КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНОГО КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЁНКОМ С ОВЗ Логопедический диагноз: недостаточная сформированность всех языковых средств, ОНР III уровень (ринолалия)
план-конспект занятия на тему

Пулина Нина Павловна

 

-Освободить лицевые мышцы от компенсаторных движений.

-Развивать подвижность мягкого нёба.

-Увеличивать силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи.

-Улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО ЗАНЯТИЯ С РЕБЁНКОМ С ОВЗ      Логопедический диагноз: недостаточная сформированность всех языковых средств, ОНР III уровень (ринолалия)

Разработала:  учитель-логопед  Пулина Нина Павловна

                      г. Павлово

Задачи:

Коррекционно- образовательные:

-Совершенствовать фонематический слух, упражнять в выделении фонемы из ряда фонем.

-Автоматизировать звук «С» в слогах, словах, фразах.

- Классифицировать предметы по сходным признакам  (мебель, посуда, продукты питания).

- Развивать сложные формы фонематического анализа. (Определять местоположения звука «С»  в словах.)

-Формировать фонематический синтез.

-Совершенствовать слоговой анализ  ( работа над 2-3 сложными словами со стечением согласных.).

-Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в согласовании числительного с существительным.

Коррекциононо – развивающие:

-Освободить лицевые мышцы от компенсаторных движений.

-Развивать подвижность мягкого нёба.

-Увеличивать силу и длительность выдыхаемой через рот воздушной струи.

-Улучшить деятельность артикуляционной мускулатуры.

-Способствовать развитию слуховой памяти.

-Развивать координацию движений.

-Развивать пальчиковую моторику.

Коррекционно- воспитательные:

Воспитывать навыки:

 активности, инициативности, самостоятельности.

        

Ход занятия.

I. Организационный  момент.

Сегодня на занятии у нас будет много интересного: мы вспомним гимнастику для язычка, а помогут нам в этом картинки. Поиграем в разные игры, отправимся в магазин, чтобы купить мебель, посуду и продукты для нашего новоселья.

1.А нашим  помощником на занятии будет медсестра по массажу Валентина Васильевна.

Садись удобнее Валентина Васильевна сделает тебе массаж лица.

Массаж лба:

а). Направление движения: от середины лба к вискам.

Тип движения: поглаживающий.

б). Направление движения: от  бровей к волосистой части головы.

Тип движения: поглаживающий.

в). Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: разминающий.

г).  Направление движения: от бровей к волосистой части головы.

Тип движения: вибрационный.

                                Массаж щёк.

а).  Направление движения: от углов рта к вискам по щёчной мышце.

Тип движения: разминающий, растягивающий.

б).  Направление движения: от скуловой кости вниз на нижнюю челюсть.

Тип движения: растягивающий, поглаживающий.

Массаж носа.

Направление движения: вдоль крыльной части носовой мышцы.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

                                Массаж носогубной складки.

Направление движения: от крыльев носа к углам губ.

                                Массаж рта.

а).  Направление движения: от середины верхней губы к углам рта.

Тип движения: поглаживающий, растирающий, вибрационный.

 б).  Направление движения: от середины нижней губы к углам рта.

Тип движения: растирающий, вибрационный.

                                Массаж подбородка.

Направление движения: от подбородка к углу рта.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

                                Массаж шеи.

Направление движения: вдоль грудинно - ключично-сосцевидной мышцы.

Тип движения: поглаживающий, разминающий.

Спасибо, Валентина Васильевна. А мы с тобой продолжим наше занятие.

II. Основная часть

1.А сейчас гимнастика для мышц шеи.

а). Наклоны  головы вправо-влево (от1-3 до 10-12 раз)

б). Наклоны головы вперёд-назад (от 1-3 до 10-12 раз)

в). Круговые движения головой: делаем сначала 3раза в одну сторону, затем 3 раза в другую сторону.

2.А далее интересное для тебя задание: я тебе предлагаю попить из пипетки:

- я буду капать  из пипетки тебе на язычок водичку  маленькими порциями, а ты  по мере поступления водички в ротик, будешь проглатывать её тоже маленькими порциями. (Ребёнок выполняет задание)

3.Следующее наше задание «Подуть в Волшебный язычок». Ты берёшь дыхание через нос, и длительно и сильно дуешь в трубочку «Волшебного язычка», так сильно, чтоб  «язычок»  выпрямился и засвистел. Ребёнок выполняет задание на развитие речевого дыхания.  

4. А сейчас разомнём наш язычок. Выполним вместе с ним гимнастику. Перед тобой рисунки, которые помогут вспомнить название упражнений.

