Рабочая программа по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс
рабочая программа (7 класс) по теме

Огородова Елена Александровна

Рабочая программа для школы VIII вида по предмету "Письмо и развитие речи" 7 класс составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_pismu.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ленинградской области

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Приморская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

«РАССМОТРЕНА»

на педсовете

 ГОУ ЛО «Приморская специальная школа-интернат»

протокол   № _____

 от «  »_____  2013г.

«УТВЕРЖДЕНА»

Директор  ГОУ ЛО «Приморская специальная  школа-интернат»

__________________

Хлопцева Н. И.

Приказ № 76 от « 31 » августа  2013г.

Рабочая программа

по учебному предмету

"Письмо и развитие речи "

 

7 класс

 Составитель: Огородова Е. А, 

  учитель высшей

 квалификационной

категории 

г. Приморск

2013 год

Пояснительная  записка

Рабочая программа учебного курса «Грамматика, правописание и развитие речи» в 7 классе является рабочей и разработана на основе типовой программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида  для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2010)  и учебником русского языка для 7 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской (М.: «Просвещение», 2006).

Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:        

  • Закон РФ «Об образовании» №  3266-1 ФЗ  от 10.07.1992 г. с последующими изменениями и дополнениями.
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Программа для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой;
  • Федеральный перечень  учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2011-2012 учебном году (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2008 № 379).
  • Учебный план образовательного учреждения.

Адресат

        Рабочая учебная программа предназначена для учащихся  7  класса  специальной (коррекционной) школы VIII вида и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. В старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Цель курса: создать условия для изучения учащимися элементарного курса грамматики.         

Программа формулирует следующие задачи:

  • дать курс элементарных знаний по грамматике и правописанию;
  • выработать орфографические умения и навыки на основании грамматических знаний учащихся;
  • продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса;
  • совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие зрительного и слухового восприятия и узнавания,
  • развитие пространственной ориентации,
  • развитие основных мыслительных операций,
  • коррекция речи и мышления,
  • коррекция фонематического слуха,
  • коррекция нарушений эмоционально - личностной сферы,
  • обогащение словаря,
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
  • развитие нравственных качеств учащихся.

Структура документа

Рабочая  программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи»   представляет собой целостный документ, включающий  разделы: пояснительную записку; основное содержание; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.        

Программный материал структурно и содержательно расположен концентрически: уровень сложности материала опирается на ранее полученные знания.

Срок реализации  рабочей учебной программы – 1 год.

 Рабочая программа рассчитана на 136 часов,  4 часа в неделю. Резервное время используется для проведения контрольно-обобщающих уроков по темам.

Специфика программы

        Отличительной особенностью рабочей программы является коррекционная и практическая направленность, индивидуализация  обучения. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с интеллектуальным недоразвитием обусловлена трудностями овладения ими графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

Технология обучения по данной программе предполагает, что учащиеся, отстающие от одноклассников в усвоении знаний,  должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (повторять ответы на вопросы, объяснения за учителем или сильным учеником по наводящим вопросам, пересказывать по упрощенному плану и т.д.). Для самостоятельного выполнения этим учащимся предлагаются облегченные варианты  заданий.          

Данный курс направлен на развитие устной и письменной речи учащихся, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций учащихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В процессе практических упражнений формируются навыки правописания, словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной речи, построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения.

Основными темами элементарного курса грамматики и правописания являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразное написание гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (подбор гнезд родственных слов) и др.

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи — обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с недоразвитием интеллекта к самостоятельной жизни, к общению. Работа организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у школьников навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, т. к. возможности школьников с недоразвитием интеллекта излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения — ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работа с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

 Продолжается обучение навыкам делового письма, которое осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, расписки и др.). Эти навыки необходимы учащимся с интеллектуальным недоразвитием для организации общения в повседневной жизни, при устройстве на работу.

Виды и формы организации учебного процесса

  • Формы работы: урок, фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
  • Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
  • Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поисковые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения.

Способы и формы оценки образовательных результатов

           Знания и умения учащихся оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, самостоятельных работ; текущих и итоговых контрольных письменных работ.

        При оценке устных ответов принимаются во внимание:

  • правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала,
  • полнота ответа,
  • умение практически применять свои знания.

При организации итоговой (контрольной) проверки знаний учащегося с ограниченными возможностями здоровья, следует исходить из достигнутого им минимального уровня, и из возможных оценок выбирать такую, которая стимулировала бы его учебную и практическую деятельность.

 Основные содержательные  разделы курса

  • Повторение пройденного в начале года
  • Состав слова
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Предложение
  • Повторение пройденного в конце года

Примерные результаты освоения учебной программы

№ раздела

Содержание

Знания

Умения

Повторение.

Предложение.

Простое и сложное предложение.

Простое предложение с однородными членами.

Однородные члены предложения без союзов, с одиночным союзом «и», с союзами «а», «но».

Сложные предложения с союзами «и», «а», «но».

Должны знать:

Понятия:

  • Простое и сложное предложение.
  • Однородные члены предложения.
  • Сложные предложения с союзами.

    Уметь различать члены предложения.

Дифференцировать предложения простые и сложные.              

Слово.

Состав слова.

Корень, приставка, суффикс, окончание.

Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова.

