Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности по сопровождению детей с ОВЗ в рамках реализации АОП
презентация к уроку

Дементьева Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

1                     Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности по сопровождению детей с ОВЗ в рамках реализации АОП

Дементьева Татьяна Николаевна

учитель - логопед МБДОУ №25 г. Канск

Петрусина Надежда Александровна

воспитатель МБДОУ №25 г. Канск

Цель: Цель: выстраивание взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности в ДОУ

2.   Существующий Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования содержит требования к созданию специальных условий для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.  Под  одним из специальных условий  подразумевается создание для коррекционной работы  с детьми ОВЗ, осваивающими Программу совместно с другими детьми в группах комбинированной направленности, условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с особыми возможностями здоровья.

3.  Создание и использование специальных условий возможно в тесном взаимодействии воспитателя с учителем - логопедом и другими педагогами ДОУ.

Образовательное пространство для указанной деятельности выстраивается в соответствии с принципами, представленными на слайде.

Принципы построения инклюзивного образовательного пространства.

  1. Принцип индивидуального подхода
  2. Принцип междисциплинарного подхода.
  3. Принцип вариативной развивающей среды.
  4. Принцип вариативной методической базы обучения и воспитания
  5. Принцип модульной организации образовательных программ.
  6. Принцип самостоятельной активности ребенка.
  7. Принцип семейно-ориентированного сопровождения.
  8. Принцип динамического развития образовательной модели детского сада
  9. Принцип активного включения всех участников образовательного процесса

(Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Инклюзивная практика в дошкольном

образовании. – М, 2011г.)

      Мы хотим поделиться опытом  по выстраиванию  взаимодействия с использованием эффективных методов и приемов работы с детьми ОВЗ учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности  при реализации АОП.

4.  На первом этапе проводится углубленная диагностика всеми специалистами и воспитателями ДОУ, заполняются протоколы, индивидуальная карта развития, пишутся характеристики и представления на ребенка.

5.   На основе полученных диагностических  данных,  коллегиально, т.е. на консилиуме проговаривается вся система работы с ребёнком,   разрабатывается АОП, определяются психолого-педагогические условия, содержание образовательных областей, комплекс коррекционных мероприятий, которые будут способствовать  достижению максимально положительной динамики в развитии ребёнка.

6.  Специалисты  дают рекомендации воспитателям по организации индивидуальной работы с детьми с речевыми нарушениями во время проведения групповых занятий , в режимных моментах, игровой деятельности. Для  получения наиболее максимального результата, планируемая деятельность с ребёнком,  согласовывается с родителями,   т.к. они являются активными участниками, а не сторонними наблюдателями. В процессе беседы  обсуждаются   проблемные вопросы,  даются рекомендации по  воспитанию и развитию ребёнка  в домашних условиях.  

Взаимодействие  воспитателей с логопедом осуществляется не только одностороннем порядке, т.е когда логопед даёт рекомендации, но и воспитатель имеет возможность  обратиться  за помощью к логопеду если у ребёнка возникают пробелы  в усвоении материала  в образовательной области «Речевое развитие».   В таких случаях логопед может подкорректировать свой индивидуальный  план работы  с ребёнком.

При реализации АОП  работа по развитию речи и закреплению кор работы логопедом, ведется воспитателями в группе повседневно и организованно и включается во все виды деятельности: быту, игре, обучении.

  1.  Совместно нами был адаптирован под контингент нашей группы комплекс утренней гимнастики в стихах (Харитонова К.Д). Которая одновременно помогает успешному формированию речи, так же развитию чувства ритма, гармоничности и координированности движений, положительно влияет на психологического состояние.
  2.  В утренние часы проводятся комплексы артикуляционных  упражнений (Рыжова Н.В.) со всеми детьми группы. А вечерние часы артикуляционная гимнастика с использованием элементов биоэнергопластики проводится повторно с детьми логопатами. Биоэнергопластика - это соединение движения кистей рук с движениями органов артикуляционного аппарата, что позволяет синхронизировать работу полушарий головного мозга, дает возможность задействовать те участки коры больших полушарий, которые раньше не участвовали в работе, что способствует улучшению внимания, памяти, мышления ребенка, а, следовательно, компенсаторных возможностей мозга. (фрагмент из которой мы представим вашему вниманию)
  3.      Воспитатель осуществляет контроль за речью детей с ОВЗ на занятиях и во время режимных моментов. Уделяет большое внимание развитию мелкой моторики: через пальчиковые игры складывании мозаики, пазл, шнуровки, фигур из спичек или счетных палочек,  мелкого-лего и др.  
  4.  В свободной деятельности с целью коррекции  речевого развития детей организуется деятельность в центре двигательной активности.    Так, например, с/р  игра «Магазин» позволяет нам решать разные задачи:

