвые культуры:  дыня, арбуз. 2 часа.

  Цели и задачи. Связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения. Принимать активное участие в беседе. Развивать логическое мышление, связную речь.

  Задания: рассказать по плану-картинке о данной культуре, определить на вкус; зарисовать в тетрадях, вылепить из пластилина. Собрать семена для подкормки птиц.  

  Оборудование: натуральные предметы, или муляжи, иллюстрации предметов, пластилин, пластиковые коробочки.  

  1. Улица, на которой расположена школа. Адрес  школы. Домашний адрес  Экскурсия.

2 часа.

  Цели и задачи: Учить ориентироваться в знакомом маршруте, знать адрес школы и дома, уметь правильно его называть и записывать. Правильно соблюдать правила дорожного движения.

   Задания: назвать адрес дома, записать в тетрадь правильно адрес школы и домашний адрес.

   Оборудование: конверты, открытки, почтовая карточка.

  1. Деревья: дуб, тополь и другие  Узнавание, называние. Осенний листопад. Части дерева. Различные семена деревьев. 3 часа.

     Цели и задачи: Учить различать деревья, части дерева, семена и листья. Составлять     описание, правильно используя формы знакомых слов. Принимать активное участие в игре и беседе.

  Задания: составить описание по плану, собрать листья для гербария и высушить их, семена деревьев для образца.

   Оборудование: картинки, иллюстрации, ноутбук, гербарий листьев, семена листьев.

   6. Растения на клумбе. Узнавание, различение. Части растений: корень, стебель, листья,   цветки. Сезонные работы в саду и огороде. Сбор семян на клумбе.

3 часа.

   Цели и задачи: Учить называть, различать и характеризовать цветы, их части. Уметь составлять рассказ о выбранном цветке, уметь устанавливать общие и отличительные свойства. Уметь правильно собирать семена цветов.

  Задания: составить рассказ по плану, зарисовать цветы , их части в тетрадях. Собрать семена цветов.

  Оборудование: картинки, иллюстрации, живые цветы, игра «Лото: цветы», ребусы.

  1. Что мы узнали за I четверть. Проверочная работа. 1 час.

 Цели и задачи: проверить и оценить знания и умения обучающихся на конец 1 четверти. Уметь работать самостоятельно, используя полученные знания.

  Задания: вспомнить по тетради темы, которые изучались в 1 четверти, выполнить проверочную работу в форме тестирования.

  Оборудование: тетради, иллюстрации, цветные карандаши.

  1. четверть.

1.Ягоды: клюква и брусника, калина и рябина. Узнавание, различение и сравнение.

 2 часа.

  Цели и задачи. Учить узнавать, различать и сравнивать ягоды, составлять описание по плану, участвовать в коллективной игре, проявлять творческую активность.

  Задания: Составить рассказ по плану, зарисовать ягоды, вылепить ветку ягод.

  Оборудование: иллюстрации, натуральные предметы, пластилин.

 2. Сезонные явления в природе: ноябрь. Поздняя осень. 1 час.

Цели и задачи: Познакомить с признаками поздней осени; учить  составлять полные ответы на вопросы, активно участвовать в беседе.

  Задания: прочитать стихотворение выразительно, определить признаки поздней осени.

  Оборудование: книги, иллюстрации, картины природы.

3.Растения в природе. Их значение в жизни человека. 1 час.

  Цели и задачи: Закреплять знания об изученных растениях, их значении; умения составлять описание и вопросы.

  Задания: назвать растения по таблице, картинкам, составить описание, загадку.

  Оборудование: таблицы, картинки, натуральные предметы или муляжи.

4. Транспорт. Виды транспорта. Правила дорожного движения. 2 часа.

  Цели и задачи: Выявить знания о видах, назначении транспорта. Учить называть и характеризовать предметы устанавливать общие и отличительные свойства. Закреплять знания правил дорожного движения и умения их использовать.

  Задания: назвать виды транспорта, где используется, составить описание автобуса.

  Оборудование: картинки, слайды(интернет), таблицы по ПДД.

  1. Посуда. Правила ухода за посудой.  Практическая работа. 2 часа.

