Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся
статья на тему

Кузьмина Инга Валерьевна

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Дата 02.10.2017 г.

НСШ

Тема

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся

Цель

Учителя определят, что применение КОЗ и стратегий развития критического мышления способствуют развитию компетенций обучающихся

Результат обучения:

Учителя разработают задания, используя стратегии развития критического мышления, которые способствуют развитию не только предметных компетенций, но и ключевых

Ход тренинга

Активизация

 Тимбилдинг -  стратегия  «Фигуры»

Вызов

В связи с практической направленностью современного образования основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетенций.

Важность развития ключевых компетенций у современного ученика не требует доказательств.

      Как развить ключевые компетенции обучающихся? Какими методами, стратегиями пользоваться?  Обзор литературы показал, что четких рекомендаций, алгоритмов нет.

Информация

Практика

      С переходом на обновленное образование, разработана Программа, основанная на конструктивистком подходе в обучении, в основе которой лежат семь модулей. Практика учителей новой формации доказывает, что уровень клключевых компетенций можно развить, внедряя в учебный процесс идеи семи модулей Программы, ставя в приоритет применение стратегий модуля «Обучение критическому мышлению».

    Критическое мышление - ведущее современное педагогическое понятие, актуальное для развития преподавания и обучения в Казахстане. Данный модуль предполагает адаптацию сознательного и обдуманного подхода к развитию критического мышления, как учеников, так и учителей .

       Стратегии развития критического мышления – это стратегии, направленные на способы организации материала, стратегий работы с заданиями, приемы работы в группах.

       Стратегии развития критического мышления являются своеобразным ключом доступа к интуитивному опыту, к различным структурам памяти, подсознанию обучающегося. Такой доступ и обеспечивает оригинальные, креативные решения задач и проблем, делает процесс познания эффективным и позволяет учащемуся проявить свои скрытые возможности.

    Введение компетенций в нoрмативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для современной казахстанской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей испoльзования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуaций .

       Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим меняется, точнее, по-другому определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании .

      Внутри кoмпетентностного подхода выдeляются два базовых понятия:

- компетентность;

- компетенция.

   Что же такое компетентность? Что такое компетенция? К данным понятиям существуют  различные подходы. Анализируя изученную литературу делается вывод, что точных, единых oпределений на данный мoмент не cуществует.

   КОМПЕТЕНЦИЯ - готовность субъекта эффективно соорганизовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели.

   КОМПЕТЕНТНОСТЬ - непосредственный результат образования, выражающийся в овладении учащимся определенным, социально востребованным набором способов деятельности

   В  современном образовании, выделяются следующие компетенции

   Ключевые компетентности -это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональных сообществах.  Они определяют универсальность, социально-профессиональную мобильность личности

    Общепредметные  компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

   Предметные  компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Ключевые  образовательные компетенции подразделяются:

   1. Ценностно-смысловые компетенции.

Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

   2. Общекультурные компетенции.

Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции.

Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания .

4. Информационные компетенции.

Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио – видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

5. Коммуникативные компетенции.

Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции.

Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

7. Компетенции личностного самосовершенствования.                                                                                    

Направлены  на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональнойсаморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

      Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения . 

       Без преувеличения можно сказать, что на уроках физики и математики идёт формирование ключевых компетенций, которые являются основой существования личности в современном мире и этому способствует интеграция модуля «Обучение критическому мышлению».

    Формирование компетенций  осуществляется через использование компетентностно- ориентированных заданий (КОЗ).

КОЗ для развития ценностно-смысловых компетенций

         Решение этих  заданий  развивают  способности ориентироваться в окружающем мире, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать цели  для  своих действий и поступков, принимать решения.

8 класс. Тема: Удельная теплоемкость.

Представьте себя на месте архитектора, проектирующего индивидуальный коттедж. Заказчик хочет, чтобы ему построили дом  в г. Костанае . Какие материалы вы предложите ему для кровли, стен, утеплителя? Каким видом топлива  порекомендуете пользоваться.

КОЗ для развития общекультурных компетенций

       Эти  задания  определяют познание и опыт деятельности в области национальной культуры;  отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека  и т.д.

 8 класс. Тема: Тепловые двигатели. 

Первые паровозы буквально перевернули мир и сознание людей. Они сделали доступным передвижение на большие расстояния. Путешествия становятся легкими и безопасными. Первый в истории России паровоз был построен отцом и сыном Черепановыми в 1834 году. За год до этого они побывали в Англии, где познакомились с «Ракетой» Стефенсона. Первый паровоз Черепановых перемещался по чугунной дороге длиной примерно в 900 метров. Он мог перевозить грузы массой 3,5 тонны со скоростью 15 км/ч. Вычислите его мощность, если сила трения составляет 0.06% от силы тяжести.