1). «Лягушка-Хоботок»

На счёт 1-улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые        зубы;

На счёт 2-сомкнуть зубы и губы, с напряжением вытянуть губы вперёд трубочкой.

Свои губы прямо к ушкам

Растяну я как лягушка.

А теперь слонёнок я

Хоботок есть у меня.

2).- Как называется наше второе упражнение?

    -«Лопаточка!»

-Верно! Надо улыбнуться, открыть ротик , положить широкий язычок на нижнюю губку. Удерживать в спокойном состоянии на счёт до 5.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи.

Раз, два, три, четыре, пять.

Язык надо расслаблять.

3).Наше следующее упражнение называется…

- «Накажем непослушный язычок».

Надо положить широкий язычок между губами и пошлёпать его: пя-пя-пя.

Ребёнок выполняет упражнение.

4).Посмотри на картинку: - Кто здесь изображён?

-Кошка.

-Что она делает?

-Сердится.

Наше следующее упражнение называется  « Киска сердится».

-Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы,

Раз - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы;

Два – вернуться в исходное положение. Кончик язычка при этом не должен

отрываться от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка

Улеглась и дремлет кошка.

Кошка глазки открывает,

Кошка спинку выгибает.

5). На следующей картинке … Ослик.

-Губы в улыбке. Рот приоткрыт. С силой произносить звукосочетание: -ие, ие, ие! Кончик язычка при этом упирается в нижние зубки.

6). А здесь изображена зубная щётка. - Что за упражнение ждёт нас сейчас?

-Верно, «Чистим нижние зубки». Надо улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движение языком вправо-влево, нижняя челюсть при этом не двигается.

Чисти зубы, чисти зубы

И снаружи , и внутри

Не болели чтоб они.

7). «Качели»

-Улыбнуться, открыть рот, на счёт раз-два поочерёдно упираться язычком то в верхние, то в нижние зубки. Нижняя челюсть при этом неподвижная.

На качелях я катаюсь

Вверх – вниз, вверх – вниз.

Я всё выше поднимаюсь

Вверх, вниз! Вверх – вниз!

И последняя наша страничка «Посчитай нижние зубки»

-Улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком язычка упираться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,

Он толкает зубы.

Будто хочет их за что-то

Вытолкнуть за губы

5. Уточнение артикуляции звука «С»

Предлагаю вспомнить ребёнку правильную артикуляцию звука «С»

-Губы в улыбке не прикрывают зубы,

-Зубы сомкнуты или сближены,

-Язычок своим кончиком упирается в нижние передние зубы-резцы,

воздух выдувается с силой и проходит  через середину язычка до его кончика. На ладони,  поднесённой  ко рту ощущается  резкая холодная струя. Предлагаю ребёнку вспомнить и правильно произнести «Песенку водички».

6. Наша следующая игра называется «Поймай звук «С». Мой язычок будет петь разные песенки, а ты, как услышишь звук «С» - хлопни в ладоши.

А, К, С, О, Х, В, С, И, С, П, В, С, О , П, С, Ы, У, С.

7.А сейчас  игра «Добавлялки». Будем играть  с  мячом. Я  бросаю тебе мяч и называю  первый слог, или 2слога, а ты договариваешь последний слог «СА» и возвращаешь мне мяч.

 Ли (са). Что получилось? – Лиса.

-Молодец, продолжаем игру: ро (са), ко (са), кас (са), поло(са), колба (са).

-Молодец! А сейчас мы будем добавлять слог «сы». Какой слог мы будем добавлять?

Ребёнок: -СЫ  

У (сы), но(СЫ), ча(СЫ), бу (СЫ), ве(СЫ), о(СЫ).

8.Далее нас ожидает сложное задание, но я думаю, что ты с ним справишься. Постарайся запомнить слова из стихотворения.

 А). Назову слова я быстро,

Ты произнесёшь их чисто

-Сахар, сад, салат, сапог

Назови-ка первый слог!

-Какой первый слог во всех словах

-СА!

Правильно!

Б). Быстро, чисто называй

Сало, сад, салют, сарай!

Сайка, санки, сажа… Снова

Повтори всё слово в слово!

В). Слушай и запоминай

И красиво называй

Все слова  со слогом  «СА»:

Полоса, коса, оса.

Все слова со слогом «СО»:

Сода, Соня, колесо.

Все слова со слогом «СЫ»:

Косы, бусы и весы.

Ребёнок повторяет как можно больше слов , которые запомнил

9. Физкультурная пауза.

