Приоритетные направления воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида в контексте СФГОС
статья на тему
В связи с развитием в российском обществе толерантного отношения к детям с проблемами в психофизическом развитии, на первый план выходит проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни. Необходимым является признание прав ребенка с интеллектуальными нарушениями, его потребностей и интересов, а также оказание необходимой помощи в выборе будущей профессиональной деятельности.
В данной статье рассматриваются основные направления воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида в рамках СФГОС: нравственное, эстетическое, физическое, трудовое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья об основных направлениях работы в коррекционной школе | 38.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Приоритетные направления воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида в контексте СФГОС
Кулиева Дильбар Фаридовна,
учитель-дефектолог, олигофренопедагог
ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ» Республики Татарстан
«Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и
дольше всего люди. Из них на первом месте - родители
и педагоги».
А. С. Макаренко
В связи с развитием в российском обществе толерантного отношения к детям с проблемами в психофизическом развитии, на первый план выходит проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни. Необходимым является признание прав ребенка с интеллектуальными нарушениями, его потребностей и интересов, а также оказание необходимой помощи в выборе будущей профессиональной деятельности.
СФГОС выделяет основные направления воспитательной работы в коррекционной школе VIII вида: нравственное, эстетическое, физическое, трудовое.
Нравственное воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)
По признанию многих ученых процесс формирования нравственного сознания – процесс длительный и сложный, требующий усвоения элементарных этических представлений, основой которых, в первую очередь, являются убеждения человека.
Одна из главных задач нравственного воспитания – формирование нравственных чувств. Проблема формирования нравственных чувств у детей с интеллектуальными нарушениями лежит в плоскости эгоцентрической направленности личности, а также слабой интеллектуальной и волевой регуляции, что приводит к «опозданию» формирования высших чувств.
У учащихся 1-3 классов коррекционной школы VIII вида необходимо формировать чувство уважения к старшим, ответственность за дисциплину и успеваемость, соблюдение режима дня, а также чувство справедливости.
У учащихся 4-6 классов коррекционной школы VIII вида необходимо формировать чувство коллективизма, дружбы, уважение к представителям другого пола и т.д.
Старшие подростки должны быть ответственны за свои дела и дела коллектива, выступать против недостатков, в защиту младших школьников.
Следует отметить, что школьник, имеющий интеллектуальные нарушения не всегда может проанализировать свое поведение, сравнивая себя с другими людьми, не может дать адекватную оценку своим моральным побуждениям. Нередко сами взрослые своим неправильным отношением к такому ребенку, считая его слабым и больным, приводят его к полному иждивенчеству. И, конечно, недопустимо воспринимать ребенка с интеллектуальными нарушениями как рабочую силу в семье. Это может привести к формированию отрицательного отношения к труду, негативному восприятию окружающей действительности. В таких случаях основная задача олигофренопедагога выяснить, с чьей стороны был допущен такой «промах» в воспитании и наметить пути воздействия на ребенка. Немаловажным в преодолении трудностей нравственного воспитания является вовлечение детей в коллективный общественно-полезный труд.
Формирование характера детей с отклонениями в развитии неразрывно связано с их насыщенной жизнью в стенах учебного заведения, вовлечением во всевозможные кружки по интересам, с общением в школьном коллективе во время подготовки к различными культурным и спортивным мероприятиям. Таким образом, школьники могут получить богатые впечатления от насыщенной общественной жизни, у них нивелируются различные отклонения в характере.
Нравственное сознание непосредственно может формироваться во время рассказов, диспутов, бесед, проводимых в рамках классных часов «Дорогою добра», «Я, ты и все вместе» и т.д., в ходе которых классный руководитель разъясняет нравственные категории и понятия, нормы общественного поведения на конкретных примерах из жизни.
Особо хочется выделить разнообразные виды труда, общественной и спортивной деятельности, которые могут прививать эстетическое восприятие окружающего мира, нравственные привычки и поведение, а также здоровый образ жизни: изготовление различных поделок из бумаги и дерева, участие в конкурсах рисунков и стихотворений, спортивных мероприятиях, выступления в составе школьных творческих коллективов, .
Таким образом, можно отметить, что нравственное воспитание помогает решать задачи всестороннего развития личности ребенка и корригировать его недостатки.
