Открытый урок на тему: Решение примеров и задач на сложение и вычитание с переходом через разряд.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Задача. Формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Формирование навыка использования полученных знаний в новых условиях. Соблюдение здоровьесберегающего режима на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Тема: Решение примеров и задач на сложение и вычитание  с переходом через разряд.

Цели урока:

1.Образовательная: закрепление умения складывать и вычитать числа в пределах 1000 с переходом через разряд.

2.Коррекционно- развивающая: развитие процессов анализа, сравнения, обобщения, коррекция произвольного внимания, развитие пространственных представлений,  , развивать математическую речь, умение работать с различными видами информации (таблица классов и разрядов,  дидактические карточки).

3.Воспитательная: воспитание самостоятельности, самоконтроля, умения планировать свою деятельность, воспитание интереса в предмету

Задача. Формирование навыков сложения и вычитания чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Формирование навыка использования полученных знаний в новых условиях. Соблюдение здоровьесберегающего режима на уроке.

 Оборудование. Таблица классов и разрядов,  мультимедийный проектор, дидактические карточки.

  1. Организация класса на урок.

Прочитайте  числа. Назовите числа на единицу меньше следующих чисел. Какое число отличается от других? Назовите соседей наименьшего числа.

123; 259; 600; 987, 1000; 880; 678; 328.

- Психологический настрой.

 У. Ребята, давайте  вспомним правило поведения на уроке.

Дети.

На уроке я сижу, не шумлю и не кричу

Руку тихо поднимаю, если спросят – отвечаю.

Я желаю  вам хорошего настроения и активной работы на уроке.

  1. Проверка домашнего задания.

415страница 106.

 510 – 175 = 335                 310 – 107 = 203

900 – 624 = 276          608 – 174 = 434

507 + 246 =753                    610 – 474 = 136

Запишите ответы 1 ст. в порядке возрастания: 276; 335; 753.

Запишите ответы 2 ст. в порядке убывания: 434; 203; 136.

III. Устный счет.

 1.Установи закономерность и продолжи ряд чисел:

 325, 326, ……….335.

 400, 405,………..450.

 600, 590, ……….500.

 2.Назови «соседей» следующих чисел:

 …,350,…           …,851,…            …,470,…

 …,299,…           …,600,…            …,999,…

3. Назови  круглые числа: 851,  600,  327,  418.  70,  820,  725,  1000.

4. Посчитай:

 100 + 5 =                   800 + 10=

 230 – 30 =              

5) назовите самое маленькое трёхзначное число. (100)

6) назовите самое большое трёхзначное число. (999)

7) сравни эти числа: 100  и  999

 IV.  Сообщение темы и цели урока.  

Сегодня мы закрепим сложение и вычитание трёхзначных чисел с переходом через разряд при решении примеров и задач.

V. Работа в тетради

Пишем дату  сегодняшнего урока и тему урока в тетради.  06.02.13 г. 06 – это однозначное, четное, составное число.

Решаем задачу № 417 страница 106.

Дети читают задачу 2 раза про себя, затем 1 ученик читает вслух. Анализ задачи проводится по вопросам учителя:

1.  О чем говорится в задаче? (В задаче говорится о рыбных консервах.)

Прием, помогающий осознанному восприятию содержания задачи. Опора на социальный опыт детей активизирует детей.

2.  Назовите рыбные консервы, которые вы знаете.( Дети поднимают руки и отвечают:

Называют: шпроты, скумбрия, сайра, килька в томатном соусе.)

3.  Осмыслите ситуацию, предложенную в задаче, и объясните все числовые данные.

– Что обозначает число 930 банок?

– Что обозначает число 223 банки?

– Как понять число, которое на 185 банок больше?

Уточняю, что в третий день продали все рыбные консервы, которые остались после продажи за первый и второй день вместе. Предлагаю увидеть в этой схеме краткую запись той задачи, которую мы умеем решать.

Как ответить на главный вопрос задачи и найти число банок, проданных за третий день? Как мы назвали это число в краткой записи? – оставшиеся, т.е. остаток. Чтобы правильно выбрать числовые данные для нахождения остатка, мы стрелкой укажем порядок вычитания (учитель цветным мелом выделяет стрелку со знаком минус).

Ответ к задаче предлагаю записать самостоятельно. Я прохожу и проверяю вашу запись.

930 банок всего продали за 3 дня.

223 банки продали из этого числа за  первый день.

Неизвестное число банок, которое продали за второй день. Находим его сложением, потому что сказано «на несколько больше».

Дети записывают с доски после показа учителем краткую запись задачи в тетради.

