«Значение подвижных игр с рифмованным текстом для всестороннего развития детей с ОВЗ».
методическая разработка по теме

Эккерт Ирина Валентиновна

В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Подвижные игры являются прекрасным средством физического развития школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБС(К)ОУ с.Малый Толкай

 «Значение  подвижных  игр с рифмованным текстом для  всестороннего развития детей  с ОВЗ».

Воспитатель:  Эккерт Ирина Валентиновна,

                                                                                  ГБС(К)ОУ с.Малый Толкай

.

2012-13 уч/год.

Содержание.

  1. Введение……………………………………………………………… ……3
  2. Теоретические основы значения подвижных игр для развития детей  с ОВЗ………………………………………………………………………….5
  3. Практическая часть (описание опыта использования игр)………...........6
  4. Заключение…………………………………………………………………9
  5. Список литературы……………………………………………………….10

Актуальность темы.

      На современном этапе развития мирового сообщества жизнедеятельность лиц с проблемами в развитии рассматривается не изолированно, а в реальном соприкосновении и взаимодействии с различными социальными институтами и социальной средой (И.М.Бгажнокова,1995; Н.Н.Малофеев,1996). Исходя из этого, можно сказать, что один из принципов отечественной педагогики - «обеспечение всестороннего и гармоничного развития личности», выражает стремление общества к удовлетворению потребностей лиц, имеющих нарушения в развитии, не только в коррекции существующих дефектов, воспитании и образовании, но и в социальной адаптации.

          Как показывают исследования Л.С.Выготского, М.С.Певзнер, В.П.Кащенко развитие сложных форм психической деятельности, в том числе интеллекта, тесно взаимосвязано с формированием двигательной сферы и психомоторики человека, становление которых неотделимо от познания мира. В этом случае важное значение для социализации личности умственно отсталых детей имеет организация их двигательной деятельности в педагогическом процессе, в ходе которого преимущественно и осуществляется коррекция и развитие психомоторики и двигательной сферы учащихся.

          Еще одним важным моментом является то, что для детей - олигофренов характерно недоразвитие эмоционально-волевой сферы, а это в свою очередь накладывает негативный отпечаток на учебно-познавательную и трудовую деятельность и, в дальнейшем, затрудняет интеграцию их в общество. Подвижные игры являются прекрасным средством формирования эмоционально-волевой сферы учащихся с нарушенным интеллектом.

          В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Как никогда актуальной остаётся проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста. Решающая роль в её решении отводится школе. Подвижные игры являются прекрасным средством физического развития школьников. Они не требуют специальной подготовки детей, доступны всем ученикам. В хорошо организованных играх совершенствуются функции организма, многогранно упражняются и развиваются важные качества и способности, накапливается ценный опыт использования своих возможностей, и формируются общественно значимые черты поведения. Подвижных игры воспитывают такое ценное качество, как стремление к взаимопомощи, приучают к разумному риску, преодолению эгоистических наклонностей, согласованию своих действий с действиями других.

Цель:

  • способствовать оптимальному развитию речи, физических качеств и двигательных способностей у учащихся младших классов коррекционной  школы.

Задачи:

  • воздействовать не только на двигательную, но и на эмоциональную, интеллектуальную сферы, развитие высших психических функций;
  • способствовать становлению разнообразных сторон речевой деятельности ребёнка (интонационно-динамическая выразительность, темпо-ритмические качества, чёткость произношения;
  • оказать положительное коррекционно-оздоровительное воздействие.

Подвижная игра как средство гармоничного развития ребенка с ОВЗ.

      Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др.

     Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребенком  с ОВЗ знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.

        Таким образом, играя в подвижные игры и реализуя различные формы активности, дети с ОВЗ познают окружающий мир, себя, свое тело, изобретают, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Из опыта работы.