Случаи написания сложных слов с соединительными гласными «о» и «е».

Должны знать:

Понятия:

  • Корень, приставка, суффикс, окончание.
  • Сложные слова.

Уметь писать под диктовку текст, применять правило проверки написания слов.

Уметь писать слова с непроверяемыми гласными и согласными в корне слова, сложные слова с соединительными гласными.

 Имя существительное.

Имя существительное как часть речи.

Имена существительные собственные и нарицательные.

Род и число имен существительных.

Падеж и склонение имен существительных.

Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Разбор имени существительного.

Должны знать:

Понятия:

  • Род, число, падеж имени существительного.
  • Имена существительные собственные и нарицательные.
  • Склонение имен существительных.

Уметь выделять имя существительное как часть речи.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное как часть речи.

Значение имени прилагательного в речи.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Изменение имен прилагательных по числам и родам.

Склонение имен прилагательных.

Должны знать:

Понятия:

  • Род, число, падеж имени прилагательного.
  • Согласование имени прилагательного с именем существительным.
  • Склонение имен прилагательных.

Уметь выделять имя прилагательное как часть речи.

Местоимение.

Местоимение как часть речи.

Личные местоимения. Местоимения 1,2,3-го лица.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Должны знать:

Понятия:

  • Местоимение.
  • Личные местоимения
  • Местоимения 1,2,3-го лица.
  • Склонение личных местоимений.

Уметь выделять местоимение как часть речи.

Глагол.

Глагол как часть речи.

Роль глагола в предложении.

Изменение глаголов по временам.

Изменение глаголов по числам.

Изменение глаголов по лицам.

Правописание личных окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа.

Правописание окончаний глаголов в 3-лице.

Неопределенная форма глаголов.

Правописание «ь» в неопределенной форме глагола.

Правописание «-тся», «-ться» в глаголах.

«Не» с глаголами.

Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Должны знать:

Понятия:

  • Глагол.
  • Время глаголов.
  • Число глаголов.
  • Изменение глаголов по лицам.
  • Неопределенная форма глаголов.

Уметь выделять глагол как часть речи.

Предложение.

Простое и сложное предложение.

Предложение с однородными членами.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзами «и», «а», «но» со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения.

Должны знать:

Понятия:

  • Предложение сложное и простое.

Уметь различать однородные члены предложения без союзов и с союзами;

дифференцировать однородные члены простого предложения с союзами и сложное предложение с союзами

        

       К концу учебного года обучающийся должен  знать:

        главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

        название частей речи, их значение;

        наиболее распространенные правила написания слов.

К концу учебного года обучающийся должен уметь:

  • писать под диктовку текст с изученными орфограммами (65–70 слов);
  • писать изложение по данному плану с предварительной отработкой лексического материала (до 70 слов);
  • подбирать однокоренные слова, используя данные приставки и суффиксы;
  • образовывать одну часть речи от другой и правильно употреблять их в речи;
  • определять изученные грамматические признаки частей речи с опорой на таблицу;
  • находить орфограммы и решать орфографическую задачу (самостоятельно или с помощью учителя);
  • оформлять деловые бумаги;
  • пользоваться школьным орфографическим словарём.

Рабочая программа разработана к учебно-методическому  комплекту:  

Программа

  • Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2010

Основная литература

Базовый учебник

  • Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык: учебник для 7 класса спец. (коррекц. образоват. учреждений VIII вида. -  М.: Просвещение, 2006 г.

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

  •  Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5 – 7 кл.: Пособие для учителя / сост. Е. Я. Кудрявцева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • Барская Н. М., Нисневич Л. А. Обучение русскому языку в 5 – 9 классах вспомогательной школы: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1992
  • Дифференцированное обучение на уроках русского языка: метод. пособие/ сост. Иванова Л. К. – ЛОИРО, 2000
  • Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учеб.-метод. пособие для работы с уч-ся 4 - 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений: – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -  Ч. 1: Лексика. Состав слова и словообразование. Имя существительное. Имя прилагательное.
  • Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка: учеб.-метод. Пособие для работы с уч-ся 4 - 7 кл. спец. (коррекционных) образоват. Учреждений: – М.:  Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -  Ч. 2: Глагол. Местоимение. Причастие.
  • Свириденков В. П. Сборник упражнений по русскому языку для V- VIII классов вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1969


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида

Рабочие программы по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи для 5,6,8, классов школы 8 вида...

Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» 0 класс

     Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» для 0 класса (вариант 2) составлена на основе  адаптированной  основной  образовате...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 5 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи Класс5 Количество часов175 ч (5 часов в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель курсаЦели программы:  Развитие речи, мышления, воо...

Рабочая программа по письму и развитию речи, по чтению и развитию речи 7 класс

Название курсаПисьмо и развитие речи         Класс7 «б» Количество часов140 ч (4 часа в неделю) СоставительЕремина Е.В. Цель ку...

Рабочая программа по основам регионального развития 10 класс

Рабочая программа составлена на основе программы « Основы регионального развития» для общеобразовательных учреждений 10– 11 классов. Автор программы: И.В.Молодцова, С.А. Лисина, О.Г. Зелова, Н.А. Пет...

Рабочая программа по основам регионального развития 11 класс

Программа составлена с учетом федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Закона Красноярского края «Об установлении краевого (национально – регионального...