Сценарий тематической консультации-практикума для родителей «Влияние мультфильмов на развитие «особенного» ребенка»
учебно-методический материал

Пеньковская Тамара Ивановна

Сценарий тематической консультации-практикума «Влияние мультфильмов на развитие «особенного» ребенка» разработан как учебно-методический материал для классного руководителя. Консультация - практикум  адресована для  широкого круга родителей обучающихся с умственной отсталостью (в том числе с ТМНР), и может быть полезна на всех возрастных периодах обучения.  Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области воспитания  детей с умственной отсталостью;   привлечь родителей к активному осмыслению проблем влияния мультфильмов на развитие детей;  объединить усилия школы и семьи в вопросах сохранения гармоничного  развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пеньковская Тамара Ивановна

учитель класса с умеренной и

тяжелой умственной отсталостью

КОУ «Няганская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

высшая квалификационная категория

Тематическая консультация-практикум для родителей

«Влияние мультфильмов на развитие  «особенного» ребенка»

Пояснительная записка

Классные родительские собрания способствуют решению задач просвещения родителей, расширения их педагогического кругозора, стимулирования желания быть хорошими родителями. Встреча педагога с родителями  – это не только возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов, но и возможность решения  общих проблем, которые волную всех родителей.  

Одной из актуальных  тем, которая волнует современных родителей, является тема мультфильмов, так как, с одной стороны,  они являются неотъемлемой частью жизни каждого ребенка, а с другой стороны, могут иметь как положительное, так и отрицательное влияние на  психику, когнитивное развитие и поведение ребенка. Такое противоречие особенно остро появляется  в  семьях с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, в том числе тяжелые множественные нарушения развития (далее - ТМНР). Часто во время или после просмотра  того или иного мультфильма, у ребенка с ОВЗ появляются тревожные признаки «другого», несвойственного ему поведения (внезапный крик, плач; копирование отрицательного поведения, появление в реальной жизни слов-штампов героев; повышенная тревожность или расторможенность; отказ от семейных традиций и др).  В каждой семье эта проблема носит свой конфиденциальный характер, но в то же время   она  объединяет родителей класса, которые ее переживают.  

Таким образом, тема консультации «Влияние мультфильмов на развитие  «особенного» ребенка» доказывает свою актуальность в условиях современного многообразия мультипликационной продукции.  

Тематическая консультация-практикум, как  нетрадиционная форма родительского собрания дает возможность родителям не только услышать  полезную информацию, но и получить ответы на волнующие их вопросы и рекомендации по проблеме.  Главные критерии тематической консультации: консультация должна родителям запомниться и заставить задуматься.

Практикум предполагает возможность непосредственного  участия в  обсуждении важных вопросов, а также самоанализ родительского поведения.  Такая форма позволяет родителям размышлять, анализировать свое поведение, выслушивать другие точки зрения и, таким образом, находить пути решения своей  «конфиденциальной» проблемы,  в кругу тех людей, которых она объединяет.

Тематическая консультация-практикум «Влияние мультфильмов на развитие «особенного» ребенка» разработана для родителей обучающихся с умственной отсталостью (в том числе с ТМНР), и может быть полезна на всех возрастных периодах обучения.  Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области воспитания  детей с умственной отсталостью;   привлечь родителей к активному осмыслению проблем влияния мультфильмов на развитие детей;  объединить усилия школы и семьи в вопросах сохранения гармоничного  развития ребенка.

Тема мероприятия с участием родителей согласуется с  одной из воспитательных задач школы - повышение педагогических компетенций родителей (законных представителей),  и объединяет работу классного руководителя с родителями в вопросах воспитания положительных личностных качеств обучающихся с ОВЗ и создания условий для формирования дружеских межличностных отношений в классе.

Сценарий

тематической консультации-практикума для родителей

«Влияние мультфильмов на развитие  «особенного» ребенка»

Тема: «Влияние мультфильмов на развитие «особенного» ребенка».

Цель: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в области воспитания  детей с умственной отсталостью;   привлечь родителей к активному осмыслению проблем влияния мультфильмов на развитие детей;  объединить усилия школы и семьи в вопросах сохранения гармоничного  развития ребенка.

Форма проведения: консультация-практикум

Участники: родители обучающихся с умеренной умственной отсталостью (в том числе с ТМНР).