      Над проблемой использования в воспитательной деятельности подвижных  игр с рифмованным текстом для   всестороннего развития детей  с ОВЗ я работаю третий год. С помощью методической литературы мной были отобраны подвижные игры, которые содержат рифмованный текст. При отборе подвижных игр для своего класса я, прежде всего,  руководствовалась    потенциальными возможностями учащихся. Единственное требование к подвижным играм, которые я отбирала - они должны быть всегда интересны детям,  направлены на совместное движение и контакт с другими детьми. 
 Совершенно не случайно делался акцент на  подвижные игры с    хоровым произнесением текста, которым впоследствии сопровождаются движения детей в игре, так как  я считаю, что

     В 1 классе я старалась подбирать простые по содержанию, они имели одно действие.  Кругозор, объём памяти детей этого возраста мал, внимание неустойчиво, поэтому для них брались игры с небольшим текстом, простым и доступным сюжетом, со знакомыми действующими лицами из повседневной жизни (кот, птички) или с которым легко познакомить малышей, используя игрушку, сказку (медведь, лиса, заяц). Правила в этих играх очень просты и тесно связаны с сюжетом.  Например, «У медведя во бору», «Колпачок», «Море волнуется».

      Затем во 2 классе игротека  пополнялась более сложными играми,  например, «Бабка - ёжка», «Два Мороза»,  «Теремок». В игре «Теремок» детям нужно выразить голосом, интонацией характер своего героя, проявить терпение, дожидаясь своего выхода в круг. В этой игре, как и в любой другой, проведённой мной в этом классе, каждый ребёнок получает радость  - это удовлетворение естественной потребности в общении, эмоционального контакта с другими детьми и воспитателем, возможность проявления своих чувств.

     Обстановка доброжелательности, доверия, взаимопомощи, одобрение действий, уважение и признание в группе сверстников, сопереживание и взаимодействие с одноклассниками - все это является  стимулом и главной ценностью подвижной игры, особенно для детей с ОВЗ.    

     С большим удовольствием мои дети играют в народные  подвижные игры, которые  вызывают у них активную работу мысли,  способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны. Каждая народная игра начинается считалкой, напевно-забавной певалкой, занимательными диалогами. Они прочно и быстро запоминаются детьми и проговариваются в повседневной жизни, это развивает  память и речь. Народный фольклор устно перелаётся от поколения к поколению и никогда не стареет. Ярким примером тому является игра «Краски». Целью этой игры я ставила  не только расширить репертуар традиционных игр, развивающих ловкость, быстроту реакции, систему взаимодействия играющих, понимание ими ситуации,  воспитывать у детей в игре чувства взаимопомощи и  сотрудничества, но и развитие диалогической речи.

      В подвижных играх с рифмованным текстом  проявляются и развиваются необходимые младшему школьнику качества: долговременная память, произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность (русские народные игры «Пятнашки», «Горелки»).

     В играх с пением и небольшим художественным текстом слова и ритм речи подсказывают детям движения и заменяют правила игры. Например, в 1 классе актуальна была игра  «Мой веселый звонкий мяч». Я планировала её с целью научить детей подпрыгивать на двух ногах, внимательно слушать текст и убегать только тогда, когда будут произнесены последние слова. Ребята сидели   на стульях в одной стороне комнаты , а воспитатель становился перед ними на некотором расстоянии и выполнял упражнения с мячом; он показывал детям, как легко и высоко прыгает мяч, если отбивать его рукой, и при этом приговаривал:

 Мой

 Веселый

 Звонкий

 Мяч,

 Ты куда

 Помчался

 Вскачь?

 Красный,

 Желтый,

 Голубой,

 Не угнаться

 За тобой!

                                                                                                               С. Маршак

     Затем я вызывала вызывает 2-3 детей и  предлагала  им попрыгать одновременно с мячом и повторяла упражнение, сопровождая его словами. Закончив, я  произносила: "Сейчас догоню!" Дети  переставали  прыгать и убегали от воспитателя, который делал вид, что ловит их. Постепенно, когда дети овладели текстом и научились удерживать мяч, роль ведущего перешла к ним, а весь стишок дети воспроизводили хором, эта игра стала использоваться ребятами в самостоятельной игровой деятельности.

       При выборе игры мной всегда  учитывается желание детей: я предлагаю 2-3 варианта игр на выбор.При распределении ролей используются считалки и жеребьевки. Объясняя игру,  стараюсь добиться, чтобы дети представили весь ее ход, характер и способы действий персонажей, осознали правила. Некоторые указания делаются по ходу игры: краткими замечаниями предупреждается  нарушитель правил, успокаиваются чрезмерно активные дети, подбадриваются отстающие, медлительные.

