Планирование серии уроков по литературному чтению в III классе II отделения
план-конспект урока по теме

Журавлёва Мария Сергеевна

Планирование серии уроков по литературному чтению в  III  классе II отделения 

Тема: Соколов-Микитов «Белки» (4 урока)

Цель: формирование культуры чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование урока по обучению чтению в  III  классе II отделения

Тема: Соколов-Микитов «Белки» (4 урока)

Цель: формирование культуры чтения.

«Белки»

В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки. То заберутся на вершину высокой ели, то перемахнут с сучка на сучок, то вниз головой спускаются на землю собирать грибы.

В развалине елового сучка белки развесили сушить красноголовый подосиновик, тонконогие маленькие опенки. В лесных кладовых спрятали отборные, вкусные орехи.

Поздней осенью переменят белки красные платьица на серые зимние шубки.

На вершинах густых елок устроены у белок теплые гнезда. В этих гнездах, устланных мягким мхом глубоких дуплах, воспитывают и кормят своих маленьких бельчат, зимою спасаются от лютых морозов и холодных ветров.

Самый веселый, самый проворный и хлопотливый зверек в наших лесах – шустрая белка.

I урок

Задачи:

  1. Образовательно-познавательные:

-уточнение и расширение знаний школьников о жизни белок;

-сообщение сведений о писателе, его произведениях;

-ознакомление с содержанием рассказа

-формирование навыка выразительного т осознанного чтения;

-обучение осмыслению прочитанного.

     2.  Коррекционные:

-обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;

-развитие слухового восприятия путем опознавания, различения на слух слов, фраз из текста;

-развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций;

  1. Воспитательные:

-воспитание любви к природе и родному языку;

-формирование интереса к чтению, творческой читательской деятельности;

-формирование эмоционального восприятия текста.

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

I.Организация начала урока

1)Проверка ЗУА/Вопросы к уроку

-Здравствуйте, ребята.

+ Здравствуйте, М.С.

- Наденьте наушники.

- Кто сегодня дежурный?

+Я сегодня дежурный.

- Кого нет в классе?

+ Сегодня все в классе.

За экраном.

 

II.Основная часть.

  1. Беседа

  1. Беседа о жизни белок, подготовке их к зиме, рассматривание картинок

  1. Сообщение темы, постановка учебной задачи

  1. Чтение рассказа учителем

  1. Беседа по первичному восприятию

  1. Чтение трудных слов

  1. Чтение детьми рассказа по смысловым отрезкам, словарная работа, беседа по содержанию рассказа

-Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с писателем по имени Иван Сергеевич Соколов-Микитов. Это русский писатель, натуралист и путешественник, родился в Калужской губернии, 1892 года, в семье приказчика. Соколов-Микитов много путешествовал и побывал во многих странах Европы, Азии и Африки, участвовал в арктических экспедициях к Северному Ледовитому океану. Соколов-Микитов писал рассказы о природе в разное время года, о животных, о людях, которые любят природу и животных. Давайте рассмотрим и прочитаем названия книг, которые написал Соколов-Микитов.

+Ребятам о зверятах.

+Первая охота.

+Листопадничек.

+Летят лебеди.

+Северные рассказы.

-Давайте рассмотрим картинки. Кто на них изображен?

+Белки.

-Где живут белки?

+В лесу.

+На деревьях.

-Как белки готовятся к зиме?

+ Собирают орехи, грибы.

-Какая у белок шерстка?

+Серая.

+Коричневая.

-А почему шерсть у белок то коричневая, то серая?

+Белки меняют шерсть весной и осенью.

Сегодня мы с вами познакомимся с одним из рассказов Соколова-Микитова. Рассказ называется…

…белки.

Кто услышал?

+Белки.

-Скажи полностью.

+ Рассказ называется «Белки»

-Я буду читать, а вы внимательно слушайте, подумайте, о чем говорится в рассказе.