Оборудование: проектор, компьютер, экран, видеоролик, столы, стулья по количеству человек, выставка детских рисунков по теме, памятка для родителей.

Предварительная работа:

1.  Объявление для родителей о предстоящем  групповом родительском мероприятии  (за две недели до мероприятия).

2.  Изготовление красочных пригласительных билетов, совместно с детьми (за неделю до мероприятия).

3. Подготовка Памятки для родителей «Влияние мультфильмов на развитие  «особенного» ребенка».

4. Подготовка  мультимедийной презентации по теме консультации.

5.Подготовка и оформление выставки детских рисунков «Мой любимый герой мультфильма» (к началу встречи с родителями).

Ход мероприятия

  1. Посещение родителями выставки детских рисунков «Мой любимый герой мультфильма» в школьной библиотеке (5-10 минут; далее родители приглашаются в учебный кабинет)
  2. (слайд 1) Вступительное слово классного руководителя. Мнение родителей по теме встречи.

- Уважаемые родители, здравствуйте! Как вы уже поняли, сегодня я предлагаю  поговорить о самой распространенной форме досуга детей в домашних условиях – просмотр мультфильмов. Для наших «особенных» детей это также вопрос актуальный, так как мультфильмы очень привлекают ребят нашего класса и вы, родители порой задумываетесь «что его в них привлекает?», «почему один и тот же мультфильм ребенок может смотреть много раз?», «а не вредно ли это для моего ребенка?»…

-  Расскажите, какие мультфильмы любят ваши дети? (ответы родителей)

- Как ваш ребенок реагирует на мультфильмы, поделитесь. (ответы родителей)

- Как вы считаете, нужны ли «особенному» ребенку мультфильмы? (ответы родителей)

- Действительно,  одним из современных и эффективных инструментов развития и воспитания любого ребенка является анимация, или мультфильмы.

Специалисты в области детства (психологи, неврологи, психиатры)  исследовали влияние мультфильмов на психику детей и подтвердили их развивающую, познавательную и воспитательную роль. Давайте познакомимся с положительной ролью  мультфильмов.

  1. Педагогический всеобуч «Польза мультфильмов».

(слайд 2)  Положительная роль мультфильмов.

Мультфильмы  способны:

Развивать речь. Слушая грамотную и красивую речь героев мультфильмов, дети пополняют словарный запас и могут использовать в повседневной речи интересные фразы.

 Развивать мышление и память. «Особенный» ребенок учится анализировать содержание мультфильма, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи.

 Обучать, расширять кругозор. Образовательные (обучающие) мультфильмы рассказывают об окружающем мире, с их помощью ребенок может научиться считать, читать,  изучать геометрические фигуры, цвета и получать различные знания о мире, который их окружает.

 Развивать образное мышление. Мультфильм позволяет ребенку представлять образы героев, предметов и их свойств, а значит,  развивает образное представление.

 Воспитывать и социализировать. Герои мультфильмов показывают детям разные возможности взаимодействия с миром, примеры хорошего и плохого поведения, полоролевого  поведения, способствуют формированию у особенных ребят чувства сопереживания, разрешению конфликтов.  Дети получают представления о добре и зле, учат справляться с трудностями и страхами, усваивать социальную информацию, развивают самооценку.

Снимать тревожность,  стресс. Дети находят мультфильмы забавными и часто смеются над выходками героев. Смех помогает снять тревожность, стресс и вселяет уверенность. Он также повышает иммунитет и вызывает выброс эндорфинов, которые способствуют положительным эмоциям.

- Таким образом, правильные  мультфильмы могут стать хорошими помощниками родителей в воспитании особенных детей.  У некоторых персонажей наши дети перенимают манеры поведения, их умение взаимодействовать с окружающим миром (повторяют звуки, слова, фразы). Некоторые мультфильмы  учат доброте, искренности, покладистости и  сопереживанию, несут позитивный настрой.  И, пожалуй, самое главное: герои мультфильмов учат общаться с окружающими, не сдаваться, противостоять  злу, и справляться со всеми трудностями.

  1. Анализ  советских мультфильмов.

(слайд 3)  Советские мультфильмы.

- Давайте рассуждать, какие же мультфильмы имеют положительное влияние на  наших «особенных» детей? (мнение родителей)

Советские мультфильмы.

