Особенности развития двигательных способностей воспитанников на уроках физической культуры в СКОУ VIII вида
статья по теме

Неволин Андрей Григорьевич

Современная ситуация в обществе создаёт множество проблем для чело­века, особенно для ребёнка: социально - психологических, материальных, ми­ровоззренческих. Школа не остаётся в стороне от процессов, происходящих в социуме. Ухудшение физического, психологического здоровья детей одна из акту­альных проблем сегодняшнего дня. Выходом из сложившейся ситуации и час­тично решением данной проблемы стала реализация в области образования здоровьесберегающих технологий.

Физическая культура в С(к)ОУ VIII вида является составной частью всей системы работы с учащимися, которые имеют нарушения в интеллектуальном развитии. Развитие физической культуры рассматривается и реализуется ком­плексно и находится в тесной связи с развитием умственной, нравственной и эстетической культуры детей. Наравне с этим, уроки физической культуры ре­шают ряд конкретных специфических задач

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nevolina_ag_statya_dvigatelnye_sposobnosti_.doc.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Неволин А. Г.

учитель физической культуры

 высшей квалификационной категории

МБС(к)ОУ «С(к)О школа №54 VIII вида»

г.Пермь, Россия

Пути развития двигательных способностей воспитанников                                   на уроках  физической культуры в СКОУ VIII вида

Современная ситуация в обществе создаёт множество проблем для человека, особенно для ребёнка: социально - психологических, материальных, мировоззренческих. Школа не остаётся в стороне от процессов, происходящих в социуме. Ухудшение физического, психологического здоровья детей одна из актуальных проблем сегодняшнего дня. Выходом из сложившейся ситуации и частично решением данной проблемы стала реализация в области образования здоровьесберегающих технологий. 

Физическая культура в С(к)ОУ VIII вида является составной частью всей системы работы с учащимися, которые имеют нарушения в интеллектуальном развитии. Развитие физической культуры рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с развитием умственной, нравственной и эстетической культуры детей. Наравне с этим, уроки физической культуры решают ряд конкретных специфических задач:

  • коррекция и компенсация нарушений физического развития;
  • развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
  • формирование, развитие и совершенствование двигательных умений и
    навыков;
  • укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию.

Исследования последних лет показали, что увеличение объёма и интенсивности двигательной активности детей в режиме дня, способствует совершенствованию деятельности основных физиологических систем организма, физическому и нервно - психологическому развитию и развитию моторики. При проведении уроков физической культуры дети получают возможность проявить большую активность, самостоятельность и инициативу в деятельности. Выполнение различных упражнений в рамках учебного процесса содействует более прочному формированию, закреплению и развитию двигательных навыков и качеств. Это, в свою очередь, влияет на формирование двигательных способностей школьников. Поэтому основным направлением моей педагогической деятельности является поиск путей развития двигательных способностей воспитанников с нарушениями интеллекта на уроках физической культуры. Двигательную деятельность таких детей надо рассматривать не в аспекте выполнения различных физических упражнений и движений для развития двигательных навыков, а как коррекционно-компенсаторную и лечебно-оздоровительную форму воздействия на двигательную недостаточность, как форму реадаптации тех двигательных нарушений, которые имеются в двигательной функции у учащихся специальных коррекционных школ.

Учителя физкультуры решают коррекционные задачи, стоящие в исправлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма учащихся  с нарушениями интеллекта включая нервную систему. Для успешного решения этих задач необходимо хорошо знать, какие двигательные нарушения присущи той или иной группе учащихся, в каких формах проявляются недостатки управляющей произвольными движениями функции при выполнении упражнений.

Органическое поражение ЦНС обуславливает сложные дефекты психического и физического развития учащихся. У них отмечается сердечно-сосудистая патология, функциональная недостаточность органов дыхания, нарушение эндокринной системы, диспластичность телосложения, ослабленность и дискоординация деятельности отдельных мышечных групп.

Тип двигательной недостаточности у таких детей при различных формах олигофрении неодинаков и зависит от  места поражения мозга; степени нарушения премоторных зон; уровня интеллекта; степени ограниченности двигательных возможностей.

