Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова»
план-конспект занятия по теме

Фролова Светлана Александровна

Занятие по теме: "Многозначные слова" знакомит детей с понятием многозначности слов, наглядно показывает существование многозначных слов в разных частях речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moi_mnogoznachnye_slova.docx231.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова»

Разработала учитель-логопед

МБОУ СОШ №1 г.Серафимовича Фролова С.А.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Расширение и обогащение словарного запаса; развитие языкового чутья, памяти, связной речи.
  • Дать общее представление о многозначности слов, показать некоторые наиболее распространённые случаи переноса значений; учить детей практически различать прямое и переносное значение.
  • Сформировать у детей представление о том, что многозначными могут быть различные части речи.
  • Показать ученикам на примерах, что новое значение у слова образуется при условии, если предметы чем-то похожи друг на друга.

Оборудование: картинки с изображением многозначных слов (баранка, морж, колокольчик); таблица: «Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько значений», раздаточный материал.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.http://www.maam.ru/upload/blogs/c8e91d72f7e101cfa9cca3143eeac46c.jpg.jpg

http://www.maam.ru/upload/blogs/8527a0490fdef16a2e380036c321e20d.jpg.jpg

  1. Что такое многозначные существительные .  Занятие начинается с напоминания о том, что слово имеет значение, и предлагает детям объяснить смысл некоторых однозначных слов (карандаш, огурец, диван и т.п.) или определить слово по значению (девятый месяц года; шестой день недели;  мебель для лежания и т.д.). Затем логопед читает стихотворение И. Токмаковой «В чудной стране» (Приложение 2)
  • Что означают слова язычок, глазок, горлышко, ножка,  прозвучавшие  в этом стихотворении? Запишите их в тетради.
  • Сколько значений значения имеют эти слова? (Несколько)
  • Слова, которые имеют не одно, а несколько значений, называют многозначными. Вывешивается таблица «Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько значений» (Прил.1)
  • Послушайте стихотворение стихи А. Шибаева «Баранка». (Приложение 3). Прозвучало  ли в нём многозначное слово? (Да, слово «баранка») 
  • Почему шофёр не мог съесть баранку?    Какие значения есть у слова баранка?
  • Чем похожи съедобная баранка и баранка - руль ? Посмотрите на  картину. (Они схожи внешне).
  • Посмотрите на колокольчик (вывешивается картинка) - прослеживается ли сходство в значениях слова колокольчик- цветок и колокольчик - звонок? (Да, внешне они похожи)
  • Какой частью речи  являются пятачок, шишка, ручка, язычок, баранка, колокольчик? (Существительными)
  • Эти существительные имеют несколько значений. Как они называются?(Многозначными)
  1. Знакомство с многозначными прилагательными. Многозначные слова могут обозначать не только предметы, но и признаки и действия предмета.
  • Какие по-вашему вещи бывают острыми? Проверьте себя, верно ли вы объяснили. Чтение вслух рассказа Б. Рябинина «Острые вещи». (Приложение4) 
  • Кто был прав: мама, назвав горчицу острой, или Гриша, который сказал, что она горькая?
  • Что из этих предметов можно назвать острым: сабля, перец, ножницы, лампа?
  • Запишите полученные словосочетания в тетрадях.(Острая сабля, острый перец,  острые ножницы)http://www.maam.ru/upload/blogs/df7bcc20b82aa3f350b51e8c040c23d0.jpg.jpg
  • В каких случаях слово острый можно заменить словом горький? ( Когда имеется в виду «Острый на вкус». Например: перец, соус)
  • Сколько значений у прилагательного «острый»? (Несколько)
  • Как называется такое слово? (Многозначным)
  1.  Физминутка. «Твердые и мягкие руки» 

Руки подняты в стороны. Дети до предела выпрямляют все суставы рук (ослабляют напряжение, давая плечам опуститься) и напрягают все мышцы — от плеча до концов пальцев. Затем, не опуская рук, ослабляют напряжение, давая плечам опуститься, а локти, кисти и пальцы слегка пассивно согнуть. Руки как бы ложатся на мягкую подушку. 

«Руки за спинку, головки назад»

Руки за спинку, головки назад. 
(Закрыть глаза, расслабиться.) 
Глазки пускай в потолок поглядят. 
(Открыть глаза, посмотреть вверх.) 
Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.) 
И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.) 
Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.) 
И снова читаем. Немного еще. 

  1. Знакомство с многозначными глаголами. А теперь разгадайте загадку С.Я.Маршака.http://www.maam.ru/upload/blogs/f4b4cd8e72f36d11f5d8b086c195c756.jpg.jpg

Он всюду – в поле и в саду,

Но в дом не попадёт.

Но никуда я не иду,

Покуда он идёт. (Д о ж д ь )

  • На какой вопрос отвечает и что обозначает слово идёт?
  • На доске записаны столбиком: Мальчик идёт. Дождь идёт. Машина идёт. Прочитайте и подумайте в каких значениях используется слово «идёт» в данных предложениях. 
  • Спишите, заменив слово «идёт» словом, подходящим по смыслу: Мальчик шагает. Дождь льёт. Машина едет.
  •  Сколько значений  глагола «идёт»  мы выделили? (Несколько,  а именно – три)
  • Как называется такое слово? (Многозначным словом)
  • Напишите рядом со словом идёт слова, подходящие по смыслу – едёт, шагает, льёт.
  • Что общего в значениях глагола «идёт»? ( обозначают движение)

  1. Выборочный диктант. Ребята, а теперь давайте проверим, умеете  ли вы определять многозначные слова. Я буду  диктовать словосочетания, а вы выберете из них и запишите только те, в которых употреблено многозначное слово. (Красная лента, весёлый день, высокий кран, радость общения, порыв ветра, мамина ручка, соседский мальчик, старая история)
  2. Выводы. А теперь, ребята, давайте сделаем с вами выводы:
  • У слова может быть не одно, а несколько значений: баранка съедобная и баранка – руль, ножка ребёнка – ножка стола – ножка гриба.
  • Новое значение у слова может появиться, если предметы чем-то похожи внешне, имеют общий признак или схожи в действии.
  • Надо различать значения слов. Это поможет лучше понимать прочитанное и точнее выражать свою мысль.

Приложение к уроку  «Многозначные слова »

Приложение 1.

Многозначные слова – это слова, которые имеют не одно, а несколько значений

Приложение 2.

            «В чудной стране».

В чужой стране,

В чудной стране,

Где не бывать

Тебе и мне,

Ботинок чёрным язычком

С утра лакает молоко

     И целый день в окошко

Глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поёт,

Концерты вечером даёт,

А стул на гнутых ножках

Танцует под гармошку.

В чужой стране,

В чудной стране…

Ты почему не веришь мне?

                                    И. Токмакова

Приложение 3.

                Баранка

Вот шофёр какой чудак:

Он поесть не мог никак.

Потому что спозаранку

Он крутил- вертел баранку.

А зачем крутил-вертел? –

Лучше взял бы да и съел!

                                   А.Шибаев

Приложение 4.

                    «Острые вещи»

  • Гриша, не бери нож. Обрежешься!Гриша, не бери вилку. Уколешься!
  • Зачем ты взял стекляшку? Видишь, она острая…

Когда сели обедать, мама налила супу сыну, положила котлету.

  • Я горчицу хочу, - сказал Гриша.
  • Нельзя тебе горчицы, она острая, сказала мама.

Засмеялся Гриша.

  • Эх, ты! Разве горчица – острая?
  • Она – горькая! Я ещё вчера лизал.

                                           Б. Рябинин

Приложение 5.

                Морж

Я знаком с одним моржом,

Ест он кашу, пьёт боржом,

Очень любит эскимо.

Вместе ходим мы в кино.

Я  к моржу домой хожу,

С ним за партою сижу.

Он среди моржей один

Не видал огромных льдин,

Не видал он даже моря.

Этот морж – Морковкин Боря.

Он – спортсмен, приятель мой,

Он купается зимой.

                                        А. Стройло


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении"

Конспект логопедического занятия по теме "Предложение. Согласование слов в предложении" для учащихся 4 кл. , обучающихся по программе 7 вида. Урок-закрепление пройденного материала....

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация гласных I и II ряда: [ы] - [и] в слогах и словах".

Занятие разработано для группы учащихся второго класса КРО для детей с ЗПР, имеющих нарушения письма и чтения, обусловленные НВОНР....

Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова"

Занятие по теме "Состав слова" , направленное на закрепление знаний учащихся в разборе слов по составу. Разработан для учащихся с аграмматической формой дисграфии....

Конспект логопедического занятия на тему "Состав слова".

Данное логопедическое занятие разработано для учащихся 3 класса с ОВЗ. Тема занятия:"Состав слова" (обобщающее занятие). Цель занятия -  закрепить знания детей о составе слова. К конспекту заняти...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....

Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация слов-предметов и слов-действий»

Закрепление понятий о словах, обозначающих предметы и действия,  развитие слухового внимания, линейной речеслуховой памяти,  вербально - логического мышления....

Конспект логопедического занятия по теме: «Изменение слов, обозначающих действия, по числам, родам».

Закрепить  умение ставить вопросы к словам, обозначающим действия предметов. Учить образовывать множественное число глаголов....