- Несмотря на то, что их уже нельзя назвать «современными», советские мультфильмы до сих пор очень актуальны. К положительным сторонам данных мультфильмов психологи относят их высокое качество. Советские мультфильмы не были поставлены на поток, они производились в единичном экземпляре и вопросы качества ставились по главу угла.

Советский мультик направлен на формирование положительной детской картины мира, он добрый, спокойный, правильный. Отрицательный персонаж, как правило, легко перевоспитывается, а его первоначальная отрицательная сущность обусловлена, скорее всего, тем, что с ним никто не дружил, никто его не любил и не понимал. Вообще зло в советских мультиках подается в иронично-комичной форме, что смягчает его природу.

В советском мультике четко прослеживается направленность на воспитание, формирование положительных качеств, эти мультфильмы учат правильному поведению и образу мышления.

Там нет насилия, зло имеет локальный легкопобеждаемый характер, персонажи несут в себе добро, сострадание, уважение, любовь и взаимопонимание.

- Советские мультики, действительно, хорошие, с этим было бы глупо спорить. Вы согласны со мной, дорогие родители?

Что же тогда можно  назвать отрицательными факторами в этом вопросе?(мнение родителей)  

  • Советских мультиков мало, по сравнению с разнообразием, которое представляет современная западная индустрия мультфильмов для детей.
  • Несмотря на их неоспоримое качество, на фоне современных возможностей компьютерной графики и спецэффектов, советские мультфильмы уже кажутся немного примитивным.

- К сожалению, современные мультипликаторы не всегда заботятся о детской психике, а стараются сделать свое произведение как можно более кассовым. Поэтому, влияние мультфильмов на психику детей  - становится выбором и решением  родителей. В современных условиях, именно родители  несут прямую ответственность за то, как отразится на личности ребенка тот или иной мультфильм; именно родители могут  формировать ответную реакцию у ребенка на какое -либо действие, поступок героя. Поэтому, именно родители заинтересованы и способны фильтровать  все изобилие информации для ребенка (в том числе мультфильмов).

- И я уверена, что у вас есть свои  (сознательные или подсознательные) установки, какие мультфильмы смотреть нежелательно? Расскажите об этом. (мнения родителей)  

  1. Педагогический всеобуч «Вредное влияние  мультфильмов».

(слайд 4)  Отрицательная  роль мультфильмов.

- Давайте разберемся конкретно, какие мультфильмы нежелательны для всех детей и несут вредное воздействие. А для наших обучающихся,   мультфильмы могут оказаться даже опасными, ведь  дети с ОВЗ— наиболее незащищенная группа получателей информации. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана и не  могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных  мультфильмов.

Не стоит смотреть мультфильмы, в которых:

Выражена  агрессия.  Разумные родители не разрешат смотреть ребенку кадры, где все  дерутся, наносят вред друг другу, и показывают предметы смерти (орудия убийств или кровь). Смотреть мультфильмы, где явно выражена агрессия можно только если она подана в смешном виде. Когда, в конце концов, добро побеждает и никто не умирает, а это очень важно для ребенка.

 Негативное поведение героев мультфильма никем не наказывается. В мультике герои могут обижать, грабить, убивать. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не осуждает, не ставит в угол, не говорит, что так делать нельзя.  У «особенного» телезрителя закрепляется представление о допустимости  неприемлемых форм поведения, вседозволенности;

Демонстрируется опасное для жизни поведение. Мультики, где персонажи лихачат, прыгают с крыш, бегают по проезжей части, подвергают опасности свою жизнь, оказывают негативное влияние на инстинкт самосохранения у детей. Склонность к  подражанию любимым героям может обернуться травмами и страшной бедой для семьи.            

 Главные герои выглядят уродливо. Если ребенок видит на экранах чудовищ, монстров, уродливых героев, то страдает его внутренний мир, самоощущение, мировосприятие  и психика, в целом.

 Присутствует нецензурная лексика, где герои показывают неприличные жесты, иначе все эти нехорошие слова и жесты вы увидите в собственном доме в исполнении вашего ребенка.

