Урок ФГСР 3 класс Составление предложений со словосочетаниями обозначающими пространственные отношения
план-конспект урока на тему

Грибанова Мария Владимировна

Составление предложений со словосочетаниями обозначающими  пространственные отношения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тип урока: закрепление

Задачи:

  • развивать у обучающихся практические речевые навыки построения предложений со словосочетаниями, обозначающими  пространственные отношения;
  • учить  устанавливать грамматические обобщения;
  • развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память;
  • воспитывать мотивацию к учению, стремление научиться правильно говорить.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс часть 1» А.Г.Зикеев , индивидуальные карточки, алгоритм, памятка, компьютер.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Проверка готовности к уроку.

– Э: Как вы слышите?

- Садитесь.

2. Речевая зарядка.  Звуки  [З – С]

З – С

аза – аса
азо – асо
азы – асы

у зайца – у лисы

У зайца      лисенок.
У лисы      зайчонок.

3. Различение фраз на слухо-зрительной основе. (Все фразы даются за экраном.)

– Сейчас осень или весна?
– Сегодня понедельник или вторник?
– Какой будет урок?

4. Целевая установка.

– Сегодня на уроке будем говорить, составлять предложения.

5. Минутка чистописания.

Э: Откройте тетради. Будем писать.

II. Работа по теме урока

1. Коррекционно-развивающее упражнение на развитие мыслительной активности.

– Э: Будем составлять предложения.

У волка        гнездо.
У птички     конура.
У собаки      нора.

2. Введение в содержание понятия, выраженного словосочетанием что? (кто?) + у кого?

Работа  с изображениями на доске.

– Посмотрите и скажите что? (кто?)   у кого?
– Ведро у девочки, петух у лисы, яблоко у ежа, удочка у мальчика, морковь у кролика, мышка у кошки.

3. Подготовительное задание на определение рода, числа имен существительных, входящих в искомое словосочетание.

– Кто изображен на картинке? 
– Девочка, мальчик, лиса, еж, кролик, кошка.
– Распределите эти существительные  по родам.
– Какого числа эти существительные?
– На какой вопрос отвечают эти существительные?
– Сегодня на уроке будем работать с существительными мужского и  женского рода единственного числа.

4. Составление предложений на основе наглядной ситуации и вопроса.

На столе лежат мяч и лента. Учащиеся (мальчик и девочка) подходят к столу  и выбирают себе предмет.

– Что взяла девочка?  Что взял мальчик?
– Составьте предложения по вопросным  схемам:
У  кого?   Какой?  Что? (
У мальчика синий мяч).
У кого? Какая? Что? (
У девочки зеленая лента).

5. Физкультминутка (презентация).

6. Анализ предложений по вопросам (за экраном).

– Прочитайте первое предложение.
– О чем говорится в предложении?
– Какой вопрос зададим к слову мяч?
– Что говорится о мяче?
– Какой вопрос поставим к слову синий?
– Что еще  говорится про мяч?
– Какой вопрос поставим к слову у мальчика?

Аналогично разбирается второе предложение.

7. Выделение из предложений искомых словосочетаний.

– Сегодня мы будем учиться употреблять в речи словосочетания что? у кого?
– У мальчика синий мяч.
– У девочки зеленая лента.
– Выделите из предложений словосочетания:

    что?                           у кого?
    мяч                            у мальчика
   лента                       у девочки

8. Анализ словосочетаний и подведение учащихся к выводу.

– Прочитайте пары слов. (Сначала учащиеся читают  вопросную схему, далее – словосочетания, записанные под ней.)
– Прочитайте слова с вопросом  у кого?
– У мальчика, у девочки.
– Измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос кто?
– Мальчик, девочка.
– Какого рода, числа имена существительные?
– Сравните окончания имен существительных с вопросом кто? и  с вопросом у кого?

9. Формулировка вывода по алгоритму.

Алгоритм.

Имена существительные  .... рода,  ... числа, отвечающие на вопрос ..., имеют окончания ....

При выполнении упражнения используется   памятка.

Памятка.

  1. Задай вопрос к слову.
  2. Определи род и число  существительного.
  3. Найди таблицу.
  4. Измени слово по таблице.

10. Упражнение  на закрепление. Работа с индивидуальными карточками.

 Карточка.

*У ...  острые зубы.   У ...  красивое  платье. (сестра, собака).

*У .... длинные уши.  У ... пушистый хвост. У ...  большие глаза. (сова, кролик, лиса)

*У мальчика синий мяч. У девочки зелёная лента.

11. Взаимопроверка.

12. Самостоятельная работа в тетради.

Запишите любое предложение по вопросам Кто? (Что?) Какой? У кого?

IV. Итог урока

Что мы делали на уроке?

Поставьте себе оценку.

Домашнее задание: с 105 упр. 2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 5 класса по теме "Предложение и словосочетание"

Подробный конспект урока русского языка для 5 класса по программе Баранова М.Т. на тему "Словосочетание и предложение"...

презентация к уроку 5 класса "Виды предложений"

Презентация поможет наглядно представить виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске...

урок ФГСР 3 класс "Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими принадлежность (сущ.+у+сущ.)"

Составление предложений со словосочетаниями, обозначающими принадлежность (сущ.+у+сущ.)....

Презентация к уроку 8 класса "Условные предложения".

Презентация к уроку 8 класса "Условные предложения"....