Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировке для пятого класса "Особый ребенок"
методическая разработка (5 класс) на тему

Мулкахайнен Любовь Михайловна

Материал будет интересен педагогам, реализующим программы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, а также с тяжелыми множественнымит нарушениями развития (тотальное отсутствие речи, умственная отсталость, тяжелые двигательные нарушения и т.п.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_transport.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

интегрированного урока по «Социально-бытовой ориентировке»

для 5 класса «Особый ребенок» по теме:

«Виды транспорта: машина, велосипед, грузовик,

автобус, трактор»

Пояснительная записка

Методическая разработка данного урока будет интересна для учителей школ, реализующей программу обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями, прежде всего, для учителей классов «Особый ребенок».  Освоение учащимися с тяжелой умственной отсталостью тем по программе, которые не связаны с их личным опытом крайне затруднено. Поэтому в ходе подготовительной работы собирается материал (фото и видео) с различных экскурсий и мероприятий, на котором запечатлены учащиеся класса в тех, или иных ситуациях взаимодействия с изучаемыми предметами или  явлениями (например: поездка на экскурсию в автобусе, доставка еды в корпус интерната на тракторе).

Приведу краткую характеристику класса: все четверо учащихся класса «Особый ребенок» являются воспитанниками ДДИ №4 г.Павловска. В классе две девочки и два мальчика в возрасте от 11 до 14 лет. Учащиеся имеют множественные нарушения как двигательной, так и интеллектуальной сферы. Все дети  имеют диагноз тяжелая умственная отсталость.

Обучение проходит по «Программе образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под редакцией Л.Б.Баряевой и Н.Н.Яковлевой (Санкт-Петербург ЦДК проф. Л.Б.Баряевой 2011)

Тема урока: «Виды транспорта: машина, велосипед, грузовик, автобус, трактор»

Тип урока: урок повторения и закрепления изученного материала.

Урок интегрированный. Межпредметные связи: альтернативное чтение.

Цель урока: повторить и закрепить знания учащихся о таких видах транспорта,  как: машина, велосипед, грузовик, автобус, трактор.

Задачи:

Образовательные: актуализировать знания учеников о некоторых видах транспорта; обобщить представления учащихся об объектах, относящихся к транспортным средствам; продолжить обучать учащихся применению средств альтернативной коммуникации (пиктограммы, жесты, технические средства)

Коррекционные: коррегировать  зрительное и слуховое восприятие, долговременную память; поддерживать возможную амплитуду движений в поясе верхних (упражнения физкультминутки) и нижних конечностей (сопряженные со взрослым действия по имитации кручения педалей велосипеда).

Воспитательные: развивать любознательность учащихся к объектам окружающего мира через актуализацию личного опыта детей; отрабатывать правила поведения в обществе.

Материалы и оборудование к уроку: колокольчик; адаптированный велосипед; игрушечные грузовик и машина, игрушка «звуковой руль»; соки в пакетах; GoTalk с записью приветствия; пиктограммы и рисунки транспортных средств; фланелеграфы; компьютер, проектор; запись звуков транспорта; фото и видеоматериалы, относящиеся к теме урока; фотография ученика, приехавшего в гости.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Индивидуаль-ная работа

1.Организа-ционный момент

Наш урок начинается. Кто ни будь хочет позвонить?

Ответивший жестом или вокализацией ученик звонит в звонок

При необходимости сопровождение «рука в руке»

2.Основная часть. Сюрпризный момент: «Приезд гостей».

Чем же мы будем заниматься на уроке? (Стук в дверь) Звучит песня «Кручу, кручу, кручу педали, кручу!»

В класс въезжает ученик на велосипеде, к велосипеду привязан грузовик с соком в пакетах

Сопровождение велосипедиста

Учитель, сопровождающий ученика на велосипеде: «Здравствуйте!»

Ученики здороваются друг с другом и с взрослыми (жестами и с помощью GoTalk)

При необходимости вербальная поддержка для выполнения задания

Учитель, сопровождающий ученика на велосипеде: «Мы вам привезли сок!»

«Пока!» - уходят (велосипед остается).

Ученики жестом говорят «Спасибо!»

При необходимости вербальная поддержка для выполнения задания

Постановка темы урока. Выделение обобщающего признака всех видов транспорта.

Сок пить еще рано. Сейчас у нас урок. Мы будем с вами говорить про транспорт. Транспорт – это то, на чем ездят (показ большого переносного фланелеграфа с надписью «транспорт» и картинками). У любого транспорта есть колеса. (Показ на картинках и реальных объектах)

Дети наблюдают за действиями учителя

Выбор пиктограмм и изображений транспорта. Соотнесение с реальными объектами.

