Выступление на педагогическом совете «Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»
материал

Дмитриевцева Наталья Александровна

С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Тема патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в Указе Президента РФ от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никифоровская средняя общеобразовательная школа № 2»

Выступление на педагогическом совете

«Патриотическое воспитание обучающихся как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы»

Классный руководитель  10 класса

учитель химии  Дмитриевцева Н.А.

2022 – 2023 учебный год

Новые федеральные государственные образовательные стандарты – (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" и приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования") закрепляют новые требования к  личностным, метапредметным и предметным результатам обучения, воспитания и развития личности в соответствии с социальным заказом государства и условиям реализации образовательной программы, в том числе материально-техническим, кадровым, психолого-педагогическим и финансовым, а также включают в себя воспитательный компонент, предусматривающий актуальные приоритеты воспитания в РФ, финансовую грамотность учеников, совершенствование обучения, воспитания и развития на фоне внедрения информационных технологий.

 С 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» в рамках национального проекта «Образование». Тема патриотического воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в Указе Президента РФ от 21.07.2020 года №474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года». 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». В рамках данных инициатив с 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание» в рамках национального проекта «Образование».

Федеральный проект «Патриотическое воспитание» направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В рамках проекта ведется работа по развитию воспитательной работы в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности.

Проект предполагает усиление воспитательной компоненты на уроках, во внеурочной деятельности и в дополнительном образовании детей: обучающимся прививаются базовые ценности на уроках, на занятиях по интересам и на массовых мероприятиях.

Проект, основная цель которого – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций путем вовлечения к 2025 году 25% граждан Российской Федерации в систему патриотического воспитания, станет ресурсной базой для дальнейшей реализации поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», направленных на организацию и осуществление воспитательной работы.

В соответствии с поправками, внесенными в федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ осуществляется на основе включенных в образовательные программы рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы, разрабатываемых  и утверждаемых образовательными организациями с учетом соответствующих примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.  

21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм».

Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благоприятная пора для привития чувства любви к Родине.
Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.
Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появилась необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.

Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одно из приоритетных направлений воспитательной работы школы».

Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине.
Поэтому роль учителя и классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна.

Работа по патриотическому воспитанию в школе  ведётся круглый год.

Классные руководители применяют в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.

Наиболее часто используемые традиционные формы работы:
классные часы с использованием презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.

Инновационные формы работы: поисковая работа, участие в социальных проектах, конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.

Все перечисленные формы работы направлены на: формирование следующих качеств личности:
- активная гражданская позиция;
- способность нести личную ответственность за судьбу своей семьи, Родины;
- чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;
- духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;
- способность к саморазвитию.

Основной длительный проект  патриотического воспитания -  Проект «Разговоры о важном». С 5 сентября, как и  во всех российских школах, каждый понедельник первым уроком проходят внеурочные занятия цикла «Разговоры о важном». В рамках «Разговоров о важном» классные руководители нашей школы говорят с ребятами о семейных традициях, государственных символах, современной науке,  обращаются к истории и традициям нашей страны, знаниям о природе и человеке, нашей литературе и языкознанию. Центральными темами «Разговоров о важном» являются  патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др.

  1. Воспитание патриотических чувств происходит на уроках окружающего мира, литературы, истории через:
    - изучение  истории своего рода через составление генеалогических древ;
    - создание библиографических альбомов о земляках, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
    - проведение конкурса  сочинений – рассуждений;
    - проведение  конкурсов рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.;
    - организацию совместных праздников родителей с детьми: День знаний, День Матери, День пожилого человека,  День семьи, 8 Марта,  и др.

Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы происходит через:
- сбор материалов и оформление тематических стендов  в школьном музее;
- проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
- проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.

Опыт работы показывает, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.

  1. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего проходит через мероприятия, направленные на познание историко - культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном районе.
    По данному направлению проводятся следующие мероприятия:
    - изучение истории возникновения нашего станицы, района;
    - проведение уроков – путешествий «Заповедные места родного края»;
    - конкурс рисунков «Красоты моего края»;
    - проведение классного часа «Край родной»;
    - классные часы «Неизвестный солдат»,
    - внеклассные мероприятия, посвящённые Дню Неизвестного Солдата;
    - уход за памятниками  в станице.

- проведение  внеклассных мероприятия у памятников.

Многие мероприятия были проведены в школьном музее. Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.

4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.
Работая в этом направлении, все педагоги стараются воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий ко Дню Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников.

         По данному направлению проводятся  следующие мероприятия:
- ежегодно 3 декабря отмечается праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами;
- 9 декабря проводятся мероприятия  ко Дню Героев Отечества;
- проведение уроков мужества «Не забудется Афган», посвящённый выводусоветских войск из Афганистана, дню воинов-интернационалистов;
- традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;
- выпуск стенгазеты к праздникам;
- участие в акциях: «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», «Сад памяти»;
- в конкурсах рисунков, поделок, посвященных Дню Победы;
- проведение классных часов, посвященных снятию блокады Ленинграда,

Сталинградской битве;

- участвуем в акции «Свеча памяти в День памяти и скорби 22 июня.
- возложение венков и цветов к обелиску воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны;
На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания.

Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей.

В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!» 

Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы.

«России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Николай Михайлович Карамзин. Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе.

Надеюсь, мы воспитаем детей настоящими патриотами!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

Выступление на семинаре: "Гражданско-патриотическое воспитание, как приоритетное направление воспитательной системы школы" (Из опыта работы учителя истории и обществознания Ортяковой И.К.)

    В  современных  условиях,  когда большинство учащихся проводит время не за книгой или в библиотеке,  а  у телевизора и за компьютером, учитель должен стре...

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в современной школе"

Данный материал бвл подготовлен к выступлению на педагогическом совете по теме  "Патриотическое воспитание в современной школе". Материалы для данного выступления основываются на многолетние...

«Здоровьесберегающие технологии, как одно из приоритетных направлений воспитательной в ГОУ НПО «ПЛПП»

«Если Вы не занимались в школе физикой или математикой, этот пробел заполняется легко, и практически в любом возрасте, необходимо только желание и терпение. Если же Вы пропускали уроки физкультуры, пр...

«Направления воспитательной работы школы с семьями обучающихся, их эффективность в воспитании и обучении детей с ОВЗ» Доклад на МО воспитателей

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют воспитатели и классные руководите...

Приоритетные направления воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида в контексте СФГОС

В связи с развитием в российском обществе толерантного отношения к детям с проблемами в психофизическом развитии, на первый план выходит проблема подготовки таких детей к самостоятельной жизни. Необхо...

Выступление на педагогическом совете "Патриотическое воспитание в школе"

Система гражданско-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание является плановым, с...