Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.
статья по теме

Шиляева Алена Борисовна

статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.docx1.06 МБ
Файл v1.docx19.13 КБ
Файл v2.docx294.2 КБ
Microsoft Office document icon s.doc158 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Шиляева А. Б. - учитель математики.

Записи о средненесрочном планировании.

«Ни один президент, ни одно правительство не имеет такую власть, как учитель».

Уинстон Черчиль.

Прежде чем писать о реализации моих планов во время практики начну с определения понятия «педагогическая деятельность». Педагогическая деятельность - особый вид общественно-полезной деятельности взрослых людей, сознательно направленной на подготовку подрастающего поколения к самостоятельной деятельности в соответствии с экономическими, политическими, нравственными и эстетическими целями своего времени («Компетентная педагогика-педагогика 21 века»), а ещё хочется процитировать слова из книги «Оценочная деятельность учителя», Г.Ю. Ксензова: «Какие бы реформы не проходили в образовании, в конечном итоге они замыкаются на педагоге, которому во все времена принадлежала ведущая роль в воспитании подрастающего поколения, способного жить в гармонии с окружающей средой и себе подобными».  Действительно, без деятельности учителя невозможно  создать высокообразованное культурное общество, и поэтому, для того, чтобы идти в ногу с изменениями в системе образования, быть востребованным, педагогу просто необходимо не отставать от времени, а немного его опережать, ломая стереотипы, пропуская изменения через себя.

   С этой задачей помогут мне справиться  наши курсы, которые помогли мне  пересмотреть свое отношение к педагогике через призму идей 7 модулей Программы.

      Главная задача любой  практики апробирование новых теоретических знаний в  практической деятельности, Проанализировав задания на практику, я составила план практики. Один из пунктов этого плана среднесрочное планирование.

  Мое среднесрочное планирование вошли 4 урока по алгебре для 11 класса общественно-гуманитарного направления по следующим темам:

  • «Корень n-ой степени и его свойства» - 2 урока;
  • «Иррациональные уравнения»-1 урок;
  • «Степенная функция, её график и свойства»- 1 урок.

     При планировании серии уроков я постаралась применить идеи всех 7 модулей Программы. Задания для  каждого урок планировались:

  • с учётом возрастных особенностей;
  •  разноуровневые;
  • позволяющие, развивать мышление более      высокого порядка (логическое, творческое, критическое);
  • по таксономии Блума.

Для выполнения заданий планировалось применять различные виды и формы деятельности учащихся, которые позволяли апробировать на уроках идеи модулей «Новые подходы в обучении и преподавании», «Управление и лидерство в обучении», «Использование ИКТ в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению», «Обучение талантливых и одарённых учеников».

Каждый урок должен был содержать  различные виды оценивания, что позволило бы реализовать идеи модуля «Оценивание обучения, оценивание для обучения».

На  уроке  по теме «Степенная функция, её график и свойства» планировалось красной нитью провести идеи   модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении», так как учащиеся в течении всего урока используют ПК для изучения информации в электронном учебнике по теме и выполнения практических заданий помощью программы Excel.

    Составляя среднесрочное планирование, хотела посмотреть, что получиться, а что нет. Конечно, нельзя сказать, что у обучающихся развилось критическое мышление или они научились на все 100% саморегуляции и т.д., но первые крупицы изменений  в обучении были заложены. Теперь идеи Программы я планирую внедрять в практику своей работы во всех классах.    

Литература:

  1. Руководство для учителя.
  2. «Оценочная деятельность учителя», Г.Ю. Ксензова.
  3. CD «Компетентностная педагогика-педагогика 21 века», Алматы.

Дата

Тема

Цели и задачи урока

Модули

Формы работы

Дополни-тельные возмож-ности для одарён-ных детей

Дополни-тельные возмож-ности для детей с ограничен-ными возмож-ностями

15.10.

2012.

Корень n-ой степени.

 (1 урок)

  Формирование компетенции «Уметь учиться».

1.Сформировать понятие «Корень n-ой степени» и определить свойства корня n-ой степени; научить примененять при решении    простейших задач.

 2. Развивать навык рассуждения и готовность аргументировать свои высказывания.

3. Воспитывать ответственность за собственное обучение.

  1. Новые подходы в обучении.

  1. Обучение критичес-кому мышлению.

  1. Использо-вание ИКТ в препода-вании и обучении.

  1. Обучение с учётом возрастных особеннос-тей.

  1. Управление и лидерство в обучении.

  1. Обучение

талантли-вых и одарённых.

  1. Оценива-ние  для обучения и оценивание обучения.

 

Работа в парах, работа в малых группах, индиви-дуальная работа.

Разноуров-невые задания.

Индивиду-альный раздаточ-ный материал.

18.10.

2012.

Корень n-ой степени.

 (2 урок)

Формирование компетенции «Уметь учиться».

1.Учить применять свойства корня n-ой степени при решении  задач.

 2. Развивать навык работы с информацией.

