Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировки 7 кл "Лекарственные растения в домашней аптечке".
методическая разработка (7 класс) по теме

Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.

Задачи:

- образовательная (информационная): познакомить с лекарственными  растениями, где  применяются, со способами приготовления настоев из лекарственных растений;

- коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, классификации; обогащение словарного запаса;

- воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_sbo_lekarchstvennye_rasteniya_7_kl.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Лекарственные растения в домашней аптечке. Приготовление настоев, отваров из   лекарственных растении.

Класс:  7

 Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.

Задачи:

- образовательная (информационная): познакомить с лекарственными  растениями, где  применяются, со способами приготовления настоев из лекарственных растений;

- коррекционно-развивающая: развитие способности к обобщению, классификации; обогащение словарного запаса;

- воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.

Наглядные пособия: кроссворд, картинки с изображением лекарственных растений, аптечные упаковки лекарственных растений, гербарий, инструкционные карты.

Оборудование: магнитная доска, весы с разновесками, чашка , ложка, чайник эл., термос.                

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

Организация учащихся. Приветствие гостей.

2. Повторение материалов предыдущих занятий (домашняя аптечка). Выявление (актуализация) знаний учащихся о лекарственных растениях.

- На прошлых уроках мы с вами изучали домашнюю аптечку, ее состав. Давайте еще раз вспомним это:

(на доске расположены материалы, входящие в состав аптеки, а также лишние).

- А сегодня мы поговорим с вами о лекарственных растениях. В домашней аптечке лекарственные растение представлены в виде чего?

- Давайте с вами вспомним, какие лекарственные растения растут в нашей местности.

   Кроссворд «Лекарственные растения в домашней аптечке».

  1. Дерево с гладкой белой корой, встречается в лесной и лесостепной зонах Сибири. (Береза.)

  1. Широко распространенный колючий кустарник с белыми или розовыми приятно пахнущими цветками и оранжево-красными плодами. (Шиповник).

  1. Хвойное растение с голубовато-сизой колючей хвоей. (Ель).

  1. Колючий кустарник с красно-коричневыми побегами, покрытыми толстыми, прямыми колючками. (Боярышник).

  1. Многолетнее травянистое растение с коротким стеблем  с широкими листьями (2 или 3). Белые, шаровидно-колокольчатые  поникшие цветки. Плоды – красные ягоды.  (Ландыш)

Определяют что лишнее.

(один у доски).

В виде таблеток (валерианы), мази, таблетки.

Учащиеся отгадывают растения, вписывают в кроссворд, отыскивают  растение  по гербарию.

3. Сообщение темы и задач.

- Сегодня мы с вами на уроке продолжим знакомство с некоторыми лекарственными растениями, которые растут в нашей местности, и  будем учиться готовить отвары и настои из лекарственных растений.

4. Сообщение теоретических сведений.

- Весна – лучшее время для сбора, заготовки (сушки) и, главное для применения в салатах и в квашении молодых листьев березы, липы, смородины, первоцвета, пастушьей сумки. Особенно целебен цветущий чистотел. Собирают цветы боярышника вместе с прицветными листьями – отличное средство для борьбы с сосудистыми спазмами.

В мае заготавливают цветы бузины черной, ландыша, одуванчика. Лекарства из этих растений очень хороши для оздоровления  печени.

- Собирал ли кто из вас лекарственные растениям, и какие правила сбора лекарственных растений вы знаете?

- При сборе растений нужно не рвать без цели, собирать в строго определенные сроки и в ограниченном количестве.

   Сбор лекарственных растений необходимо проводить таким образом, чтобы не истощать их плантации. При сборе трав не следует вырывать с корнями зверобой, душицу, бессмертник, пустырник и другие виды, в противном случае они перестанут размножаться, а при заготовке липового цвета и коры деревьев надо бережно обращаться с ветвями. Необходимо помнить: лекарственные растения, заготовленные неправильно, теряют свои лечебные свойства, которые всегда учитывает врач при лечении больных.

Смотрят, слушают

- Обследовать местность, узнать какие лекарственные растения растут на территории вашей местности.

- Правильно определить название растения. (Можно пользоваться гербарием).

- Знать какие части растений нужно собирать: цветки, листья, корни.

5. Ознакомление с объектом работы.

