занятие "Курить в 21 веке немодно!"
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Серикова Надежда Александровна

Содержит материал по сдоровьесберегающим технологиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurit_v_21_veke_-_eto_ne_modno.doc464.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

                    ГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальной (коррекционной) школы-интерната

для детей с ограниченными возможностями здоровья

ст-цы Николаевской Краснодарского края

         

             

Воспитатель ГКСОУ

школы - интерната

ст. Николаевской

Краснодарского края

Успенского района

Серикова Н.А.

"Курить в ХХI веке — это не модно,

или Что вы знаете о табаке"

"Табак приносит вред телу,

  разрушает разум,

 отупляет целые нации”

           О. Де’Бальзак.

Цели занятия:

  • помочь учащимся осознать своё отношение к здоровью и формированию чувства личной ответственности за здоровый образ жизни;
  • профилактика всех видов  зависимости и пропаганда ЗОЖ;
  • закрепить у учащихся первоначальные знания о вредных привычках курения.

Вопросы занятия:

  • Насколько актуальна проблема курения?
  • Можно ли курение считать вредной привычкой?
  • Почему люди курят?
  • Перед кем человек несёт ответственность за своё здоровье?

Оборудование:

  1. Мультимедийная установка
  2. Интерактивная доска
  3. Буклет
  4. Видеоролик «Курение – вредная привычка»

Слайд 1.

 

Русский лексикограф В.И.Даль в своем словаре пишет: “Табак - растение никотина табакум, поганое, блудное, антихристово, сатанинское зелье… Табачник – торгующий табаком. Встарь на Москве табачникам носы резали”.

Слайд 2.

ИЗ ИСТОРИИ ТАБАКА

Слайд 3.

12 октября 1492 года Христофор Колумб причалил к неизвестному острову (хотя сейчас мы знаем - это была Америка), жители которого поднесли гостям сушеные на солнце листья, свернутые в трубочку. Они курили это растение, “петум” - так они его называли. После второго похода Колумба семена табака были занесены в Испанию, а оттуда – во все уголки Земного шара. Быстрому распространению способствовало удивительное свойства табака – привычная тяга к курению, с которой трудно совладать человеку.

В Россию табак завезен английскими купцами в 1585 году через Архангельск. Царь Михаил Федорович вел жестокую борьбу с курильщиками: уличая 1 раз в курении – 60 ударов палок по стопам; 2 раза – резали нос, уши, ссылали в дальние города. А в Англии по указанию Елизаветы II (1585 г.) курильщиков приравнивали к ворам и водили по улице с веревкой на шее.

Слайд 4.

Но Петр I стал внедрять табакокурение: по его мнению, это способствовало принципам западной цивилизации. Считалось, что табак

целебен, его дым отпугивает болезни, злых духов, стимулирует и успокаивает. Табачные листья использовались как лечебное вещество (в виде настоек, капель, пилюль, экстратов), они часто вызывали тяжелые отравления, нередко кончавшиеся смертью. Это заставило правительство вести борьбу с курением.

А что касается Петра I, то славный царь простудился, заболел и вследствие слабости прокуренных легких умер до срока.

Слайд 5.

 

       МАТЕМАТИКИ ПОДСЧИТАЛИ что каждый из нас выкуривает за год 1,55 кг табака.

      Если я не курю, то тот, кто рядом, выкуривает 3,1 кг; а если

 

             и он не  курит, то тот, следующий, выкуривает 4,5 кг, а то и 6 кг табака.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков -2 520 000 тонн.

Слайд 6.

А ЧТО ГОВОРЯТ БИОЛОГИ?

      Всем известна поговорка “Капля никотина убивает лошадь”. А люди курят, и их не убивает никотин. Доказано, что одной капли никотина хватит, чтобы уничтожить тройку взрослых лошадей, до полутонны каждая. А как же человек? В каждой отдельной сигарете никотина не смертельная доза, но если одновременно выкурить 100 сигарет – смертельный исход неизбежен. Чем же тогда пагубна сигарета? В ее химическом составе: аммиак, оксид углерода, канцерогенные углеводороды (рак), радиоактивный элемент полоний 20, табачный деготь, мышьяк, калий. Фильтры не помогают (лишь на 20% задерживаются вещества)

Слайд 7.