Цели и задачи: Выявить знания о видах и назначении посуды, расширить представления детей по теме. Способствовать социальной адаптации детей в жизни.

  Задания: назвать посуду по картинкам, описать один предмет по плану, выполнить практическое задание.

  Оборудование: таблица, картинки, детская посудка, тазик, губка, полотенце.

  1. Декабрь – первый месяц зимы. Экскурсия. Сезонные явления в природе: начало зимы. 2 часа.

Цели и задачи: Участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей. Воспитывать наблюдательность, любовь к родной природе.

  Задания: составить описание по картинке.

  Оборудование: презентация, иллюстрации, картинки.

  1. Одежда, виды одежды. Практическая работа. Обувь и уход за ней. Виды обуви: зимняя обувь.3 часа.

Цели и задачи: Познакомить с видами и назначением одежды и обуви, учить ухаживать за одеждой и обувью, правильно одеваться и обуваться по погоде.

  Задания: описание по картинке, зарисовки в тетрадях, почистить брюки или юбку, туфли или ботинки, постирать платок.

  Оборудование: картинки, таблички, настоящая одежда, обувь, щетки, крем для обуви, тазик, мыло.

 9. Повторение пройденного за 2 четверть. Проверочная работа за 1 полугодие. 1         час.

  Цели и задачи: Проверить знания и умения по предмету за 1 полугодие.

                                              3 четверть.

  1. Зимние забавы детей. Сезонные изменения в природе: январь.  Февральские приметы. Экскурсии. Правила поведения на экскурсии.  3 часа.

Цели и задачи: Учить наблюдать, видеть изменения в природе, происходящие с приходом зимы, расширять представления об окружающем мире, Учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом.

Задания: Участие в беседе, составление правильных ответов на вопросы, определение признаков зимы на иллюстрациях, предметно-практическая деятельность: лепка снеговика; катание на санках.

Оборудование: иллюстрации с изображением зимних картин природы.

  1. Зимующие птицы: снегирь, синица. Перелетные птицы:  грач, скворец. Сравнение и обобщение. Помощь человека птицам. 6 часов.

          Цели и задачи: Уточнять и расширять представления детей о птицах. Формирование умения согласовывать слова в предложении, отработка навыка  рассказа-описания.

Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании. Воспитание  бережного отношения к птицам.

  Задания: Определение и называние основных частей тела птицы, зарисовки в тетрадях. Чтение рассказа о птицах  учителем. Составление рассказа-описания выбранной птички. Отгадывание птиц по описанию. Участие в игре. Дополнение предложений словами. Просмотр презентации. Наблюдения за птицами во время экскурсии, определение их и подкормка. Сравнение образа жизни.

  Оборудование: Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, предметные картинки, трафареты птиц, ноутбук, карточки, книги.

  1. Домашние птицы: курица и утка. 2 часа.

Цели и задачи: Уточнять и расширять представления о домашних птицах. Знать основные части тела, показывать их на иллюстрации, употреблять в речи простые распространенные предложения. Воспитывать базовые эмоции личности.

 Задания: составить описание птицы, зарисовать в тетради.

  Оборудование: иллюстрации с изображением птиц, предметные картинки, трафареты  птиц.

  1. Труд жителей города и села зимой. 1 час

Цели и задачи: Учить  использовать в речи вновь усвоенные слова и выражения составлять под руководством учителя небольшого рассказа об изучаемых явлениях природы.

Задания: Работа по картинкам,  с деформированным текстом.

Оборудование: сюжетные картинки, иллюстрации, ноутбук, карточки.

  1. Домашние животные – коза, овца. 2 часа.

 Цели и задачи: Учить составлять план рассказа. Уточнять и расширять представления о домашних животных. Знать основные части тела животного, показывать их на иллюстрации, употреблять в речи простые распространенные предложения, дополнять высказывания товарищей.

  Задания: Называние домашних животных по картинкам, подбор обобщающего слова. Участие в беседе при описании животного. Составление рассказа по плану.  Дополнение предложений нужными словами. Зарисовать животного в тетради, подписать.

Оборудование: иллюстрации домашних животных, план-схема описания животного.

  1. Дикие животные: ёж, медведь. 2 часа.

