ЛФК при нарушении осанки.
статья по теме
Этот материал могут использовать учителя физической культуры, ЛФК в старшей, средней и младшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lfk_pri_narushenii_osanki.doc | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Беликова Ольга Александровна, учитель физической культуры ГБС(К) ОУ школа № 9 VIII вида, г. Новороссийск
Описание работы: Предлагаю вам статью на тему: «ЛФК при нарушении осанки». Данный материал будет полезен учителям физической культуры, а также специалистам по лечебной физической культуре. Рекомендовано использовать для детей дошкольного, школьного и старшего школьного возраста.
Статья на тему: «ЛФК при нарушении осанки».
Что такое осанка и чем хорошая осанка отличается от плохой, представляет себе каждый. Но дать короткое определение чему-то общеизвестному трудно. Самое распространенное и простое определение осанки звучит так: «Привычная поза непринужденно стоящего человека, которую он принимает без излишнего мышечного напряжения». В более широком понимании осанка – это и положение тела в различных статических позах, и особенности работы мышц при ходьбе и при выполнении различных движений. [3]
Нарушения осанки сами по себе не являются болезнью, но они создают условия для заболеваний не только позвоночника, но и внутренних органов. Плохая осанка – это и проявление болезни, или состояние предболезни. Главная опасность нарушения осанки состоит в том, что при этом ничего не болит до тех пор, пока не начнутся дегенеративные изменения в межпозвонковых дисках (остеохондроз). [3]
Но даже при наличии предрасположенности к заболеваниям позвоночника их можно избежать, если выработать навык правильной осанки и выполнять упражнения, направленные на гармоничное развитие опорно-двигательного аппарата.
Профилактика нарушений осанки – процесс длительный, требующий от ребенка осознанного отношения и активного участия в данном процессе. Ему необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом психомоторного развития ребенка) и показывать, что такое правильная осанка и что необходимо делать для ее поддержания.
Профилактика нарушений осанки у дошкольников осуществляется на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и т.д., у школьников – на занятиях по физической культуре. Большое внимание на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни выполняющие массаж и физические упражнения в соответствии с возрастом ребенка, в старших возрастных периодах осуществляющие контроль за навыками правильной осанки в быту и различных видах деятельности и отдыха. [4]
Основой лечения нарушения осанки, особенно начальной степени, является общая тренировка мышц ослабленного ребенка. Она должна осуществляться на фоне оптимального организованного лечебно-двигательного режима, составленного с учетом вида нарушений опорно-двигательного аппарата ребенка, его возраста. Устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов. [4]
ЛФК показана всем детям с нарушением осанки, так как это единственный ведущий метод, позволяющий эффективно укреплять мышечный корсет, выравнивать мышечный тонус передней и задней поверхности туловища бедер. [1]
Основным средством ЛФК, используемым при нарушении осанки у детей, являются физические упражнения, а массаж и лечение положением – дополнительными. Лечение положением используют на занятиях лечебной гимнастикой во время пауз и при выполнении упражнений. С этой целью используются упругий валик высотой 2 – 3 см или подушка и чем старше ребенок, тем больше ее общие размеры. Так, детям с круглой спиной валик подкладывают под лопатку при выполнении упражнений на спине, при плоско-вогнутой спине – валик под живот при выполнении упражнений на животе; под голову – лежа на спине. Таким образом, позвоночник ребенка принимает правильное положение в течение 5 – 8 мин. [2]
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) используются при всех видах нарушения осанки и вызывают улучшение кровообращения и дыхания, улучшают трофические процессы. ОРУ используются в различных исходных положениях, для всех мышечных групп, выполняются с предметами и без них, с использованием тренажеров.
Физические упражнения – ведущее средство устранения нарушения осанки. Физические упражнения подбираются в соответствии с видами нарушения осанки. Упражнения, обеспечивающие коррекцию нарушений осанки, называются корригирующими (специальными), их выполнение приводит к устранению дефекта.
