«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра психолого-медико-социального сопровождения и воспитателя ДОУ»
статья по теме

Ivanova Irina Nikolaevna

Предлагаемый материал был озвучен на Районной  конференции дошкольных работников образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района 

«Дошкольное образование Олонецкого национального муниципального района: на пути перехода от ФГТ к ФГОС».

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Районная конференция дошкольных работников образовательных учреждений Олонецкого национального муниципального района «Дошкольное образование Олонецкого национального муниципального района: на пути перехода от ФГТ к ФГОС». «Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра ПМСС и воспитателя ДОУ» Иванова И.Н. учитель-логопед МКОУ «Центр ПМСС» 21 февраля 2014 год

Слайд 2

«Логопедический чемоданчик» Сенсорно-речевые «корзинки»

Слайд 3

«Доска почёта»

Слайд 4

Картотеки

Слайд 5

Индивидуальные, групповые консультативные часы

Слайд 6

Семинары-практикумы, мастер-классы, викторины.

Слайд 7

Открытые занятия

Слайд 8

Логопедические праздники

Слайд 9

Буклеты, памятки, распечатки…

Слайд 10

Совместный проект «Гномы-Говорилки» На голове –красивый колпачок Во рту – болтливый язычок. В зеркальце я посмотрю- Упражнение повторю! (Т.А.Примерова)



Предварительный просмотр:

«Формы взаимодействия учителя-логопеда «Центра ПМСС» и воспитателя ДОУ»

Для начала - небольшое пояснение: работая учителем-логопедом, более 15 лет осуществляю свою диагностическую, консультативную и коррекционно-развивающую деятельность на базе МКДОУ детский сад № 29 «Гномик». До 2008 года в условиях логопункта при ДОУ, а с 2008 года по договору с МКОУ «Центр ПМСС». Учебное расписание  ДОУ общеразвивающего вида не включает специально отведенного для занятий с учителем-логопедом времени, на котором параллельно с исправлением нарушений звукопроизношения необходимо решать такие задачи как:

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие мелкой моторики и координации движений;

- формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

- обогащение словарного запаса;

- формирование грамматического строя речи;

- формирование связной речи.

Поэтому становится очевидным, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии специалиста с воспитателем, который ежедневно и, достаточно продолжительно общается с детьми, знает их склонности, интересы и, следовательно, может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Проводимая воспитателями детских садов грамотная работа с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, имеет огромное значение в эффективности коррекционного процесса.  Однако нередко в силу разных объективных и субъективных причин (отсутствие у воспитателей достаточного объема коррекционно-педагогических знаний, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков речевого развития, большой объём работы по всем разделам программы) организовать ее на оптимальном уровне довольно сложно.

Отсюда неизбежно возникает необходимость тесного взаимодействия и взаимопомощи между учителем-логопедом и воспитателем не только той возрастной группы, дети которой посещают логопедические занятия, но и с остальными педагогами ДОУ.

Учитель-логопед выступает не только координатором, но и создаёт условия для раскрытия творческого потенциала  воспитателя, для развития его профессиональных компетенций в вопросах речевого развития детей. Предлагаю вашему вниманию некоторые формы взаимодействия с педагогами из опыта моей работы.

После ежегодного комплексного обследования устной речи детей, знакомлю воспитателей с его результатами, провожу совместное обсуждение путей реализации поставленных задач по реабилитации детей с речевыми нарушениями. Всё это находит отражение  в «Экранах звукопроизношения». Одно время с воспитателями мы практиковали ведение  тетрадей взаимодействия, но поскольку «писанины,  и так хватает», теперь проводим логопедические пятиминутки, цель которых, организовать работу воспитателя по закреплению изученного лексического материала  с теми детьми, кому это необходимо,  (в вечернее время, в режимных моментах, на занятиях по развитию речи).

Чтобы дети были активными участниками воспитательно-образовательного процесса, могли реализовывать свои индивидуальные потребности в самостоятельной свободной деятельности необходимо тщательно продумывать содержание развивающей среды ДОУ. Поскольку групповые помещения в  д/саду небольшие, то вместо традиционных речевых уголков мы создаём мобильные сенсорно-речевые «корзинки», (для детей младшего возраста) и «логопедические чемоданчики», в которых имеются дидактические игры по развитию речи, предметные и сюжетные картинки, лото, представлен широкий выбор пособий для развития дыхания, артикуляционной моторики, мелкой моторики: наборы мелких игрушек, фасоли, пуговиц для выкладывания узоров, круп в киндер-сюрпризах, трафареты, мозаики, верёвочки, массажные мячики, сухие бассейны и т.п.