МЕДИКИ СЧИТАЮТ курение чумой с ХХ века. В России курит 40 миллионов человек: 63% мужчин (что почти в 2 раза больше, чем , например, в США или Великобритании) и 15% женщин. Ежедневно количество курящих в России увеличивается на 1,5-2%. Около 40% смертей мужчин от ишемической болезни сердца связаны с курением. Курение разрушает легкие. Злостные курильщики, как правило, при снимке легких имеют затемнения. Что это – туберкулез или рак легких – решать медикам! В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежатал о камень, то оказалось, что в легких скопилось около 1,5 кг угля. Курил этот человек около 25 лет и умер от рака легких.

Курение повышает риск инфаркта, инсульта, заболеваний мозга, язвы желудка, гангрены конечностей, кожа бледнеет или желтеет, быстро стареет. Если ребенок рано начинает курить, то замедляется рост организма.

Слайд 8.

ПОЧЕМУ НУЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КУРЕНИЯ? Потому что это продлит Вашу жизнь! Курение вырывает из жизни человека от 19 до 23 лет. По данным Всемирной Организации Здравоохранения, ежегодно от курения преждевременно умирает свыше 5 миллионов человек в мире. В России каждый год курение уносит жизни 220 тысяч человек.

Слайд 9.

КАК ВЕДЕТСЯ БОРЬБА С КУРЕНИЕМ В ДРУГИХ СТРАНАХ?

Во многих странах мира (США, странах Европейского союза и др.) действуют наци-ональные программы по борьбе с курением. Их реализация позволила в 1,5-2 раза снизить распространенность курения. Из 192 стран-членов Организации Объединенных Наций 170 подписали Рамочную конвенцию по борьбе с курением.

Слайд 10.

Например:

В Англии – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате.

Дания - запрещено курить в общественных местах.

Сингапур- курение -500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.

Финляндия – врачи установили 1 день – 17 ноября, когда курильщики приходят на работу без сигарет.

Слайд 11.

Япония, г.Ваки – решение: 3 дня в месяц без курения.

Франция – после антитабачной кампании число курильщиков сократилось более, чем на 2 млн.человек.

Россия пока, к сожалению, не присоединилась к Рамочной конвенции, хотя борьба с курением – важнейшее мероприятие национального масштаба, требующее вмешательство государства.

Слайд 12.

Просмотр видеоролика и его обсуждение.

Работа с понятиями

Волонтёр 1: На доске вы видите 2 ромашки. Одна символизирует «Жизнь без курения». Другая – «Жизнь с сигаретой».

Волонтёр 2: сейчас вместе «мозговым штурмом» назовём те ассоциации, которые у вас вызывает ромашка «Жизнь без курения». (наводящие вопросы: Что сопровождает такую жизнь? Какие последствия?)

Волонтёр 1:  Теперь ромашка «жизнь с сигаретой» или с «сигаретой по жизни». (Что несёт с собой курение? Какие последствия могут ожидать курильщика?)

Волонтёр 2: Посмотрите в первой ситуации «жизнь без сигареты» сколько положительных моментов

Волонтёр 1: Да но и в ситуации «С сигаретой по жизни» тоже  отыскали положительные стороны. А значит проблема  не так уж и однозначна? Ведь если  существуют разные точки зрения, значит, есть предмет для споров и обсуждений.

Изучение проблемы

Волонтёр 2: Давайте рассмотрим на проблему курения с позиции представителей различных социальных групп. Мы предлагаем  здесь, и сейчас провести  Конференцию «Проблема курения в современном мире».

Волонтёр 1: Участники конференции – представители табачных компаний,  врачи, родители, курильщики.

Каждая из групп имеет непосредственное отношение к проблеме курения. Мы выслушаем мнение каждой. Выступление должно содержать позицию, которая должна быть аргументирована доводами, фактами, цифрами.

 Волонтёр 2:  Обращаем внимание!

В выступлении групп могут звучать доводы «ЗА» и «ПРОТИВ» курения. Но помним: доводы, факты, цифры. На столах у каждой группы есть портфолио. Документы, собранные в них, помогут вам построить свои выступления.

