Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 1 класс
рабочая программа по теме

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 1 класс  разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык»  (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 кл.:.  /под  редакцией В.В. Воронковой. – М.: "Просвещение", 2010, 192 с.Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 1 класс  разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык»  (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 кл.:.  /под  редакцией В.В. Воронковой. – М.: "Просвещение", 2010, 192 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pismo.doc174 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена:

на заседании МО

учителей

начальных классов

Протокол № 6

от 23  июня 2013г

_____ Л.Н Богданова.

Согласовано:

_____заместитель

директора школы

по УВР  Н.Н. Деева

28  июня 2013 г.

Рассмотрена:

на заседании

педагогического

совета

Протокол № 1

от  30  августа 2013г.

Утверждена:

приказом МБС(К)ОУ

«С(К)ОШ №23»

от 30  августа 2013г.

№ 243

Рабочая программа

по учебному предмету «Письмо и развитие речи»

1 класс

Составитель: Сергеева Татьяна Михайловна

учитель начальных классов

2013-2014

учебный год


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи», 1 класс  разработана на основе авторской программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык»  (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1 – 4 кл.:.  /под  редакцией В.В. Воронковой. – М.: "Просвещение", 2010, 192 с.

Цель: овладение первоначальными навыками чтения и письма, что требует, кроме общего и речевого развития, необходимости достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания.

Задачи:

-подготовить учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки;

-выработать элементарные навыки грамотного письма;

-повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

-научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

-формировать нравственные качества.

Изменения, внесённые в авторскую учебную программу

Программа уплотнена на основании учебного плана. В школе на письмо и развитие речи  отводится 5 часов, а для индивидуально учащихся на дому 2 часа. Уплотнение учебного материала произошло за счет сокращения количества часов на изучаемые разделы и не повлияло на содержание  программы. В связи с уменьшением количества часов до 66 изменилось тематическое планирование курса. Изменения по разделам.

Тема

Количество часов согласно авторской программе

Количество часов согласно рабочей программе

Добукварный период.

-

7

Букварный период.

-

59

Итого

165

66

Программа по уплотнению выполнена

За счет праздничных дней произошло уплотнение

№п/п

Тема

До уплотнения

материала

В результате уплотнения

Обоснование изменений

1.

1.Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ш. 2.Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Л.

Уплотнение материала на основании годового учебного графика и расписания приказ от 21.06.2013г. №197

2.

1.Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Щ. 2.Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ф.

Уплотнение материала из-за праздничного дня 01.05., приказ от 21.06.2013г.№197.

Название учебно-методического комплекса

-Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь: 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений/Москва.: "Просвещение", 2010, 142 с.

-А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова Пропись для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. В 3 частях. Москва.: "Просвещение", 2009.

Количество учебных часов

Место учебного предмета "Письмо и развитие речи" в Федеральном базисном учебном плане – образовательная область "Филология": согласно учебному плану МБС(К)ОУ "С(К)ОУШ №23"на изучение предмета "Письмо и развитие речи" в 1 классе отводится 66 часов .

Программа состоит из двух разделов, соответствующих добукварному и букварному периодам.

Формы организации учебного процесса

Формы организации учебного процесса – индивидуальные занятия.

        


Требования к уровню подготовки  учащихся

Учащиеся должны уметь:

-различать звуки на слух и в произношении;

-анализировать слова по звуковому составу, составлять слова из букв и слогов разрезной азбуки;

-плавно читать по слогам слова, предложения, короткие тексты;

-отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрации к тексту;

-слушать небольшую сказку, загадку, стихотворение, рассказ;

-писать строчные и прописные буквы;

-списывать с классной доски и с букваря прочитанные и разобранные слова и предложения.

Учащиеся должны знать:

-знать наизусть 3 - 4 коротких стихотворения или четверостишия, разученных с голоса учителя.


Календарно-тематическое планирование

Наименование раздела и тем

Часы

учебного времени

Дата

Примечание

Добукварный период.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма. Привитие правильного расположения на парте тетради и пользование карандашом.

02.09.