 Их удобно переносить из группы в группу, меняя содержание в соответствии с возрастом воспитанников.

Процесс автоматизации звуков на уровне спонтанной речи иногда может затянуться на несколько месяцев и здесь особая роль отводится  воспитателю, который контролирует полученные навыки у детей. В качестве подсказки можно  взглянуть на «Доску Почёта», которая также способствует стимулированию детей к успеху.

В помощь воспитателям мною изготовлены картотеки  с комплексами  пальчиковой, дыхательной, артикуляционной гимнастики, подобран картинный материал по лексическим темам, по звуковой культуре речи.  

      В течение всего учебного года с коллегами провожу так называемые консультативные часы (индивидуальные, групповые). Темы консультаций подбираются по запросу самих консультируемых.

Эффективными формами взаимодействия стали также семинары-практикумы, мастер-классы, викторины, проводимые с педагогами ДОУ. Тематика их также отвечает запросам коллег.

Можно отметить и такую форму взаимодействия, как взаимопосещение занятий, показ открытых занятий, что  способствует росту педагогического мастерства.

 Доброй традицией стало проведение ежегодного логопедического праздника, по итогам коррекционной работы, когда в связке готовятся и учитель-логопед, и воспитатель, и музыкальный руководитель.

.Пользуется спросом среди воспитателей и такая форма сотрудничества, как издательская деятельность, это всевозможные буклеты, памятки, распечатки, содержащие в себе практические рекомендации по подготовке к обучению детей грамоте, развитию речи.

Одной из инновационных форм взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя  можно считать реализацию совместных проектов. В частности в этом учебном году в средней группе реализуется детско-родительский проект «Гномы-Говорилки». Актуальность проекта определяется реальными потребностями дошкольного образования и существующим противоречием между:

• ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи детям 4-5 лет в условиях ДОУ;

Целью проекта является развитие артикуляционной моторики у детей 4-5 лет, подготовка органов артикуляции к постановке и коррекции звуков, но по своей сути он охватывает  все образовательные области общеразвивающей программы:

-социально-коммуникативное  

-познавательное

-речевое

-художественно-эстетическое

-физическое развитие

Предполагается, что в результате проведённой работы дети с нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься учитель-логопед: их артикуляторные мышцы будут уже подготовлены для коррекционной работы.

Резюмируя всё выше сказанное, хочется сказать о главном: сейчас от современного педагога требуется адекватное восприятие педагогических новшеств, а самое главное, осознание их необходимости, важно понять: очень значимо для ребёнка то, что происходит с ним сейчас, а не когда-нибудь. И именно сейчас, от нас взрослых, он должен получить качественную образовательную услугу, но как  мудро говорится в русской пословице: «Один в поле не воин». А вот в тесном сотрудничестве учителя-логопеда и воспитателя, любого ДОУ,  возможно полноценно реализовать задачи общего дошкольного и коррекционного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)

Дифференцированный подход в обучении на коррекционно-развивающих занятиях  по русскому языку в условиях ЦПМСС (Центр психолого-медико-социального сопровождения)...

«Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями в условиях работы в школе»

Взаимодействие школы и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития школьников....

Оптимальные формы взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей младшего дошкольного возраста в современных условиях ДОУ.

Дети и их родители! С кем труднее работать, сложнее найти общий язык? Наверное, с родителями. Главная цель взаимодействия  педагога и семьи – это включение родителей в совместный  обра...

Методическая разработка: Инновационная форма взаимодействие учителя-логопеда с семьей – творческий мастер-класс «Мои достижения»

В данной методической разработке представлена инновационная форма взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи - тво...

Формы взаимодействия учителя – логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Презентация и выступление по теме: Формы взаимодействия учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у дошкольников....

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности по сопровождению детей с ОВЗ в рамках реализации АОП

Данный материал может быть использован воспитателями и учителями-логопедами по сопровождению детей с ОВЗ...