Рабочая программа по предмету "Математика с элементами экономики" для учащихся 10-12 классов ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида
рабочая программа (10 класс) по теме

     Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения  учащихся 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия; направлена на более  осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями  и их социализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_matematika_10-12_kl.docx72.39 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано:

Кафедра коррекционной педагогики

ОГБОУ ДПО УИПКПРО

______________________ «___»___________20__ г.

Утверждаю:

Директор ОГКОУ СКОШ

№ 23 VIII вида

____________И.Н.Дешевых

«___»_____________20__ г.

Рассмотрено:

на заседании

Педагогического  Совета

ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида

Протокол №__ от «__»___20___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ««Математика с элементами экономики»

 ДЛЯ УЧАЩИХСЯ   10-12 КЛАССОВ

ОГКОУ СКОШ № 23 VIII вида

Срок реализации программы: 5 лет

Объём программы:  136  часов

Разработчик:  Дешевых Ирина Николаевна, учитель высшей квалификационной категории.

Пояснительная записка.

Статус документа:

       Данная программа разработана на основании нормативно-правовых документов: Закона «Об образовании», Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении  для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено постановлением правительства РФ от 12.03. 1997г., №288), Устава школы VIII вида, Письма МО и науки РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) учреждений I-VIII  видов», Программы специальных( коррекционных) образовательных учреждений VIII  вида 5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой –М.; Просвещение, 2001г., Программно-методическое обеспечение для 10-12 классов  с углублённой трудовой подготовкой  в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII  вида, под редакцией А.М.Щербаковой – М.; Владос, 2006г., которое  написано по заказу Министерства  образования  и науки РФ в рамках  президентской программы  «Дети России» подпрограммы «Дети-инвалиды». При составлении программы учитывались возрастные и психофизиологические особенности  учащихся, содержание программы  отвечает принципам психолого-педагогического процесса и коррекционной направленности  обучения и воспитания.

Уровень программы - коррекционно-развивающий.

Актуальность программы:

Привитие элементарной экономической грамотности является одним из факторов обеспечения, улучшения и ускорения социальной адаптации учащихся и их интеграции в общество. Эта проблема актуальна особенно для детей с интеллектуальной недостаточностью.

        Эти знания можно получить при решении арифметических задач, условия которых максимально приближены к жизненным ситуациям.

Предложенные задачи направлены на:

  • Формирование экономических понятий на уроках математики
  • Развитие понятийного аппарата
  • Раскрытие экономической сути вопросов быта, производства, сельского хозяйства, сферы торговых отношений
  • Овладение элементарными экономическими понятиями
  • Успешная адаптация в быту
  • Включение в производственную деятельность

        Эти элементы должны помочь учащимся применять знания, умения, навыки по математике на практике. Они помогают учителю знакомить учащихся с такими сферами жизни как работа, совершение покупок, разнообразными денежными расчётами; даёт возможности для коррекции познавательной деятельности учащихся.

Решение данных задач будут способствовать облегчению применения полученных знаний при решении конкретных практических задач, с которыми они будут сталкиваться в повседневной жизни.

Такие задачи с элементами экономики, обеспечивают возможность учащихся в продвижении учащихся в овладении элементарными экономическими понятиями, математическими знаниями и умениями, помогут им успешно адаптироваться в обществе при современных экономических условиях

Структура документа:

Данная программа имеет следующие разделы:

  • пояснительная записка;
  • учебно - тематический план образовательной области «Математика с элементами экономики»;
  • содержание программы;
  • контрольно-измерительный материал;
  • мониторинг образовательной области
  • учебно - методический комплекс к программе.

Общая характеристика программы:

     Программа «Математика с элементами экономики» предназначена для обучения  учащихся 10-12 классов с углублённой трудовой подготовкой к решению жизненно важных экономических задач и включает программный материал, содержащий доступные для усвоения умственно отсталыми учащимися экономические и математические понятия; направлена на более  осознанное овладение учащимися профессиональными знаниями  и их социализацию. Уроки математики с элементами экономики обладают большим воспитательным потенциалом, такими, как правила и нормы экономического поведения, навыки взаимодействия с людьми, умение принимать решения. Выработка элементарных знаний, умение анализировать, вычислять, рассуждать, выбирать. В совокупности всё это способствует коррекции недостатков познавательной деятельности и личности детей с отклонениями в развитии, а также их более успешной социализации.

      Задачами программы являются:

  • формирование элементарных представлений об экономике;
  • выработка адекватных представлений о повседневной экономической ситуации в семье;
  • обретение навыков анализа конкретных семейных экономических ситуаций;
  • формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, быть «хозяином»;
  • освоение навыков грамотного потребительского поведения, формирование потребительской культуры.

