Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии
статья по теме

Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников 
со стёртой формой дизартрии"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dizartriya.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ефимьева Е.А.

Учитель – логопед

МБДОУ д/с о/в № 14

г. Славянск – на - Кубани

Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников

со стёртой формой дизартрии

Проблема стёртой дизартрии заинтересовала меня ещё несколько лет назад. Уже тогда она имела тенденцию к значительному росту, а на сегодняшний день приобрела массовый характер. До 60% детей дошкольного возраста имеют дизартрию и, как правило, она проявляется в составе  сложных диагнозов: ММД, ДЦП, умственная отсталость.

Стёртая дизартрия – речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая в следствии невыраженного микроорганического поражения головного мозга. ( Л. В. Лопухина)

Основные проявления дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, замена звуков в сложных по слоговой структуре словах,  «смытость, смазанность» артикуляции. По видам нарушений звукопроизношения похожа на органическую дислалию. Диагностируется чаще после пяти лет, требует длительной, систематической индивидуальной логопедической работы. Чем  раньше выявлен дефект и приняты меры медицинского воздействия, логопедической работы и психолого – педагогической помощи, тем быстрее компенсируется речь ребёнка.

При первичном знакомстве с ребёнком важно не только обследовать состояние речи, но и в беседе с мамой собрать подробный анамнез его  развития. У детей – дизартриков анализ анамнестических сведений показывает, что имеют место: отклонения во внутриутробном развитии (токсикозы, гипертония, нефропатия и т.д.), асфиксия новорожденных, стремительные или затяжные роды, кесарево сечение. В первый год жизни многие из детей наблюдались у невролога, назначалось медикаментозное лечение и массаж. В диагнозе до 1 года стояло ПЭП (перинатальная энцефалопатия). Развитие после года, как правило, у всех было благополучным, невролог больше не наблюдал этих детей и ребёнок считался здоровым.

В возрасте 5 – 6 лет дошкольник приходит на занятия к логопеду. Перед нами моторно неловкий ребёнок с проблемами поведения. Тонкая моторика не сформирована, движения пальцев рук скованы и ограничены. Мышцы лица и плечевого пояса чаще напряжены, чем расслаблены. Лицо амимично, губы не принимают участия в артикуляции звуков. Ребёнок не может выполнить упражнение « Трубочка», не удерживает широкий язык в состоянии покоя или даже не может его расслабить, так как кончик языка дрожит и отклоняется в сторону. Наблюдается сильная саливация. При выполнении блока артикуляционных упражнений не может плавно перейти от одного к другому, быстро устаёт. В звукопроизношении выявляются: смешение, искажение, замены и отсутствие звуков.  Изолированно некоторые звуки произносит правильно, но они не автоматизированы и не дифференцированы. Речь неразборчива, невнятна, невыразительна.

Имея в основе данные диагностики, прежде всего, необходимо объяснить родителям суть дефекта, его сложность и устойчивость. Объяснить необходимость дальнейшего лечения и наблюдения у невролога. Нацелить родителей на продолжительную, систематическую, совместную с логопедом работу по преодолению дефекта.

Коррекционную работу начинаю с формирования чётких артикуляционных движений. На первых занятиях значительное время уделяю формированию артикуляции, обучаю родителей правилам выполнения гимнастики. Считаю необходимым в работе по постановке звукопроизношения использовать самомассаж, артикуляционный массаж и зондовый массаж. Комплекс упражнений и вид логопедического массажа подбираю в зависимости от проявлений патологических особенностей в артикуляционном аппарате. При паретичности мышц активизирующий массаж,  при спастичности  расслабляющий массаж, чаще приходится комбинировать и проводить дифференцированный массаж. Так  сформировав первичные артикуляционные навыки, осознанно выполняемых артикуляционных движений с нужной силой и в полном объёме, приступаю к обучению динамической артикуляционной гимнастики.

Это серия  движений, выполняемых чётко, утрированно с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль. Обучение динамической гимнастике начинаю с обыгрывания хорошо знакомых артикуляционных движений, объединяя группами:

« Поймай улыбку» - « Улыбка», « Блинчик»

« Доктор Айболит» - « Покажи язычок», « Спрячь язычок»

« Правила дорожного движения» - « Часики», « Качели»

« Три подноса» - « Лопаточка» на разных уровнях.