- О чем говорится в рассказе?

+ О жизни белок.

+ О подготовке белок к зиме.

-О ком говорится в рассказе?

+О белках.

-Что вы узнали нового о белках?

+…

-Давайте прочитаем слова:

+Хло-по-чут, хлопо-чут, хлопочут.

+Про-вор-ные, про-ворные, проворные.

+Тон-ко-но-гий, тонко-но-гий, тонконогий.

+Крас-но-го-ло-вый, красно-го-ловый, красноголовый.

+-А теперь прочитаем рассказ. Начинай, Аня.

-Что делают белки осенью в лесу? Прочитайте.

+ В темном еловом лесу с утра до позднего вечера без устали хлопочут проворные белки.

-Какие белки?

+Проворные.

-Как трудятся белки?

+Без устали.

-Как сказать по-другому?

+Без усталости.

-Как долго трудятся белки?

+С утра до позднего вечера.

-Как можно еще сказать?

+ Целый день.

-Зачем спускаются белки на землю?

+Собирать грибы.

-Как белки спускаются на землю? Прочитайте.

+Вниз головой.

-Посмотрите, головой вниз, вот так.

-Как забираются белки на дерево? Прочитайте.

+Перемахнут с сучка на сучок.

-Скажите по-другому.

-Куда забираются белки?

+На вершину ели.

-Посмотрите, забираются на вершину ели. Куда забираются белки?

+На вершину ели.

Какие грибы запасают белки?

+Подосиновики, опенки.

-Где развесили сушить белки грибочки?

+В развалине елового сучка.

-Скажите по-другому.

+ В остатках еловых веток.

-Где спрятали белки орехи? Прочитайте.

-Что спрятали белки в кладовых?

+Орехи.

-Какие орехи?

+Вкусные, отборные.

На доске портрет писателя. Написано имя и дата рождения.

Дети по очереди прочитывают названия книг.

На доске разные картинки белок в природе.

За экраном.

Слова на доске:

хлопочут

проворные

без устали

тонконогий

красноголовый

На доске:

-проворные, шустрые

-хлопочут, трудятся

-с утра до вечера, целый день

- без устали, без усталости

-заберутся, поднимутся

-перемахнут, перепрыгнут

-сучки, ветки

-в развалине елового сучка, в остатках еловых веток

-устланные мхом, покрытые мхом

Показ на конструктивной картине.

III. Окончания занятия

  1. Итог
  2. Оценка детей

-Ребята, чем мы сегодня занимались?

+Читали рассказ о белках.

-Молодцы. Вы хорошо занимались.

2 урок

Задачи:

  1. Образовательно-познавательные:

-совершенствование правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения;

-формирование умения анализировать текст рассказа.

      2) Коррекционные:

-обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;

-развитие слухового восприятия путем опознавания, различения на слух слов, фраз из текста;

-развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций;

3) Воспитательные:

-разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;

-формирование интереса к чтению, творческой читательской деятельности;

-формирование эстетического вкуса.

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

I.Организация начала урока

1)Проверка ЗУА/Вопросы к уроку

-Здравствуйте, ребята.

+ Здравствуйте, М.С.

- Наденьте наушники.

-Какой сегодня день недели?

-Какой день недели был вчера?

-Какой день недели будет завтра?

За экраном.

 

II.Основная часть.

  1. Чтение детьми рассказа

  1. Общие вопросы

  1. Словарно-стилистические упражнения

  1. Чтение рассказа по смысловым законченным отрывкам + словарная работа + беседа по содержанию

-Давайте прочитаем рассказ.

-О чем рассказ?

-о ком рассказ?

-Как трудятся белки осенью?

Я начну читать, а вы продолжите.

В развалине елового…

Поздней осенью…

Воспитывают и кормят своих бельчат…

Самый веселый…

-Какие белки?

+Проворные.

-Скажите по-другому.

+Шустрые.