Анализ результатов исследований ряда авторов (Н.А.Козленко, Б.В.Сермеев, В.М.Мозговой) дает основания для вывода о том, что при значительных индивидуальных различиях в развитии движений у учащихся коррекционных школ наблюдаются специфические двигательные нарушения при различных формах умственной отсталости. На занятиях физкультуры это проявляется в несформированности тонких дифференцированных движений, плохой координации сложных двигательных актов, низкой обучаемости движениям, косности сформированных навыков, недостатках целесообразного построения движений, затруднениях при выполнении движений по словесной инструкции.

Было установлено, что специфические особенности моторики у всех умственно отсталых школьников связаны с недостатками высших уровней регуляции действий. Это порождает низкую эффективность операционных процессов деятельности. Такие недостатки бывают особенно заметны в тех упражнениях, успех выполнения которых зависит от целесообразности построения действий и четкости их регуляции (метания в цель, упражнения в равновесии и др.), а также в подвижных и спортивных играх, которые требуют точности действий в условиях меняющихся игровых ситуаций. Несмотря на разнообразные по характеру двигательные нарушения, общим в моторике учащихся школ VIII вида является то, что у них в большей мере нарушена способность целесообразно управлять своими движениями.

Изучение двигательной сферы у детей этой категории показывает, что у большинства детей имеется задержка в развитии произвольных движений. В процессе обучения учителя физкультуры стараются выявить эти нарушения и суметь их классифицировать.

        Наиболее доступна тестовая методика исследования двигательных нарушений. Приведу две группы тестов:

  1. тесты на определение уровней построения движений (с помощью них определяются нарушения координационных способностей);
  2. тесты для определения отставаний в развитии двигательных качеств.
            Используя эти тесты, учитель сможет выявить слабое звено в развитии каждого ученика, над которым и следует работать. Успехи в исправлении двигательных недостатков умственно отсталых детей во многом зависят от правильного определения системы средств физического воспитания, т.е. от правильного подбора и сочетания различных упражнений, игр. Однако, одним только этим не исчерпывается проблема коррекции развития умственно отсталых детей в процессе их физического воспитания.

Успех дела в равной мере зависит и от методов обучения, которые в максимальной мере способствовали бы коррекции недостатков развития учащихся.

Основной акцент при физическом воспитании в СКОУ VIII вида должен быть сделан на развитие координации и точности движений, на четком выполнении того или иного физического упражнения. Поэтому значительное время должно уделяться тем упражнениям, которые способствуют развитию чувства ритма и темпа, точности движений, координации движений, тонкой моторики.        

Развитию чувства темпа, ритма, характера движений способствует выполнение общеразвивающих упражнений: ходьбы, бега, подскоков в определенном темпе и ритме, легко или с усилием, плавно или резко, с хлопками; отстукивание или похлопывание заданного ритма; ходьба с замедлением, ускорением.

Наряду с этими упражнениями следует применять упражнения, где ученики тренируются в самостоятельном, внутреннем регулировании темпа и ритма движений. Для этого ученикам дается темп и ритм движений счетом, хлопками, постукиванием, после чего они уже самостоятельно регулируют ритм и темп, выполняя упражнение.

Развивая чувство ритма, мы тем самым улучшаем координацию движений, точность, скорость двигательных реакций. Эти упражнения построены главным образом на слуховом восприятии с участием зрительного и тактильного, что создает условия для разностороннего влияния на коррекцию различных нарушений.

Упражнения, содействующие развитию способности точности регулировать движения: метание в цель, броски мяча на пол или в стену, чтоб он отскакивал на заданное расстояние, прыжки на точность приземления, упражнения в равновесии, подбрасывание мяча до ориентира. В этих упражнениях для учеников очевидна связь между направлением, скоростью или силой движения.

Ценность их в том, что они побуждают детей к активной умственной деятельности: дети должны четко воспринимать как сами движения, так и результаты движений, устанавливать причинно-следственные связи между характером движения и его результатом, на основе этого вносить коррективы для совершенствования последующих движений. Это содействует не только развитию функции двигательного аппарата, но и совершенствует нервно-психические процессы.

Для координации движений применяются следующие упражнения: ходьба с перешагиванием через небольшие препятствия; ходьба змейкой вокруг предметов; ходьба, требующие точного шага; упражнения на равновесие; прыжки через скакалку с продвижением, броски и ловля мяча, элементы баскетбола, хоккея, футбола; акробатические упражнения, челночный бег, упражнения с гимнастической палкой.