 Кричащие   цвета с яркими вспышками света и громкими звуками. Для вечернего просмотра такие мультфильмы не подходят вовсе. В противном случае у ребенка будет не ночной сон, а ночное бодрствование или испуг. Яркие мультфильмы могут негативно отразиться на зрении ребенка, а громкие звуки- вызвать головную боль и повышенную тревожность.

Транслируются формы нестандартного полоролевого поведения: существа мужского пола ведут себя как представительницы женского пола и наоборот, девочки надевают несоответствующую одежду, проявляют особый интерес к подобным себе по полу персонажам. У детей смешиваются и путаются представления о девочках и мальчиках, мужчинах и женщинах, их поведении (девочки думают, что это они должны «добывать пищу, и ходить на войну», выглядят мужеподобно, как «супергероини»).

 Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показаны насмешки, глумление  над старостью, беспомощностью, слабостью. Это также формирует неправильное поведение и отрицательные  личностные качества.  

Демонстрация неуважительного отношения ко взрослым, допустимость обмана и манипуляций в отношениях с родителями и другими людьми – формирует склонность ко лжи, манипуляциям в реальной жизни.

- Уважаемые родители, можете привести примеры мультфильмов, в которых вы распознали перечисленные признаки негативизма? (мнения родителей, обсуждение)

- Нужно ли нашим детям смотреть такие мультфильмы? (мнения родителей, обсуждение)

  1. Рекомендации родителям  «Правила просмотра мультфильмов».

Некоторые родители  воспринимают мультфильмы как  способ занять любимое чадо, пока они сами заняты сборами на работу или приготовлением ужина – посадил любимое чадо перед голубым экраном и вот тебе, пожалуйста – полчаса для домашних дел освободилось! Но не так всё радужно, как кажется на первый взгляд. 

Предлагаю вам педагогические рекомендации

(слайд 5) Как правильно смотреть мультфильмы?

Во-первых, просмотр мультфильмов  не должен превышать 30-40 минут в день. Целесообразно ограничить просмотр телевизора ребёнком после перенесения тяжелой болезни, детям, пережившим стресс, невротически ослабленным, впечатлительным и внушаемым.

Во-вторых, с детьми нужно обязательно обсуждать содержание просмотренных фильмов, тогда  у ребёнка складывается более ясная и цельная картинка происходящего. Проговаривать действия героев, эмоционально оценивать их поступки, инициировать и поддерживать вопросы и рассуждения ребенка по поводу происходящего в мультфильме, поступков героев, учить его объяснять свою точку зрения — это способствует развитию представления  о хороших и плохих поступках, критического мышления.

 В-третьих, не надо «перекармливать» детей никакими мультфильмами.  Не стоит использовать «мультики» вместо няньки, завышать их привлекательность, отказывая в их просмотре в качестве наказания.

В-четвертых, выбор мультфильмов. В первую очередь стоит выбирать старые отечественные мультфильмы. Преимущества их  очевидны: хороший сюжет (экранизирована классика сказок и не очень известные, но хорошие произведения), качественное  изображение (тщательная прорисовка деталей, реальные цвета, реалистичные животные), красивая музыка (часто симфоническая), правильная речь героев, нравственные (ценностями являются доброта, верность, смелость, дружба, любовь). Из современных мультфильмов нужно вести тщательный отбор.

В-пятых, при выборе мультфильма, не стоит забывать об уровне развития  вашего ребенка, потому как «всему свое время». Да, дети могут многое смотреть, но при этом не понимать, что происходит на экране. Поэтому лучше, показывать мультфильмы по осознанию, чтобы ребенок понимал то, что смотрит, проживал вместе с героями его сюжет.

И последнее, никакой мультфильм не заменит живого общения ребёнка с взрослым, в котором он так нуждается.  Позволяйте себе отложить  дела, и уделить  ребенку немного нашего внимания!

  1. Самоанализ ««Роль мультфильмов  в жизни моего ребенка»

- Дорогие родители, предлагаю  ответить  себе на вопросы. Вы можете с нами поделиться своими ответами или нет, но для себя постарайтесь ответить честно и искренне. (Родители в течение 5 минут отвечают на вопросы для самоанализа, работают на листах с вопросами.   Далее, проводится совместное  обсуждение по вопросам)  

(слайд 6) Вопросы для самоанализа.

«Роль мультфильмов  в жизни моего ребенка».

- Мультфильмы необходимы для развития  моего  ребенка?