 – Предлагаю записать эту задачу кратко по схеме:

I – 223 б.

II – ?, на 185 (б) (м)           Продано 930 банок

III – ?, оставшиеся

Дети показывают в первой части краткую запись задачи на нахождение суммы двух слагаемых, когда второе слагаемое неизвестно. К доске выходит ученик и решает выделенную типовую задачу. Назовите компоненты сложения и вычитания.

1). 223 + 185 = 408(б) – во II день

2). 223 + 408 631(б) - за первый и второй день.

3). 930 – 631 = 299(б) – в третий день

Ответ. 299 банок консервов продано в третий день.

1-ая физминутка.

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь.

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руки, тронет нос.

Значит, надо не зевать…

Учитель спрашивает, показывая карточки с примерами.

3 х 1 = 3

2 х 2 = 4

10 : 5 =2

18 : 9 =2

18 : 6 =3

Дети отвечают

У. Сколько раз руками хлопнем?

Д.1, 2, 3.

У.  Сколько раз ногами топнем?

Д. 1, 2, 3, 4.

У. Мы присядем сколько раз?

Д. 1, 2.

У.  Мы  наклонимся сейчас.

Д. 1, 2

У.  Мы  подпрыгнем ровно столько?

Д. 1, 2, 3.

У.  Ай да счёт, игра и только! Отдохнули? Садитесь!.

Упражнение  для рук «Справа и слева»

Цель: развитие пластики рук.

Это правая рука. Поворачивают кверху ладонями, машут кистями рук с растопыренными пальцами.)

Это левая рука.  (Поворачивают кверху ладонями, машут кистями рук с растопыренными пальцами.)

Справа – шумная дубрава. (Показывают вправо, одновременно наклоняя туловище, и шепчут ш-ш-ш, подражая шелесту листьев.)

Слева – быстрая река. (Показывают влево, одновременно наклоняя туловище. Волнообразные движения руками – течет река.)

Обернулись мы – и вот (поворачивают голову назад.)

Стало все наоборот: (разводят недоуменно руками в стороны, плечи приподнимаются, голова слегка покачивается)

Слева – шумная дубрава.  (Показывают вправо, одновременно наклоняя туловище, и шепчут ш-ш-ш, подражая шелесту листьев.)

Справа – быстрая река. . (Показывают влево, одновременно наклоняя туловище. Волнообразные движения руками – течет река.)

Неужели стала правой моя левая рука? (Крутят перед собой ладонями рук.)

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

Любопытная Варвара

Смотрит влево,

 Смотрит вправо,

 Смотрит вверх,

 Чуть присела на карниз

 И с него свалилась вниз.

VI. Решение примеров.

№ 421 страница 106. Назовите компоненты сложения и вычитания.

149 + 372 = 521          681- 226 =455            393 + 579= 972           579 + 133= 702

505 – 165 = 340          139 + 375 =514           610 – 294 =316          1000 – 266 = 734

876 – 298 =578           208 – 148 = 60            465+ 179 = 644            713 – 199 = 514

Подчеркните все вычитаемые.

2-ая физминутка

Мы считали и устали, (Руки развели в стороны)

Дружно все мы тихо встали.  (Изображают летящий самолёт)

Ручками похлопали –

Раз, два, три!

Ножками потопали –

Раз, два, три!

Сели, встали, сели, встали,

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Отложите в таблице классов и разрядов только уменьшаемые: 505; 876; 681; 208; 610; 1000; 413.

Рефлексия.

Итог урока. Выставление оценок.

Домашнее задание № 419 (3 столбик), 2 примера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики в 9 классе по теме "Решение примеров и задач"

В  содержании урока  имеется  материал  с экономическим  содержанием....

Открытый урок математики в 5 классе "Вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд"

Урок коррекции и закрепления нового материала. На уроке учащиеся закрепляют и отрабатывают умения выполнять вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд, когда в уменьшаемом отсутствуют ед...

математики в 7 классе "Урок-сказка "Колобок" на новый лад (решение примеров и задач в пределах 20 с переходом через разряд "

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальны...

Урок по математике :«Умножение и деление чисел на однозначное число без перехода через разряд в пределах 1000».

1.Закрепить и систематизировать знания учащихся о решении примеров на умножение и деление чисел на однозначное число без перехода через разряд в пределах 1000.2.Коррекция высших психических функ...

конспект урока математики для учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. Тема: умножение и деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд.

Урок-экскурсия в музей народов Севера. Путешествуя по музею учащиеся выполняют вычисления, решают задачи, знакомятся с жизнью и бытом народов ханты и манси....