Конспект группового логопедического занятия
план-конспект занятия на тему

Евсеенко Юлия Анатольевна

Тема"Дифференциация А-Я"  2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Тема "Дифференциация А - Я" 2 класс31.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект группового логопедического занятия

Тема. «Дифференциация букв А-Я»

Цели:-коррекционно- обучающие:

  • дифференцировать буквы А и Я в собственной речи и в слогах;
  • дифференцировать буквы А и Я в словах;
  • дифференцировать буквы А и Я в предложениях;
  • дифференцировать буквы А и Я в тексте;
  • продолжать учить читать и писать слова с буквами А и Я;
  • обогащать словарь имен существительных, глаголов.

-коррекционно-развивающие:

  • развивать навыки звукового анализа и синтеза, фонематического восприятия;
  • развивать логическое мышление, восприятие, слуховое и зрительное внимание.

- воспитательные:

  • воспитывать правильную осанку;
  • воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.

Оборудование: картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи;

карточки со словами; картинки с буквами А и Я; карточки с буквами Я (раздаточный материал);карточки с текстом; таблица с гласными буквами.

Ход занятия

        I. Организационный момент.

- Ребята, чтобы начать наше занятие я хотела бы, что бы мы вместе произнесли, следующие слова:

- На занятии наши глаза внимательно смотрят и все … (видят), уши внимательно слушают и все … (слышат), голова хорошо … (думает).

II. Основной этап.

 1). Введение в новую тему.

       Итак, встаньте те, чье имя начинается с гласных звуков. Назовите свои имена.

Садитесь. Аня, какой первый звук в твоем имени?

Скажите, какая буква стоит в конце этого имени?( выставляю на доске слово Аня)

– Сколько букв в этом имени?

– Сколько гласных букв?

– Назовите первую букву.

– Какая еще гласная буква есть в этом слове?

– Сколько слогов в этом слове?

– Назовите первый слог.

– Назовите второй.

– Как звучит согласный в слоге  ня? (Мягко)

– Какая гласная буква подсказала?

– А теперь давайте отхлопаем количество слогов. Какой слог мы произносим громче?

       – А какой тише?

       – Итак, на первый слог мы хлопаем громче, а на второй – тише.

Всем известна буква А!

Буква очень славная.

И к тому же буква А

В алфавите главная.

Куча яблок на прилавке...

И заметил я, друзья:

Если б яблоку две лапки,

Сразу б вышла буква Я.

– Итак, сегодня мы с вами будем учится различать буквы А–Я.

(на доске висит таблица с гласными буквами)

– Давайте вспомним, сколько гласных букв в нашей таблице?( 10)

       – А звуков? (6)

      – Итак, в нашей азбуке живет 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Одна из них это буква Я.

2). Знакомство с гласной буквой  Я

Эта буква очень хорошая – она помощница, потому что если стоит за согласной буквой, то она обозначает мягкость согласного на письме. Но если эта буква стоит в начале слова или  после гласной буквы– то она обозначает 2 звука – [й] и [а].

МЯ= [М']+[А]             Я               мяч

                                                   яблоко

[Й + А]=[ЙА]               Я            маяк

                                                             обезьяна, объявление

– Какие еще буквы обозначают мягкость согласных? (Ё,Е,Ю )

– Теперь давайте сравним гласные буквы А– Я по написанию. Одинаково ли они пишутся?

– А теперь давайте сравним по произношению. Воздух у нас свободно выходит, не встречая преграды, рот широко открыт. Эти гласные буквы называются парными, и мы будим сегодня учиться их различать.

3). Дифференциация букв А и Я в собственной речи и в слогах.

– Придумайте сначала слова, которые начинаются на звук [а]. А теперь придумайте слова, в которых первой будет буква Я.

– А теперь я проверю ваше внимание и слух. Хлопните в ладоши, если вы услышите слог со звуком[а], а потом  слог с буквой Я :

- ряд слогов: ра, ря, та, тя, вя, кя, ка, ва, дя, жа, фа, фя, мя, ла, са, тя, ра, ся.

4).Дифференциация букв А и Я в словах.

  1. Ha доске написаны слова МАЛ, МЯЛ.

– Давайте сравним слова, которые вы видите на доске. Одинаково ли написаны эти слова?

– Какими гласными буквами различаются эти слова?

– Мы заменили одну гласную букву другой. Что получилось?

– Назовите первый согласный звук в слове МАЛ. Как он звучит?

– Какая буква подсказала?

– Назовите первый согласный звук в слове МЯЛ. Как он звучит?

– Какая буква подсказала?

– А теперь давайте проверим на слух – одинаково ли мы произносим эти слова. Мы заменили одну гласную букву другой, и получилось другое слово.

– Что обозначает слово МАЛ?

– Что обозначает слово МЯЛ?

  1. на столе у логопеда лежат картинки с изображениями вазы, мяча, аиста, яблока, рыбы, змеи.

– Сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а] встанут с левой стороны – под буквой А. Те, кому попадется слово с буквой Я, встанут с правой стороны – под буквой Я.

– Куда ты встанешь?

– Почему ты так решил?

– Сколько букв в этом слове?

– Сколько гласных букв в этом слове?

– Назови первый слог.

– Как звучит первый согласный?

– Какая гласная буква подсказала?

– Назови второй слог.

– Как звучит второй согласный? – Какая гласная буква подсказала?(ВАЗА)

(аналогичным образом разбираются другие слова)

– А теперь давайте подведем итоги. Поднимите те картинки, в названии которых вы напишете букву А. А теперь поднимите картинки, в названии которых вы встретили буквЯ.

5). Физкультминутка. «Яблоко».

Руку протяни, яблоко сорви.                            Дети декламируют

Стал ветер яблоню качать,                        стихи и выполняют движения по тексту.

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну –

Быстро яблоко сорву.

6). Дифференциация букв А и Я в словах(письменная работа)

( на доске висят карточки со словами: ваза, мяч, аист, рыбы, змея)

– Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя в тетрадях. В первый столбик вы будите писать прописными буквами слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой Я.

– А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ваня прочитай только первый столбик, (с какой гласной буквой работал), а ты Маша второй столбик, ты Валера прочитай слова только с гласной А, а ты Маша только с гласной Я .

– У меня на доске написано пять слов, а вы написали только четыре. Какое слово вы не написали? (Рыбы)

– Почему? (потому что в этом слове нет буквы А и нет буквы Я)

 – Молодцы.

7).Дифференциация букв А и Я в предложении.

– А сейчас давайте посмотрим, знаете ли вы детенышей животных.

– У утки...

– У кошки...

– У лисы...

– У коровы...

– Молодцы! А теперь давайте запишем предложение. (У утки утята.)

– Сколько слов в этом предложении?

– Какое слово стоит первым?

– Какое второе?

– Какое третье?

– С какой буквы мы пишем предложения?

– Что ставим в конце?

– В каком слове вы встретили наши буквы?

– Какие буквы вы встретили?

– Где стоит буква Я?

– Как звучит согласный звук перед ней?

– Правильно. Буква Я обозначает мягкость согласного.

– Какая еще буква есть?

– Где стоит буква А?

– Как звучит согласный звук перед ней?

– Есть в этом слове еще гласные буквы? Какая?

– Сколько гласных всего в этом слове?

– Сколько слогов?

– Сколько у нас гласных, столько и слогов.

8).Дифференциация букв А и Я в тексте.

– Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.

Текст:

Яна пошла гулять. Она увидела полянку. Там росли ягоды. Она их собрала.

– А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них.

Что сделала Яна?

– Что росло на полянке?

– Что она увидела?

– Что Яна сделала с ягодами?

– Какие слова в этом тексте вы встретили с гласной буквой А?

– А кто нашел с буквой Я? Какие слова?

– Почему слово Яна вы повторили два раза?

– Какую букву мы напишем первую?

– Какую букву мы напишем последней?

III. Заключительный этап.

– Давайте вспомним, с какими буквами мы работали? Звук [а] мы обозначаем буквой А, а вот звука я у нас нет, у нас есть только буква Я.

- Припомните, когда буква Я обозначает один звук, а когда – два?

IV. Итог занятия.

- Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались Валера, Маша.  

До свидания. Успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Конспект группового логопедического занятия по теме "Дифференциация Т-Д"

Материал содержит конспект группового логопидического занятия с учащимися первых классов по теме "Дифференциация Т-Д" и презентацию к данному занятию...

конспект группового логопедического занятия во 2 классе специальной (коррекционной) школы по теме: Зима. Автоматизация звука Л.

Конспект логопедического  занятия во 2 классе  специальной (коррекционной) школы "Автоматизация звука Л. Лексика: Зима."...

Конспект группового логопедического занятия по развитию речи с воспитанниками старшей группы с ЗПР

Занятие направлено на развитие импрессивного и экспрессивного словаря по лексической теме "Дом"...

Конспект группового логопедического занятия для детей легкой степени СНР. Тема: Весна. « Уж тает снег, бегут ручьи и лес оденется листвою!».

Конспект логопедического занятия для детей с системным недоразвитием речи легкой степени....

Конспект группового логопедического занятия для первоклассников с ФФН. Тема: "Дифференциация Ч-Щ в слогах, словах и предложениях"

Цели занятия:Научить различать звуки и буквы Ч-Щ с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения.Совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и фонематического восприятия.Научить применя...