Модель реализации коррекционно-развивающей направленности процесса обучения в школе 4 вида
статья по теме

Хит Елена Вячеславовна

В данной статье приведены цели, задачи, направления коррекционно-развивающего сопровождения  слепых и слабовидящих школьников в процессе обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_realizatsii_korrektsionno.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МОДЕЛЬ  РЕАЛИЗАЦИИ  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ  НАПРАВЛЕННОСТИ  ПРОЦЕССА  ОБУЧЕНИЯ  И  ВОСПИТАНИЯ

в  специальной (коррекционной)  общеобразовательной  школе-интернате   IV вида

города  Владимира для слабовидящих детей

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обеспечение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образованности учащихся установленным нормам ─ государственным образовательным стандартам.  Сегодня  недостаточно  того,  чтобы  выпускник средней  школы  обладал неким  нормативным  набором знаний,  умений  и  навыков.  Современному  обществу  требуются  компетентные, активные, способные  к  саморазвитию и самореализации, ответственные  граждане.

Контингент  обучающихся  специальной (коррекционной) общеобразовательной  школы-интерната IV вида для  слабовидящих детей характеризуется  низким  уровнем здоровья:  100%  обучающихся  имеют патологию  органа зрения.  

В зависимости от степени нарушения зрения они делятся на слепых и слабовидящих. Слепота и слабовидение с точки зрения специальной педагогики представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности. У лиц с нарушениями зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Они проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной активности, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах предметно-практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду. 

Существуют такие категории детей с нарушениями зрения, как слепорожденные, рано ослепшие, лишившихся зрения после трех лет жизни,  слабовидящие. Такая дифференциация основывается на том, что время и степень утраты зрения имеет очень большое значение для последующего развития ребенка. Например, слепорожденные не имеют зрительных образов в памяти, которыми в различной мере и объеме располагают ослепшие. Время наступления зрительного дефекта имеет существенное значение для психического и физического развития ребенка. Чем раньше наступил дефект, тем более заметны вторичные отклонения, психофизические особенности и своеобразие психофизического развития. Психическое развитие слепых и слабовидящих имеет такие же закономерности, как и у зрячих детей, но отсутствие или затруднение визуальной ориентировки сказывается наиболее заметно на двигательной сфере, на содержании социального опыта. Потеря зрения формирует своеобразие эмоционально-волевой сферы, характера, чувственного опыта. У незрячих возникают трудности в игре, учении, в овладении профессиональной деятельностью. В более старшем возрасте у лиц с нарушенным зрением возникают бытовые проблемы, что вызывает сложные переживания и негативные реакции. В одних случаях своеобразие характера и поведения слепых сказывается на развитии у них отрицательных черт характера: неуверенности, пассивности, склонности к самоизоляции; в других случаях -  повышенной возбудимости, раздражительности, переходящей в агрессивность. Развитие высших познавательных процессов (внимание, логическое мышление, память, речь) у слепых и слабовидящих протекает нормально. Вместе с тем нарушение взаимодействия чувственных и интеллектуальных функций проявляется в некотором своеобразии мыслительной деятельности с преобладанием развития абстрактного мышления.

Поэтому  обучение и воспитание в школах слепых и слабовидящих имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций, организацию дифференцированного обучения. Обосновывая основные положения обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей, тифлопедагогика исходит из учения о разностороннем развитии личности, естественнонаучных основ компенсации слепоты и слабовидения, концепции о единстве биологических и социальных факторов в развитии детей с отклонениями в развитии. Это единство, как отмечал Л.С. Выготский, представляет собой единство сложное, дифференцированное и изменчивое как по отношению к отдельным психическим функциям, так и к разным этапам возрастного развития детей. В связи с этим школы для слепых и слабовидящих детей должны выполнять следующие функции: учебно-воспитательную, коррекционно-развивающую, санитарно-гигиеническую, лечебно-восстановительную, социально-адаптационную и профориентационную. Это обеспечивает нормализацию развития детей с нарушенным зрением, восстановление нарушенных связей с окружающей их средой (социальной, природной и др.). Психическое развитие слепых и слабовидящих детей, формирование у них компенсаторных процессов, активной жизненной позиции, осознания способов самореализации и овладение ими зависят прежде всего от социальных условий, в первую очередь от образовательных.

Это возможно  при системном  комплексном  подходе, на  который  мы  опирались  в  создании  модели.  Модель как  процесс  реализации  нашей  школой  своих  образовательных  функций  имеет  цель:  создание  коррекционно-развивающей  среды, способствующей  максимальному  развитию  личности  каждого ребенка,  сохранению  и  поддержанию  его  физического  и  психического  здоровья, адаптации  детей с глубокими  нарушениями  зрения  к  новым  социальным  условиям.