Различают симметричные и асимметричные корригирующие упражнения. При дефектах осанки применяются только симметричные упражнения. Выполнение данных упражнений способствует срединному положению линии остистых отростков. [5]
При нарушении осанки во фронтальной плоскости выполнение данных упражнений выравнивает тонус мышц правой и левой половины туловища, соответственно растягивая напряженные мышцы и напрягая расслабленные, что возвращает позвоночник в правильное положение. Упражнения выполняются лежа на спине, животе, без и с отягощением для мышц спины, брюшного пресса, верхних и нижних конечностей. Например: лежа на спине, руки за голову, согнуть и подтянуть ноги к туловищу. Лежа на животе, приподнять туловище, имитируя плавание брассом, ноги от пола не отрывать; лежа на спине, согнуть ноги, руки вдоль туловища, руками через стороны коснуться коленей, приподнимая туловище.
К специальным упражнениям при нарушении осанки относятся упражнения для укрепления мышц задней и передней поверхности бедра, на растяжение мышц передней поверхности бедра и передней поверхности туловища (при увеличении физиологических изгибов). На занятиях лечебной гимнастикой обязательно сочетается ОРУ, ДУ, специальные упражнения, упражнения на расслабление.
Занятия лечебной гимнастикой проводятся в поликлиниках, врачебно-физкультурных диспансерах 3 – 4 раза в неделю. Уменьшение количества занятий до 2 раз является неэффективным. Курс ЛФК длится для дошкольников 1- 1,5, для школьников – 1,5 – 2 месяца, перерыв между курсами 1 – 2 месяца. В год ребенок с нарушением осанки должен пройти 2 – 3 курса ЛФК, что позволяет выработать стойкий динамический стереотип правильной осанки. [5]
Список используемой литературы
1. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: уч. пособие/ В.А. Епифанов. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2006. – 568 с.: ил.
2. Калюжнова И.А. Лечебная физкультура /И.А. Калюжнова, О.В. Перепелова. – Изд. 2 – е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 349 с.
3. Милюкова И.В., Евдокимова Т.А. Лечебная физкультура: Новейший справочник/ Под общей ред. проф. Т.А. Евдокимовой. – СПб.: Сова; М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 862 с., ил.
4. Попов С.Н. Физическая реабилитация: Учебник для студентов высш. уч. заведений/ Под общей ред. проф. С.Н. Попова. Изд. – 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 608 с. (Высшее образование)
5. МУЗ «Городской центр медицинской профилактики» г. Ставрополя, http: // www.zor-dar.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение осанки и плоскостопие.
Разъяснить отридцательные последствия нарушения осанки и плоскостопия.познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.Развить наблюдательность ,самостоятельность.творческую активность ...
Доклад «Тренировка баланса для коррекции нарушения осанки у детей и подростков при нарушении речи с использованием тренажера ТРХ»
Доклад на семинар 17.12.2013 в Лицеи №1457 - "Практическое использование инновационных программ в образовательном процессе в рамках 3-го урока физической культуры"тема: «Тренировка баланса для к...
Физкультминутка как средство профилактики нарушения осанки у детей школьного возраста и влияние правильной осанки на физическую и умственную работоспособность школьника.
Причины нарушений осанки у детей школьного возраста. Упражнения для исправления осанки....
Причины нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Профилактика этих нарушений.
Что можно сделать для сохранения хорошей осанки у школьников....
Тема урока: «Осанка. Профилактика нарушений осанки».
Создание условий, способствующих повышению интереса у обучающихся к познанию своего организма, систематизации знаний обучающихся о строении своего тела, развитию потребности в формировании правильной ...
Урок биологии в 9-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки"
Урок биологии в 9-м классе по теме: "Осанка. Предупреждение нарушений осанки"...
Правильная осанка и профилактика нарушений осанки у школьников.
Важную роль в нашей жизни играет правильная осанка. Необходимо с раннего возраста обратить внимание на физическую активность ребенка. Исправлять последствия неправильного воспитания все...