При развитии тонкой моторики тренировка функции кисти, пальцев, руки в целом улучшает не только двигательные возможности умственно отсталых детей, но  речевые и психические навыки. Формирование движений в кисти тесно связано с созреванием двигательного анализатора, развитием зрительного и слухового анализаторов координации движений, пространственной ориентировки и других сложных психических функций. Развивая функцию кисти, особое внимание надо уделять тренировке движения схватывания предмета, движений кисти ладонью вверх-вниз, отведения-приведения предплечья и кисти.

Акцентируя внимание в работе на развитии у учащихся перечисленных двигательных способностях, необходимо развивать и двигательные качества: силу, выносливость, быстроту, ловкость, так как это способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей. Это оказывает воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, моторики, повышению уровня работоспособности, укреплению здоровья.

Эффективность работы учителя зависит и от методов ведения уроков, которые способствовали бы коррекции недостатков. Специфика методики проведения уроков в соответствии с требованиями коррекции осуществляется по таким направлениям:

1.   При подборе материала на каждый урок необходимо обеспечивать взаимосвязь в решении оздоровительных, воспитательных, образовательных и коррекционных задач.

Таким образом, обеспечивая оздоровительное и развивающее воздействие на организм детей, укрепляя их здоровье, необходимо наряду с этим избирательно воздействовать непосредственно на недостатки развития. Например, в подготовительной части урока сочетать общеразвивающие упражнения и специальные для коррекции недостатков (для развития моторики кистей и пальцев рук, для развития точности движений). Индивидуальные упражнения ЛФК проводятся в основной части урока. Для этого таких учеников ставят отдельно от остальных детей и дают им индивидуальные упражнения. После выполнения упражнений ЛФК ученики присоединяются к общей группе.

  1. Так как  у умственно отсталых детей на фоне общего недоразвития моторики наиболее нарушены те движения, выполнение которых требует умственной, психической работы, надо шире использовать упражнения такого характера и в таком сочетании, чтобы тренировались все звенья двигательного аппарата при достаточном воздействии на наиболее недоразвитые стороны моторики.
  2. Учитывая характер двигательных нарушений, уроки следует строить так, чтобы стимулировалась умственная деятельность учащихся, чтобы они в процессе выполнения упражнений познавали собственные движения, дифференцировали их по размеру, направлению, быстроте, силе, осмысливали способ выполнения, решали умственные задачи, связанные с самостоятельной организацией действий.

Наиболее успешное развитие двигательной сферы и коррекция двигательных нарушений происходит тогда, когда практическая работа педагога строится на теоретических положениях, включающих необходимость всестороннего физического развития с опорой на сохранные двигательные возможности; осмысление и словесная регуляция движений при выполнении физических упражнений; адекватность критериев обратной связи.

В заключение хотелось бы отметить, что физическое развитие является одним из информативных показателей, характеризующих здоровье ребенка: оно отражает процессы роста и формирования организма и находится в непосредственной взаимосвязи с другими показателями здоровья и что физическое воспитание в системе коррекционно – воспитательной работы С(к)ОУ VIII вида занимает особое место, так как физическое состояние и двигательная возможность умственно отсталого ребёнка во многом определяет его общую дееспособность в обучении и труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-измерительный материал по письму и развитию речи для учащихся СКОУ VIII вида 1 класс

Цель: учить писать под диктовку, соблюдая графический режим, умение правильно соединять буквы.          развивать слух, внимание, ориентировку в тетради...

Специфика содержания и методики работы учителя на уроках физической культуры в СКОУ VIII вида в разделе «Лыжная подготовка»

В системе физического воспитания лыжный спорт занимает одно из ведущих мест. Занятия лыжами доступна всем, так как во время прогулок или учебно – тренировочной работы на лыжах физическая нагрузка може...

Коррекционное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 8 классе, СКОУ VIII вида

Данное занятие можно проводить со всем классом в конце учебного года....

Авторская программа курса «История и культура Самарского края» для 10 класса СКОУ VIII вида

   После завершения изучения базового курса «История Отечества» в учебном плане для обучающихся с ОВЗ в 10 классе обозначен предмет «История и культура родного края». Такой предмет да...

Развитие творческих способностей обучающихся в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида средствами ритмики и хореографии.

Использование в коррекционной работе танцевального искусства, как важного средства в воспитании гармоничной личности ребенка с проблемами, его творческого развития, социализации и интеграции в обществ...

Исследовательская работа «Развитие двигательных способностей на уроках физической культуры»

laquo;Развитие двигательныхспособностей на уроках физической культуры»...