 3. Воспитывать умение взаимодейство-вать с коллективом.

Работа в парах, работа в малых группах, индиви-дуальная работа.

Разноуров-невые задания.

Индиви-дуальные задания.

Индивиду-альный раздаточ-ный материал.

22.10.

2012.

Иррацио-нальные уравнения.

Формирование компетенции «Уметь учиться».

1. Учить решать иррациональные уравнения  методом возведения в одинаковую степень и методом введения новой переменной.

 2.  Развивать навык представления в виде схемы «кластер».

 3. Воспитывать ответственность за собственное обучение.

Работа в парах, работа в малых группах, индиви-дуальная работа.

Разноуров-невые задания.

Индивиду-альные задания.

Индиви-дуальное домашнее задание.

Индивиду-альный раздаточ-ный материал.

25.10.

2012.

Степенная функция, её свойства и графики.

 ( 1 урок)

Формирование компетенции «Уметь учиться».

1. Формировать понятие степенной функции и её свойств; научить строить график степенной функции в формате Excel.

 2. Развивать дижитальные навыки.

 3. Воспитывать ответственность за собственное обучение.

Работа в парах, работа в малых группах, индиви-дуальная работа.

Разноуров-невые задания.

Индиви-дуальные задания.

Индивиду-альный раздаточ-ный материал.



Предварительный просмотр:

Шиляева А. Б. - учитель математики.

Рефлексия по одному уроку из серии последовательных уроков.

«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами.

Моя главная задача-помочь им раскрыться, развить собственные идеи».

И. Г. Песталоцци.

      Урок – это главная составляющая образовательного процесса. «В рамках личностно-ориентированного образования учитель понимает, что ученики способны выстроить свои собственные суждении, основываясь на исходных убеждениях, знаниях, с которыми они приходят в класс. И задачей учителя становиться стремление понять, что ученики уже знают и умеют, какие у них интересы и увлечения, что каждый отдельно взятый ученик знает, любит, умеет и желает делать» (Руководство для учителя). Составляя план урока, я стараюсь всегда помнить, что «Учитель-организатор, планировщик, режиссёр и соучастник. Главное действующее лицо в пьесе, называемой учением, - ученик. Он может стать героем или антигероем, но в любом случае он должен быть активным участником этой пьесы. В противном случае, время и усилия потрачены впустую» (Б. Шилиня).                

      Одним из уроков, который я попыталась максимально приблизить к званию «современный», стал урок алгебры ОГН  по теме: «Иррациональные уравнения». 

  1. Подготовка урока.

         «Корабль, который не имеет порта назначения – не имеет попутного ветра»

   Сенека Младший.

     

Подготовку урока я начала с постановки целей урока, зная, что цель урока – это «порт назначения», к которому следует приплыть всем учащимся в конце урока. Основной целью моей педагогической деятельности является формирование  компетенции «Уметь учиться» (ЕСК). Исходя из этого, передо мной стояла задача организовать  урок так, что бы учащиеся  через предметное знание  формировали компетенцию «Уметь учиться». Решая эту проблему, я сформулировала следующие задачи урока:    

                                                           - научить решать иррациональные уравнения различными методами;

                                                           - развивать навык представления в виде схемы «кластер»;

                                                           - воспитывать ответственность за собственное обучение.

Изучив 7 модулей Программы, при планировании урока я опиралась на идеи модулей, поэтому урок был разбит на три стадии: вызов, осмысление, рефлексия.

  1. Проведение урока.
  1. Вызов (7 мин).

      На стадии вызова для активизации учащихся я вовлекла их в диалог: «Какие уравнения вы умеете решать? А какие вы хотели бы научиться решать?». В результате диалога мы выяснили тему урока. Исходя из темы урока, учащиеся определили для себя свои цели на урок и прописали их в своих структурных картах урока.  После обсуждения, индивидуальных целей каждого, мы сформулировали общую образовательную цель на этот урок. Задачей  этого задания было научить ставить цель своего обучения, что является мотивацией к дальнейшей работе, и понимать, что цель должна быть чёткой, понятной и достижимой.

 Для актуализации знаний, по теме урока обучающиеся,  выполнили  задания первого уровня по таксономии Блума. На стадии выполнения заданий  ребята составили «список информации» по теме урока, которую они знали, хотят узнать и чему хотят научиться. Выход для оценивания этого уровня заданий был  представлен в виде презентаций решений задания 2 и заполненной таблицы ЗХУ. Оценивание  деятельности учащихся - формативное.

В целом со всеми задачами стадии вызова мы  справились. Но вовлечение в диалог  обучающихся вызвал некоторое затруднение, так как не всегда давались развёрнутые ответы. На данной стадии определились лидеры в каждой группе, ими стали наиболее успешные ученики. На данной стадии урока я апробировала идеи модулей «Новые подходы в обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения, оценивание обучения», «Лидерство и управление в образовании», «Преподавание  и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников».

  

  1. Осмысление. (31 мин)
  1. Изучение новой информации.