-Как белки перебираются? Прочитайте.

-Что запасли белки?

+Грибы, орехи.

-Какие грибы собрали белки?

-Какие орехи собрали белки?

-Что переменят белки поздней осенью? Прочитайте.

+Переменят белки красные платьица на серые зимние шубки.

-Какие шубки у белок зимой?

+Серые.        

-Какие шубки летом?

+ Красные.

-Почему осенью белки переменят красные платьица на серые зимние шубки?

-Чтобы спастись от морозов.

-Где находятся гнезда у белок?

+ На вершине густых елок.

-Как устроено гнездо белки?

+Устлано мхом.

Зачем белки покрывают дупло мхом?

+Чтобы  спастись от лютых морозов и холодных ветров.

-Какая белка? Прочитайте. Прочитайте.

На доске:

-проворные, шустрые

-хлопочут, трудятся

- без устали, без усталости

-заберутся, поднимутся

-перемахнут, перепрыгнут

-сучки, ветки

-в развалине елового сучка, в остатках еловых веток

-устланные мхом, покрытые мхом

III. Окончания занятия

  1. Домашнее задание

2) Итог, оценка детей

--А теперь послушайте задание на дом.

-Подготовьте выразительное чтение рассказа.

-Кто услышал?

+Подготовьте выразительное чтение рассказа.

-Ребята, чем мы сегодня занимались?

-Молодцы. Вы хорошо занимались.

За экраном.

3 урок

Задачи:

1.Образовательно-познавательные:

-формирование целостного восприятия рассказа;

- формирование умения пересказывать рассказ;

-учить пересказывать текст.

2. Коррекционные:

-обогащение словарного запаса школьников, уточнение значений слов, преодоление аграмматизмов и недостатков произношения;

-развитие слухового восприятия путем опознавания, различения на слух слов, фраз из текста;

-развитие познавательной деятельности школьников, совершенствование мыслительных операций;

  1. Воспитательные:

-разностороннее развитие личности школьников через опосредованное воздействие художественной литературы;

-формирование интереса к чтению, творческой читательской деятельности;

-формирование эстетического вкуса.

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

I.Организация начала урока

1)Проверка ЗУА/Вопросы к уроку

-Здравствуйте, ребята.

+ Здравствуйте, М.С.

- Наденьте наушники.

- Ты меня слышишь, Ира?

+Да.

Оля?

-Коля?

-Вова, где ты?

+Я тут.

За экраном.

 

II.Основная часть.

  1. Чтение рассказа

  1. Словарно-стилистические упражнения

  1. Глубокий анализ текста

А) Идея и тема рассказа

Б) Составление плана

-Вы помните, с каким рассказом мы познакомились на прошлом уроке? Как он называется?

+Белки.

-Кто написал этот рассказ?

+Соколов-Микитов.

-Какое было домашнее задание? +Подготовить выразительно чтение.

Давайте проверим, как вы подготовились и прочитаем рассказ.

Скажите по-другому.

-проворные белки

+шустрые белки

- перемахнут с сучка на сучок

+перепрыгнут с ветки на ветку

-хлопочут

+ трудятся

-с утра до вечера

+целый день

-Назовите тему произведения?

+труд белок осенью.

-Назовите тему рассказа.

+Белки – трудолюбивые, веселые, быстрые животные.

-Будем составлять план рассказа.

Что мы будем делать?

-Давайте прочитаем первую часть рассказа. О чем говорится в первой части?

+Белки трудятся.

+Проворные белки.

-Давайте прочитаем вторую часть рассказа. О чем говорится во второй части?

-Прочитайте план, который у нас получился.

Если не помнят фамилию писателя, подсказка за экраном.

Дети читают по несколько предложений друг за другом.

За экраном.

Учитель записывает на доске план:

  1. Проворные белки
  2. Белки собирают грибы и орехи
  3. Белки меняют шерсть
  4. Гнезда белок.
  5. Шустрая белка.