Я тебе предлагаю взять сумку и  отправиться в магазин за покупками. Но чтоб добраться до него надо преодолеть препятствия: пройти по мостику и прыгать с островка на  островок не попав на тонкий ледок и не намочив ног.

( ребёнок выполняет движения под музыку.)

10. Вот мы уже и в магазине. Скоро у нас новоселье. В отделе «Мебель»

 Мы должны приобрести мебель, в названии которой встречается звук «С». Ребёнок выбирает: стол, стулья, кресло. Предлагаю определить место звука «С» в этих словах. А сейчас,  отправляемся в другой отдел,  в хозяйственный, где продаётся посуда.

-Какую посуду мы приобретём, в названии которой слышится звук «С»?

Девочка выбирает:  самовар, сковороду, кастрюлю. Сухарницу, сахарницу, солонку, стаканы, салатницу, салфетницу.

-А теперь отправляемся в отдел «Продукты». Здесь тебе тоже предстоит  выбрать продукты, в названии которых слышится звук «С». Я буду продавец, а ты покупатель. Какие продукты выберешь со звуком «С»? Девочка из предложенных продуктов выбирает необходимые: сыр, сметану, колбасу, масло, мясо, сахар, сок, капусту, свёклу. Сейчас определи количество слогов

в  названии каждого продукта, т.е прохлопай слово в ладоши столько раз, сколько в нём слогов. Ребёнок выполняет задание, логопед проверяет правильность выполнения. Девочка закладывает продукты в сумку и  возвращается домой.

11.Пальчиковая гимнастика «Дом» и «Мебель»

        «ДОМ»

На поляне дом стоит,

 Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.

         «МЕБЕЛЬ»

Стол стоит на тонкой ножке.

Рядом – стульчик у окошка,

Два бочонка под столом.

Вот такой я видел дом.

12.Вот мы и дома. Пора накрывать на стол, будем ждать гостей.

-что поставишь возле стола?

 -Стулья!

-Сколько стульев сосчитай!

Девочка считает: 1 стул, 2 стула, 3 стула, 4 стула, 5 стульев, 6 стульев.

А рядом со стульями что поставишь?

- 2 кресла.

- А что постелишь на стол?

-Скатерть!

-Что поставишь на стол?

- Салфетницу с салфетками, сахарницу с сахаром, сухарницу с сухарями, стаканы с соком.

13.Предлагаю девочке разделить слово «СОК» на звуки:

- Какой 1 звук в слове «СОК»?

-«С»

Какой 2 звук в слове «СОК»?

-«О»

-Какой 3звук в слове «СОК»?

-«К»

А сейчас соедини звуки «С», «О», «К»  в одно слово . -Какое слово получится?

-СОК!

Обозначь кружочками – символами  каждый звук в слове «СОК», а затем буквами. Девочка выполняет задание,  обозначая звук «С» ( согласный твёрдый)  - кружком синего цвета, звук «О»- гласный – красного цвета, звук «К» - синего цвета. Затее под каждым звуком пишет соответствующую букву. Логопед проверяет задание .

III Заключительная часть.

-Молодец! Спасибо! Со всеми заданиями справилась. А что тебе больше всего  понравилось на занятии? Какие задания тебе показались трудными, а какие более лёгкими?

 

 

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 7 КЛАССОВ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ  4 – 7 КЛАССОВ  ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕКСИКУ « СЛОВО – ОДЕЖДА ВСЕХ ФАКТОВ, ВСЕХ МЫСЛЕЙ»...

Коррекционно – развивающее занятие с детьми логопедической группы 1 класса с диагнозом ЗПРР

Занятие было составлено учителем-логопедом совместно с педагогом-психологом для группы детей с диагнозом ЗПРР по теме "Дикие животные зимой"...

Межкультурная компетенция как показатель сформированности вторичной языковой личности

На современном этапе развития человечества, в эпоху глобализации, изменения, происходящие во всех областях общественной жизни, требуют  от человека мобилизации всех его способностей, которые помо...

План-конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с включением приёмов тестопластики с ребёнком 4-5 лет с ограниченными возможностями здоровья

   Важную роль в создании современной образовательной среды сегодня выполняют инновационные технологии, направленные на развитие интересов детей с особыми образовательными потребностя...

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом задержка психического развития (ЗПР)

Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы, составлять целое из частей.Развивать зрительное внимание и восприятие.Развиват...

Конспект индивидуального занятия с ребёнком с диагнозом умственная отсталость (УО)

Развивать мышление: учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, учить анализировать и делать выводы. Учить отгадывать загадки, опираясь на информативные признаки.Развивать зрительное в...