Реализация поставленной  цели  осуществляется  по  средствам  решения  приоритетных    задач:

тематических с

Обеспечить  усвоение  слепыми  и слабовидящими  школьниками  государственных  образовательных  стандартов через                                                                           реализацию принципа коррекционно-развивающей  направленности  процесса  обучения и воспитания в школе.  

Совершенствовать  медицинскую реабилитацию обучающихся  через  укрепление  материально-технической  базы  медицинского  блока, а также  развитие  системы  лечебно-профилактических  мероприятий, направленных  на  укрепление и сохранение  здоровья  обучающихся.

Формировать  у  обучающихся  навыки  эффективного  социального  взаимодействия,  способствующие  успешной  социализации слепых  и  слабовидящих  школьников,  через  вовлечение  их  в  активную  творческую деятельность  по  различным  направлениям  дополнительного  образования.

Осуществлять  работу  по  формированию  компенсаторных  механизмов  и  коррекции  недостатков  психофизического  развития,  через  реализацию  блока  специальных  коррекционных  дисциплин  учебного  плана.

Осуществлять коррекцию  недостатков  личностного  развития                                                                                           детей с  патологией  зрения,  по  средствам  проведения  мероприятий  психолого-педагогической  реабилитации.

Приоритетные  задачи  реализации  коррекционно-развивающей  направленности  учебно-воспитательного  процесса  решаются  по  напрвлениям:

лечебно-коррекционное;

психолого-коррекционное;

социально-коррекционное;

коррекционно-развивающее;

учебно-коррекционное.

Лечебно-коррекционное  напрвление  -  это  система  лечебно-профилактических  и  восстановительных  мероприятий,  направленных  на  охрану  зрения  и  соматического  здоровья  обучающихся.  Содержание  деятельности  медицинского  персонала  школы  предусматривает    проведения  мониторинга  состояния  здоровья  учащихся,  проведение  медикаментозного  и  аппаратного  лечения,  проведение   общеукрепляющей  терапии,  осуществление  просветительской  работы  с  педагогами,  учащимися  и  их  родителями.  Выработка  рекомендаций  для  педагогов  по  организации и  соблюдению  офтальмо-эноргономического  режима  работы   конкретного  ребенка  на  уроке  и  самоподготовке.

    Психолого  коррекционное  направление  подразумевает  функционирование  системы  психолого-педагогического  сопровождения  учебно-воспитательного  процесса..  Очень  важной  составляющей  этой  системы  являетя  психодиагностика,  которая  позволяет  определить  уровень  развития  каждого  ребенка,  выявить  типичные  и  индивидуальные  особенности  слепых  и  слабовидящих  детей. Данные  психодиагностики  необходимы  не  только для  выстраивания  психокоррекционной  работы, которую  проводит  психолог. Они также  необходимы  педагогу,  который  осуществляет   индивидуально-дифференцированный  подход  в  обучении  и воспитании,  отбирая  специальные  методы  и  приемы    учебной  и  внеурочной  деятельности, обеспечивающие  усвоение  программного  материала  и  развитие  компенсаторных  механизмов.  Психопрфилактическая  и  консультативная  работа  со  слепыми  и  слабовидящими  подростками  играет  большую  роль  в  профориентационной работе.  Формирование  адекватной  самооценки,  определение  уровня притязаний  и  возможностей -  главные  задачи  определяющие  работу  по  подготовке  выпускников  школы  к  жизненному  и  профессиональному  самоопределению.  Просветительская  и  консультативная  работа  психологической  службы  школы  с  родителями     способствует  активному  вовлечению  их  в  учебно-воспитательный  процесс.

    Социально-коррекционное  направление  -  система  мероприятий  педагогического воздействия  на  личность  ребенка  средствами  внеурочной  деятельности. Сложившаяся  система  дополнительного  образования  в  школе,  развитие  системы  ученического  самоуправления  стали  условиями,  способствующими  развитию  творческих  и  познавательных  способностей  учащихся,  формированию  у  них  самостоятельности,  активной  жизненной  позиции,  расширению  кругозора  и  повышению  общекультурного  уровня  наших  учеников.