  Изучение новой информации, происходило при выполнении заданий 2 уровня,  при этом использовались следующие, методические приёмы: дневник двойной записи (таблица «ясно – не ясно»); группы совместного обучения (в группе продумывали и составляли вопросы для интервью по заданному разделу новой темы и представители групп брали интервью друг у друга); презентация (каждая группа разрабатывала алгоритм применения метода решения уравнений, отличный,  от того по которому составлял вопросы для интервью и презентовала его). Выполняя задания 2 уровня обучающиеся:  развивали навык совместной работы, использовали различные техники работы с текстом. Выходом для оценивания послужили содержания интервью, алгоритмы решения иррациональных уравнений. Оценивание заданий - формативное. При работе над новой информацией обучающиеся смогли эффективно организовать свою работу и работу в группе, вели себя корректно по отношению к друг другу. Но при публичных выступлениях в начале вели себя не совсем уверенно, но почувствовав мою поддержку, в виде формативного оценивания их деятельности, раскрывали свои способности.  На этом этапе проявили себя  не только наиболее успешные ученики, но и те кто предпочитал на уроках не выступать.  

  

  1. Применение изученной информации.

  На 3, 4, 5 уровнях учащимся было предложено применить полученные знания при выполнении практических задач.  Формы работы – группы сменного состава ( члены групп менялись по мере выполнения заданий, т.е. выполнившие 3 уровень объединялись в группу и проводили взаимопроверку и взаимооценивание и т.д.) На данном  этапе происходило осмысление нового материала с точки зрения практического применения. Кроме взаимоценивания, оценивала выполненные задания и я. Оценивание суммативное, с использованием критериев оценивания (3 уровня заданий – оценка «3», 4 уровня заданий - оценка «4», 5 уровней заданий – оценка «5»).  Выполняя задания,  обучающиеся продемонстрировали различную степень понимания темы урока. Из шести обучающихся: 2 учащихся выполнили 3 уровня заданий; 2 учащихся выполнили 4 уровня и не успели перейти к 5 уровню; 1 учащийся выполнил 5 уровней и не перешёл к 6 уровню; 1 учащийся выполнил 6 уровней.  В этой части урока не просто было организовать группы сменного состава, так как скорость выполнения заданий у каждого учащегося индивидуальна и поэтому возникали ситуации, когда у учащегося выполнившего  тот или иной уровень заданий не было партнёров, для обсуждения и взаимопроверки. В этом случае я проверяла задание сама и предлагала перейти к следующему заданию, не оглашая ошибки и оценку. А когда появлялся ученик, выполнивший этот же уровень, я объединяла их в группу и наблюдала, как идет взаимопроверка, все ли ошибки обнаружены и сравнивала оценки, выставленные мной, с оценками, выставленными при взаимооценивании. На стадии  осмысления  я применяла идеи модулей «Новые подходы в обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения, оценивание обучения», «Лидерство и управление в образовании», «Преподавание  и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Обучение талантливых и одарённых».

 

  1. Рефлексия. (7 мин)

      На стадии рефлексии, обучающимся было предложено оценить изученную информацию и создать «шпаргалку» по теме: «Решения иррациональных уравнений».  К данному заданию приступил 1 обучающийся и выполнил его, представив конечный результат. Это была  Ибраева Асем, имеющая одарённость в области математики и высокую учебную мотивацию.  

Подводя итог проделанной работе, я предложила учащимся ещё раз заполнить таблицу ЗХУ и сравнить какие изменения произошли по сравнению с началом урока.

      По окончании урока учащиеся высказывали свои мнения: понравилась работа в группе, необычно и сложно  было брать интервью по заданной теме.

На стадии рефлексии использовались идеи модулей «Новые подходы в преподавании и обучении», «Обучение критическому мышлению», «Оценивание для обучения, оценивание обучения», «Лидерство и управление в образовании», «Преподавание  и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников», «Обучение талантливых и одарённых».

Идеи модуля «Использование ИКТ в преподавании и обучении» я применяла при подготовке урока, так как весь дидактический и раздаточный материал готовился с использованием ПК и оргтехники, а так же  дополнительное домашнее задание на данном уроке предполагает использование программного обеспечения ПК  Microsoft Office Power Point.

      Чему учились дети:

- учились работать в группах, при этом быть одним целым,  быть одним «мозгом», который работает на результат;

- учились быть толерантными, работая вместе;

- учились слушать и слышать друг друга;

- учились мыслить критически;

- учились учиться.

      Что поняла я:

- как разделить  этот класс на группы, чтобы работа была эффективной;

- наибольший эффект в обучении даёт диалог потому, что «действительно хорошая учебная работа – это не монолог… . Это по крайней мере диалог, дуэт, а лучше всего полифония голосов и мнений, которые способны создать контрапункт» ( Б. Шилиня).

     

Литература:

  1. Руководство для учителя
  2. «Компетентностная педагогика – педагогика  XXI-го века»
  3. «В центре внимания - ученик». Б. Шилиня.