На следующем этапе усложняю нагрузку – выполняем упражнения под счет, подключаем движения тела. Гимнастику делаем в разном темпе, меняю ритм движения. Когда ребёнок достаточно хорошо овладел всеми видами движений, начинаем «фитнес» языка – это всё те же артикуляционные упражнения в сопровождении ритмической музыки с разнообразными движениями тела. Во время динамической гимнастики ребёнок получает эмоциональный заряд и хорошую нагрузку для мышц речевого аппарата. В последующей работе это позволит избежать трудностей при переключении с одного артикуляционного уклада на другой, поставленные звуки будут легче автоматизироваться и дифференцироваться. Комплексы упражнений составляю для каждого ребёнка индивидуально, с учётом выявленного нарушения иннервации и недостаточной работы отдельных групп мышц.

Традиционно, работу по постановке звуков начинают в определённой последовательности: от свистящих к сонорам. Из опыта работы с дизартриками пришла к тому, что ребёнку легче научиться произносить звуки "Ш" или "Р" , чем овладеть свистящими. К тому же длительная постановка труднопроизносимых звуков (что индивидуально для каждого ребёнка) занимает большое количество времени, за которое он бы успешно усвоил более лёгкие для его произносительных возможностей звуки. Поэтому считаю целесообразным начинать постановку звуков параллельно с проведением логопедического массажа, пробовать в постановке все нарушенные группы звуков, приступая сразу же к автоматизации поставленных, отводя больше времени для формирования артикуляционного уклада « трудных» для ребёнка звуков.

Одним из базовых моментов по постановке звукопроизношения у дошкольников со стёртой дизартрией считаю уточнение и закрепление артикуляции гласных звуков, так как практический опыт показал, что все дизартрики произносят их усреднено.

Сопровождаю произношение гласных звуков  показом картинок, затем предлагаю символы:

А – а – а – ревёт медведь

У – у – у – воет ветер

О – о- о - кричит слон

И – и – и  - пищит мышка

Ы – ы – ы – гудит пароход

Детям очень  нравится « рисовать звуки руками», что позволяет ощутить кинестетически вызываемый звук и поиграть с ним:

А – руки вперёд в стороны

У – плавно обе руки вверх

О – вверх через стороны вниз

И – в стороны

"Ы" – присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях

Эффективным средством в формировании звукопроизношения и слоговой структуры слова у младших дошкольников и не говорящих детей, является фонетическая ритмика. Она основана на подражании в произношении слогов, сопровождаемых движениями:

На – на – на – хлопки перед собой

Но – но – но - хлопки над головой

Ну – ну – ну – хлопки впереди вытянутыми руками

Не – не – не – движения указательным пальчиком из стороны в сторону

Ня – ня – ня – пальчик кланяется и т. д.

Старшим детям сразу же даю образец буквы и разделяю понятия « звук»  

 « буква ». Совместно с проговариванием звуков и слогов сразу же начинаем их читать, а потом и составлять простые слова. Постепенно подключаю буквы, которые обозначают уже поставленные звуки, которые легче автоматизируются и дифференцируются.

Использование всех методов и приёмов позволяет решить несколько коррекционных  задач: сформировать правильное звукопроизношение и чёткий артикуляционный уклад каждого звука, предупредить возникновение акустической и оптической дисграфии, успешно преодолеть речевые проблемы, связанные с нарушением фонематического слуха, выработать чувство самоконтроля и уверенности в своих силах. Использование наглядности и музыки позволяют скучные и однообразные  артикуляционные упражнения превратить в увлекательное занятие. Это позволяет дольше сохранить продолжительный интерес к  логопедическим занятиям, дети не пресыщаются повторяющимся материалом, коррекционный процесс не затягивается.

                                                                                                                                                                                                                       

 

 

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Статья из опыта работы на тему: "Особенности формирования звукопроизношения у дошкольников со стёртой формой дизартрии" ...

Стёртая форма дизартрии у дошкольников

Описание структуры дефекта при стёртой форме дизартрии...

Этапы и направления логопедической работы при стёртой форме дизартрии.

Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слогов...

Этапы и направления логопедической работы при стёртой форме дизартрии

Стёртая дизартрия - речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического...

Представление опыта работы "Автоматизация звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи - стёртая форма дизартрии".

Обследование детей в массовых садах показало, что в старших и подготовительных к школе группах от 40% до 60% детей имеют отклонения в речевом развитии. Среди наиболее распространённых нарушений - стёр...