Мы знаем разные виды транспорта. Машина, грузовик, велосипед, автобус, трактор  (учитель крепит на другой фланелеграф пиктограммы соответствующих видов транспорта, соотносит с картинками).

Посмотрите, на чем приехал Вова? Кто может показать?

А кто у нас в классе ездит на велосипеде? (показ фото)

А как мы крутим педали у велосипеда? Покажите!

На чем привезли сок? Кто может показать?

Итак, ребята, мы с вами показали настоящий велосипед и картинку. Игрушку «грузовик» и картинку.

Дети наблюдают за действиями учителя

Выказавший желание ученик соотносит фото Вовы и транспортного средства.

Алексей Л. должен ответить «Я!»

Выполняют движения в рамках сопряженных действий.

Выказавший желание ученик (другой) выбирает пиктограмму «грузовик»

При необходимости сопровождение «рука в руке»

Лена Т. выполняет самостоятельные движения ногами с небольшой амплитудой.

Постановка какому-то другому ученику вопроса: «Правильно ответил ……?»

Выбор пиктограмм и изображений транспорта. Соотнесение с объектами, изображенными на фото и видео-материалах.

Сейчас мы будем смотреть отрывок из мультфильма. Вы его знаете (отрывок мультфильма «Автомобиль кота Леопольда»).

Ребята, на чем ездит кот Леопольд в мультфильме? (стоп-кадр)

Смотрят отрывок  из мультфильма

Выказавший желание ученик (другой) выбирает пиктограмму «машина»

При необходимости сопровождение «рука в руке»

Постановка какому-то другому ученику вопроса: «Правильно ответил ……?»

Физкультми-нутка

Мы сказали, что у всех видов транспорта есть колеса. А еще у них есть руль. Кто может показать руль на игрушечной машине?

Давайте отдохнем и поиграем.

Учитель демонстрирует игру с игрушечным рулем.

Ответивший ученик показывает руль на игрушке.

Дети по очереди играют.

Индивидуальное сопровождение

Соотнесение с объектами, изображенными на фото и видео-материалах.

А теперь мы посмотрим фотографии (фото с автобусных экскурсий). Кто на фото?

Вы ездили на экскурсию? Вас было много народу, много человек?

На чем вы ездили?

Ученик отвечает «Я» жестом или вокализацией.

Отвечает «Да!»

Выбирает пиктограмму  «автобус»

При необходимости проговаривание  всех видов транспорта и соотнесение с пиктограммами

Аудиальное чтение. Соотнесение звука, производимого трактором с его изображением

Ребята, сейчас мы будем слушать звук, который часто слышим (запись звука работающего трактора).

Что так шумит? Кто знает?

Трактор привозит вам еду каждый день. (Просмотр видеозаписи с трактором)

Слушают

Выказавший желание ученик (другой) выбирает пиктограмму «трактор»

При необходимости сопровождение «рука в руке»

Закрепление обобщающих  признаков транспортных средств.

Ребята, мы с вами сегодня повторяли виды транспорта. Помните, у всех видов транспорта есть колеса и руль (Повторный показ на игрушечной машине). 

Наблюдают за действиями учителя

3.Заключительная часть. Подведение итогов.

Итак, ребята, на транспорте ездят. (Соотнесение с картинками на фланелеграфе). К нам приехал Вова на велосипеде, Леопольд в мультфильме ездил на машине, на экскурсии вы ездите на автобусе, трактор привозит вам еду, а грузовик привез сок! Вы все - молодцы! (Раздача «смайликов») Урок закончился! (Звонок). Будем пить сок.

Дети наблюдают за действиями учителя

Ученики показывают жест «Пить!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировке по теме: «Виды бандеролей. Порядок их отправления. » 7 класс.

Уроки СБО с специальной (коррекционной) школе 8 вида направлены на практическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и труду, на формирование знани...

Методическая разработка урока по социально – бытовой ориентировкепо теме: «Выбор профессии.» 11 класс.

Конспект урока СБО "Выбор профессии" для учащихся 11 класса коррекционной школы VIII вида....

Методическая разработка урока по социально-бытовой ориентировки 7 кл "Лекарственные растения в домашней аптечке".

Цель: Познакомить с некоторыми лекарственными растениями. Учить готовить настои, отвары.Задачи: - образовательная (информационная): познакомить с лекарственными  растениями, где  применяются...

Методическая разработка по модулю «Социально-бытовой ориентировки для 6 класса с легкой умственной отсталостью по теме «Питание»

Поурочные планы составлены для 6 класса по программе «Социально-бытовой ориентировки» по теме: «Питание». При изучении  темы «Питание» запланированы комбиниров...