План урока по теме: «Решение иррациональных уравнений».

Цель урока:  Формирование компетенции «Уметь учиться».

Задачи урока:1. Научить решать иррациональные уравнения  методам возведения в одинаковую степень и методом введения новой переменной.

                          2. Развивать навык представления в виде схемы «кластер».

                          3. Воспитывать ответственность за собственное обучение.

Модули программы:

  1. Новые подходы  в преподавании и обучении.
  2. Обучение критическому мышлению.
  3. Оценивание для обучения и оценивание обучения.
  4. Использование  ИКТ в преподавании и обучении.
  5. Обучение талантливых и одарённых.
  6. Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников.
  7. Управление и лидерство в обучении.

Эта-пы уро-ка

Задания

Формы работы

Выход для оцени-вания

Формы оцени-вания

Деятель-ность учителя

Деятель-

ность учащихся

Модули про-грам-мы

№ по Блу-му

Формулировка задания

вызов

Формирование групп для выполнения заданий 1 и 2 уровней, с учётом успешности в обучении.

  1. Какие уравнения  вы умеете решать?
  2. А какие хотите научиться решать?
  3. Запишите  цели, которые вы хотите сегодня на уроке достигнуть.
  4. Сформулируем общую цель урока.

Диалог учителя с классом.

задачи урока

Форма-тивное

Организу- ет диалог.

Отвечают на вопросы. Формулируют собственные цели обучения и обсуждают их. Формулируют общую цель обучения.

1,2,3,6,7

1

  1.  Вспомни и запиши ответы на вопросы:
  1. Что значит решить уравнение?
  2. Что значит определить ОДЗ?
  3. Как определить ОДЗ?
  1. Найди корни уравнений:                  

 √5х-6=х (1 группа)

 √х2-8х=2√х (2 группа).

  1.  Обсуди в группе можно ли аналогично решить уравнения содержащие корень  n-ой степени?
  2. Заполни таблицу

Знаю

Хочу знать

Учусь

1,2,4 Индивиду-альная работа.

 3.В группах.

таблица

Форма-тивное

Организу-

ет обратную  связь

Отвечают на вопросы письменно.

Заполняют таблицу.

1,2,3,6,7.

осмысление

2

  1. Прочитай §6 и заполни таблицу

ясно

Не ясно

 

  1. Обсуди в группе изученный материал и составь вопросы для интервью по теме:

1 группа «Решение уравнений методом возведения в степень»;

2 группа «Решение уравнений методом введения новой переменной».

  1. Составь алгоритм решения иррациональных уравнений методом:

1 группа - введения новой переменной;

2 группа -  возведения в одинаковую степень.

1.Индиви-дуальная работа

2,3.Работа  группах.

Содержа-ние интервью.

Алгорит-мы  решения уравне-ний.

Форма-тивное

Организует обсуж-дение после выпол-нения 2 и 3 заданий.

Изучают информацию в учебнике. Составляют и обсуждают вопросы  по заданным темам в каждой группе.

Проводят интервью по составлен-ным вопросам. Составляют и презентуют алгоритмы решения уравнений.

1,2,3,6,7.

3

Примени изученную информацию при выполнении № 96, 102, 104.

Индивиду-альная работа.

Решения упражне-ний.

Сумма-тивное

Организует взаимо-провер-ку  и взаимо-оцени-вание. Оцени-вает выпол-ненные упраж-

нения.

Решают упражнения из учебника. Проверяют друг друга и оценивают.

1,3,5,6.

4

Реши уравнения с  проверкой:

а) √х2+5х+1=2х-1;

б) √ х2+3х-4=√2х+2.

Проанализируй решение уравнений и определи, почему при решении иррациональных уравнений возникают посторонние корни.

Индивиду-альная работа.

  Решеня уравнений.

Гипотезы.

Сумма-тивное

Проверяет задание, органи-зует группы для взаимо-провер-ки..

 Решают уравнения Выдвигают гипотезы, обсуждают их. Делают выводы.

1-7.

5

Обсуди в группе, как можно определить посторонние корни иррационального уравнения, не прибегая к проверке. Предложи план решения иррационального уравнения без проверки (можно на конкретном примере).

Индивиду-альная работа.

План.

Сумма-тивное

Организует группы для взаимо-проверки. Проверяет и оценивает  выполнен-ное задания.

Обсуждают в группе проблему, намечают пути решения проблемы и решают проблему.

1-7

рефлексия

6

Оцени  информацию, изученную на уроке, и  напиши «шпаргалку»  по теме: « Два метода решения иррациональных уравнений»,  которой ты и твои товарищи, сможете пользоваться при подготовке к ЕНТ.

Индивиду-альная работа.

«Шпар-галка» по теме «Решение ирра-цио-нальных уравне-ний».

Сумма-тивное

Проверяет выплнен-ное задание.

Выполняет задание.

1-7

Оцени  свои достижения на уроке и заполни таблицу:

Знаю.