Базисным учебным планом предусматривается следующее распределение нагрузки предмета «Математика с элементами экономики»:

  • В 10 классе- 2 часа в неделю (70 часов в год)
  • В 11 классе- 1 час  в неделю (36 часов в год)
  • В 12 классе-1 час в неделю (36 часов в год)

        Объём программного материала по математике  не предполагает наращивание математических сведений в сравнении с уже ранее полученными, а базируется на них.

        Основной целью курса является формирование у учащихся умений: видеть (узнавать) в быту постоянно возникающие математические ситуации, применять на практике полученные математические знания и умения, на основании ситуации составлять и решать различные жизненно важные задачи.

        Предполагается освоение учащимися знаний, непосредственно связанных с жизнью и  повседневной хозяйственной практикой человека. Курс построен на применении проблемно-поисковых методов обучения при ознакомлении умственно отсталых учащихся с элементами экономики. Принципом построения урока математики является постановка жизненной проблемной ситуации отработка на этом материале умения применять и совершенствовать уже  имеющиеся математические знания и навыки. Учитель предлагает учащимся наиболее насущные жизненные задачи, требующие от человека постоянного принятия решений, выбора. Например  это могут быть задания по проблеме   «Планирование расходов семейного бюджета», «Семейные сбережения», «Повременная и сдельная, номинальная и реальная заработная плата», «Социальная защита населения- ее назначение», «Планирование расходов на путешествие», «Проблемные ситуации прогнозирования», «Налоги», «Наследство» и т.д. Создание проблемных ситуаций на уроке направлено на то, чтобы стимулировать учащихся к размышлениям, научить отбирать и комбинировать информацию для решения предложенной задачи, нахождения ответа. Наиболее целесообразно проблемные вопросы задавать перед изложением нового материала в целях стимулирования  интереса к теме или на этапе обобщения- для проверки осмысления, понимания и уровня  усвоения сведений, вновь воспринятыми учащимися на уроке. На уроке необходимо уделять большое внимание не столько запоминанию, сколько пониманию причинно-следственных  связей, рассуждениям учащихся.

        Понятия, которые необходимо объяснить детям при решении задач: “Семейный бюджет”,

Бюджет – в переводе с английского “денежная сумка”.

Бюджет составляют для того, чтобы заранее знать источники дохода я направления расходов и достичь их соответствия.

Доходы - разные виды поступлений за определённый период времени выраженные в денежных единицах.

Расходы- затраты материальных и денежных средств на приобретение и потребление чего-либо, оплаты услуг.

Услуга-действие, приносящее пользу, помощь другому.

Налог-государственный сбор с населения и предприятия

Абонент-тот, кто пользуется какой-то услугой.

Льгота-уменьшение оплаты.

Счётчик- прибор для подсчёта чего-нибудь.

Субсидия-денежная помощь, оказываемая государством или каким-нибудь учреждением.

Себестоимость - издержки предприятия при производстве товара.

Коммунальные услуги-услуги за водопровод, канализацию, отопление, освещение.

Требования к усвоению программы:

10 класс

Учащиеся должны знать:

- Что такое «экономика»?

-  Блага – всё, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.

- Экономика – наука, изучающая поведение участников процесса хозяйственной деятельности.

- Факторы производства- ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

- Основы хозяйственной жизни человечества.

- Даровые блага – блага, имеющийся объём которых, больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ на других.

- Экономические блага – средства удовлетворения человеческих потребностей, доступные людям в объёме меньшем, чем объём этих потребностей.

- Труд – использование умственных и физических способностей людей, их навыков и опыта в форме услуг, необходимых для производства экономических благ.

- Специализация -  сосредоточение определённого вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.

- Товар – материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо.

- Услуга – нематериальное благо, имеющее форму полезной людям деятельности.

- натуральный ряд чисел от 1 до 1000000;

- названия и обозначения единиц стоимости, длины, массы, времени, объёма;

- соотношение между единицами стоимости, длины, массы, времени, объёма;

- процентные соотношения;

Учащиеся должны уметь:

- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

- свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;

- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа, числа  по его проценту;

- решать составные задачи, требующие нескольких  арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;

-вычислять площадь и периметр прямоугольника, объём куба и параллелепипеда;

- заполнять бланки и производить расчёты по оплате коммунальных платежей;

- производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.

11 класс

Учащиеся должны знать:

- Зачем нужна  экономика?

- Цивилизация – уровень развития человеческого общества, который характеризуется высокой упорядоченностью организации его жизни, а также развитием науки, искусства и сопровождается созданием государства.

- Как устроена хозяйственная жизнь человечества.