Идёт работа в группах с последующей демонстрацией результатов

Волонтёр 2: Мы услышали много разных мнений и достаточно аргументированных. Все мы понимаем, что фабрики будут производить табачные изделия, их продукция будет пользоваться спросом, потому что для миллионов людей курение наслаждение, способ расслабится, привычка, с которой очень непросто расстаться. Важно, чтобы вы поняли – в жизни каждый выбирает сам.

Волонтёр 1:  За вами – ваш личный ответственный и осознанный выбор, который порой нелегко сделать.

            Волонтёр 2:  И всё-таки сегодня проявите свою позицию. Мы предлагаем сейчас двум группам создать коллажи «Курение – Аргументы «За». Аргументы «Против».

Волонтёр 1: Вашим группам следующее задание:  разработайте  «Обращения с предложениями

к курящим родителям  

к курящим учителям».

Выразите в них своё отношение к проблеме курения, напишите свои пожелания родителям и учителям, которые курят.

Идёт работа в группах с последующей демонстрацией результатов

Рефлексия

Волонтёр 1: Для того чтобы по-философски осмыслить те понятия, над которыми работали сегодня, давайте напишем синквейны

Волонтёр2:  Напоминаю – слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Таким образом, «синквейн» - это стихотворение, состоящее из пяти строк, написанных по правилам.

Правила написания синквейна

1) ключевое слово, определяющее содержание синквейна

2) 2 прилагательных или причастия, характеризующих ключевое слово

3) 3 глагола, показывающие действие понятия

4) короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию

5) одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием

Группам предлагаются следующие слова:

Сигареты

Курильщик

Здоровье

Табак

Заключение

 Волонтёр 2:  А теперь я  вам предлагаю встать под ромашкой, которую вы выбираете для себя. Какая позиция вам ближе?

Вопросы для обсуждения:

Легко ли вам дался этот выбор? Никто не колебался?

Почему вы выбрали эту ромашку?

РЕКОМЕНДАЦИИ, КАК БРОСИТЬ КУРИТЬ

  1. ЛУЧШЕ ВООБЩЕ НЕ НАЧИНАТЬ КУРИТЬ.
  2. Назначьте день отказа от сигарет.
  3. Избавьтесь от всех сигарет, зажигалок.
  4. Расскажите своим родным, близким, друзьям, что Вы решили бросить курить, попросите их о поддержке. Убедите их не курить при вас и не оставлять окурков.
  5. Посоветуйтесь с врачом.
  6. Постарайтесь отвлечь себя от позывов покурить (прогуляйтесь, займитесь чем-нибудь, хотя бы положите в рот леденец).
  7. Расслабляйтесь! Чтобы уменьшить стресс, примите горячую ванну, займитесь гимнастикой, почитайте книжку.
  8. Пейте больше соков и воды.
  9. Сосчитайте, сколько денег удалось сэкономить, отказавшись от сигарет. Купите себе подарок на эти деньги.

Сколько бы вам ни было лет 13-30-60, сигарету не брать!

Помогите другу, отцу, деду бросить курить и не дайте себе пойти на поводу компании, в которой курить престижно.

Занимайтесь спортом и будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об использовании учебников: В.И.Сахаров, С.А.Зинин «Литература 19 века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература 20 века» (11 класс)

При переходе к профильному обучению нельзя отрицать актуальность и значимость учебника. На идее двухуровнего (базового и профильного) федерального компонента государственного стандарта основана ...

Классный час "Милосердие - немодное слово?!"

Классный час о милосердии для 6-7 классов...

Учебный фильм по истории средних веков "Композитор, художник и поэт IX века Туотило (и разные интерпретации его песнопения "Kyrie, Cunctipotens genitor Deus" (около 900 года))"

Туотило из монастыря Святого Галла, в других произношениях Туотилон, Тотило (англ. Tuоtilo of Saint Gall, около 850, Ирландия — около 915, Санкт-Галлен) - средневековый к...

план конспект урока "Католическая церковь в ХI-XII веках", история средних веков, 6 класс

план конспект урока по истории средних веков, 6 класс, с применением элементов технологии проблемного обучения...

Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»

В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...

Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века. Основные темы и проблемы литературы XIX века

Тема: Введение. Россия 19 века. Русская литература и русская история. Общая характеристика литературы века.  Основные темы и проблемы литературы XIX века. Цель: дать общее представление о ру...