Эстетическое воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)
Эстетическое воспитание – это процесс систематического и целенаправленного формирования умений адекватно воспринимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое.
В ходе эстетического воспитания у детей с интеллектуальными нарушениями необходимо вызывать эстетические чувства и переживания, проводить постоянную коррекцию поведения и готовить их к самостоятельной жизни, формировать чувство прекрасного, развивать сенсорную культуру и эстетический вкус, способствовать развитию творческих способностей и доступных навыков во время занятий пением, рисованием, рукоделием и хореографией.
Вопросы эстетического воспитания в коррекционной школе VIII сталкиваются со многими трудностями, в основном связанных с умственным развитием детей. Поэтому педагогам необходимо организовывать работу по эстетическому воспитанию с использованием разнообразных форм и методов, которые имеют коррекционно-направленный характер. Каждый урок и внеклассное мероприятие должны нести элементы эстетического воспитания. Так, на уроках математики в младших классах ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ» Республики Татарстан школьники во время отработки умений сложения и вычитания зарисовывают в тетрадях счетный материал, на уроках русского языка при изучении словарных слов ребята в тетрадях изображают свое понимание этих слов, на уроках биологии школьники под руководством учителя изготавливают биологические модели с помощью пластилинографии, на уроках домоводства педагоги используют карвинг – вырезание фигур из овощей и фруктов, на уроках швейного дела ребята зарисовывают на ткань рисунок будущего вышиваемого изделия.
Немаловажную роль в эстетическом воспитании играет кружковая деятельность, где школьникам прививается чувство прекрасного при изготовлении картин методом квиллинга, бумаго- и тестопластики. Ежегодно в рамках недели трудового обучения, на итоговом родительском собрании, проходят выставки творческих работ учащихся «Этому мы научились в школе», «Дело мастера боится».
Одним из направлений эстетического воспитания является музыка, которая позволяет воспитывать у учащихся с нарушениями интеллекта в развитии на основе сенсорных процессов положительное эмоциональное отношение и интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления. Так, на уроках музыки школьники учатся различать музыкальные инструменты по звучанию, изучают музыкальные произведения. Учитель с помощью релаксирующей музыки положительно влияет на психоэмоциональное состояние детей. В ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ» Республики Татарстан много лет работает вокальная студия «Домисолька», в которой дети приобщаются к волшебному миру музыки, выступают с концертными номерами как в школе, так и за ее пределами.
Таким образом, эстетическое воспитание в школе VIII вида является составной частью единого процесса коррекционно-воспитательной работы, имеющего целью подготовку детей с нарушениями интеллекта к труду, посильному участию в практической деятельности, общественной жизни и быть полезными членами общества.
Физическое воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)
Укрепление здоровья, формирование правильной осанки, развитие ловкости, координации движений, укрепление сердечно-сосудистой системы происходит на уроках физического воспитания. В силу определенных особенностей детей с нарушениями интеллекта их физическое воспитание имеет свою специфику. Так, если в обычной школе учитель может дать одно задание для всех учеников, например на развитие координации движений в ходе игровых действий, то в коррекционной школе учитель должен предусмотреть особенности физического и психо-эмоционального состояния каждого ребенка и постоянно проводить корригирующие действия во время урока, что осложняет весь процесс физического воспитания. Учитель во время занятий должен прививать детям положительное отношение к физической культуре, мотивировать их на здоровый образ жизни, развивать их моторику, воспитывать чувство коллективизма и ответственности.
ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ» Республики Татарстан имеет оборудованный спортивный зал, тренажерный зал и спортивную площадку со всем необходимым инвентарем, где проходят не только уроки физической культуры, но и занятия спортивного кружка «Альтаир», а также соревнования по настольному теннису, мини-футболу и армрестлингу среди учащихся коррекционных школ Республики Татарстан.
Юные спортсмены спортивного кружка «Альтаир» регулярно участвуют в республиканских и городских соревнованиях по мини-футболу и занимают призовые места.
Таким образом, можно отметить огромную роль физического воспитания в исправлении нарушений и компенсации деятельности всех физиологических систем организма, включая нервную систему.
Трудовое воспитание обучающихся, воспитанников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта)
Основной задачей школы VIII вида – это практическая подготовка учащихся к труду, а именно формирование у учащихся трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи решаются на уроках трудового обучения, домоводства и в процессе профессионально-трудового обучения.