- Как определяется уровень жизни  (степень материального благополучия человека, определяемая объёмом благ всех типов, которые он может приобрести на свои заработки или получить иным образом)

- Чем отличаются оптовая и розничная торговли.

- Что такое собственность и зачем она людям?

- Когда у людей появилась первая собственность?

- Почему люди начали воевать друг с другом?

- Какие виды собственности существуют сегодня?

 

Учащиеся должны уметь:

- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

- свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;

- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа, числа  по его проценту;

- решать составные задачи, требующие нескольких  арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;

-вычислять площадь и периметр прямоугольника, объём куба и параллелепипеда;

- заполнять бланки и производить расчёты по оплате коммунальных платежей;

- производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.

12 класс

Учащиеся должны знать:

- причины возникновения, формы и функции денег;

- роль денег как средства измерения;

- роль денег как средства сбережения;

- почему заработная плата – это цена;

- что такое «человеческий капитал»;

- почему риск, связанный с профессией, влияет на зарплату;

- экономические проблемы безработицы;

- социальные проблемы рынка труда;

- что такое профсоюзы и зачем они нужны;

- что такое  прожиточный минимум и минимальная зарплата;

- договоры и контракты на рынке труда.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

- свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;

- решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа, числа  по его проценту;

- решать составные задачи, требующие нескольких  арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;

-вычислять площадь и периметр прямоугольника, объём куба и параллелепипеда;

- заполнять бланки и производить расчёты по оплате коммунальных платежей;

- производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам;

- различать признаки традиционной, плановой и рыночной экономики;

- устанавливать вид рынка в зависимости от степени его конкурентности;

- заполнять формы документов на приватизацию жилья;

- ориентироваться в сокращенных обозначениях названий современных фирм;

- заполнять бланк трудового контракта;

- правильно заполнять бланк для постановки на учет в службе занятости.

Данная программа позволяет всем участникам образовательного процесса  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития  учащихся. Программа содействует сохранению единого образовательного пространства, представляет широкие возможности для реализации различных подходов  к построению учебного курса  с учётом индивидуальных способностей и потребностей учащегося.

Учебно-тематический план образовательной области

«Математика с элементами экономики»

10 класс

Тематика  занятий

Кол-во часов

1 четверть

1

Введение. Понятие об экономике

1

2

Экономика и математика. Математика вокруг нас.

1

3

Совместная производительность труда

1

4

Оплата труда

1

5

Совместная производительность труда

1

6

Решение задач на движение

1

7

Производительность труда

1

8

Проценты в нашей жизни

1

9

Нахождение 1% и нескольких процентов.

1

10

Решение составных задач на нахождение 1% и нескольких

1

11

Семейный бюджет

1

12

Расчет семейного бюджета

1

13

Оплата жилищно-коммунальных услуг

1

14

Площади занимаемых квартир.

1

15

Площади фигур

1

16

Контрольная работа

1

17

Анализ контрольной работы.

1

18

Факторы производства – ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ.