Хочу узнать.

Ещё хочу научиться

         

Индивиду-альная работа.

Таблица.

Организует обсужде-ние заполнен-ной таблицы. Подводит итог урока.

Заполняют таблицу, обсуждают итоги урока.

1,2,3,5,6.

Дома: §6, №№ 124-125.

Найти информацию о других методах решения  иррациональных уравнений и представить презентацию  в Power Point.

1-7.


Структурная карта урока для 1 группы.

Тема урока: « Иррациональные уравнения».

Цель:

1 уровень.

  1. Вспомни и запиши ответы на вопросы:
  1. Что значит решить уравнение?
  2. Что значит определить ОДЗ?
  3. Как определить ОДЗ?
  1. Найди корни уравнения:  √5х-6=х.
  2. Можно ли аналогично решить уравнения содержащие корень  n-ой степени?
  3. Обсуди тему урока в группе и заполни таблицу

Знаю

Хочу знать

Учусь

     

(Работа в группе/взаимопроверка, взаимооценивание.)

2 уровень.

1.        Прочитай §6 и заполни таблицу

Ясно.

Не ясно.

2.        Обсуди в группе изученный материал и составь вопросы для интервью по теме: «Решение уравнений методом возведения в степень».

3.        Составь алгоритм решения иррациональных уравнений методом  введения новой переменной.

 (Работа в группе/взаимопроверка, взаимооценивание.)

3 уровень.

Примените полученную информацию при выполнении № 96, 102, 104.

(Индивидуальная работа/взаимопроверка, взаимооценивание, оценка учителя.)

4 уровень.

Реши уравнения с проверкой:

а) √х2+5х+1=2х-1;

б) √ х2+3х-4=√2х+2.

Проанализируй решения и определи, почему при решении иррациональных уравнений возникают посторонние корни.

(Индивидуальная работа/взаимопроверка, взаимооценивание, оценка учителя.)

5 уровень.

Обсуди в группе, как можно определить посторонние корни иррационального уравнения, не прибегая к проверке. Предложи план решения иррационального уравнения без проверки (можно на конкретном примере).

(Индивидуальная работа/взаимопроверка, взаимооценивание, оценка учителя.)

6 уровень.

Оцени  информацию, изученную на уроке, и  напиши «шпаргалку»  по теме: « Два метода решения иррациональных уравнений», которой ты и твои товарищи, сможете пользоваться при подготовке к ЕНТ.

(Индивидуальная работа/ оценка учителя.)

Рефлексия.

Оцени  свои достижения на уроке и  заполни таблицу:

Знаю.

Хочу узнать.

 Ещё хочу научиться.

Дома:      §6, №№ 124-125.

 Доп. задание. Найти информацию о других методах решения  иррациональных уравнений и представить презентацию  в Power Point.

Структурная карта урока для 2 группы.

Тема урока: « Иррациональные уравнения».

Цель:

1 уровень.

  1. Вспомни и запиши ответы на вопросы:
  1. Что значит решить уравнение?
  2. Что значит определить ОДЗ?
  3. Как определить ОДЗ?
  1. Найди корни уравнения:  √х2-8х=2√х
  2. Можно ли аналогично решить уравнения содержащие корень  n-ой степени?
  3. Обсуди тему урока в группе и заполни таблицу

Знаю

Хочу знать

Учусь

  (Работа в группе/взаимопроверка, взаимооценивание.)

2 уровень.

1.        Прочитай §6 и заполни таблицу

Ясно.

Не ясно.

2.        Обсуди в группе изученный материал и составь вопросы для интервью по теме: «Решение уравнений методом введения новой переменной».

3.        Составь алгоритм решения иррациональных уравнений методом  возведения в одинаковую степень.

(Работа в группе/взаимопроверка, взаимооценивание.)

3 уровень.

Примените полученную информацию при выполнении № 96, 102, 104.

(Индивидуальная работа/взаимопроверка, взаимооценивание, оценка учителя.)

4 уровень.

Реши уравнения с проверкой:

а) √х2+5х+1=2х-1;

б) √ х2+3х-4=√2х+2.

Проанализируй решение уравнений и определи, почему при решении иррациональных уравнений возникают посторонние корни.

(Индивидуальная работа/взаимопроверка, взаимооценивание, оценка учителя.)

5 уровень.

Обсуди в группе, как можно определить посторонние корни иррационального уравнения, не прибегая к проверке. Предложи план решения иррационального уравнения без проверки (можно на конкретном примере).

(Индивидуальная работа/взаимопроверка, взаимооценивание, оценка учителя.)

6 уровень.

Оцени  информацию, изученную на уроке, и  напиши «шпаргалку»  по теме: « Два метода решения иррациональных уравнений», которой ты и твои товарищи, сможете пользоваться при подготовке к ЕНТ.

(Индивидуальная работа/ оценка учителя.)

Рефлексия.

Оцени  свои достижения на уроке и  заполни таблицу:

Знаю.

Хочу узнать.