 

Развитие координации движения кисти руки и пальцев. Лепка, складывание и разрезание бумаги ножницами по прямым линиям.

05.09.

Составление фигурок из тонких палочек, цветной соломки, бумажных полосок по данному учителем образцу. Игра с мозаикой.

09.09.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях (горизонтальные, вертикальные, наклонные). Переключение с одного направления на другое, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями.

12.09.

Обведение карандашом на бумаге по трафарету (круга, квадрата, треугольника) его закраска и штриховка.

16.09.

Рисование прямых линий и несложных предметов из них (скамейка, лесенка, конверт, флажок, оконная рама, фигуры в форме букв).

19.09.

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях в такой последовательности: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной; прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал.

23.09.

Букварный период.

Усвоение рукописного начертания строчной буквы А.

26.09.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы У.

30.09.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы М.

03.10.

Списывание прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов (ма-ма,  - ау, му-му).

07.10.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

10.10.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы О.

14.10.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы С.

17.10.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Х.

21.10.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

24.10.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ш.

07.11.

Уплотнение материала согласно годовому учебному графику и расписанию на 2013-2014 учебный год.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Л.

07.11.

Списывание прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов  (Лу-ша,, уш-ла).

11.11.

Усвоение рукописного начертания строчной буквы ы. Списывание прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов  (у-сы).

14.11.

Усвоение рукописного начертания прописной буквы Н. Списывание прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов  (но-ша, ум-на).

18.11.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

21.11.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Р.

25.11.

Списывание прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов  (ша-ры, Шу-ра).

28.11.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы К.

02.12.

Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

05.12.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы П.

09.12.

Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

12.12.

Усвоение рукописного начертания прописной буквы Т. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

16.12

Письмо под диктовку после анализа их звукового состава. Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

19.12.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы И.

23.12.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

26.12.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы З. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

13.01.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

16.01.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы В. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

20.01.

Письмо под диктовку после анализа их звукового состава.Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

23.01.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ж. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

27.01.

Письмо под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

30.01.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Б. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

03.02.

Письмо под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

06.02.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Г. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

17.02.

Письмо под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

20.02.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Д. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

24.02.

Письмо под диктовку после анализа их звукового состава. Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трехзвуковых слогов с последующей записью.

27.02.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Й. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

03.03.

Усвоение рукописного начертания строчной буквы ь. Списывание с букваря (рукописный шрифт) слов, состоящих из усвоенных слоговых структур.

06.03.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Е.

10.03.

Списывание с букваря (рукописный и печатный текст) слов состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из трех-четырех слов.

13.03.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

17.03.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной  буквы Ё

20.03.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании. Списывание с букваря (рукописный и печатный текст) слов состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из трех-четырех слов.

31.03.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Я.

03.04.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ю.

07.04.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

10.04.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ц. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов состоящих из усвоенных слоговых структур.

14.04.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ч. Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) слов состоящих из усвоенных слоговых структур.

17.04.

Списывание с букваря (рукописный и печатный текст) предложений из трех-четырех слов. Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трех слов с предварительным анализом.

21.04.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью. Вставка пропущенной буквы в словах при списывании.

24.04.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Щ.

28.04.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ф.

28.04.

Уплотнение материала из-за праздничных дней 01.05.

Списывание с букваря (рукописный и печатный текст) слов состоящих из усвоенных слоговых структур, предложений из трех-четырех слов.

05.05.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки слов из трех-четырех букв с последующей записью.

08.05.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

12.05.

Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Э.

15.05.

Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ъ.

19.05.

Списывание с классной доски и с букваря (рукописный и печатный текст) предложений из трех-четырех слов.

22.05.

Итого

66 ч


Содержание  программы учебного предмета

Программа по русскому языку включает разделы:

«Обучение грамоте»;

«Фонетика и графика»;

«Морфология» (части речи, состав слова);

«Синтаксис и пунктуация».

Обучение грамоте осуществляется на протяжении всего 1 класса. Выделяются два периода: добукварный, букварный.