КОЗ для развития информационных компетенций

      Эти задания учат добывать информацию из различных источников, проверять ее возможную достоверность, сравнивать полученные данные. Нужно быть грамотным пользователем современных средств получения и обработки информации, которыми могут быть телевизор, СМИ, компьютер, телефон.

8 класс. Тема: Агрегатные состояния вещества.

 Во время домашнего эксперимента «Выращивание кристалла соли» делайте фотосъемку процесса каждый день, примерно в одно и то же время. Выполните презентацию и оцените примерную скорость роста кристалла.

КОЗ для развития коммуникативных компетенций

       Эти задания развивают  навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Можно составить  КОЗ, для выполнения которых ученик должен уметь презентовать себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.

9 класс. Тема: Ядерная физика.

Разделившись на две группы, приведите доводы в защиту ядерной энергетики и против нее.

КОЗ для развития социально-трудовых компетенций

          Эти компетенции реализуются, когда учащийся выполняет роли гражданина, наблюдателя, избирателя, а так же является потребителем, покупателем или производителем. Он может реализовать права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

            Ученик развивает умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

9 класс. Тема: Звуковые волны.

 Проанализируйте предлагаемые на рынке строительных материалов шумоизоляторы. Подумайте, как можно сделать звукоизоляцию жилой квартиры. Продумайте, как можно реализовать шумоизоляцию  целого коттеджа (используя инфраструктуру участка).

КОЗ  для развития компетенции личностного самосовершенствования

             Эти компетенции направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.          

  8 класс. Тема: Теплопроводность. 

Продумайте самостоятельно или изучите по литературным источникам, каков должен быть глубоководный водолазный костюм, костюм полярника, исследователя Амазонки. Приведите доводы в защиту многослойной одежды.

       Также развить компетенции обучающихся позволяют стратегии модуля «Обучение критическому мышлению»

Стратегии модуля «Обучение критическому мышлению» это АМО, применение которых,  делает процесс обучения активным или даже интерактивным, который отличается от пассивного обучения, так называемой традиционной формы обучения.

Таких стратегий большое множество. Их используют на различных этапах урока.  Каждый учитель в своей практике их использует.

Работа в группах

Сейчас мы поработаем в группах. Каждая группа получит задание. Ваша задача: обсудить задание, создать флипчарт и презентовать его.

1 группа:

  • Задание

Стратегии  критического мышления, которые  можно использовать на этапе урока:

Актуализация знаний.

  • Задание

Стратегии  критического мышления, которые  можно использовать на этапе урока:

Озвучивание темы урока. Целеполагание.

2 группа:

  • Задание

Стратегии  критического мышления, которые  можно использовать на этапе урока:

Актуализация знаний.

  • Задание

Стратегии  критического мышления, которые  можно использовать на этапе урока:

Изучение нового материала.

3 группа:

  • Задание

Стратегии  критического мышления, которые  можно использовать на этапе урока:

Рефлексия, обратная  связь.

  • Задание

Стратегии  критического мышления, которые  можно использовать на этапе урока:

Закрепление изученного материала.

4 группа:

  • Задание

Стратегии  критического мышления, которые  можно использовать на этапе урока:

Проверка домашнего задания.

  • Задание

Стратегии  критического мышления, которые  можно использовать на этапе урока:

Актуализация знаний.

Время выполнения 15 минут.

Каждая группа презентует свой продукт, отвечает на вопросы, которые могут возникнуть у других групп.

ФО «Сэдвич»

(стикеры: 1.хорошо  2.недостаток  3.хорошо)

Рефлексия, обратная связь

Как вы уже заметили, что работа над заданиями способствует развитию  ключевых  компетенций, те же процессы  происходят и с обучающимися в классе. Поэтому нужно подбирать задания, исходя от поставленных целей и на развитие компетенций обучающихся. Желаю всем успехов в работе, эффективных уроков и  успешных учеников! Всем спасибо!

Стратегия «Незаконченные предложения»                 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.

статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению"....

Использование одного модуля программы «Обучение критическому мышлению» при планировании серии уроков.

статья о внедрении в практику идей модуля "Обучение критическому мышлению"....

Развитие критического мышления и познавательной активности обучающихся на уроках английского языка

В современном мире человек должен обладать целым рядом качеств, для того, чтобы быть конкурентоспособным. Он должен уметь воспринимать, перерабатывать информацию, обладать способностью отстаивать свою...

Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"

Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В  статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся

Реализация модуля «Обучение критическому мышлению» для развития компетенций обучающихся...

Опыт работы по применению технологии развития критического мышления для развития коммуникативной компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО

В связи с тем, что важнейшей составляющей педагогического процесса сегодня является личностно ориентированное взаимодействие учителя и ученика, а в социолого-педагогическом плане – переход от уч...