У детей с интеллектуальными нарушениями легко удается вызвать желание трудиться, но выработать привычку повседневного участия в труде – дело довольно трудное. Из-за слабости мускулатуры, недостаточного развития мелких мышц, несовершенства координации движений, быстрой утомляемости школьников сложно сформировать у них привычку повседневного труда.
В ГБОУ «Зеленодольская школа №2 для детей с ОВЗ» Республики Татарстан трудовое воспитание носит общественно-полезный характер. Так, учащиеся во время занятий по трудовому обучению осваивают профессию, выполняя несложные работы по ремонту и восстановлению школьной мебели, здания школы, облагораживанию территории и т.д.
Учителю необходимо формировать на уроках трудового обучения те нравственные качества, которые помогут школьнику в его будущей трудовой деятельности: взаимопонимание, уважение к старшим, трудолюбие, умение ценить время, коллективизм и взаимопомощь. На уроках трудового обучения школьники учатся составлять и читать чертежи, работать со слесарным и столярным инструментом, проводить необходимые замеры, работать по лекалам, знакомятся с устройством швейной машинки и учатся на ней работать, осваивают и развивают навыки самообслуживания на уроках домоводства и т.д.
Творческие работы учащихся не раз завоевывали призовые места на различных профессиональных конкурсах, проводимых как в Зеленодольском муниципальном районе, так и в Республике Татарстан.
Таким образом, трудовое воспитание является неотъемлемой частью всего воспитательного процесса, формируя у учащихся положительное отношение к трудовой деятельности и развивая их профессиональные качества.
Литература
- Аксёнова Л.И. Правовые основы специального образования и социальной защиты детей с отклонениями в развитии.//Дефектология, 1997, №1. – 38с.
- Брунов Б.П. Воспитание детей с проблемами в интеллектуальном развитии (учебное пособие). – Красноярск, 2006. – 156с.
- Буфетов Н.М. Нравственное воспитание во вспомогательной школе. – Алма-Ата: Миктеп, 1988. – 265с.
- Вильманская А.Д. Формирование нравственного компонента здоровья у учащихся классов коррекционно-развивающего обучения средствами образования.//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2008. - №6. – с.10-11.
- Выготский Л.С. Предисловие к книге Е.К.Грачёвой «Воспитание и обучение глубоко отсталого ребёнка»//Основы дефектологии. – СПб., 2003. – 30с.
- Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе/ Под ред. Т.А.Власовой и В.Г.Петровой. – М.:Просвещение, 1981. – 288с.
- Кащенко В.П. Воспитание и обучение трудных детей (фрагменты).//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2013. - №4. – с.51-57.
- Коррекционная педагогика в начальном образовании.// Под ред. Г.Ф.Кумариной. – М.: «Академия», 2003. – с.320.
- Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:АРКТИ, 2010. – 312 с.
- Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов/ Под ред. В.В. Воронковой — М.: Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
- Рожков А.В. Нравственное воспитание: поиски новых подходов. – М.: «Питер», 2000. – с.243.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности №2111 «Дефектология». – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1986. – 192с.
- Система воспитательной работы в коррекционном учреждении: планирование, развивающие программы, методическое обеспечение/ авт.-сост. Р.П.Карлина. – Волгоград: Учитель, 2012. – 311 с.