III. Окончания занятия

1) Домашнее задание

2) Итог

-Ребята, послушайте и запишите домашнее задание. Перепишите план в тетрадь. Нарисуйте к каждому пункту плана картинку.

-Молодцы. Вы хорошо занимались.

4 урок

Ход урока:

Этапы

Содержание

Примечания

I.Организация начала урока

1)Проверка ЗУА/Вопросы к уроку

-Здравствуйте, ребята.

+ Здравствуйте, М.С.

- Наденьте наушники.

- Какой сейчас урок?

-Который сейчас урок?

За экраном.

 

II.Основная часть.

  1. Чтение текста

  1. Словарно-стилистические упражнения

  1. Общие вопросы

  1. Рассматривание иллюстрации +выборочный пересказ

  1. Составление диалога за белочек

-Давайте прочитаем рассказ

Дополните предложения.

Белка (какая?)…

Белка все делает (как?)..

Белки (что сделают?)

Летом белочка (какая?)

Зимой белочка (какая?)

-Что делают белки осенью?

-Что едят белки?

-Где белки живут?

- Как меняется внешний вид белок осенью?

Дома вы нарисовали иллюстрации к рассказам, давайте рассмотрим рисунок  Коли. Все ли здесь правильно?

Расскажи, Юля, что изображено на этой картинке. Что белки делают?

-Ребята, давайте представим, что встретились две белочки. О чем они будут говорить?

Что нужно сказать в начале?

+Поздороваться.

-Как можно поздороваться?

+Привет.

+Здравствуй.

+Доброе утро.

-Что потом?

-Нужно спросить, чем занимается белка?

+Да.

-Чем белка занимается?

+Собирает грибы и орехи, делает запасы на зиму.

-В конце можно спросить, зачем белка это делает. Что ответит белка?

-В каком лице будет говорить белочка?

-Давайте представим, что мы белочки. Представили?

Белочка Оля встречает бельчонка Юлю.

-Кто ты, Оля?

+Я – белочка.

-Кто ты, Юля?

+ Я – белочка.

Что вы скажете друг другу?

-Не забудьте,  говорить нужно в первом лице.

Рассматривание рисунков, исправление ошибок.

Дети составляют диалог.

III. Окончания занятия

1) Итог

-Ребята, чем мы сегодня занимались?

+ Рассматривали иллюстрации, пересказывали рассказ, составляли диалог.

-Молодцы. Вы хорошо занимались.

Приложение

Биография И.С. Соколова-Микитова (для учителя)

Иван Сергеевич Соколов-Микитов, русский писатель, натуралист и путешественник, родился в урочище Осеки, что в Калужской губернии, 30 (18) мая 1892 года, в семье приказчика, который служил у купца, торговавшего лесом. Детство и ранняя юность Вани прошли на Смоленщине, на просторах Угры. В 1910 году он едет в Петербург, где поступает учиться на курсы сельского хозяйства, а вскоре после этого устраивается в Ревеле (сейчас Таллинн) на торговое судно, благодаря чему за несколько лет побывал во многих странах Европы, Азии и Африки. В 1918 году, после демобилизации, Иван Сергеевич вернулся на Смоленщину, к родителям. Здесь он работал учителем в единой трудовой школе. К этому моменту он уже успел опубликовать свои первые рассказы, которые заметили Бунин и Куприн.

В 1919 году Иван Соколов-Микитов записывается матросом на торговое судно. В следующем, 1920 году, Иван Сергеевич вместе со всей командой был списан на берег с парохода "Омск", который за долги продали с аукциона в Гулле (Англия). Так началась непредвиденная вынужденная длительная эмиграция. Около года он прожил в Англии, а затем, в 1921 году, перебрался в Германию. Наконец, после почти что двухлетнего пребывания за границей, Иван Соколов-Микитов возвращается на Родину, в Россию. Долгие скитания по разным портовым ночлежкам Гулля и Лондона стали основой материала для книги "Чижиковая лавра", написанной в 1926 году.