1

ИТОГО в 1  четверти

18 часов

2 четверть

1

Основа хозяйственной жизни человека

1

2

Вычисление площади фигур и помещений

1

3

Решение сложных задач на вычисление площадей

1

4

Даровые блага- средства удовлетворения человечества

1

5

Все действия с целыми числами

2

6

Десятичные дроби

2

7

Нахождение одной или нескольких частей от числа

1

8

Все действия с десятичными дробями

1

9

Решение сложных задач

2

10

Контрольная работа

1

11

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО во 2 четверти

14 часов

1

Все действия с десятичными дробями

1

2

Решение сложных задач

1

3

Экономические блага- средства удовлетворения человеческих потребностей

2

4

Меры измерения

1

5

Все действия с мерами измерения

2

6

Решение задач на движение

2

7

Проверочная работа

1

8

Анализ работы

1

9

Труд- использование умственных и физических способностей людей

2

10

Оплата труда

2

11

Решение сложных задач

2

12

Объем, вычисление объема

1

13

Решение задач на вычисление объема

1

14

Все действия с именованными числами

1

15

Контрольная работа

1

16

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО в 3 четверти

22 часа

1

Умножение целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1000

1

2

Деление целых чисел и десятичных дробей на 10, 100, 1000

1

3

Нахождение 1% и нескольких

1

4

Специализация

2

5

Решение сложных задач

1

6

Деление на 3-х-значное число с проверкой

1

7

Товар -  материальный предмет, полезный людям

1

8

Меры стоимости и действия с ними

1

9

Решение сложных  задач

1

10

Услуга – нематериальное благо

1

11

Меры стоимости и действия с ними

1

12

Решение сложных  задач

1

13

Итоговая контрольная работа

2

14

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО в 4 четверти

16 часов

Итого за год

70

часов

11 класс

Тематика  занятий

Кол-во часов

1 четверть

1

Цели и задачи экономики

1

2

Математика вокруг нас

1

3

Десятичные дроби

1

4

Все действия с десятичными дробями

1

5

Цивилизация как уровень развития человеческого общества

1

6

Решение составных задач с десятичными дробями

2

7

Контрольная работа

1

8

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО в 1 четверти

9 часов

1

Устройство хозяйственной жизни человека

1

2

Уровень жизни

1

3

Все действия с многозначными числами

1

4

Все действия с мерами измерения стоимости

1

5

Решение сложных задач

1

6

Контрольная работа

1

7

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО во 2 четверти

7 часов

1

Меры измерения

1

2

Все действия с мерами измерения

1

3

Оптовая и розничная торговля

1

4

Все действия с мерами стоимости

2

5

Нахождение одной или нескольких частей от числа

1

6

Вычисление площадей

2

7

Контрольная работа

1

8

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО         в 3 четверти

10 часов

1

Собственность. Виды собственности

2

2

Все действия с многозначными числами

1

3

Нахождение нескольких процентов от числа

1

4

Решение сложных задач

2

5

Оплата труда

1

6

Итоговая контрольная работа.

2

7

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО в 4  четверти

10 часов

Итого за год

36 часов

12 класс

Тематика  занятий

Кол-во часов

1 четверть

1

Мир денег

1

2

Причины возникновения, формы и функции денег

2

3

Роль денег как средства измерения

1

4

Роль денег как средства сбережения

1

5

Все действия с именованными числительными

1

6

Решение составных задач

1

7

Контрольная работа

1

8

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО  в 1 четверти

9 часов

1

Заработная плата – цена

1

2

Решение сложных задач

1

3

«Человеческий капитал»

1

4

Нахождение 1%; и нескольких

1

5

Решение задач

1

6

Контрольная работа

1

7

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО во 2 четверти

7 часов

1

Экономические проблемы безработицы

2

2

Все действия с целыми числами и десятичными дробями

1

3

Прожиточный минимум и минимальная заработная плата

1

4

Все действия с целыми числами

1

5

Оплата труда

1

6

Профсоюзы и их деятельность

2

7

Контрольная работа

1

8

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО в 3 четверти

10 часов

1

Нахождение одной или нескольких частей от числа

1

2

Решение сложных задач

1

3

Договоры, контракты на рынке труда

2

4

Решение сложных задач на нахождение нескольких процентов

2

5

Итоговая контрольная работа

2

6

Анализ контрольной работы

1

ИТОГО  в  4  четверти

10 часов

Итого за год

36 часов

Содержание программы

«Математика с элементами экономики».

10 класс

        Понятие об экономике как практической науке, позволяющей решать проблемы обеспечения жизни человека и его семьи.  Экономика семьи. Значение математических знаний и умений их применять на практике для экономики семьи. Система производства и потребления, обмен и денежные сделки между людьми.

        Семейный бюджет. Расчет семейного бюджета. Задача на составление статей расходов на семью (определенного типа) на месяц, на день. (предусмотреть ежемесячное выделение определенной суммы на накопления з Сбербанке). Сопоставление статьи расходов в соответствии с доходами семьи, соответствующего типа (из предыдущего урока).

        Управление семейной экономикой, поиск наиболее разумного способа использования доходов семьи для обеспечения более высокого уровня жизни. Оплата жилищно-коммунальных услуг. Площади занимаемых квартир.

        Экономика и математика. Совместная производительность труда. Оплата труда.  Производительность труда. Нахождение 1% и нескольких процентов. Решение составных задач на нахождение 1% и нескольких. Факторы производства – ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ. Даровые блага- средства удовлетворения человечества. Экономические блага- средства удовлетворения человеческих потребностей. Труд- использование умственных и физических способностей людей. Специализация. Товар -  материальный предмет, полезный людям. Услуга – нематериальное благо.

        От экономической темы урока подбираются задания  по математике в зависимости от уровня подготовленности по данному предмету того или иного класса: нумерация натуральных чисел: арабская и римская. Меры стоимости, действия с мерами стоимости. Десятичные дроби, действия с десятичными дробями. Многозначные числа,  действия с многозначными числами. Проценты и действия с ними. Нахождение части от числа. Решение задач на движении. Решение составных задач всех типов. Нахождение площади. Вычисление объёма.

        Изучение большинства тем курса «Математика с элементами экономики» сопровождается выполнением расчётных заданий, решением задач экономического содержания.

