Нарушение речи у дошкольников
материал по теме

Щербинина Ольга Евгеньевна

Раскрыто значение воспитания правильной речи для дальнейшего формирования личности ребенка, для успешного обучения в школе. Раскрыты трудности в овладении звуковым составом  слова у дошкольников и трудности в оказании помощи детям их родителями. Показаны специфические ошибки у детей с недостатками речи и пути их преодоления

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ns-razv._rechi_doshkolnika.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольника

Учитель – логопед ГБОУ ЦППРК «Доверие»

Петродворцового района СПб

Щербинина О.Е.

Своевременное овладение правильной речью имеет важное значение для формирования полноценной личности ребенка, для успешного обучения его в школе и для всей последующей жизни.

Известно, что речь у ребенка развивается прежде всего в процессе общения с окружающими. Поэтому очень важна чистая речь тех, среди которых находится ребенок, а также контроль и правильное руководство формированием  его речи.

В речи как в системе различают проявления, включающие в себя взаимодействия различных компонентов языка: звукопроизношение, лексику и грамматический строй.

Для развития произносительной стороны речи необходима полноценная деятельность слухового и речедвигательного анализаторов. Восприятие звуков речи становится доступным ребенку не сразу. Так, звуковые раздражения, поступающие в кору головного мозга, постепенно уточняются и дифференцируются. При этом особенно важна четкость артикуляции тех звуков, которые воспринимаются ребенком. Тесное взаимодействие процессов восприятия и воспроизведения звуков способствует быстрейшему становлению речи ребенка. В это время важно не только формирование правильного звукопроизношения, но и усвоение слов различной слоговой структуры. А это зависит от возможности удержания следовых образов. Сопоставляя свое произношение с речью окружающих, ребенок, хотя и в элементарной форме, усваивает операции сравнения, анализа и синтеза.

Накопление словарного запаса, овладение грамматическим оформлением речи во многом определяется развивающимся у ребенка предметным   восприятием. При этом он не только видит предметы, действия, признаки, но и воспринимает их разнообразные словесные обозначения.

Активное общение с окружающими способствует формированию не только лексического запаса, но и грамматического строя речи. Овладевая предложением и морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребенок приобретает возможность пользоваться полноценной развернутой связной, грамматически и фонетически правильной речью.

Поступление ребенка в школу изменяет социальную ситуацию его развития. Важно, чтобы этот переход был тщательно подготовлен. В свою очередь, готовность ребенка к обучению во многом определяется уровнем развития познавательной деятельности, содержательностью и возможностями языкового общения с окружающими.

У определенной части детей, поступающих в школу, имеются выраженные недостатки речи, которые затрагивают не только произносительную сторону речи, но и слуховую дифференцировку фонем. В результате возникают трудности в различении близких по звучанию фонем, в овладении навыками письма и чтения.

При нормальном речевом развитии ребенок в возрасте 5-6 лет, полноценно общаясь с окружающими, достаточно прочно осваивает фонемы родного языка, не смешивает слова, отличающиеся одним звуком, или, как говорят, близким по звучанию, но разным по смыслу. У таких детей во многом спонтанно формируется готовность к овладению элементами грамотности. Дошкольник, самостоятельно овладевший правильным произношением, после небольшого обучения может сознательно улавливать в звучащем слове отдельные звуки, выделять гласные и согласные из слова и слога, дифференцировать согласные по принципу мягкости и твердости, глухости и звонкости.

Трудности в овладении звуковым составом слова в обыденном общении редко улавливается взрослыми. Они возникают в процессе обучения в школе, когда осложняют усвоение письма и чтения. Анализ письменных работ неуспевающих учеников с недостатками речи позволил выявить ряд специфических ошибок на письме.

  1. Фонетические ошибки, выражающиеся в заменах и смешениях букв, касающиеся определенных фонетических групп. Наиболее распространенные  ошибки касаются свистящих и шипящих, звонких и глухих, сонорных звуков. (Например:  Лалиса идет на работу – Лариса идет на работу)
  2. Ошибки, связанные с пропусками, перестановками букв, слогов. Чаще это касается безударного слога или согласных букв при стечении. (Например: крошун – коршун, кошоладка – шоколадка, осипед - велосипед)

Школьники с нарушением фонетико – фонематического восприятия в среднем делают в 2-5 раз больше ошибок, чем учащиеся с нормальной речью. У детей с недостатками произношения отличают те же виды ошибок, но в большем количестве, чем у нормально говорящих детей. Ошибки на пропуски гласных букв с среднему них встречаются в 2,5 раза чаще, на пропуски слогов – в 4 раза, добавления – в 2 раза.

Наряду с отставанием в усвоении письма дети с фонетико – фонематическим недоразвитием не овладевают в полной мере и навыками чтения. При разном уровне звукового анализа слов дети могут или совсем не овладевать чтением, или при внешнем неплохом чтении допускать ошибки типа: угадывающего или побуквенного чтения (земля – змея), замены и перестановки букв  (марашки - ромашки).

Все эти трудности приводят к тому, что данная категория детей становится хронически неуспевающей и пополняет ряды второгодников.

 Опираясь на принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста, профессор Р.Е.Левина доказала необходимость раннего исправления речевых дефектов до поступления детей в школу. И в качестве необходимого условно всестороннего развития детей рассматривается формирование и совершенствование речи в различных её формах.

Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти являются необходимыми условиями для успешного и разностороннего обучения дошкольников.

2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической формы речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи в беседе

Данный материал может быть полезен воспитетелям речевых групп и учителям- логопедам ДОУ. В нем раскрывается структура беседы, как  основного метода речевого развития диалогической речи у дошкольн...

Использование инновационных технологий в логопедической работе по коррекции нарушений речи у дошкольников

Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми. Использование  "Примерной программы коррекционно-развивающей работа с детьми с ОНР  4-7 лет в условиях детского сада " под редакцией Н....

Дизартрические нарушения речи у дошкольников (презентация)

Структура дефекта при дизартрии у дошкольников и способы её коррекции...

Статья "Коррекция системных нарушений речи у дошкольников с использованием современных информационных технологий",

Статья "Коррекция системных нарушений речи у дошкольников с использованием современных информационных технологий"...

Методическая разработка «Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»

Методическая разработка«Использование приемов наглядного моделирования в коррекции нарушений речи у дошкольников»...

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников".

Рабочая программа индивидуально-ориентированного коррекционно-развивающего обучения "Коррекция нарушений речи у дошкольников" представляет систему коррекционно-развивающей работы с детьми от...

презентация "Профилактика нарушения речи у дошкольников"

В последнее время в дошкольном воспитании актуальными стали вопросы оказания специализированной логопедической помощи детям дошкольного возраста. Статистика показывает, что в настоящее время наблюдает...