 Ещё хочу научиться.

Дома:      §6, №№ 124-125.

 Доп. задание. Найти информацию о других методах решения  иррациональных уравнений и представить презентацию  в Power Point



Предварительный просмотр:

Шиляева Алена Борисовна.

Внедрение изменений в собственную практику преподавания и обучения.

 «Перед нами лежат разные дороги, многие из которых как бы параллельны нашим заблуждениям. Как выбрать истинный путь, освободившись от пустословия и ложных теорий?

Тем людям, которые путешествуют только в мечтах, интересны эстетические, социологические и другие соображения и сведения. Когда же турист в действительности отправляется в путешествие, ему практический, точно составленный путеводитель, который поможет с минимальным риском безошибочно достичь поставленной цели. Именно такой путеводитель мы и постарались составить для воспитателей. Конечно, пути, указанные в нём, - это не всегда просторные, широко асфальтированные дороги. Это скорей извилистые горные тропы, ведущие от перевала до самых вершин. Но эти тропы существуют, они отмечены вехами, на них есть промежуточные остановки. Ваша задача – расчистить и улучшить их, сделать из них надёжные дороги, по которым смело пойдут труженики будущего».

Френе.

      «Основным элементом качественного преподавания является адекватное понимание и оценивание учителем процесса выстраивания понимания предмета отдельными учениками. Этот подход также требует содействия ученика. Таким образом, в «Руководстве для учителя», согласно цитате Шульмана (2007)  «ученик становится ответственным за свое обучение. Эта ответственность принимается учеником отчасти из-за среды, которую учитель создает на занятиях».  По его мнению, «качественное преподавание может быть представлено как преподавание на основе «трех учений».

Качественное преподавание не только становится возможным при наличии условий для обучения; более того – оно зависит от них. Компетентный учитель «регулирует» элементы преподавания, поскольку находится в центре событий по отношению к учащимся, окружению и ресурсам» (Руководство для учителя, с 71).

В нашем веке, в эпоху глобализации, меняются цели и задачи образования, так как огромный поток информации и  дальнейшее её накоплении  приведет к перегрузке учащихся. И чтобы этого не случилось, задача педагога  заключаться  не в суммировании знаний у обучающегося, а в вооружении его  инструментом, который можно использовать для получения знаний самостоятельно, то есть обучить ученика тому, как учиться.

      Для того, чтобы образовательный процесс стал действительно качественным, идущим в ногу со временем, необходимо, во-первых, начать перемены с самого учителя, с самих себя. Еще раз встать на одну ступень с учеником, научиться быть современным в образовании, чтобы потом научить, донести всю суть знаний  обучающимся. Я давно пришла к этим выводам и даже пыталась это делать, но не всё у меня получалось, так как я хотела и поэтому я приехала на эти курсы. И это было правильным решением, потому что  я взглянула на преподавание и обучение через призму 7 модулей Программы, которые помогли мне дополнить мои знания и привести их в систему, для дальнейшего  применения в моей педагогической практике.

Так  что же я изменила в себе и в моей практике?

      Для начала я пересмотрела своё планирование, в которое постаралась включить идеи всех модулей программы. Все задания, которые я разрабатывала с учетом идей курсов, присутствовали и раньше на моих уроках, но сейчас я уже поняла, осознала на основе полученной теории, как эти задания сделать наиболее эффективными.

Начну с первого модуля -  «Новые подходы в обучении. Обучение тому, как учиться».  Основные идеи этого модуля, развитие навыков саморегуляции и метапознания обучающихся, через воздействие в ЗБР ученика, с помощью  построения «метокогнитивных лесов», не были для меня новыми.  Но то, как это было представлено в «Руководстве для учителя» и чему меня обучили на курсах, помогло мне  всё осмыслить и успешно применить на практике при составлении заданий  к каждому уроку. Ещё одна идея модуля, говорит о том, что центральное место на уроке занимает диалог. Мерсер и Литлтон (2007) в своей работе показали, « что диалог в классе может способствовать интеллектуальному развитию учеников и их уровню образования. В исследовании подчеркивается, что интерактивное общение как со взрослыми, так и совместная работа со сверстниками способствуют обучению детей и их когнитивному развитию» (Руководство для учителя, с 76).