 - Какие положительные проявления моего ребенка развиваются от просмотра мультфильмов?

-  Какие отрицательные  проявления моего ребенка развиваются от просмотра мультфильмов?

 - Как часто  мой  ребенок смотрит мультфильмы?

 - Сколько времени  в режиме дня ребенка  мы отводим на просмотр мультфильмов?

 - Какими факторами я руководствуюсь при выборе мультфильма? Подчеркну.  (смысловой нагрузкой, зрелищностью, популярностью, не задумываюсь над этим вопросом)?

 - Смотрю ли я  мультфильмы вместе с ребенком ?

 - Обсуждаю ли я с ребенком просмотренные мультфильмы?

  1. Опасные мультфильмы и их влияние на развитие и эмоциональное состояние детей.

- Уважаемые родители, предлагаю посмотреть видеоролик о мультфильмах, которые негативно влияют на развитие и эмоциональное состояние детей.

(слайд 7) Мультфильмы, которые калечат  https://www.youtube.com/watch?v=FaiDN4eCoBk&t=1s 

  1. (слайд 9) Законодательная сторона вопроса!

- Наше государство стоит на защите психологического здоровья детей.  В РФ действует  Федеральный закон  от 29.12.2010 N 436-ФЗ  (ред. от 29.06.2015) ФЗ «О защите детей  от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

  1. Рефлексия.  Предложение Памятки для родителей «Влияние мультфильмов на развитие  «особенного» ребенка» (см. Приложение №1)

- Подведем небольшой итог!

Сегодня  мы с вами, дорогие родители,  сделали шаг к решению  общей, и в то же время, личной проблемы каждой семьи – мы обсудили положительную  роль мультфильмов, а также выяснили, как распознать в мультфильмах их отрицательное влияние на развитие  «особенного» ребенка. Вы получили  рекомендации по теме «Правила просмотра мультфильмов». Я надеюсь, что полученная информация оказалась для вас  полезной и вы выработаете свою, семейную тактику в данном вопросе. А чтобы вам было легче ориентироваться в  данном вопросе, я подготовила для вас Памятку «Влияние мультфильмов на развитие  «особенного» ребенка», в которой представлены рекомендации «Как правильно смотреть мультфильмы?», о которых мы сегодня говорили.  

  1. (слайд 8) Короткие тезисы для размышления (каждый тезис появляется на слайде отдельно, педагог озвучивает их)
  • Задача современного родителя – во внимании к своему ребенку и в стратегии разумного отбора информации.  
  • Не мультики воспитывают детей, а родители. Что бы ни видел ребенок на экране, он также видит, что происходит у него в семье: как общаются между собой родители, как они к нему относятся, чему его учат.
  • От слишком большого влияния мультфильмов можно уберечь путем ограничения времени просмотра.
  • Хороший родитель – это тот, кто знает, что смотрит его ребенок и сколько времени он проводит перед телевизором.
  • Родитель может быть спокоен, если ребенок пойдет общаться и играть с ним, оторвавшись без труда от самого любимого и интересного мультика.
  • Родитель – это тот, кто по-настоящему любит своего ребенка и уделяет ему достаточно времени, чтобы не беспокоиться, что кто-то или что-то будет влиять на ребенка больше, чем он.

- Я благодарю вас, дорогие родители, за то, что вы нашли время прийти в школу и за участие в нашем практикуме. Я очень рада, что мы с вами тесно взаимодействуем в  вопросах воспитания детей.  Желаю вашим семьям  здоровья, оптимизма и любви!  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация-практикум для родителей

В данной консультации представленны виды развивающего массажа и самомассажа, как одного из средств развития ителлектуальных и речевых возможностей ребёнка. Массаж особенно полезен для детей младшего д...

"Влияние мультфильмов на развитие ребенка"

Беседа для родителей о влиянии  мультфильмов на развитие ребенка....

Консультация для родителей "Роль мультфильма в жизни ребенка"

Консультация для родителей "Роль мультфильма в жизни ребенка"...

Консультация-практикум для родителей "В стране звуков и букв русского языка"

Практическое пособие по составлению звуковых схем слов при обучении дошкольников грамоте....

Влияние мультфильмов на речь и психику ребенка.

Влияние мультфильмов на речь и психику ребенка....