     Цели и задачи:  Обогащение и уточнение словаря, участие в беседе. Развитие   ассоциативного мышления. Развитие творческих способностей. Умение составить небольшой рассказ о животном.

  Задание: зарисовать, подписать, составить рассказ по плану.

  Оборудование: предметные картинки, трафарет животного, компьютер, книги.

  7. Комнатные растения и уход за ними. Традесканция. Герань. 2 часа.  

  Цели и задачи: Учить связно высказываться, правильно использовать формы знакомых слов. Прививать умения правильно ухаживать за комнатными растениями. Воспитывать трудолюбие, усидчивость в работе.

   Назвать комнатные цветы: бегония, кактус, фикус и другие. Описать основные части комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Практическая работа: полить цветок, протереть листья влажной тряпкой или опрыскать.

  Оборудование: комнатные растения, тряпки для протирания листьев, лейка с водой.

  1. Март – весенний месяц. Природа весной. Экскурсия. 2 часа.

  Цели и задачи: Расширять представления детей об изменениях в природе весной.

Формирование основ  диалогической речи, умения точно отбирать слова. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. Учить наблюдать и видеть изменения в природе.

  Задания: Участие в беседе «Признаки весны». Распределение заданий  детям для наблюдения ( наблюдать за небом, солнцем, ветром, изменением толщины льда, цвета снега  и т. д.). Постановка учениками вопросов друг другу.  

  Оборудование: иллюстрации с изображением картин природы, карточки с заданиями, книги.

                                           4 четверть.

   

  1. Раннецветущие растения: подснежник. Красная книга. 1 час.

           Цели и задачи. Уточнять и расширять  представления детей о раннецветущих растениях. Формирование умений составлять описание предметов, задавать вопросы и отвечать на них. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Воспитание бережного отношения к флоре нашего края.

  Задания. Знакомство с раннецветущими растениями: ветреницей, подснежником, тюльпаном и др. Узнавание, называние  и различие их по внешнему виду.   Рассказ учителя о раннецветущих растениях по таблице. Подбор названий цветов к картинкам.  Участие в игре «Лото». Составление ответов на вопросы. Зарисовки детей. Просмотр фильма о весенних цветах.

  Оборудование: таблица, предметные картинки, ноутбук с записью фильма.

  1. Насекомые полезные: муравей и божья коровка, муха и стрекоза. 2 часа.

           Цели и задачи. Уточнять и расширять представления и насекомых. Учить определять насекомых, находить признаки сходства и отличия. Находить и называть основные части тела насекомых. Познакомить с местом обитания, пользой или вредом для человека. Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении. Воспитание умения работать в коллективе.

 Задания.   Назвать насекомых по таблице и картинкам, основные части тела. Описание насекомого на выбор по плану. Зарисовки в тетрадях.  Игра «Узнай по описанию». Просмотр фильма о жизни насекомых.

   Оборудование: Таблица «Насекомые», предметные  картинки, шаблоны  насекомых, ноутбук с записью фильма.

  1. Рыбы речные: окунь, лещ, карась. Уход за  рыбами в домашних условиях. 2 часа.

Цели и задачи. Познакомить с различными рыбами, обитающими в водоемах нашей местности, с декоративными рыбами; с правилами ухода за рыбами в домашних условиях. Учить связно высказываться по плану, правильно используя формы знакомых слов, дополнять высказывания товарищей.

  Задания. Называние рыб по таблице. Определение основных частей тела. Рассказ по плану о выбранной рыбе. Знакомство с рыбами домашними, условиями их проживания, уход за аквариумом. Ответы на вопросы. Работа с деформированными предложениями.

 Оборудование: таблица, картинки.

   4. Разнообразие животного мира. Охрана животного мира. 1 час.

   Цели и задачи. Обобщить знания о разнообразии и  различии животных (зверей, птиц, рыб, насекомых); уметь сравнивать и находить признаки сходства. Учить участвовать в беседе, правильно отвечать на вопросы. Развивать умения делать выводы и обобщения.

 Задания.  Рассказ о животных, занесенных в Красную книгу.  Участие в беседе. Ответы на вопросы. Отгадывание ребусов.

 Оборудование: таблицы, картинки, презентация, ребусы.

