Как преодолеть трудности чтения и письма
учебно-методический материал по теме

В статье представлен практический опыт по предупреждению и преодолению ошибок чтения и письма у учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_preodolet_trudnosti_chteniya_i_pisma.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

 

2.Наследственный фактор, когда ребенку передается несформированность мозговых структур, их качественная незрелость.

3.Двуязычие в семье.

4.Расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

5.Недостаточно четкая артикуляция.

6.Несвоевременное формирование процесса латерализации (установления доминантной роли одного из больших полушарий головного мозга). При задержке этого процесса, при скрытых формах левшества затрудняется корковый контроль над многими видами деятельности.

Существует несколько видов нарушений письма и чтения. Каждому виду соответствуют свои ошибки.

1.Смешение букв по оптико-кинетическому принципу:                                                                  М – Л, Щ –Ц, Ы – Ь, Ж – Х, Б – Д, Е – З, Щ –Ш, Г – П, А - Д

2.Ошибки, связанные с нарушением произношения:                                                                     сапка – шапка;

3.Ошибки, связанные с нарушением фонематического восприятия: смешиваются гласные: о – у, ё –ю;                                                                                          согласные: р – л, й – ль;                                                                                                                                парные звонкие и глухие согласные: д –т, ж – ш, з – с, г – к, в –ф, б –п; 

Когда ребенок делает много ошибок, не овладевает навыками чтения и письма на уровне требований школьной программы, родители часто слышат от учителей рекомендации – больше читать и писать. И выполняют их буквально, пытаются нарушения чтения и письма исправить количественными приемами: заставляют детей читать объемные тексты, пишут с ними диктанты. Дети, испытывающие трудности в обучении чтению и письму, требуют особого внимания, особого подхода. Им необходима специальная система индивидуальных коррекционных занятий в школе и дома.

Упражнения и задания по предупреждению и преодолению ошибок чтения и письма у детей

В начальный период  обучения грамоте необходимо использовать дополнительные упражнения по обучению ребенка знанию букв алфавита и повышению скорости их распознавания:                                                                          

1.Тренировка в анализе оптических стимулов на материале эмоционально нейтральном или же приятном для ребенка:

  • складывание картинок из кубиков сначала на безошибочность, а затем на скорость;
  • складывание разрезных картинок, кубиков;
  •  вырезание ножницами открыток;

2.Изучение букв алфавита по специально составленной азбуке. В ней каждой букве алфавита соответствует изображение предмета, начинающегося с этой буквы.

3.Заучивание наизусть определенных последовательностей букв: блок букв с картинками – блок букв без картинок.

1 блок букв           2 блок                     3 блок                       4 блок                5 блок

  а  о  у  ы  э         б  в  г  д  ж  з        л  м  н  р  й                   х  ц  ч  щ                ъ  ь  

 я  ё  ю  и   е        п  ф  к  т  ш  с

Выученная с опорой на картинки звуковая последовательность становится опорой для заучивания образа печатной буквы. В случае затруднения в распознавании предъявленной буквы ребенок обращается к ряду печатных букв и, пробегая по заученной последовательности, дает верный ответ, самостоятельно вспоминая букву.

4.С детьми, знающими названия букв в алфавитном порядке, тренировки по увеличению скорости распознавания букв ведутся с опорой на это знание. Алфавит печатается в виде специальных табличек.

1 таблица                                 2 таблица                          3 таблица

а  б   в  г  д   е                      а  б   в  г   д   е   ё                        а  б  в  г    д   е   ё   ж

ё  ж  з  и  й   к                      ж  з  и  й   к   л   м                      з  и  й   к   л   м   н   о    

л  м  н  о  п   р                      н   о  п  р   с   т    у                      п  р  с    т   у   ф   х   ц

 с  т   у  ф  х   ц                      ф   х  ц  ч   ш  щ  ъ                     ч  ш  щ   ъ  ы   ь  э   ю

ч  ш  щ  ъ  ы  ь                       ы  ь  э  ю   я                               я

э   ю   я

Сначала ребенок называет буквы в строчку, а затем – в столбик. Алфавитный порядок нарушается. По разнице во времени называния букв в строчку и столбик судим о степени сформированности операции опознавания буквы. Буквы, вызывающие потерю темпа, берутся на заметку, над ними работают особо.