В дальнейшем Иван Сергеевич Соколов-Микитов неоднократно участвовал в арктических экспедициях, которые возглавлял знаменитый Отто Юльевич Шмидт. На ледоколе "Георгий Седов" путешественники отправлялись на Северный Ледовитый океан и на Землю Франца-Иосифа, а однажды отправились на выручку ледокола "Малыгин". В этой экспедиции Иван Соколов-Микитов участвовал уже в качестве корреспондента газеты "Известия". Опыт арктических экспедиций подарил ему множество материала для цикла очерков "Белые берега", а также повести "Спасение корабля". О многочисленных и разнообразных путешествиях писателя по родной стране можно прочитать в книгах "Пути кораблей" (1934), "Ленкорань" (1934), "Летят лебеди" (1936), "Северные рассказы" (1939), "На пробужденной земле" (1941), "Рассказы о Родине" (1947) и в других произведениях.

В течение четверти века Иван Соколов-Микитов часто бывал в селе Карачарово Конаковского района. Побывав здесь у родственников в октябре 1951 года, писатель приобретает сруб и начинает лично строить свой "карачаровский" домик. Начиная с лета1952 года,  Иван Сергеевич большую часть года проводит в Карачарове. Здесь он работает над своими ставшими знаменитыми книгами "Детство" (1953), "На теплой земле" (1954), "Звуки земли" (1962), "Карачаровские записи" (1968), "У святых источников" (1969) и другими произведениями. 
Иван Соколов-Микитов являлся членом редколлегии литературно-художественного сборника "Родной край". В книжном издательстве области выходили его книги "Первая охота" (1953), "Листопадничек" (1955), "Рассказы о Родине" (1956) и многие другие.

Иван Сергеевич часто обращался и к жанру мемуаров, в нем были написаны такие книги, как "Свидания с детством" и "Автобиографические заметки". До последнего дня Иван Соколов-Микитов писал книгу своих воспоминаний "Давние встречи", в которой можно увидеть "очерки-портреты", посвященные многим нашим знаменитым писателям - Максиму Горькому, Ивану Бунину, Александру Куприну, 
Михаилу Пришвину, Александру Грину, Александру Твардовскому. Также упомянуты в ней полярный исследователь Петр Свирненко, художник и ученый Николай Пинегин и многие другие.
В гостях в "карачаровском" домике у Ивана Сергеевича бывали писатели Александр Твардовский, Виктор Некрасов, Константин Федин, Владимир Солоухин, многие журналисты и художники.

Умер Иван Сергеевич Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Урна с его прахом была захоронена на кладбище в Гатчине. В 1981 году на его "карачаровском" домике была установлена мемориальная доска.

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

Цели урока: Познакомится со сказкой А.С. Пушкина; развивать умение интонацией передавать настроение; обучать делению текста на части; развивать навыки выразительного чтения; учить анализировать поступки героев; учить давать характеристику героям по плану; учить составлять картинный план.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, открытки или фотографии памятника А.С. Пушкину.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

III. Введение в тему

1. В классе организована выставка книг — детских изданий сказок Пушкина. Висит портрет. Предварительная беседа.

  • Что вы помните из биографии поэта ?
  • Какие сказки Пушкина вы помните ?
  • Какие чудеса в них встречаются ?

2. Учитель даёт комментарий о Пушкине — сказочнике .

3. Переход к изучению нового материала.

  • Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Сколько художников вдохновили сказки

Пушкина.

  • Прочитайте название сказки, которую мы будем сегодня читать.(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)
  • Из чего ясно что это сказка ?(Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)
  • Что ещё можно узнать из заголовка?(Из заголовка можно узнать о героях сказки.)
  • Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках?(Иван Яковлевич Билибин.)

IV. Знакомство со сказкой

1.Сказка читается целиком учителем,или с помощью аудиозаписи.(Ученики следят по учебникам.)

2. Вопросы после чтения всей сказки.

  • Какие чувства остались у вас после чтения?(Ответы учеников.)
  • Хороший ли конец у сказки? Почему?(У сказки хороший конец. Ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение изучения нового материала

1.Чтение отрывка детьми до слов «Ветер по морю...».

2. Комментирование непонятных слов.

3. Беседа.

  • Как царь выбирал себе жену? Какие варианты у него были?
  • На каком выборе он остановился? Почему?
  • Ребята, а каков царь Салтан? Таким ли вы его представляли себе?(Он ведёт себя необычно,подслушивает под окном;ходит один,без свиты;жену выбирает и сразу женится.)
  • А он добрый или злой герой?Как вы думаете?(Он разный:добрый,доверчивый любит жену, любит ребёнка,но бывает и несправедливый, гневный.)
  • Кто и почему желал несчастий молодой царице?
  • Куда уехал царь?
  • Какие планы были у завистников?Как им удалось их реализовать?
  • Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости?
  • Почему же волю царя бояре всё-таки выполнили?(Царя должны слушать,приказы его выполнять. И уже говорили,что он бывал и несправедливый, и гневный. Например, автор говорит: В гневе начал он чудесить. И гонца хотел повесить. Но смягчившись на сей раз...)
  • Какие чувства испытали вы при чтении строк, в которых говорится, как исполнили приказ?(Было очень жалко, обидно за них. Ведь несправедливо с ними поступили.)
  • Ребята, а какое чувство толкнуло ткачиху с поварихой со сватьей бабой Бабарихой на подлое дело?(Зависть.)
  • А какая она бывает зависть?Разве вы никому не завидуете?(Она бывает «чёрной» и «белой».)(Можно привести примеры из жизни.)
  • Какое путешествие пришлось испытать героям?
  • Куда в итоге приплыли наши герои?
  • Каким стал царевич во время путешествия?
  • Опишите место, на котором нашли прибежище герои?

VII. Итог урока

  • Докажите что это сказка.
  • Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?
  • Было ли вам жалко кого-нибудь, или наоборот вы злились?
  • Почему?
  • Есть ли уже у вас любимые герои? Кто? Почему?

Домашнее задание

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы. (А.С. Пушкин. «Сон»)

  • Прочитайте «жужжащим» чтением. Что узнали из этих строк?(Как Александр Сергеевич слушал сказки.)
  • Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.
  • Прочитайте медленно.
  • С ускорением.
  • Шепотом.
  • Громко.
  • Выразительно.

III. Проверка домашнего задания

IV. Новая тема. Работа над сказкой

1. Беседа по вопросам.

  • Прочитайте выразительно, как царица с сыном плыли в бочке по морю?С какой интонацией нужно читать эти строки?
  • Докажите, что у автора в этих строках есть и описание пейзажа,и разговор,и чувства,и действия.
  • Можно ли сделать вывод, что события могут быть реальными?
  • Когда мать и сын оказались на острове, о чём подумал царевич прежде всего?Характерно ли это для сказочного героя?
  • Прочитайте, как Гвидон делал лук для охоты?На что похожа эта сцена на сказку или на реальность?
  • Каким образом царевич стал свидетелем беды,которая нависла над лебедью?
  • Как автор передаёт горе,смертельный ужас лебеди,терзаемой коршуном?
  • С какой интонацией надо читать эти строки?
  • Как отблагодарила его лебедь за спасение?
  • Какие события заставили царевича воспользоваться услугами лебедя?
  • Какими вы себе представляете корабельщиков?Опишите.
  • О чём Гвидон разговаривал с корабельщиками?
  • Кем стал Гвидон после превращения?

2. Составление картинного плана первой части сказки.

  • На сколько частей можно разделить прочитанную нами часть?О чём они?

1)Выбор невесты.

2) Обман царя.

3) Чудесное спасение.

4) Встреча с лебедем.

5) Корабельщики на острове.

3.Выборочное чтение.

  • Найдите и прочитайте часть сказки,которую можно назвать «Выбор невесты».(Дети читают до слов «В те поры война была...».)
  • Есть ли зачин в сказке?(Нет.)
  • О чём говорит отсутствие зачина?(Это говорит о том, что всё происходит здесь,рядом,на русской земле.)
  • С чего же начинается сказка?(Кабы я была... То есть начинается с торгов.)
  • Найдите вторую часть.(Во второй части говорится об обмане царя. До слов: «В синем море звёзды блещут...».)
  • Найдите и прочитайте третью часть.(До слов «Мать и сын теперь на воле...»)
  • Прочитайте выразительно,как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки?(С интонацией тревоги,волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)
  • А каково героям в этом путешествии?(Царица там плачет,бьётся. А ребёнок ростёт не по дням а по часам...)
  • Как вы понимаете эти слова?(Значит, растёт очень быстро.)
  • Как спаслись герои? Прочитайте.(Дети читают отрывок.)

V. Физкультминутка

IV. Закрепление нового материала

1. Работа над частью «Встреча с царевной Лебедью».

  • После отдыха продолжим работу над сказкой. Найдите и прочитайте часть «Встреча с царевной Лебедью».(Читают до слов «И накрёкся: князь Гвидон...».)
  • Где оказались мать и сын?(Они оказались на воле:

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом...)

  • О чём сын подумал, выйдя на волю?(Он подумал об ужине.)
  • Что значит добрый?(Хороший.)
  • Как делал Гвидон лук для охоты?Похожа ли эта сцена на сказку?(Нет, он делал всё как в жизни. А шнурок взял с креста с шее.)
  • А какая сцена напоминает волшебную сказку?(Сцена спасения царевны Лебеди. Оказывается,он спас заколдованную царевну.)

ЗЫБЕЙ — зыбь — лёгкая волна;

КЛИВ — клюв.

  • Прочитаем пятую часть «Корабельщики на острове».
  • Как наградила царевна Лебедь Гвидона за спасение?(Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

ГРАД — город;

КОЛЫМАГА — большая старинная телега;

ДВОР — придворные, ближайшие к царю или князю люди;

ВЕНЕЦ — драгоценный головной убор.

  • Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи?(Это гордые,смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)
  • Какое желание появилось у Гвидона после посещения его гостей?(Он захотел увидеть отца.)

2.Чтение отрывка со слов: «Князь у синя моря ходит...» до слов: «Ветер весело шумит, судно весело бежит»(с.118-128).

3.Составление картинного плана.

1) Первая встреча с отцом.

2) Первое чудо.

3) Гости у князя Гвидона.

4) Вторая встреча с отцом.

5) Второе чудо.

4.Беседа после чтения.

  • Что заставило Гвидона превратится в комара?(Он захотел увидеть отца.)
  • Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца.(Дети читают отрывок.)
  • Почему повариха рассказывает о чудесной белочке?(Она нехочет отпускать Салтана, т. к. боится, что обман раскроется.)
  • Как наказал свою тётку Гвидон? (Он впился тётке прямо в правый глаз.)
  • Осуждает ли автор своего героя?(Нет, он его понимает и оправдывает.)
  • Почему так захотелось Гвидону завести чудо-белочку?(Он надеялся, что отец узнаёт об этом и приедет к нему.)
  • Получил ли князь это чудо? Прочитайте.
  • В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу?(Он отправился в облике мухи.)
  • Прочитайте, каким предстал перед ним царь Салтан и ткачиха с Бабарихой и поварихой.(Царь грустит, а родственники «злыми жабами глядят».)
  • О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз?(О тридцати трёх богатырях, с ними дядька Черномор.)
  • Трудно ли оказалось завести это чудо у себя?(Нет. Они оказались братьями царевны Лебеди.)
  • Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз?(Он был превращён в шмеля.)
  • О каком чуде рассказала повариха? Как об этом же рассказал Гвидон. С какой интонацией нужно прочитать? Чем отличаются их рассказы?
  • Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха?А как о нём говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?
  • Прочитайте,как автор описывает царя? Какое у него настроение?Почему его настроение меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?