Используя таксономию Блюма для планирования и составления заданий на урок, я всегда ориентировалась, только на индивидуальное выполнение заданий учащимися, и в лучшем случае на взаимопроверку и взаимооценивание выполненных заданий, без обсуждений. Но передо мной стоял всегда вопрос, на который я не могла никак найти правильный ответ : «Как в этом случае обучить ребёнка аргументировать свои решения?».  Если описывать все этапы решения математических задач, то это займёт очень много времени и тогда мало возможностей для формирования математических навыков, а если записывать только алгоритм решения, то не всегда понятно, на сколько, глубоко усвоен материал учеником. Изучив модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», а в частности «Важность диалога в классе» я смогла совместить на уроке задания по таксономии Блюма и диалоговое обучение, изменив организационные формы выполнения заданий, особенно на 1(знания), 2(понимание)  и 3(понимание) уровнях заданий. На этих уровнях индивидуальная работа была заменена на работу в  стационарных группах и группах сменного состава, а взаимоценивание идёт после обсуждения выполненного задания.  Например, на уроках при изучении новой темы ученики в группах обрабатывают предоставленную информацию, представляют её в виде схем, в дальнейшем презентуют свои схемы всему классу.  Таким образом, при выполнении данных заданий идёт  развитие навыков в ведении диалога при общении в группе, в классе, аргументирование своих решений, а так же взаимобучение и взаимооценивание. А мне, как учителю математики, позволяет отследить на каком уровне прошло понимание предметного материала и вовремя направить обучающихся на корректировку знаний, если это необходимо.

Модуль «Обучение критическому  мышлению» стал, наверное, наибольшим открытием для меня.   Начну с того, что сама структура урока «вызов – осмысление – рефлексия» стали для меня основой при разработке уроков. Эта структура очень проста с одной стороны, но, сколько дала мне возможностей сделать уроки интереснее и эффективнее, выбрать такие стратегии обучения, которые позволили ученикам самостоятельно обучаться и  проявлять себя. Что касается критического мышления, то, по мнению американского исследователя Д.Клустера, «критическое мышление есть мышление самостоятельное. Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы» (Дэвид Клустер, «Что такое критическое мышление?»).

      Применяя на практике такие приемы критического мышления, как  представление информации в виде схем, задания с вопросами высокого порядка, задания на построение стратегий решения проблемы, я действительно увидела, что каждый ребенок индивидуален и мыслит по-своему. Не надо ему навязывать свою точку зрения в решении какого-либо вопроса, потому что, немного поразмыслив, он сам придет к правильному ответу. От нас, учителей, требуются лишь «леса», которые послужат опорой, помощью для восхождения на вершину знаний, и которые ему вскоре не понадобятся.

      Если говорить  о модуле «Оценивание для обучения и оценивание обучения», то он меня заставил задуматься о не совершенстве пятибалльной системы  оценивания. Я поняла, насколько важны, все виды оценивания  и формативное и суммативное. Ученикам очень понравилось разрабатывать критерии оценивания, по которым оценивать работу намного проще, и в этом  мы с учащимися убедились на практике, оценивая презентации изученного материала в виде схем или в процессе деловой игры «Пресс-конференция». Когда конкретно видишь, по какому принципу происходит процесс оценивания, не возникает лишних вопросов по поводу непонятных оценок. Разработку критериев  я считаю, большим подспорьем в работе и обязательно продолжу эту работу.  Думаю найти среди своих коллег единомышленников организовать группу по составлению дескрипторов и критериев  для оценивания проектов по математике.

      Использование ИКТ становиться неотъемлемой частью современного урока, даже для приготовления раздаточного материала необходим принтер, сканер, да и сам  компьютер. На своих уроках я так же использую различные формы ИКТ, так как это мотивирует обучающихся на обучение. Математика это очень сложный предмет, что естественно понижает мотивацию к изучению этого предмета у учащихся, а  применение коммуникационных технологий вызывает интерес у ребят, положительный настрой на изучение предмета. Выполняя те же кластеры на интерактивной доске, готовя электронные презентации, учащиеся не только увлекаются работой, но и увлекают ею товарищей , с пониженной мотивацией, поэтому вопрос о неуспеваемости отпадает сам по себе. И конечно применение  электронных учебников, электронных программ, по составлению таблиц, построения графиков,  моделирования, электронного тестирования даёт возможность более эффективно подготовить учащихся к ЕНТ.

      «Все учителя стремятся к созданию благоприятной среды для достижения максимального успеха в обучении детей. В отношении талантливых и одаренных детей эта задача значительно сложнее и требует продумывания, обсуждения и тщательного планирования»(Руководство для учителя, с104). Составляя задания, на каждый урок основная сложность заключалась в том, чтобы правильно подобрать материал для разных категорий учащихся, «успешных», «менее успешных» и «неуспешных», «медленных» и «быстрых» в обучении. При составлении заданий необходимо было учитывать и тот момент, что существует «множественный интеллект» и на одних уроках ребята сильны в одном, на других проявляют свои способности совсем в другом. Поэтому в таких случаях необходимо очень хорошо знать своих учеников. Например, мой 11 класс общественно-гуманитарного направления, где все учащиеся имеют явно выраженные способности в изучении гуманитарных предметов и им необходимо для дальнейшего обучения эффективные стратегии работы с текстовой информацией, техники запоминания слов, текстов, дат и навыки ведения беседы,  устного и           письменного изложения материала. Поэтому учитывая, способности моих учеников, я составляла задания таким образом, что бы через изучение математики они имели возможность  развивать навыки, необходимые в гуманитарных дисциплинах. Например,  в заданиях я предлагала ученикам обработать информацию, используя различные техники работы с текстом или составить вопросы к тексту, а затем взять интервью по теме текста у товарищей.