Приложение 1
План воспитательной работы на сентябрь 2017-2018 учебного года
№ п/п | Направления деятельности | Мероприятия | Классы | Сроки | Ответственные | |||
Сентябрь Месяц по созданию оптимальной среды в школе «На пороге страны знаний» Декада по безопасности и правил дорожного движения «Планета дорожной безопасности» | ||||||||
1. | Познавательная деятельность. Выявление и развитие природных задатков, творческих способностей. | «В страну знаний»- праздник первого звонка | 1-9 | 1.09.2017 г. | Педагог – организатор | |||
«Всякому молодцу ремесло к лицу» - организация учащихся в кружковую деятельность | 1-9 | 1.09.-10.09.2017г. | Руководители школьных кружков, классные руководители | |||||
Сбор и сдача информации по трудоустройству выпускников | 9 | 1.09.-5.09.2017г. | Классные руководители 9-х классов | |||||
2. | Деятельность в области формирования правовой культуры, воспитание уважения к закону, к правам и законным интересам каждой личности, формирование экологической культуры. | Операция «Быт» - посещение семьей учащихся | 1-9 | 1.09.-15.09.2017г. | Кл. руководители, социальный педагог | |||
Общешкольная линейка «Детству - безопасные дороги»- приглашение инспектора ОПДН | 1-9 | 15.09.2017г. | Педагог – организатор | |||||
Классный час «Наш класс. Законы жизни класса. | 1-9 | 2 неделя месяца | Классные руководители 1-9 классов | |||||
3. | Деятельность в области художественного, эстетического и нравственного воспитания. Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности приобщение их к культурным ценностям, нравственным традициям народа. | Выставка рисунков «Щедрая палитра осени» | 1-7 | В течение месяца | Руководитель кружка ИЗО | |||
«Здесь книжки разные живут»- библиотечные часы (знакомство с правилами и умениями обращаться с книгой) | 1-9 | В течение месяца | Заведующий библиотекой | |||||
Цикл классных часов, приуроченных к темам месяца | 1-9 | Классные руководители, воспитатели ГПД | ||||||
4. | Военно-патриотическое воспитание. Формирование политической культуры | Общешкольная линейка «Современный мир и терроризм» | 5-9 | 10.09.2017г. | Педагог-организатор, классные руководители | |||
5. | Спортивно-оздоровительная деятельность. Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. | Осенний легкоатлетический кросс «Золотая осень- 2017» | 1-9 | 4 неделя | Учитель физкультуры, классные руководители, воспитатели ГПД | |||
Проведение инструктажа по ТБ | 1-9 | 1 неделя | Классные руководители | |||||
Цикл бесед о поведении в ЧС, ПДД, ТБ дома и в школе | 1-9 | 1 неделя | Классные руководители | |||||
Организация учащихся 2-х разовым горячим питанием | 1-9 | 01.09.2017г. | Ответственный за школьное питание | |||||
Организация спец.мед.группы и ЛФК для учащихся школы | 1-9 | В течение месяца | Школьная медсестра, учитель физкультуры | |||||
Проведение ежедневной утренней зарядки и физкультминутки на уроках | 1-9 | 02.09.2017г. | Учитель физкультуры, учителя предметники, воспитатели ГПД | |||||
Организация профилактического осмотра учащихся, консультирование учащихся и их родителей у детского врача психиатра | 1-9 | По графику | Школьная медсестра, классные руководители | |||||
6. | Трудовая деятельность. Воспитание положительного отношения к труду как к важнейшей ценности в жизни. Развитие потребности в творческом труде. | «Цвети, наш школьный двор» - уборка пришкольного участка и закрепленного участка по городу | 1-9 | систематически | Классные руководители, учителя трудового обучения | |||
Сбор семян декоративных растений. | 1-6 | В течение месяца | Учителя трудового обучения | |||||
Организация работы по изготовлению заказов на базе школы | 7-9 | В течение месяца | Учителя трудового обучения | |||||
7. | Работа с родителями. Формирование культуры семейных отношений. | Выбор родительского комитета | 1-9 | 3 неделя | Администрация школы | |||
Родительское собрание по теме «Права и обязанности родителей на этапе вхождения ребенка в систему школьного образования» | 1-9 | 1 неделя | Администрация школы, классные руководители |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида
Статья для учителей СБО, имеет воспитательную напрвленность для обучения работы во неу урочное время....
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе VIII вида
материал к дисциплине СБО...
Социальная адаптация воспитанников как цель воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида г. Пролетарска
В наше непростое время социально-экономической нестабильности и кризисных явлений во всех сферах жизни особенно сильно страдают наименее защищенные слои населения, и в первую очередь воспитанники шко...
Социально-бытовая направленность воспитательной работы во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.
Эта работа предназначена для воспитателей школ-интернатов VIII вида по социально-бытовой ориентировке во внеурочное время....
«Здоровье сберегающие технологии, как приоритетное направление воспитательной работы лицея и общежития»
«Пора, наконец признать, что нельзя говорить о полном воспитании там, где отсутствует воспитание движений. Ловкость, выносливость и настойчивость, в известном смысле, могут быть названы мускульны...
Программа по воспитательной работе для специальных (коррекционных) школ-интернатов
Программы по воспитательной работе для воспитателей специальных (коррекционных) школ-интернатов...
Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»
С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образ...