      Коррекционно-развивающее  направление  реализует  блок  специальных  коррекционных  дисциплин  учебного  плана, представленных  такими  курсами,  как лечебная  физкультура, ритмика,  социально-бытовая ориентировка, ориентировка в пространстве, охрана  зрения  и  развитие  зрительного  восприятия, развитие  осязания  и  мелкой  моторики, развитие  мимики  и  пантомимики,  предметно-практическая деятельность.  Специальные  коррекционные  занятия  направлены, главным  образом,  на  преодоление  недостатков  психофизического  развития  слепых  и  слабовидящих  школьников.  Большая  часть  из  них  корректируют  двигательную  сферу  обучающихся  школы.  Интенсивность  коррекционной  работы  неодинакова  на  разных  этапах  обучения:  в  начальной  школе  количество  коррекционных  часов  составляет  в  классах   вида  10часов,  в классах  вида  13 часов  в  неделю,  а  в  старшей  школе  учебный  план  предусматривает  5  часов  коррекционных  занятий  в  неделю.  Коррекционные  занятия  проходят  в  индивидуальной  и групповой  форме  по  отдельному  расписанию  во  второй  половине  дня.  Основной  проблемой  данного  направления  является  слабая  программно-методическая  обеспеченность  этих  дисциплин.  На  сегодняшний  день  существуют  программы,  утвержденные  РАН,  по  социально-бытовой  и  пространственной  ориентировке  для  начальной  и  основной  школы.  Педагоги  школы  самостоятельно  разрабатывают  программы  по  коррекционным  курсам,  опираясь  на  опыт  преподавания  этих  дисциплин  в  школах  для  слепых  и  слабовидящих  Липецка,  Санкт-Петербурга, Москвы.  На сегодняшний  день  в  школе  ведется  работа  по  авторским  курса,  прошедшим  экспертизу  в  ВИПКРО  на  кафедре  специальной педагогики  и  психологии.  Это  программа -  победитель  областного  конкурса  коррекционных  программ  2007  года  «Охрана  зрения  и  развитие  зрительного  восприятия»  -  автор  педагог-психолог Ксенофонтова Н.В.;  программа факультативного курса  -  лауреат  того  же  конкурса  «Я  и  мое  здоровье»  -  учитель  биологии  Волкова Е.А.; программа  «Развитие  осязания  и  мелкой  моторики»  -  учитель предметно-практической  деятельности Сбитнева И.С.;  программа «Формирование  общеучебных  умений  и  навыков через предметно-практическую  деятельность»  -  учитель математики  Северьянова М.Л.,  учитель географии  Протопопова И.В.; учитель физики Матвеева Т.А.

    Учебно-коррекционное  направление  обеспечивает  организацию  учебного  процесса  с учетом  индивидуальных  способностей  и  возможностей  учащихся,  выработку  и  подбор  методов  и  приемов  обучения,  способствующих  усвоению  государственных  образовательных  стандартов  слепыми  и  слабовидящими  детьми. Контингенти  обучающихся  сложен  по  состоянию  здоровья и  уровню  интеллектуального  развития.  На  сегодняшний день  25(17%)  человек  обучаются  по  системе  Брайля,  13 человек (9%)  слабовидящие  и слепые  дети  с  умственной  отсталостью. 10  человек  надомников  -дети  со сложной структурой  дефекта.  Из  10  надомников  2  чел с  сохранным  интеллектом  дети обучаются  дистанционно.

В  школе  12  классов  вида  для  слабовидящих,  2 класса    вида  для  слепых,  1 класс    вида, малокомплектный  общей  численностью  детей  6  человек.  В  настоящее  время  сложилась ситуация,  когда  нет  возможности  открыть  класс    вида  из-за  нехватки  детей.  Поэтому  Младшие  умственно  отсталые  дети  обучаются  в  классах    вида,  но  по  программам  школ  вида.  То  же  самое  происходит  и  со слепыми  детьми,  т.к.  возможности открывать  класс  для  1 или  2  человек  нет,  поэтому  слепые  обучаются  в классах  вида.  подобная  ситуация  требует  еще  более  глубокой  дифференциации  и  индивидуализации  процесса  обучения.

Наша  школа  реализует    общеобразовательные  программы  начального  общего,  основного  общего,  среднего (полного)  общего  образования.

Начальное  общее  образование  1-4  классы. Особенностью  обучения  в  начальной  школе  является  то,  что  подготовительный  период  значительно  продлевается  по  сравнению  с  массовой  школой,  предъявляются  санитарно-гигиенические  требования  к  организации  обучения  чтению  и  письму,  предусматриваются  специальные  дополнительные  занятия  для  подготовки  глаз  и  рук  к  письму. 1  класс  вида,  где  обучается  1  ребенок  умственно  отсталый  по  программе  вида,  1  вида,  2  класс  вида  1  человек  по  программе  вида,  3  класс  вида, где  2  человека  обучаются  по  программе  вида,  3  человека  по  системе  Брайля,  4  класс –класс  вида.

Для  успешного  осуществления  своей деятельности  от  учителя  начальных  классов  требуется  большая  дополнительная  работа: корректировка  общеобразовательной  программы,  которая  отражает  перераспределение  учебного  материала,  рассчитанное  на  замедленный  темп  его  усвоения,  подобрать  разноуровневые  задания,  продумать  тщательнейшим  образом  организацию  работы  учащихся  на  уроке,  определить  место  каждого  вида  работ  и  уровень их  сложности.  Самой  острой  проблемой  для  начальной школы  является  необходимость  обучать  слепого  ребенка  в    классе  слабовидящих,  т.к. обучение  чтению  и  письму  по  Брайлю  требует  еще  более  продолжительного  продления  подготовительного  периода.

     Основное  общее  образование  -  5-10 классы,  сроки  усвоения  увеличены  на  1  год.  В  целях  успешной реализации  общеобразовательных  программ   учителя-предметники  ежегодно  корректируют  их  с  учетом  типологических  и  индивидуальных  особенностей  слепых  и слабовидящих  школьников.  Скорректированные  программы  рассматриваются  на  заседании  школьного  методического  объединения  и  утверждаются  директором  школы.  Из  семи  классов  основной  школы  1  класс  вида и  в 4-х  классах  вида  вместе  со слабовидящими  обучаются  слепые дети.  Следует  отметить,  что  в  средней  и  старшей  школе  совместное  обучение  слепых  и  слабовидящих  проходит  успешно.

Освоение  программ  основного  общего  образования  заканчивается  государственной  итоговой  аттестацией  по  русскому  языку  и  математике. Результаты  государственной  итоговой  аттестации  за  последние  3  года  демонстрируют

    Среднее (полное)  образование  -  11-12  классы.   Средняя школа создает условия для наиболее полного учета интересов учащихся, социально-психологической адаптации, активного включения их в жизнь современного общества и общественно полезный труд. С этой целью в учебный план школы включены факультативные занятия по выбору самого учащегося.   Кроме  того,  введены  элективные  предпрофильные  курсы:  «Психология  делового  общения»,  «Основы  экономики»,  «Технология  обработки  древесины».  Эти  курсы  не  только  окажут  помощь  в  профессиональном  самоопределении,  но  и  способствуют  формированию  необходимых  для  успешной  социализации  навыков.

Средняя  школа  заканчивается  также  государственной  итоговой  аттестацией.  Которая  по  выбору  выпускников  может  проходить  в  форме  государственного  выпускного  экзамена  или  в  форме  ЕГЭ.  

Результаты  экзаменов  наши выпускники  подтверждают тем,  что  способны  продолжать  обучение  в  ссузах и  вузах  области.

Перед  вами  таблица  самоопределения  наших  выпускников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии и коррекционно-развивающие работы на уроках географии в школе VIII вида.

Применение инновационных технологий и коррекционно-развивающих упражнений в обучении детей с проблемами в интеллектуальной сфере создают необходимые условия для полноценного усвоения ими учебного мате...

реализация коррекционно-развивающей направленности в обучении русскому языку слепых и слабовидящих школьников

Статья содержит описание типологических и индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих школьникоа. Вней показана особая роль уроков русского языка и литературы в развитии личности слепого и слабо...

"В гостях у сказки" дополнительная коррекционно-развивающая программа для обучающихся специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Программа предназначена для обеспечения  эффективного обучения детей с умеренной умственной отсталостью....

Методическое объединение воспитателей по теме "Модели коррекционно – развивающих форм воспитательного процесса, способствующие социализации воспитанников и нравственной жизненной позиции".

Методическое объединение включает в себя вопросы по формированию нравственной и эстетической среды воспитательного пространства. Раскрывает формы, методы и приёмы процесса воспитания....

Реализация коррекционно-развивающей составляющей в образовательном процессе в условиях стандартизации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 В процессе работы с детьми с ограниченными возможности здоровья,  применяю особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики ...

Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах.

Реализация коррекционно-развивающей направленности уроков русского языка в 5 и 8 классах....

РЕАЛИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Целью деятельности любой общеобразовательной системы является обес­печение качества результатов образования, т. е. соответствие уровня образо­ванности учащихся установленным нормам ─ государст...