    Модуль «Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников» находит уже на стадии подготовки урока, так как подбор, изучаемого материала и его объём, а так же разработка заданий, выбор форм и видов деятельности учащихся определяется с учётом того, в какой класс я иду на урок. Ведь для того, чтобы ученик успешно выполнил задание, необходимо отталкиваться от его умственных, физических, психологических особенностей, важно понять, что имеет ребенок на настоящий момент и сколько он может еще в себя впитать, т.е. знать зону ближайшего развития учащегося.  

      Согласно концепции о «зоне ближайшего развития» (ЗБР) Выготского «диапазон ЗБР может быть установлен в разнице между уровнем развития учеников (чего они могут достичь без чьей-либо помощи) и их образовательным потенциалом (чего они могут достичь под руководством взрослых или под влиянием более способных сверстников). Это означает, что обучение может быть улучшено в той ситуации, при  которой «информационная среда»  поддерживается взаимодействием с учителями или более способными сверстниками для развития ЗБР. Невзирая на возраст ученика, работа над пробелами приведет к качественным результатам» (Руководство для учителя, с109).

     Идеи модуля «Лидерство и управление в обучении» во-первых, осуществила  тем, что на свои уроки я  пригласила коллег и поделилась с ними теми идеями, которые апробировала на практике. Во-вторых, лидерство проявилось и в работе детей на уроках во время проведения групповой работы. Некоторые учащиеся проявили свои лидерские качества, лишь работая в определенной группе, осознавая, что они могут  повести за собой, помочь, научить, выслушать, вынести правильное решение. И у  этих учеников это действительно получилось.

      Вообще, мое понимание о лидерстве и управлении  было совсем  иное. В роли лидера я могла себе представить только администрацию школы. Но то, что я узнала на курсах, опять заставило меня  переосмыслить мои убеждения. Лидером могу стать и я. Что для этого необходимо? Для начала, необходимо быть вовлеченным в то дело, которым занимаешься, быть инициатором внедрения и апробирования новых идей, помочь другим участникам образовательного процесса, а в частности своим коллегам, прийти к переосмыслению того, что нельзя останавливаться на том, что мы знаем, умеем, к чему привыкли. Информация идёт лавиной и теряет свою ценность со скоростью света. Время не стоит на месте, все процессы  в нашем мире меняются очень быстро. И нам, хотя бы на  небольшую долю, необходимо опережать эти изменения, что вести за собой своих учеников, а не отставать от них.

      Какие же изменения произошли во мне и моей практике  за период прохождения курсов? Я ещё раз убедилась, что моя задача как учителя состоит в том, что бы мои ученики «овладевали не буквой знаний, а духом знаний». Применяя на практике идеи 7 модулей, я так же поняла, что детям это тоже нравиться, как и мне. Уроки стали наполненными разными формами работы, направленные на развитие мышления более высокого порядка, межличностных отношений. Во время работы они были увлечены заданиями, их уже не смущало то, что может быть, не все получается. Ученики знали,  что они  могут рассчитывать не только на помощь учителя, но  и на то, что  в группе  есть люди, которые поддержат и помогут им.  

 Я,  конечно же, не собираюсь останавливаться на достигнутом. Наше обучение, это лишь часть изменений в моей деятельности. Каждый уважающий себя человек должен обучаться на протяжении всей жизни. А учитель тем более - «не умеющий учиться, не сможет обучать». Не всё получалось, так как хотелось или планировалось, но отрицательный опыт это тоже опыт.  И это повод вернуться и ещё раз попробовать это сделать или искать другие пути. А может ещё, что-то изучить и апробировать, то есть продолжать учиться.

Литература:

  1. «Руководство для учителя», [онлайн www.cpm.kz.]
  2. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года,   [www.edu.gov.kz]
  3. Жиенбаева Н.Б. Формы и виды организации диалогического общения в учебно-воспитательном процессе.//Вестник АПН РК.-2010.-№2.
  4. Бекишев К.Б. Работа с одаренными школьниками в Республике Казахстан./// Педагогика.-2008.-№2.
  5. Бегель Л.А.Современные информационные технологии повышение познавательной активности учащихся. // Бiлiм-инфо.-2008. -№4.
  6. Дэвид Клустер. «Что такое критическое мышление?». Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.

статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению"....

Рефлективный отчет об использовании одного модуля «Диалоговое обучение» Программы в планировании серии последовательных уроков

Работая в школе, у меня сформировались свои взгляды и убеждения, на понимание роли учителя в обучении и преподавании. Я всегда была восприимчива к новым идеям и изменениям в области образования  ...

Урок в 6 классе по литературе (технологическая карта урока) по теме "Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Технологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТ Методы обучения: метод проектов, п

Стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»Тип урока: урок формирования новых знанийТехнологии: проблемного обучения, проектного обучения, критического мышления (кластер, синквейн), ИКТФорма: урок...

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся...

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся...