Консультация-практикум для родителей
консультация

Макшаева Марина Александровна

В данной консультации представленны виды развивающего массажа и самомассажа, как одного из средств развития ителлектуальных и речевых возможностей ребёнка. Массаж особенно полезен для детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_tesneyshim_obrazom.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Большеигнатовский детский сад комбинированного вида»

Консультация-практикум для родителей: Развивающий массаж

в логопедической работе с дошкольниками

                                                                    Подготовила:

                                           учитель-логопед Макшаева М.А

Цель данной консультации: Познакомить и обучить родителям

видам массажа и самомассажа.

Речь теснейшим образом связана с другими сторонами психического

        развития ребёнка (Р.Е.Левина). Восприятие, память, мышление,

воображение, целенаправленное поведение формируются с прямым

%

        участием речи (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, А.В. Запорожец и др.)

        Поэтому логопед в своей работе использует самые разнообразные

        методы и средства развития интеллектуальных и речевых возможностей

        ребёнка. Одним из таких средств является массаж.

Как лечебное средство массаж был известен ещё в глубокой древности.

        Его благоприятное воздействие на организм человека (как местное, так и

        общее) отмечают многие авторы (А.А.Бирюков, В.И.Васичкин и др.). При

        систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов

        проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с

        мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы,

        которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее

        воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается

        её регулирующая роль в работе всех систем и органов.  Массаж позволяет  активировать межполушарное взаимодействие,                    

        синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А.Сухомлинский

        утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

        М.М.Кольцовой было доказано, что существует тесная взаимосвязь

        между уровнем развития тонких движений пальцев рук и развитием речи.

        Речевая деятельность формируется под влиянием импульсов, поступающих

        от пальцев рук. Тренировать их можно уже с б - месячного возраста.

        Простейший метод - массаж, который заключается в поглаживании в

        направлении от кончиков пальцев к запястью.

        Поскольку у дошкольников преобладает конкретно-образное

        мышление, к массажным комплексам подбираются стихотворные тексты. Их

        содержание и ритм максимально приближены к характеру самого движения,

        чтобы у ребёнка возникал конкретный образ. Вначале дети могут выполнять,

        упражнения молча, по показу логопеда, затем по мере формирования

        „

        правильного произношения, тоже могут проговаривать текст. Позже они

        могут произносить тексты самостоятельно.

        Виды развивающего массажа.

        1• Самомассаж лица.


Комплекс доктора Ф.Р.Ауглина (Швейцария) опробован и творчески развит И.А. Блыскиной (Санкт-Петербург). Именно её рекомендации были взяты за основу. Дети обучались самомассажу. Он включался в логопедическое фронтальное занятие. Игровая форма работы привлекала детей, они выполняли упражнения с большим удовольствием, быстро запоминали их, и с радостью перевоплощались в плюшевых медвежат.

Пример: «Озорные мишки».

Взявшись за середину ушной раковины (а не за мочки!), оттягивать её вперёд, а затем назад, считая медленно до 10. Делать 1 раз.

Оттяну вперёд я ушки,

А потом назад.

Словно плюшевые мишки,

Детки в ряд сидят.

Раз, два, три - скажу, четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для ушек

Нужно делать всем.

Указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисовать» круги на щеках. Делать 1 мин.

        А теперь по кругу щёчки

Дружно разотрём:

Так забывчивым мишуткам

Память разовьём.

Раз, два, три - скажу четыре,

Пять и шесть, и семь.

Не забудь: массаж для щёк

Нужно делать всем!

Массировать двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. Делать 1 мин.

Чтобы мишка лучше видел, Стал внимательней, шустрей, Мы волшебные очки Нарисуем поскорей.

        

Открыть рот и нижней челюстью делать резкие движения слева направо

        и наоборот. Делать по 10 раз.

Мишка, мишка рот открой

        И налево двинь щекой...

        Мишка, мишка, рот открой!

И направо двинь щекой...

Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на обозначенные точки. На каждую точку необходимо нажать и держать, не отпуская, на счет до 20. Делать по 1 разу.

Мы подушечками пальцев

В точки попадем:

Так курносому мишутке

Носик разомнем.

Раз, два, три — скажу, четыре

  Пять, и шесть, и семь. Не забудь: массаж для носа

  Нужно делать всем!

        |

                                 2.Самомассаж кистей и пальцев рук.        \

ь

Этот массажный комплекс был разработан В.Б. Галкиной, Н.Ю. Хомутовой на основе рекомендаций А.А. Бирюкова. Он состоит из трёх типов | упражнений.        [

  • Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
  • Самомассаж ладоней.
  • Самомассаж пальцев рук.
  1. Упражнения для суставов пальцев с элементами сопротивления.

Эти упражнения дополняют пальчиковую гимнастику, проводимую на логопедических занятиях. Уже давно доказано, что чем быстрее и точнее ребёнок выполняет движения пальцами, чем тоньше, дифференцированнее * работа мышц кистей рук, тем быстрее и лучше развивается речь, а следовательно и мышление.

Пример: - Опереться руками о стену.

Нажать сильнее - расслабить кисти.

Сильным я родился!

А ну, стена подвинься!

- Двигать большим пальцем к себе и от себя.

Зажигалку зажигаю,

Искры кремнем выбиваю!

  • Сцепить пальцы рук и большими пальцами изобразить мельницу.

Закружилась мельница.

Быстро мука мелется.

  • Одной рукой поддерживать другую в запястье и энергично встряхивать. Упражнение улучшает циркуляцию крови.

Ручкой ручку поддержу,

Сильно ею потрясу.

  1. Плантарный массаж.

Массаж стоп иначе называется плантарным, или индийским. Его, после предварительного обучения, проводят родители дома.

При массаже, направленном на развитие памяти и интеллекта, особое внимание надо уделять большому пальцу, поскольку там сконцентрированы рефлексогенные зоны головы, основания черепа.

Массаж стоп целесообразно проводить утром и в течение дня, но не на ночь.

При массаже ноги должны быть максимально расслаблены. Проводится он в положении сидя или лёжа. В последнем случае ребёнок ложится на живот, под голеностопные суставы ему кладутся небольшие валики.

Вначале массируется вся стопа (поглаживание, растирание, надавливание), растирают подошву от пятки к пальцам и обратно. Затем надо потянуть каждый палец и сжать стопу с боков двумя ладонями. Потом вновь поглаживают всю стопу и проводят вращательные движения пальцев и голеностопного сустава.

Массаж большого пальца требует более длительного воздействия (до 2 мин.)

5. Аурикулярный массаж.

Это массаж ушных раковин - показан детям с самого раннего возраста. Он помогает лучше работать и развиваться всем системам организма, усиливает концентрацию внимания, улучшает интеллектуальные возможности.

Лечение путём воздействия на ушную раковину применялось с древних времён. Такой массаж можно применять ежедневно и всю жизнь.

Рекомендуется массировать по порядку четыре зоны:

  1. противокозелок
  2. треугольная ямка
  3. зона перехода ножки завитка в восходящую часть
  4. воронка

6. Самомассаж «Игра с ушками».

Пример. Раз, два, три, четыре, пять - Будем с вами мы играть Есть у ушка бугорок Под названьем «козелок» Напротив ушко мы помнём И опять считать начнём.

Раз, два, три, четыре, пять - Продолжаем мы играть Сверху в ушке ямка есть, Нужно ямку растереть. Раз, два, три, четыре, пять - Продолжаем мы играть.

Из ушка к верхушке Дорожка идёт, По этой дорожке Наш пальчик пройдёт. Погладим её мы, Чтоб гладкой была... И дальше продолжилась Наша игра.

Снизу в ушке ямка есть, Нужно ямку растереть. Раз, два, три, четыре, пять - Продолжаем мы считать.

Ушкам отдыхать пора. Вот и кончилась игра.

- Поглаживание ушных раковин.

Все эти несложные упражнения массажа помогут вашим детям полноценно развиваться. Желаю успеха!

        

Список использованной литературы.

  1. Бирюков А.А. Массаж в борьбе с недугами. М.Д991.
  2. Дубровский В.Н., Дубровская Н.М. Практическое пособие по массажу. Чебоксары. 1995.
  3. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1996.
  4. Жукова С.Н. Развивающий массаж в логопедической работе с дошкольниками //Логопед 2005. №2.


I


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 11 классе на тему: «Юридическая консультация» (практикум по теме «Трудовое право»)

Урок обществознания в 11 классе на тему:«Юридическая консультация»(практикум по теме «Трудовое право»)...

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Консультация-практикум для родителей "В стране звуков и букв русского языка"

Практическое пособие по составлению звуковых схем слов при обучении дошкольников грамоте....

Консультация - практикум для родителей подготовительной группы "Фонематический слух - основа правильной речи"

Родители познакомятся с  понятием фонематический слух, с приемами развития фонематического слуха у дошкольников, а так же с играми, способствующими созданию условий для постоянной тренировки фоне...

Консультация-практикум для воспитателей на тему: «Использование массажных шариков СУ –ДЖОК в логопедической работе с детьми»

Консультация-практикум для воспитателей на тему: «Использование массажных шариков СУ –ДЖОК в логопедической работе с детьми»...

Консультация-практикум муз.руководителя для педагогов: «Роль воспитателя в музыкальном развитии детей дошкольного возраста в режиме ДОУ».

Цель:  Рассказать педагогам о роли воспитателя на музыкальных занятиях и утренниках.Роль воспитателя в музыкальном воспитании детейМузыкальные занятия и роль воспитателяРоль ведущего на праз...

Сценарий тематической консультации-практикума для родителей «Влияние мультфильмов на развитие «особенного» ребенка»

Сценарий тематической консультации-практикума «Влияние мультфильмов на развитие «особенного» ребенка» разработан как учебно-методический материал для классного руководителя. Ко...