    В 3 классе планирую подобрать игры с более обширным текстом и усложнёнными правилами.

      Мой опыт показывает, что детям очень нравятся подвижные игры с рифмованным текстом, они вызывают чувство радости, море положительных эмоций, дарят детям яркие мгновения чудесного человеческого общения, и также несут обучающий момент – дети непринужденно совершенствуют навыки движений. Даже те дети, которые нерешительны и боязливы в обычной, традиционной обстановке (Шакирова Динара, Мокшина Снежана, Коломоец Оксана), выполняя  какие-то задания, испытывают затруднения и нерешительность, боязнь выполнить неправильно, то в игровой форме все проходит легко и просто, стираются все грани нерешительности, неуверенности и страха.   Я считаю, что дети с ОВЗ независимо от степени и глубины патологических нарушений при грамотной организации занятий подвижными играми могут получать удовольствие от общения и добиваться больших успехов в физическом и психомоторном развитии. Единственное требование к подвижным играм - они должны быть всегда интересны детям и направлены на совместное движение и контакт с другими детьми.

Заключение.

       Неоспоримо, игровая деятельность занимает не последнюю роль в воспитательном процессе. Сочетание элементов игры и воспитания во многом помогают нам, педагогам, в процессе передачи необходимой информации детям. Народные подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.  Важно, что подвижная игра позволяет активизировать и направлять общение детей между собой. В результате внимательного, тактичного напоминания, требования поиграть совместно, оказать помощь или уступить друг другу между детьми складываются хорошие дружеские взаимоотношения. Живое общение воспитателя с детьми во время игры, эмоциональное ее проведение, помогают более сознательному отношению детей к своему поведению в игре, благоприятно влияют на воспитание дружного коллектива.

    Подвижные игры оказывают благоприятное влияние на все стороны личности ребенка при условии правильного продуманного подбора и проведения их.  Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Для подвижных игр характерно наличие нравственного содержания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, совестливость, организованность, инициативу.      Проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы. Поэтому подвижная игра – это лучшее, понятное, доступное средство развития эмоциональной сферы ребенка.

    На мой  взгляд, результатом моей работы на данный период является то, что, что дети стали самостоятельно играть в эти игры. Любимыми играми детей стали «Бабка - ёжка», «Краски», «Море волнуется».  Применение подвижных  игр способствует самостоятельной двигательной деятельности детей и приносит положительный эффект в профилактическо-оздоровительной работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Былеева Л.В., Коротков И.М. «Подвижные игры».          

Доронина М.А. «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста» Дошкольная педагогика. №4,07.

Жуков М.Н. «Подвижные игры».

Медведева В.М. «Физиологическое обоснование и пути оптимизации физического воспитания учащихся вспомогательной школы»   Дефектология №1,80

Хухлаева Д.В. «Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Презентация - Мини-тексты для развития навыков чтения .5 класс.

GLOWING PIGSScientists in Taiwan have created pigs that glow in the dark!...  A Mobile for Your PetAn American scientist has invented a mobile phone for dogs. ......

От анализа проблемы, от авторской позиции – к собственному тексту. Сочинение-рассуждение по предложенному тексту. Урок развития речи в 10 классе.

Единый государственный экзамен – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманного выбора своего будущего, и обобщения знаний по предмету, и умения организовать свою работу. Успешность...

Использование «рифмованного текста с наличием сказочного сюжета» на уроках познавательного цикла как элемента арттерапевтической технологии для развития УУД.

Как удивительно хороша жизнь!Как мозаика состоит она из разноцветныхкусочков впечатлений, порою мимолётных,но, тем не менее, глубоко западающих в душу.Умели бы видеть глаза и сердце…К.Дитмар...

Консультация для родителей и педагогов "Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)"

Консультация для родителей и педагогов "Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)"...

Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)

Использование приёма схематизации для запоминания и проговаривания детьми рифмованных текстов (скороговорки, чистоговорки, стихи)...