Доклад "Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида".
статья по теме

Белоусова Виктория Вячеславовна

Он учит речевой коммуникации,

 Грамматика и лексика - его предмет.

 Дыханию, фонации, артикуляции

 Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.

                

            Он педагог, Учитель и психолог,

            Филолог он, и он языковед,

            Он воспитатель, доктор, дефектолог,

            Актер, оратор – это ЛОГОПЕД.

И.Голубева.

 

 

            Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

            Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые рассройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения

            Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon logopedicheskaya_rabota_v_spetsialnoy.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

        Он учит речевой коммуникации,

 Грамматика и лексика - его предмет.

 Дыханию, фонации, артикуляции

 Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД.

                 

        Он педагог, Учитель и психолог,

         Филолог он, и он языковед,

         Он воспитатель, доктор, дефектолог,

         Актер, оратор – это ЛОГОПЕД.

И.Голубева.

        Логопедическая работа в специальной (коррекционной) школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития умственно отсталого ребенка.

        Нарушения речи у умственно отсталых школьников являются очень распространенными и имеют стойкий характер. Эти речевые рассройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие умственно отсталого ребенка, эффективность его обучения

        Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи умственно отсталых детей способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников вспомогательной школы.

        В задачи учителя-логопеда входит обследование и отбор детей в логопедические группы, проведение коррекционно-логопедической работы, общее развитие речи умственно отсталых школьников, формирование речевых предпосылок к усвоению грамоты, программы по русскому языку, математике и другим предметам, пропаганда логопедических знаний, а также ведение документации и отчетности. Для успешной реализации этих задач необходимо взаимодействие логопеда с учителями, воспитателями, родителями, медицинским персоналом.

        На логопедические занятия отбираются наиболее остро нуждающиеся ученики. Учитель имеет представление о речевых диагнозах своих воспитанников. Логопедические занятия проводятся в соответствии с расписанием учителя-логопеда, утвержденным администрацией школы. Составлено расписание таким образом, что учащиеся занимаются и в первую половину дня, и во вторую. Ответственность за детей в равной степени несет как логопед, так и воспитатель. Многие учителя-предметники, воспитатели помнят расписание логопедических занятий. Они умело организуют детей на занятия, создавая все условия для успешной работы.

        По статистическим данным ПМПк  90% всех первоклассников имеют нарушения звукопроизношения, которые вызываются комплексом патологических факторов и отличаются стойкостью симптоматики. Коррекция нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников является длительным и сложным процессом. Например, введение звука  в речь, то есть этап автоматизации звука. В связи с этим в процессе логопедической работы особое внимание необходимо уделять отработке поставленных звуков в речи в различных ситуациях речевого общения. Эта работа может осуществляться учителями на уроках, воспитателями в группе продленного дня. Нужно так организовать педагогический процесс во вспомогательной школе, чтобы не только на логопедических занятиях, но и в классе и во внеклассное время осуществлялись закрепление правильных речевых навыков, контроль и помощь педагогов и родителей в коррекции речевых расстройств.

        Недоразвитие познавательной деятельности умственно отсталых детей сказывается на формировании лексики, на овладении активным и пассивным словарем. Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности. Развитие лексики во вспомогательной школе проводится в следующих направлениях: обогащение словарного запаса, уточнение значения слова, расширение семантики слова. Эту коррекционную работу необходимо проводить не только на уроках «Устная речь», «Живой мир», «Чтение», но и во внеурочное время. На прогулках воспитатель со своими учащимися может играть  в игры «Садовник», «Съедобное-несъедобное». Или, например, педагог-дефектолог на своих коррекционных занятиях ведет работу по усвоению слов обобщающего значения, при этом используются такие приемы работы как описание предметов по цвету, форме, величине, вкусу.

        Коррекцию нарушений речи необходимо увязывать с общим моторным развитием и преимущественно тонкой ручной моторики умственно отсталого ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия необходимо включать упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Развитием общей моторики, координации, умению ориентироваться в пространстве занимаются на своих уроках учителя физкультуры, инструктор по ЛФК.

        Логопед должен проводить работу в тесной связи с медицинским персоналом, чтобы реализовывать комплексный медико-педагогический подход к устранению речевых нарушений и проводить коррекцию речевой патологии на благоприятном фоне. Например, занятия по устранению заикания будут более эффективны, если они проводятся на фоне расслабления после приема соответствующих медикаментов. При наличии чрезмерной возбудимости даже работа над звуками будет более эффективной, если она проводится на фоне успокаивающей терапии.

        Взаимосвязь логопеда, учителя, воспитателя должна найти отражение в речевом уголке, который находится в каждом классе начальной школы. В речевом уголке необходимо иметь расписание логопедических занятий, списочный состав учащихся, посещающих занятия, а также конверт. В конверт вкладываются речевые задания для учащихся. Речевой материал подбирается логопедом с учетом дефектов каждого учащегося. Учитель и воспитатель закрепляет данный речевой материал на уроке или в группе продленного дня.

        Необходимо вспомнить о речевом режиме для учащихся коррекционной школы. Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая бы являлась образцом для подражания. Поэтому педагогам необходимо знать орфоэпические нормы современного литературного языка, чтобы не давать ошибочных эталонов. Учителю необходимо быть немногословным, говорить спокойно, четко давать задания и инструкции.

Таким образом, педагоги-дефектологи, воспитатели школы , закрепляя приобретенные знания и навыки, внося логопедические знания в повседневную жизнь, в содержание других занятий, в режимные моменты, особое внимание уделяют развитию графомоторных навыков, формированию пространственно-временных представлений, зрительного восприятия, мелкой моторики рук в виде пальчиковой гимнастики, народных игр, теневого театра, зрительных опор в виде буквенных схем, обводок, штриховок.

Психолог через тренинги уверенного поведения, релаксацию и психогимнастику учит детей управлять своим настроением, мимикой, развивает способность преодолевать неудачи.

На уроках музыки учителем совершенствуется не только общая, но и мелкая моторика рук (координация движений, ручной праксис, пластика движений), простейшие приемы массажа, гимнастика дыхания и глаз.

Учитель изобразительной деятельности развивает умение регулировать направления, силу нажима, объем движений, что является показателем мышечного тонуса ведущей руки, как неотъемлемой части формирования графических навыков. Лепка, аппликация, рисование способствуют развитию не только мелкой моторики руки, но и ориентировки в пространстве.

Только работая в тесном сотрудничестве со всеми специалистами школы, учителями и воспитателями, а также родителями можно успешно корригировать речевые нарушения учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Совместная работа данных специалистов будет способствовать развитию познавательной деятельности воспитанников, развитию их компенсаторных возможностей, в результате которых развивается личность в целом, формируется умение жить и работать в обществе.

Используемая литература.

1. Логопедия  Под ред. Л.Волковой. М, 1989

2. Лалаева Р. Логопедическая работа в коррекционных классах. М, 1998

3. Петрова В. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. М, 1977.

4. Елецкая О. Горбачевская Н. Организация логопедической работы в школе. М, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы  VIII вида по профориентации учащихся....

Практическая работа учащихся 6-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида "Зеленые друзья".

Учащиеся отрабатывают навыки самообслуживающего труда. принимают активное участие в озеленении школы....

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ VIII ВИДА".

Основными задачами обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе VIII вида является коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта, выработка достаточно прочных навыков грам...

Приоритетные направления воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида в контексте СФГОС

В связи с развитием в российском обществе толерантного отношения к детям с проблемами в психофизическом развитии, на первый план выходит проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни. Необхо...