        Задачи, задания, игры, отражающие реальные аспекты и отношения окружающей экономики, вызывают эмоциональный отклик учащихся, так как легко соотносятся с хозяйственной практикой их семей и личным опытом. Практическое содержание задач и заданий, взятое из окружающей действительности, стимулируют познавательную активность учащихся, облегчает процесс формирования у них экономических умений, закрепления полученных знаний по математике.

        Учитывая значительные погрешности учащихся с умственной отсталостью в устных и письменных арифметических вычислениях (а также в целях экономии  времени), расчёты на занятиях по курсу «Математика с элементами экономики»  иногда осуществляется с помощью калькуляторов. Применение калькуляторов  перспективно и полезно на уроках экономики, насыщенных математическими расчётами.

11 класс

        Цели и задачи экономики. Цивилизация как уровень развития человеческого общества. Устройство хозяйственной жизни человека. Определение уровня жизни человека. Оптовая и розничная торговля. Собственность. Виды собственности.

        От экономической темы урока подбираются задания  по математике в зависимости от уровня подготовленности по данному предмету того или иного класса: Меры стоимости и действия с мерами стоимости. Десятичные дроби  и действия с десятичными дробями. Многозначные числа и  действия с многозначными числами. Проценты и действия с ними. Нахождение части от числа. Решение задач на движение. Решение составных задач всех типов. Нахождение площади. Соотношение мер площади. Преобразование мер площади. Меры объема. Способы измерения объема в быту.  Вычисление объёма. Соотношение мер объема

        Изучение большинства тем курса «Математика с элементами экономики» сопровождается выполнением расчётных заданий, решением задач экономического содержания.

        Задачи, задания, игры, отражающие реальные аспекты и отношения окружающей экономики, вызывают эмоциональный отклик учащихся, так как легко соотносятся с хозяйственной практикой их семей и личным опытом. Практическое содержание задач и заданий, взятое из окружающей действительности, стимулируют познавательную активность учащихся, облегчает процесс формирования у них экономических умений, закрепления полученных знаний по математике.

        Учитывая значительные погрешности учащихся с умственной отсталостью в устных и письменных арифметических вычислениях (а также в целях экономии  времени), расчёты на занятиях по курсу «Математика с элементами экономики»  иногда осуществляется с помощью калькуляторов. Применение калькуляторов  перспективно и полезно на уроках экономики, насыщенных математическими расчётами.

        

12 класс

        Введение в мир денег. Причины возникновения, формы и функции денег. Роль денег как средства измерения. Роль денег как средства сбережения. Все действия с именованными числительными. Заработная плата – цена. Понятие - «Человеческий капитал». Нахождение 1%; и нескольких процентов от числа и величины. Нахождение одной или нескольких частей от числа. Экономические проблемы безработицы. Прожиточный минимум и минимальная заработная плата. Оплата труда. Договоры, контракты на рынке труда.   Профсоюзы и их деятельность.

        От экономической темы урока подбираются задания  по математике в зависимости от уровня подготовленности по данному предмету того или иного класса:        Меры стоимости и действия с мерами стоимости. Десятичные дроби  и действия с десятичными дробями. Многозначные числа и  действия с многозначными числами. Проценты и действия с ними. Нахождение части от числа. Решение задач на движение. Решение составных задач всех типов. Нахождение площади. Соотношение мер площади. Преобразование мер площади. Меры объема. Способы измерения объема в быту.  Вычисление объёма. Соотношение мер объема

        Изучение большинства тем курса «Математика с элементами экономики» сопровождается выполнением расчётных заданий, решением задач экономического содержания.

        Задачи, задания, игры, отражающие реальные аспекты и отношения окружающей экономики, вызывают эмоциональный отклик учащихся, так как легко соотносятся с хозяйственной практикой их семей и личным опытом. Практическое содержание задач и заданий, взятое из окружающей действительности, стимулируют познавательную активность учащихся, облегчает процесс формирования у них экономических умений, закрепления полученных знаний по математике.

        Учитывая значительные погрешности учащихся с умственной отсталостью в устных и письменных арифметических вычислениях (а также в целях экономии  времени), расчёты на занятиях по курсу «Математика с элементами экономики»  иногда осуществляется с помощью калькуляторов. Применение калькуляторов  перспективно и полезно на уроках экономики, насыщенных математическими расчётами.

Контрольно-измерительный материал.

10 класс

Контрольные задания по теме: «Семейный бюджет»

Задача №1.

Посчитайте, чему равен доход семьи, если

Папа получает зарплату-

Мама получает зарплату-

Бабушка получает пенсию-

Задача№2

Зарплата папы и мамы-

Истратили на продукты-

Заплатили за квартиру, свет, телефон-

Пенсия бабушки-

Заплатили за ремонт холодильника-

Оплатили покупки в магазине-

Купили подарок сыну-

Сколько денег осталось ?