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся. Различение наиболее распространённых цветов (чёрный, белый, красный, синий, зелёный, жёлтый).Восприятие и воспроизведение простейших комбинаций из прямых линий и фигур путём подбора их дубликатов из палочек или бумажных полосок разного цвета.

Специальная подготовка к обучению письму.

Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма, правильного расположения на парте тетради и пользования карандашом.

Развитие и координация движений кисти руки и пальцев. Составление фигурок из тонких палочек, цветной бумаги, бумажных полосок по данному учителем образцу.

Рисование мелом на доске и карандашом на бумаге прямых линий в различных направлениях, соблюдение пределов при штриховке прямыми линиями. Обведение карандашом на бумаге простейших фигур по трафаретам (круг, квадрат, треугольник), их закраска и штриховка, рисование прямых линий и несложных предметов из них (лесенка, конверт, флажок).

Написание основных элементов рукописных букв на доске и в тетрадях: прямая палочка, прямые палочки в соединении с наклонной, прямая палочка с закруглением вверху и внизу, овал, полуовал. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: а, у. о, м, с. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: ш, л, а, х, н, р.

Списывание с классной доски прочитанных и разобранных слов, состоящих из двух слогов.

Письмо под диктовку букв, слогов после предварительного звуко-буквенного анализа.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных букв и прописных: у, п, т, к, в, г, з, ж, и, б, д. 

Списывание с классной доски и с букваря слов, состоящих из усвоенных слоговых структур; предложений из двух слов.

Большая буква в начале предложения, точка в конце предложения.

Письмо хорошо знакомых слов под диктовку после анализа их звукового состава.

Самостоятельное составление из букв разрезной азбуки открытых и закрытых двухзвуковых и закрытых трёхзвуковых слогов с последующей записью.

Вставка пропущенной буквы в словах под картинками.

Усвоение рукописного написания начертания изучаемых строчных букв и прописных: е, я, ю, ц, ч, щ, ф, э, ъ.

Списывание с классной доски и с букваря предложений из трёх-четырёх слов.

Прописная буква в именах людей.

Письмо под диктовку слов и предложений из двух-трёх слов с предварительным анализом.

Вставка пропущенной буквы в словах при списывании с доски.

Перечень учебно – методических средств обучения

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

В  наличии

% оснащённости

1

1.1

Литература

Основная:

Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида: 1 – 4 кл.: /под ред.В.В. Воронковой. – М.: Просвещение, 2010.–192с.).

1

100 %

1.2

Учебник «Букварь», В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина, Москва «Просвещение», 2010. Учебник для 1 класса специальных (коррекционных) учреждений VIII вида.

1

100%

1.3

А.К.Аксенова, С.В.Комарова, М.И.Шишкова / Пропись для 1 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. В 3 частях. Москва.: «Просвещение», 2009.

1

100%

2

2.1

Дополнительная:

Э.В. Якубовская, Н.В. Комарова/Ступеньки к грамоте. Пропедевтика обучения чтению и письму. Учебно-наглядное пособие для подготовительного класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, в 4 альбомах. Альбом 1: Приложение: Методическое руководство., 2-е издание; Москва «Просвещение». 2006.

1

100%

2.2

Дмитриева О. И., Поурочные разработки по русскому языку: 1 класс. – М.:    ВАКО, 2013. – 160 с.

1

100%

2.3

Кутявина С.В., Поурочные разработки по литературному чтению: 1 класс. – М.: ВАКО., 2013. – 144 с.

1

100%

3

3.1

Приборы и оборудование

Карточки «Алфавит»

1

100%

3.2

Предметные картинки

1

100%

3.3

Индивидуальные кассы с набором букв и слогов

1

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» 0 класс

     Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 0 класса (вариант 2) составлена на основе  адаптированной  основной  образовате...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...

Рабочая программа по основам регионального развития 10 класс

Рабочая программа составлена на основе программы « Основы регионального развития» для общеобразовательных учреждений 10– 11 классов. Автор программы: И.В.Молодцова, С.А. Лисина, О.Г. Зелова, Н.А. Пет...

Рабочая программа по основам регионального развития 11 класс

Программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Закона Красноярского края «Об установлении краевого (национально – регионального...