Дети вместе с учителем обсуждают,какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям.

(Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)

VI. Итог урока

  • О каких чудесах и чудесных превращениях вы узнали сегодня на уроке?

Домашнее задание

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1.Составление картинного плана.

- Вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько читателей вы поделили прочитанное?(На 4 части:1.Женитьба Гвидона.2.Встреча гостей.3.В гостях у Салтана. 4.Счастливая встреча.)

2.Выставка детских рисунков.

III. Обсуждение нового материала

1.Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.

2.Беседа после чтения.

  • Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь?(Он не ожидал, т. к. хотел идти искать её даже очень далеко...)
  • Обрадовался ли он,когда увидел её?
  • Почему не сразу призналась царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна?(Она хотела, чтобы он сначала всё обдумал,чтобы потом не раскаяться: Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнёшь Да за пояс не заткнёш.)
  • Расскажите и покажите свои иллюстрации: какой вы представляли себе царевну Лебедь?(Ответы детей.)
  • Какое чудо вам понравилось? Почему?
  • Что вас более всего поразило в облике царевны Лебедь?
  • О чём Гвидон не забывает напоминать корабельщикам, даже в момент женитьбы?
  • Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро...(Побеждает зло.)
  • Кто и как был наказан в этой сказке?(Все веселились,

А ткачиха с поварихой

Сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам;

Их нашли на силу там.

Тут во всём они признались,

Повинились разрыдались...)

  • Простил ли их автор? (Да,он их простил.)
  • А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?(Ответы детей.)
  • Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?
  • Чему научила нас эта сказка?(Сказка учит доброте, терпению,мужеству,умению прощать и любить близких, не завидовать другим чёрной завистью, а учится радоваться за других.)

IV. Физкультминутка

V. Закрепление изученного

1.Характеристика героев.

  • Сегодня мы будем пытаться дать характеристику героев по плану. Давайте запишем его в тетради:

1)имя героя, его место жительства;

2)действия и поступки,совершаемые героем; их характеристика;

3)опишите внешность и характер героя;

4)отношение автора к герою;

5)ваше отношение к герою.

Учитель вызывает по одному ученику к доске, и ученик пытается при помощи класса дать характеристику: царю Салтану, Гвидону, царевне Лебедь, поварихе.

2. Анализ сказочных примет.

  • Докажите что прочитанное произведение — сказка .(Устойчивые эпитеты, повторы.)
  • Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке Пушкина?
  • Где в сказке встречаются троекратные повторы?

VI. Итог урока

  • Чем сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?
  • Чему научила нас эта сказка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)

Конспект урока по литературному чтению в 9 классе коррекционной школы 8-го вида Тема урока: Маленький герой Э.Сетона -Томпсона (по рассказу «Снап»)...

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го вида Тема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка"

Конспект урока по литературному чтению в 5 классе коррекционной школы 8-го видаТема: Д.Н. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка" Тема: Взаимосвязь природы и внутреннего состояния героев в сказке Д.Н. Мам...

Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.

статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению"....

Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.

статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению"....

Среднесрочное планирование серии уроков "Векторная графика"

Идея:  Обучение, построенное на основе конструктивистского преподавания, позволяет учащимся размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы и аргументировать ответы...

Конспект урока по литературному чтению для воспитанников специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема урока: С.Я.Маршак Сказка – пьеса «Двенадцать месяцев»

Представляю вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 6 классе. Задача учителя состоит не только в том, чтобы познакомить воспитанников с новым произведением, но и научить анализировать те...