Задача№3

Подсчитайте, вписав в таблицу необходимые данные, сколько заплатит твоя семья за коммунальные услуги.

Наименование услуги

тариф

Кол-во

Стоимость

Плата за наём (1 чел)

 

Т О ( кв.м)

 

Вывоз мусора

 

Холодная вода ( куб.м)

 

Горячая вода (куб.м)

Водоотведение ( куб.м)

Радио

 

Коллективная антенна

 

Всего

Задача№4

На 1 порцию салата необходимо взять ½  часть вареного яйца. Сколько надо сварить яиц  на 10 порций?        

Контрольные задания по теме: « Оплата труда »

Задача№1

Мастер за 8 часов обрабатывает 96 деталей, а его ученик за 6 часов обрабатывает, 54 такие же детали обрабатывает за час, мастер, ученик?

Как вы думаете, кто из них получит больше денег за свою работу? Почему?

(количество продукции; стаж работы (опыт))

Задача№2

За один день мастер зарабатывает 960 рублей. Сколько денег он получит, проработав 20 дней?

Задача№3

Оклад дворника в месяц -   4425 руб.  13% с этой суммы он вернет государству в качестве  подоходного налога.  Чему равна заработная плата дворника?

Контрольные задания по теме: «Товар»

Задача№1

Какой расфасовки стиральный порошок выгоднее купить хозяйке, если известно, что пакет весом 2кг 400 г стоит-------р., а пакет весом 600 г стоит -------- р..? Сколько денег она сэкономит?

Задача№2

Стоимость сахарного песка в розницу в магазине составляет --------р. За один килограмм , а мешок сахара (50 кг) стоит ------------ р. Как выгоднее покупать сахар: в розницу или оптом (мешком)? Как покупают сахар в твоей семье.

Задача №3

Минута разговора Саяногорск - Москва стоит ….. руб.

Сколько будет стоить разговор продолжительностью 3,10,15 минут.

11 класс

Контрольные задания по теме: «Семейный бюджет»

Задача №1

Рассчитайте оплату за коммунальные услуги в месяц, если в семье 2 человека и площадь квартиры 42 кв. м. Квартира неприватизированная, счётчики воды не установлены.

Как вы думаете, как можно сэкономить на оплате за коммунальные услуги.

Задача №2

Рассчитайте, сколько денег уходит за абонентскую плату за телефон за 2 месяца, за квартал, полгода, год?

Чему равен один квартал?

Абонентская плата-плата за наличие телефона, за пользование им без междугородных разговоров.

Задача №3

Сколько будет стоить завтрак для семьи из 4 человек, если на одного человека требуется 0, 25 батона , 1 яйцо, сыр (50 г на порцию) , 1 стакан молока (250 г)?

Задача №4

Молодая семья откладывает каждый месяц по1500 р. На покупку холодильника. Через сколько времени она сможет купить холодильник, если он стоит-------- р.?

Задача №5

Доходы семьи в месяц составляют  16624 руб.. На приобретение одежды было израсходовано 25% этой суммы, на коммунальные услуги  5%.  Сколько денег осталось на другие расходы?

Задача №6

У вкладчика на сберегательной книжке было 20570 руб. Он снял 55% суммы на  покупку  мебели и   4% на  подарок  сыну. Сколько денег осталось на  книжке?

Контрольные задания по теме: «Собственность»

Задача №1

Из перечня различных объектов собственности, приведённого в таблице, необходимо выбрать те, которые, по мнению учащихся, могут быть в личной (частной) собственности и в государственной собственности  (да, нет).

наименование

Частная собственность

Государственная собственность

Продукты питания

Одежда

Ископаемые

Леса

Валюта

Земельный участок

 

Задача №2

Семья состоит из 3 человек, живёт в приватизированной квартире, в приватизации участвовали все трое. Рассчитать налог за квартиру, если доля налога 1 члена семьи составляет ….. руб.?

12 класс

Контрольные задания по теме: «Заработная плата - цена»

Задача №1

Средняя зарплата работника предприятия составляет 15000 р. 13 % с этой суммы отчисляется в фонд государства, а 1% - в фонд пенсионного страхования, 1% - в фонд профсоюза. Какую сумму работник получает на руки?

Задача №2

Отец получает 7000 рублей в месяц, а мама – 5000 рублей. Сколько денег они зарабатывают за 1 год? Смогут ли они за три месяца купить телевизор за 8000 рублей и съездить в отпуск на 15000 рублей, если 2/3 зарплаты уходит на бытовые расходы? (зарплата, бытовые расходы, бюджет семьи).