5.Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве.

6.Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

7.Ощупывание и узнавание картонных букв с закрытыми глазами.

8.Игра «Буква сломалась». Найти недостающие элементы букв.

9.Демонстрация букв в разном положении.

10.Предъявление букв разного шрифта: печатные, прописные, строчные, стилизованные.

11.Определение буквы, «написанной» на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми и открытыми глазами).

12.Нахождение букв в геометрических фигурах.

13.Поиск букв, наложенных друг на друга.

14.Реконструирование букв. Например, из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.

15.Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.

16.Упражнение «Корректурная проба».

Ежедневно в течение 15 минут (не более) ребенок в любом тексте зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Через 2-2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

В начальный период обучения чтению дети допускают много ошибок из-за считывания случайно попадающих в поле их зрения букв. Они часто пропускают слоги, переставляют буквы, «перескакивают» через строку. Эти ошибки могут быть обусловлены недостаточно сформированным навыком однонаправленного, последовательного движения глаз, невнимательностью. Обычно это беда «шустрых» ребят, которым трудно быть внимательными, последовательными. Взгляд хаотично скачет по строке, то забегая вперед, то возвращаясь назад. Что делать, если ребенок допускает подобные ошибки.

Необходимо использовать специальные задания для тренировки ребенка в удержании порядка следования букв.

1.Игра «Мозайка» - выкладывание фишек нужного цвета сначала с опорой на образец, а затем по памяти (начинаем с 4 фишек, постепенно количество фишек увеличивается).

2.Игра «Телевизор» - выкладывание целого рисунка из приложения к игре «Мозайка».

3.Упражнения для тренировки зрительного восприятия слогов и слов (на карточках напечатаны правильные и неправильные слоги и слова).

4.Регулярные занятия с использованием специального упражнения – чтения с «окошечком». Для этого упражнения Вам потребуется лист плотной бумаги, в котором Вы вырежете небольшое окошечко (прямоугольник размером 10 см на 5см,  отверстие –«окошечко» слева примерно на 3 – 4 буквы). «Окошечко» накладывается на читаемый текст и передвигается сначала взрослым, а потом самим ребенком вдоль строки.  Необходимо объяснить ребенку, для чего применяется «окошечко». Если он поймет, что все действия направлены на то, чтобы он не ошибался при чтении и письме, то и сам начнет себя контролировать. Ежедневные упражнения – чтение с «окошечком» формируют у ребенка навык самоконтроля. Самоконтроль – очень важное умение ребенка не только на чтении и письме, но и на других уроках. Этот навык приучает к самостоятельной работе, постепенно освобождая от внешнего контроля.

5.Тренировочные упражнения в чтении слогов и слов разной структуры. Многосложные слова русского языка состоят из комбинаций слогов различного типа. Однако частота употребления в тексте слогов различного типа неодинакова. Поэтому в тех типах слогов, которые встречаются реже и, следовательно, в чтении и написании которых ребенок упражняется меньше, он чаще допускает ошибки. Ребенку предлагаются карточки с отпечатанными в столбик словами-слогами.

ГС      СГ       СГС     СГЙ      СГСЬ      ССГС         СГСС         ССГСС

от      на      рак       дай      соль       труд         парк          хвост

из      за       пар      май      боль       крот        март          дрозд

ах       не      сок      бей       пыль       стол        торт           крест

уж      по      суп       лей       рысь      стул         волк           столб

эх       ля       вес      сей        высь       враг        куст            шторм

яд      мы      зал      пой       гусь         друг        лист           штурм

об      но       мак     куй        мазь        круг       метр           фрукт

ёж     ты       бык     бой      моль     брат    риск    фланг

ох       да      зуб      лай      даль       флот    винт    бланк

юг      за       бык     дуй      роль        кнут     фарш   смерч  

На первом этапе перед ребенком ставится задача читать столбики без ошибок. Количество верно прочитанных слов фиксируется. Слова, в которых ребенок ошибся, отрабатываются особо. На втором этапе необходимо добиться чтения столбиков с определенной скоростью. Чтобы избежать простого заучивания столбиков и увеличения скорости их чтения за счет этого, для каждого типа слов-слогов заготавливаются несколько карточек, различающихся порядком следования слов. Для придания интереса занятиям карточки различаются и по свету, что позволяет значительно снизить эффект насыщения при многоразовом повторении одних и тех же слов.