- Сегодня мы с вами будем готовить отвар и настой из ягод шиповника по рецепту. При приготовлении  нужное количество ягод шиповника будем измерять при помощи весов.

6. Словарная работа

Настой – давайте подумаем, что обозначают эти слова, выделите корень.

Отвар -

7. Составление плана.

   Шиповник широко известен как народное средство для борьбы со многими заболеваниями. Лекарственные свойства этого растения известны людям с глубокой древности. Большой популярностью пользуются всевозможные отвары шиповника, обладающие огромным количеством лечебных свойств.

   Настои и отвары шиповника содержат большое количество поливитаминов, обладают мочегонным и желчегонным эффектами, способствуют понижению давления, обладают укрепляющим сосуды действием, а так же содержат вещества, способствующие улучшению аппетита. Наиболее популярен настой плодов шиповника. Приготовить его не сложно. Две большие ложки высушенных плодов размельчить, запарить 0,5 литрами кипящей воды, дать отстояться около семи часов в ёмкости, обеспечивающей эффект термоса, подвергнуть процедуре процеживания. Употреблять рекомендуется такой отвар следующим образом: детям - по 50 - 100 грамм, взрослым - по 250 грамм трижды в день перед приёмом пищи в течение двадцати дней..

   Отвар плодов шиповника готовится практически также. Только после запаривания его надо прокипятить в течение десяти - пятнадцати минут. Для улучшения вкусовых качеств настоя или отвара шиповника в них часто добавляют сахар и лимонную кислоту.

   Приготовленные таким образом лекарственные средства применяют в течение всего холодного времени года для лечения и профилактики различных простудных и других видов заболеваний, а также в качестве средства, оказывающего общеукрепляющий эффект.

Читают рецепт на упаковке с ягодами шиповника и уточняют план приготовления настоя. Выясняют, какая нужна посуда, подсчитывают, сколько шиповника и воды нужно брать.

8. Приготовления настоя. Приготовление отвара.

Работаем по группам. Одна группа по инструкционной карте приготовит нам настой, другая отвар. При этом будут говорить каждый свой шаг.

(Предлагает учащимся разрезной план-алгоритм приготовления отвара.)

Выполняют по плану действия. Количество шиповника измеряют на весах по парам (сильный ученик + слабый). Изучение упаковки с ягодами шиповника и составление плана приготовления отвара.

9. Запись рецепта витаминного чая.

На стенде вывешивается рецепт витаминного чая (настоя).

1 ст.л. шиповника заливается 1м стаканом кипятка, в термосе настаивается два часа.

Работа в тетрадях (запись рецепта).

10. Подведение итогов.

11. Уборка рабочих мест.

Приложение

Перевязочный материал (пластырь, бинт, вата)

Дезинфицирующие средства (перекись водорода, йод, бриллиантовая зелень)

Термометр

Лекарственные средства

Фонендоскоп

Таксометр

Домашняя аптечка

Настой

   Две большие ложки высушенных плодов размельчить, запарить 0,5 литрами кипящей воды, дать отстояться около семи часов в ёмкости, обеспечивающей эффект термоса, подвергнуть процедуре процеживания. Употреблять рекомендуется такой отвар следующим образом: детям - по 50 - 100 грамм, взрослым - по 250 грамм трижды в день перед приёмом пищи в течение двадцати дней.

Отвар

плодов шиповника готовится практически также. Только после запаривания его надо прокипятить в течение десяти - пятнадцати минут. Для улучшения вкусовых качеств настоя или отвара шиповника в них часто добавляют сахар и лимонную кислоту.

   Приготовленные таким образом лекарственные средства применяют в течение всего холодного времени года для лечения и профилактики различных простудных и других видов заболеваний, а также в качестве средства, оказывающего общеукрепляющий эффект.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.

Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке для пятого класса "Особый ребенок"

Материал будет интересен педагогам, реализующим программы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, а также с тяжелыми множественнымит нарушениями развития (тотальное отсутствие речи, умствен...

Методическая разработка по модулю «Социально-бытовой ориентировки для 6 класса с легкой умственной отсталостью по теме «Питание»

Поурочные планы составлены для 6 класса по программе «Социально-бытовой ориентировки» по теме: «Питание». При изучении  темы «Питание» запланированы комбиниров...