Контрольные задания по теме: «Оплата труда»

Задача №1

Урожайность чеснока – 20 кг с одной сотки (100 м). Какова масса чеснока, собранного с участка длиной 50 м и шириной 40 м? Какой доход получит фермер, если чеснок был продан по 50 рублей за кг, а на покупку семян он затратил 100 рублей? (ЗАТРАТЫ, ДОХОД, ФЕРМЕРСТВО)

Задача №2

Рабочему было поручено изготовить 30 деталей за 10 часов, но рабочий, экономя время, успевал делать 1 деталь за 15 минут. Сколько деталей сверх нормы сделает рабочий за счет сэкономленного времени?”

Сколько денег получит рабочий за изготовление деталей, если за каждую деталь ему платили 200 рублей?

На сколько рублей больше получит рабочий за счет сэкономленного времени?

Контрольные задания по теме: «Договоры, контракты на рынке труда»

Задача №1

Игорь и Анатолий  открыли автомастерскую. Для этого они взяли в аренду дом сроком на год и внесли арендную плату в размере 6000 рублей. Кроме того, они купили запасных частей на 300000 рублей, наняли охрану за 36000 рублей. Вся стоимость оказанных услуг по ремонту автомобилей составила 500000 рублей. Из них заплатили налоги 10000 рублей. Какой будет чистая прибыль наших предпринимателей за год, за месяц?

Задача №2

Семья задумала  построить новый дом. Подсчитали, во что обойдётся строительство: фундамент заложить – 100000 рублей, стены поставить – 360000 рублей. Крышу установить – 200000 рублей, отделать изнутри – 240000 рублей. Половину этой суммы они взяли в банке в кредит. Сколько денег они должны вернуть в банк, если за использование кредита дополнительная плата 1/5 часть от суммы кредита?

Задача №3

Есть такая русская поговорка: “Меняю шило на мыло”. Как называется такой обмен товарами без денег?

ТОВАР
ДЕНЬГИ
БАРТЕР

Задача №4

Выбери правильное название для такой торговли: вещь покупает тот, кто предложит за неё выше цену.

АУКЦИОН
ЯРМАРКА

Мониторинг образовательной области

«Математика с элементами экономики».

10 класс

ФИО

Уч-ся

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Условные обозначения:

1 - умение выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

2 -  умение свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;

3 - умение решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа, числа  по его проценту;

4 -  умение решать составные задачи, требующие нескольких  арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;

5 -  умение рассчитывать   семейный бюджет

6 – умение рассчитать заработную плату

7 - умение вычислять площадь и периметр прямоугольника, объём куба и параллелепипеда;

8 - заполнять бланки и производить расчёты по оплате коммунальных платежей;

9 - производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.

нг- начало года

кг- конец года

Критерии:

1б. -  отсутствие сформированных критериев;

2б. -  слабо сформированные критерии;

3б. – неустойчиво сформированные критерии;

4б. – сформированные критерии;

5 б. – самостоятельно использует полученные знания , умения, навыки в повседневной жизни.

Уровни оценивания:

Высокий – 31-45 баллов;

Средний – 24-30  баллов;

Низкий – 16-23 баллов;

Несформированный – 15 баллов и меньше.

11 класс

ФИО

Уч-ся

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Условные обозначения:

1 - умение выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

2 -  умение свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;

3 - умение решать простые задачи на нахождение части от числа, процентов от числа, числа  по его проценту;

4 -  умение решать составные задачи, требующие нескольких  арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;

5 – умение  определять разницу между оптовыми и розничными  ценами;

6 – умение рассчитать заработную плату в зависимости от  вида работ (повременная, сдельная …)

7 - умение вычислять площадь комнаты и периметр  пола, объём комнаты;

8 – умение  производить расчёты по оплате коммунальных платежей за месяц, квартал, год;   рассчитывать   семейный бюджет и планировать расходы;

9 – умение производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.

нг- начало года

кг- конец года

Критерии:

1б. -  отсутствие сформированных критериев;

2б. -  слабо сформированные критерии;

3б. – неустойчиво сформированные критерии;

4б. – сформированные критерии;

5 б. – самостоятельно использует полученные знания , умения, навыки в повседневной жизни.

Уровни оценивания:

Высокий – 31-45 баллов;

Средний – 24-30  баллов;

Низкий – 16-23 баллов;

Несформированный – 15 баллов и меньше.