  5. Сезонные изменения весной.  Экскурсия. Правила поведения на экскурсии. 1 час.

 Цели и задачи. Расширять представления детей об изменениях в природе весной.

Формирование основ  диалогической речи, умения точно отбирать слова. Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственных связей. Прививать любовь к родной природе.

  Задания. Участие в беседе «Признаки весны». Распределение заданий  детям для наблюдения ( наблюдать за небом, солнцем, ветром, изменением толщины льда, цвета снега  и т. д.). Постановка учениками вопросов друг другу.

  6. Человек. Охрана здоровья. Глаза – органы зрения. Органы слуха – уши. Уход за ушами. Нос. Значение чистоты носа. Губы, зубы, язык и уход за ними. Практическая работа. 5 часов.

 Цели и задачи. Уточнять представления детей о частях тела человека, необходимости беречь тело. Закрепить знания детей об основных навыках ухода за своим телом.

Активизация словаря; отработка умения моделировать фразу и задавать вопросы. Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе. Воспитание эмоциональной адекватности, аккуратности, гигиенических навыков. Учить соблюдать правила личной гигиены.

  Задания. Упражнения в постановке вопросов с использованием интонации. Упражнения в назывании частей тела и постановке вопросов. Слушание и обсуждение сказки  Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», участие в беседе. Игра «Будь внимателен» (на зрительно-пространственную ориентировку). Выполнение практической работы: чистка ушей, чистка зубов.

 Оборудование: таблицы, книга, щетки, зубная паста, ватные палочки.

  1. Что мы узнали о живой природе.   1 час.

      Цели и задачи. Уметь различать представителей животного мира.  Формирование навыков охранительного поведения в природе. Активизация глагольной лексики, умения отвечать на вопросы полным ответом. Воспитание базовых эмоций личности.

Задания. Назвать зверей, рыб, птиц,  насекомых по картинкам, их обобщение. Участие в игре «Что лишнее?» Составление сравнительной характеристики предметов.

Оборудование: предметные картинки.

  1. Что мы узнали о неживой природе.  Экология воздуха и охрана окружающей среды. 1 час.

 Цели и задачи. Закреплять знания о неживой природе. Познакомить с экологической ситуацией  на нашей планете, как бережно относиться к  родной природе. Формировать умения участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять ответы других детей.

Задания. Ответы на вопросы.

 Оборудование: картинки, книги, ноутбук.

  10. Повторение пройденного за год. Проверочная работа за год. 1 час.

    Цели и задачи. Выявить знания и умения детей по пройденному материалу за год. Выявить уровень владения словарем, умение составлять фразу, участвовать в диалоге, описывать предмет. Воспитание самостоятельности в работе.

   Упражнения в подборе слов. Обобщающая беседа «Времена года». Выполнение проверочной работы по предмету в виде тестирования. Игра «Прогноз погоды». Оценки за год.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мебель" урок развития устной речи в коррекционной школе

Данный урок направлен на расширение знаний учащихся о различных предметах мебели. Материал урока позволяет учить детей описывать мебель, закреплять умение пользоваться обобщающими словами; учит формир...

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности 5 класс для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости

Рабочая программа по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности предназначена  для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости...

Урок чтения и развития речи в коррекционной школе 3 класс.

ГКСОУ ВО «Специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида»      Урок чтения и развития речи в 3 классе.      Урок подготовила учи...

Доклад "Развитие устной речи учащихся коррекционных школ на уроках трудового обучения"

Развитие речи — одна из центральных задач всей системы коррекционной работы в школе VIII вида. Помимо характерных нарушений в произношении, лексике, грамматике, дети с нарушением интеллекта имеют барь...

Рабочая программа по развитию устной речи 2 класс.

Данная программа составлена для детей с ОВЗ....

Формирование семейных ценностей на уроках чтения и развития речи в коррекционной школе VIIIвида (обобщение опыта)

Одной из самых главных задач при обучении и воспитании школьников является дальнейшая их успешная социализация в обществе, понимание истинных ценностей в жизни. В данной статье рассматривается роль се...

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе.

Самоанализ логопедического занятия по развитию связной речи учащихся коррекционной школы в 6 – а классе....