Мониторинг образовательных достижений учащихся, с интеллектуальной недостаточностью, в условиях ГБОУ СКОШ № 162
статья на тему

Мартынова Екатерина Андреевна

Современные тенденции в области образовательной политики влекут изменения в системе специального образования, ориентируя на изменение самой системы и подходов в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На фоне создания и внедрения общероссийской системы мониторинга и оценки качества образования данная проблема является особо актуальной в системе специального образования, поскольку оценка качества образования в данной системе в содержательном плане значительно отличается от принятых в системе массовых образовательных учреждений. Вопрос об измерении качества образования в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требует несколько иных подходов и принципов организации мониторинга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_kachestva.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг образовательных достижений  учащихся, с интеллектуальной недостаточностью, в условиях ГБОУ СКОШ № 162

Заместитель директора по УВР Мартынова.Е.А

Руководитель СПСПиИД Сорокина.К.М

           Современные тенденции в области образовательной политики влекут изменения в системе специального образования, ориентируя на изменение самой системы и подходов в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений. На фоне создания и внедрения общероссийской системы мониторинга и оценки качества образования данная проблема является особо актуальной в системе специального образования, поскольку оценка качества образования в данной системе в содержательном плане значительно отличается от принятых в системе массовых образовательных учреждений. Вопрос об измерении качества образования в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требует несколько иных подходов и принципов организации мониторинга. При создании системы оценки и анализа качества коррекционно-образовательной деятельности педагогов и образовательных достижений учащихся необходимо учитывать ряд условий: 1. возможности усвоения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью учебного материала определяются их индивидуальными психофизиологическими различиями и особенностями течения не только основного, но и сопутствующего заболевания; 2. в системе специального образования отсутствует федеральный государственный образовательный стандарт для школьников с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью (для школьников с лёгкой умственной отсталостью имеется Проект образовательного стандарта), т.е. отсутствует эталон для сравнения результатов обучения конкретного школьника; 3. особенностями организации образовательного процесса в специальной школе являются принципы единства диагностики и коррекции, коррекционной направленности обучения, а основная цель специальной школы заключается в создании условий для социальной адаптации воспитанников. Качество урока определяется степенью соответствия уровня учебно-воспитательной деятельности педагога, демонстрируемого на уроке, применяемых им в процессе работы коррекционных технологий, уровню познавательных способностей обучающихся, который предстоит сформировать в зоне их ближайшего развития. Мониторинг качества образования в коррекционной школе является механизмом контроля и оценки качества образования и позволяет выявить тенденции в развитии конкретного образовательного учреждения, а также позволяет получить данные, характеризующие подготовку школьников на промежуточных и завершающих этапах обязательного школьного образования. Система двухуровневого мониторинга позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса обучения и созданию условий для совершенствования коррекционно-развивающей образовательной среды.

Методы сбора информации в системе мониторинга в коррекционной школе разнообразны: наблюдения, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирования, тестирование, анализ продуктов деятельности обучающихся.

Опыт разработки системы мониторинга в государственном бюджетном учреждении города Москвы специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида № 162» им. Героя Советского Союза Е.Г. Ларикова показывает, что реализация мониторинга осуществляется на двух уровнях.

Первый уровень мониторинга - индивидуальный. Данный уровень реализуется учителем в рамках педагогического взаимодействия «учитель- ученик» и обеспечивает отслеживание образовательных достижений и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося. На основе анализа результатов индивидуального мониторинга учитель определяет зону его актуального и ближайшего развития, подбирает адекватные методы и приёмы коррекции и обучения, помогающие воспитаннику найти своё поле деятельности и получить возможность саморазвиваться, самореализовываться.

На первоначальных этапах создания системы мониторинга в ГБОУ СКОШ № 162 каждый педагог разрабатывал свою программу (технологию) отслеживания образовательных достижений учащихся, которая позволяет:

  • · выявить уровень освоения темы и рассмотреть динамику усвоения учебного материала;
  • · определить типичные ошибки в знаниях и умениях учащихся по предмету;
  • · скорректировать работу по устранению данных ошибок с целью повышения результативности коррекционно-образовательной работы.