12 класс

ФИО

Уч-ся

Критерии оценивания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

нг

кг

Условные обозначения:

1 - умение выполнять письменные вычисления (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное и многозначное число) с натуральными числами и десятичными дробями;

2 -  умение свободно оперировать с мерами стоимости, длины, массы, времени;

3 -  умение решать составные задачи, требующие нескольких  арифметических действий, для решения которых необходимо использовать знание зависимости между важнейшими величинами: цена-количество-стоимость, площадью прямоугольника и длинами его сторон;

4 – умение рассчитать заработную плату в зависимости от  вида работ (повременная, сдельная …)

5 - умение вычислять площадь квартиры, дома;

6 – умение   производить расчёты по оплате коммунальных платежей за месяц, квартал, год;

7 – умение заключать трудовые договора, контракты,  рассчитывать налоговые вычеты;

8- умение различать частную и государственную собственность;

9 – умение производить действия на калькуляторе: сложение, вычитание, умножение и деление, нахождение нескольких процентов от числа и числа по нескольким процентам.

нг- начало года

кг- конец года

Критерии:

1б. -  отсутствие сформированных критериев;

2б. -  слабо сформированные критерии;

3б. – неустойчиво сформированные критерии;

4б. – сформированные критерии;

5 б. – самостоятельно использует полученные знания , умения, навыки в повседневной жизни.

Уровни оценивания:

Высокий – 31-45 баллов;

Средний – 24-30  баллов;

Низкий – 16-23 баллов;

Несформированный – 15 баллов и меньше.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

  1. Алышева Т.В. "Рабочая тетрадь по математике 8","Рабочая тетрадь по математике 9" для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. "Просвещение" ОАО "Московские учебники" Москва 2005.
  2. Бгажнокова И.М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа. \\ Дефектология.-2000.-№5.
  3. Залялетдинова Ф.Р. Нестандартные уроки математики в коррекционной школе.
  4. Коррекционная педагогика.-3(15),2006. Автор статьи Колосова Е.Е. "Программа и планирование по математике с элементами экономики для учащихся 10-12классов (I -III курсов) специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида".
  5. Перова М.Н. Математика 9кл. М.:Просвещение,2001.
  6. Стариченко Т.Н. Программно-методические материалы по курсу «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2003. -184 с. – (Коррекционная школа).
  7. Стариченко Т.Н. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении VIII вида: Учебно-методическое пособие. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2004. -152 с. – (Коррекционная школа).
  8. Эк В.В. Математика 8 М.:Просвещение,2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ЛИТЕРАТУРА

  1. Азимов Л.Б., Журавская Е.В. Уроки экономики в школе. Активные формы преподавания: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 71 с.
  2. Липсиц И.В. Удивительные приключения в стране Экономика: Для детей мл. и сред. Школьного возраста. – М.: Фирма «Нивекс», Триада, 1992. – 336 с.
  3. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.3. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  4. Меньшикова О.И. и др. Экономика детям, большим и маленьким: В 8 выпусках. Вып.4. – М.: Просвещение, 1994. – 64 с.
  5. Романова Н.И. Экономическая игротека. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 48 с.
  6. Романова Н.И. Экономическая игротека: Наглядное пособие для детей младшего школьного возраста. – М.: Финансы и статистика, 1994. – 35 с.
  7. Стэнлейк Дж. Ф. Экономика для начинающих / Пер. с англ. – М.: Республика, 1994. – 447 с.
  8. Н.А. Зайченко. Экономика. Задачи, упражнения, тесты, кроссворды. Санкт-Петербург 1998 год.
  9. Н.И.Романовская. Экономическая игротека. Москва 1994 год.
  10.  Т.О.Смирновой Т.Н.Просняковой . Методические рекомендации в помощь учителю экономики. (ФНМЦ им. Л.В.Занкова) . Белка и компания. Экономика в сказках, играх и задачах. – учебник, задачник-тетрадь в 2-х частях. Самара, корпорация “Федоров” 2000 год.
  11. Е.Г.Фирсов. “Интеллектуальные игры для школьников. Экономика”. Ярославль 1998 год.
  12. Б.А.Райзберг. “Твоя экономика” Москва 1996 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

Рабочая программа по предмету "Элементы физики и химии" для учащихся 10-11 классов ОГКОУ СКОШ №23 VIII вида

Программа "Элементы физики и химии"   предназначена для обучения  учащихся 10-11 классов с углублённой трудовой подготовкой к овладению обучающимися   физическими знаниями по ...

Рабочая программа по письму и развитию речи 5, 6, 7 классы коррекционной школы VIII вида

Данные программы составлены по программе В. В. Воронковой   для учащихся 5, 6, 7 классов...

Конспект урока по предмету «рисование» для учащихся 3 класса ГБОУ СКОШ VIII вида

Конспект урока по рисованию для учщихся коррекционных школ 8 вида...