развития активного словаря, грамматических категорий речи, связной речи. В начале использование данной игры дети испытывали большие затруднения при описании предмета, не могли даже назвать какой он формы, для чего он нужен. На сегодняшний день, мы уже играем в «Рекламных агентов», когда товар необходимо разрекламировать, рассказав как можно больше об этом товаре;    

  1.  В ходе освоения элементов театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй Ребенок логопат активно и с интересом участвует в качестве актера(героя) в разного вида театра. (кукольного, пальчикового, театр теней, настольного) Работа по обучению детей с нарушениями речи  сюжетно-ролевой игре, ведется постоянно.
  2.  С целью  закрепление результатов, достигнутых детьми на логопедических занятиях, учитель-логопед прописывает  в журнале взаимодействия индивид задания, используя дидактический материал:
  • Артикуляционной гимнастики
  • Дыхательной гимнастики
  • Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики.
  • Картотека по закреплению звука (в слогах, словах, фразе, рассказе)
  • Речевые игры и упражнения по развитию грамматического строя речи
  • Речевые игры и упражнения по развитию фонематического восприятия, анализа и синтеза
  • Связная речь
  • Настольные логопедические игры.

О результатах выполнения индивидуальной работы с детьми воспитатели делает пометку в «Журнале Взаимодействия»

  1.  Так же в группе есть «Экран взаимодействия педагогов ДОУ».  На «экране» мы отображаем результат наблюдений за всеми детьми группы в режимных моментах. Для каждого ребенка существует свое окошечко, в котором мы фиксируем результаты наблюдения уровня сформированности показателей индивидуального развития. Дефициты фиксируются красным стикером, сформированный показатель зеленым стикером. Желтым цветом – не достаточно сформированный. У одного ребенка может быть одновременно несколько цветов. Все показатели мы берем из Индивидуальной карты развития детей.

Например: Учитель-логопед на своем занятии поставила звук [С], после занятия говорит, что у Вани этот звук поставлен и идет этап автоматизации этого звука в словах, я записываю на желтом стикере и помещаю на «Экран взаимодействия педагогов ДОУ», что необходимо автоматизировать звук [С] в словах. И в режимных моментах дня, мы начинаем контролировать и наблюдать за речью ребенка исправляя и давая  правильный образец.

А у Маши не получается употреблять уменьшительно-ласкательные формы слова, тогда на экран помещается красный стикер. В свободной деятельности мы отрабатываем с помощью игр данный дефицит  которые рекомендует логопед.

Раз в 2 (1) тематические недели мы со вторым воспитателем в совместное время начинаем проводить анализ нашей работы с детьми. И начинаем менять цвета стикеров, с красного на желтый или даже сразу на зеленый. И тогда просматривая Индивидуальную карту развития детей, выявляем новые дефициты и заполняем то, что сформировалось.

Идею использования «Экрана взаимодействия педагогов ДОУ» взяли из системы дошкольного образования Германии и адаптировали под условия своего детского сада.

Результатами взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп комбинированной направленности по сопровождению детей с ОВЗ свидетельствует положительная динамика и устойчивость результата коррекции и развития обучающихся, что подтверждается выводами динамического контроля специалистами городской ПМПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Журнал взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи

Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи....

Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами в рамках реализации адаптированных основных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ.

Этапы логопедического сопровождения ребенка с ОВЗ. Взаимодействие учителя - логопеда с педагогами на каждом этапе....

Взаимодействие учителя-логопеда с родителями старшей группы компенсирующего обучения «Радуга» по коррекции дизартрии в рамках проекта «Вместе с мамой»

В презентации рассматриваются вопросы взаимодействия семьи и учителя-логопеда группы компенсирующего обучения, в целях преодоления  имеющихся у ребенка нарушений речевого развития....

Журнал взаимодействия учителя-логопеда с воспитателями группы компенсирующей направленности для детей с ТНР и профильными специалистами на 2021-2022 учебный год

Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ позволяет эффективно реализовать систему коррекционно-педагогической работы по устранению речевых недостатков у детей с общим недоразвитием речи.Взаи...

Взаимодействие учителя-логопеда и учителя адаптивной физкультуры на занятиях с обучающимися в рамках реализации ФГОС

С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с обучающимися выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и учителя по адаптивной физической культуре.Преемственность и взаимосв...