6. Упражнения для увеличения темпа чтения:

- Многократное прочтение. Ребенок в течение одной минуты повторно читает один и тот же текст до тех пор, пока количество прочитанных слов не перестанет увеличиваться.

- Молния. Упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением в максимально быстром темпе по команде «Молния».  

- Буксир. Взрослый читает текс вслух, варьируя скорость чтения. Ребенок читает тот же текст про себя, стараясь поспеть за взрослым. Остановитесь на каком-либо слове и попросите ребенка показать в тексте место остановки. Если Ваша скорость будет значительно превышать скорость чтения ребенка, снизьте ее. Важно, чтобы разрыв не превышал 20 слов в минуту, т.е., если темп чтения ребенка 20-25 слов, то Ваш темп чтения должен быть не выше 40-45 слов в минуту.

7.Развитие антиципации (предвосхищение, смысловая догадка).                                          Если у ребенка не развито умение догадываться по смыслу, ему необходимо каждый раз дочитывать каждое слово до конца, чтобы осмыслить фразу, осознать прочитанное.                                                                                                                  Для развития антиципации можно использовать тексты с пропущенными буквами в окончаниях или других частях слова или пропущенными целыми словами. Польза этих упражнений состоит и в развитии словесно-логической памяти.                                                                                                                                                                            Еще одним упражнением для развития смысловой догадки могут быть тексты с ошибками в содержании или несуразицами.

8.Развитие артикуляционной подвижности речевого аппарата – чтение, говорение чистоговорок и скороговорок, развитие фонематического восприятия и навыков звукого анализа ( Ткаченко Т.А. «Логопедическая тетрадь»).

9.Орфографическое проговаривание. Еще в 1940-х годах известный нейропсихолог А.Р. Лурия установил, что письмо регулируется не зрительными образами или «механической памятью» руки, а работой речедвигательного аппарата: записывая текст, человек как бы продиктовывает его себе, обычно не осознавая это.

Для того, чтобы Ваша работа с ребенком былаболее эффективной, она должна быть систематической (лучше ежедневной), но непродолжительной (не более 15-25 мин.). Кроме того необходимо, чтобы эта работа была не нудной, дополнительной тяжелой нагрузкой, цель которой ребенок не знает и не понимает. Задачи, которые Вы ставите перед ребенком, должны быть посильными, а на начальном этапе даже легко достижимыми. Сложность заданий лучше увеличивать постепенно. Занимаясь с ребенком, помните о следующих правилах:

1.Работайте спокойно, без нервотрепки, без упреков, порицаний.

2.Не торопите ребенка, пусть работает медленно.

3.Постарайтесь каждый раз найти за что похвалить ребенка.

4.При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

5.Усложняйте задания только тогда, когда успешно выполнены предыдущие.

6.Не спешите получить результат, успех придет, если ребенок будет доверять Вам, будет уверен в себе.

7.Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, т.к. ребенок может непроизвольно «заучить» ошибку. Но избегайте слов «Ты делаешь не так», «Это неправильно».

8.Во время занятий с ребенком не отвлекайтесь. Если не можете найти полчаса для такой работы, помощь невозможна, занятие отмените.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для родителей "Как преодолеть трудности обучения чтению"

Простые упражнения для тех, у кого дети испытывают трудности в обучении чтению....

Аграмматическая дисграфия, как преодолеть трудности на письме

Аграмматическая дисграфия, как преодолеть трудности на письме...

«Преодоление трудностей при обучении письму и чтению детей с нарушениями речи в общеобразовательной школе»

В период начального обучения в школе чтение и письмо из цели обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися. Чтение и письмо являются базовыми навыками, на которых строится вс...

"Как преодолеть трудности в обучении чтению"

quot;Как преодолеть трудности в обучении чтению"...

"Профилактика трудностей овладения чтением и письмом"

quot;Профилактика  трудностей овладения чтением и письмом"...

Как преодолеть трудности на письме

Как преодолеть трудности на письме(аграмматическая дисграфия) С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. Ребята оказываются не в ладах с ру...