Для отслеживания уровня усвоения программного материала обучающимися с интеллектуальной недостаточностью учителями-дефектологами были разработаны листы мониторинга (бланки), в которых отражаются общеучебные навыки, параметры (уровни) их усвоения, динамика обученности школьников в течение учебного года. В ходе мониторинга своевременно выявляются трудности конкретного ученика, испытываемые им в учебной деятельности, и разрабатываются коррекционные планы.

Лист мониторинга по основным предметам (математика, русский язык) представлен в виде карты усвоения учебной программы (Таблица 1). Она заполняется учителем- дефектологом 1 раз в учебную четверть.

Таблица 1.  Карта усвоения учебной программы по предмету

Карта усвоения учебной программы по письму за ______________ ___ класса. Учитель-дефектолог_________________

 

ФИ ученика

ФИ ученика

ФИ ученика

ФИ ученика

 

Уровень

Уровень

Уровень

Уровень

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

 З

У

Н*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

*знания, умения, навыки по предмету

В основу мониторинга положен разноуровневый подход, позволяющий наиболее точно определить степень самостоятельности обучающегося при выполнении учебных заданий и качество усвоения того или иного умения. В карту усвоения учебной программы для удобства вносятся цветовые обозначения того или иного уровня:

5 уровень Обучающийся выполняет задание после первичной инструкции учителя без помощи и без ошибок или с одной незначительной ошибкой, которую сам исправляет. В помощи не нуждается.

4 уровень Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительной фронтальной инструкции с 1 - 2 незначительными ошибками. Хорошо использует незначительную помощь.

3 уровень Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой инструкций с 2 – 3 ошибками. Нуждается в помощи. Помощь использует, но с ошибками.

2 уровень. Обучающийся выполняет задание после первичной и дополнительных фронтальной, групповой и индивидуальной инструкций. Нуждается в активной помощи учителя. Помощь использует с трудом, с ошибками.

1 уровень. Обучающийся выполняет задание с большим количеством ошибок или не выполняет после первичной, фронтальной, групповой, индивидуальной инструкций. Не может без помощи выполнить задание или не воспринимает помощь.

Данные персонального мониторинга учитель обобщает в сводной таблице, позволяющей проследить динамику усвоения знаний обучающимися в течение учебного года (Таблица 2).

Таблица 2. Сравнительный анализ усвоения учебной программы по предмету

Сравнительный анализ усвоения учебной программы по письму ______ класса.

Учитель-дефектолог_______________

Фамилия, имя ученика

Ф.И.ученика

Ф.И.ученика

Ф.И.ученика

Уровни

ЗУНы

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

Списывание литературного текста (. . . слов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- начало года; - 1-я четверть; - 2-я четверть; - 3-я четверть; - конец года.

Второй уровень мониторинга – административный: осуществляет администрация школы. На данном уровне администрация школы отслеживает динамику развития уровня обученности классов, параллелей и школы в целом по определенным критериям или комплексно по нескольким направлениям и во времени (по учебным четвертям, полугодиям и годам обучения) на основе анализа результатов персонального мониторинга, предоставленного учителями-дефектологами. Для осуществления диагностики качества образования администрацией школы ведется целенаправленный сбор информации о состоянии учебного процесса и факторах, оказывающих на него позитивное и негативное влияние.

Данные, полученные в результате административного мониторинга, анализируются и интерпретируются по трём направлениям:

1. качество образования учащихся, выявление причин неуспеваемости отдельных учеников;

2. обеспечение качества образования каждым учителем-дефектологом;

3. обеспечение качества образования в данном классе, на параллели, в образовательном учреждении.

Данные административных контрольных работ, проводимых в течение учебного года по конкретным предметам, обобщаются в сводной таблице (Таблица 3).

Таблица 3 .Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний учащихся по математике в ____ классах в 20__-20__ учебном году

Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний учащихся по математике в ____ классах в 20__-20__ учебном году

Вид контроля

класс

класс

класс

класс

кол-во человек

% успев.

% кач. зн.

кол.

чел

% успев.

% кач. знаний

кол. чел

% успев.

% кач. зн.

кол-во

% успев.

% качества знаний

К/р – 1 четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К/р – 2 четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К/р – 3 четверть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоговая контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов мониторинга позволяет проследить динамику образовательных достижений обучающихся, с которыми работал учитель. Таким образом, вполне возможны ситуации, когда абсолютные итоговые показатели учащихся не высоки, но по сравнению со стартовыми результатами они свидетельствуют об очевидном прогрессе, что позволяет сделать вывод об оптимальности выбранных учителем средств и методов обучения.

Анализ контрольных точек позволяет отслеживать результаты образовательной деятельности отдельного педагога (Таблица 4).

Таблица 4.Таблица сводного анализа результатов прохождения контрольных точек по предметам

Таблица сводного анализа результатов прохождения контрольных точек по предметам

ФИО учителя

Класс в котором ведет учитель

Класс, в котором работает учитель

 

Результаты, полученные в ходе проведения рубежных и итоговых контрольных работ по данному предмету

 

Вводная к.р.

I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

Вводная к.р.

I четв.

II четв.

III четв.

IV четв.

Количество учащихся, которые принимали участие в прохождении контрольных точек

Соотношение кол-ва детей с полученными оценками

% качества

% качества

% качества

% качества

% качества

% качества

% качества

% качества

% качества

% качества

% успешности

% успешности

% успешности

% успешности

% успешности

% успешности

% успешности

% успешности

% успешности

% успешности

Располагая результатами мониторинга, администратор может провести сравнительный анализ образовательных достижений учащихся в каждом классе, по каждому предмету, по школе в целом.

Графически результаты мониторинга можно представить в виде сводных таблиц, диаграмм и гистограмм, что позволяет в наглядной форме ознакомить педагогический коллектив с результатами образовательной деятельности учителя и педагогического коллектива в целом (Таблицы 5, 6).

Таблица 5.Вариант карты успеваемости учащихся класса

Карта успеваемости учащихся ___ класса 20___-20___ уч. год

 

ФИ учащегося

Предметы по учебному плану

I

II

III

IV

Чтение

Письмо

Математика

Развитие речи

Живой мир

ИЗО

Музыка

Ритмика

Физкультура.

Таблица 6.Вариант анализа качества успеваемости учащихся класса

Качество успеваемости учащихся ____ класса в 20__-20___ учебном. году

Предметы по учебному плану

Учебные четверти

Чтение

Письмо

Математика

Раз.речи

Ж.мир

ИЗО

Музыка

Ритмика

Физкультура

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Результаты обучения учащихся подвергаются поэлементному анализу, позволяющему получить количественные показатели уровня обученности по каждому отдельному критерию и параметру содержания образования. Значения этих показателей позволяют судить о параметрах, которыми учащиеся уже владеют, о параметрах, которыми учащиеся овладели в недостаточной степени, и о параметрах, которыми учащиеся не владеют. На основании такого анализа создается дальнейший дефектологический маршрут действий учителя и других специалистов. Регулярный мониторинг деятельности учащихся и учителей позволяет отследить динамику развития обучающихся и проанализировать качество образования.

Таким образом, двухуровневый мониторинг позволяет выявить факторы, влияющие на качество образования, и принять адекватные педагогические и управленческие решения по коррекции процесса обучения и созданию условий для совершенствования образовательной среды для учащихся с интеллектуальной недостаточностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Изобразительная деятельность в системе обучения и воспитания детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида

В данной статье говориться месте уроков изобразительной деятельности в системе обучения и воспитения детей с интеллектуальной недостаточностью и об особенностях формирования и развития их изобразитель...

Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами  интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особен...

Основные направления работы социального педагога по формированию и развитию навыков бытового труда у детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реабилитационного центра

В данной работе рассматриваются основные этапы формирования и развития навыков бытового труда, организация индивидуальной и групповой работы. кроме этого отслеживается эффективность реабилитационной р...

Методическая разработка по развитию коммуникативных навыков детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью в условиях школы-интерната

Программа бесед и упражнений, направленных на развитие коммуникативных навыков детей-сирот с ОВЗ. В данном материале описан цикл занятий для повышения коммуникативного уровня детей, находящихся в сиро...

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

Познание окржающей действительности начинается с анализа той иноформациию которую ребенок получает при визуалном наблюдении, в звуках, в запах, разных вкусах и т.п. Развиие ощущений и восприятий, пред...