План-конспект урока . Определение рода имён существительных.
план-конспект урока (5 класс) по теме

Вайзерова Евгения Александровна

"Определение рода имён существительных" 5 класс коррекионной школы 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse_rod_imyon_sushch-kh_prezentatsiya.rar679.13 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                             План- конспект урока.

Дата______  Класс 5 «  »         Предмет: Письмо и развитие речи                 Учитель: Вайзерова Е.А.

Тема: Определение рода имён существительных

Цель: обучающиеся отработают умения определять род имён существительных_____________________

Задачи :

Образовательные : формировать умение определять род имён существительных, дифференцировать  существительные женского, мужского и среднего рода, выделять их из текста;__________________________

Коррекционно-развивающие: развивать устную речь, регулирующую функцию речи через объяснение____ обучающимися своих действий, того или иного выбора; расширять активный словарный запас через включение в речь нового слова, слов с этим корнем; корригировать произвольное внимание, зрительное восприятие через  выполнение упражнений; ___________________________________________________________

Воспитательные : воспитывать аккуратность, старательность, усердие и усидчивость, умение выполнять начатое дело до конца; взаимовыручку, умение работать  вместе; воспитывать чувство патриотизма, уважения , гордости за подвиг русского солдата, полёт в космос ._________________________________________

Тип урока: урок формирования умений/практический урок_________________________________________

Основные знания: имена существительные имеют род_____________________________________________

Понятийные значения на уроке: женский род, мужской род, средний род____________________________

Оборудование: мультимедийный проектор, ноутбуки, карточки – «род имён существительных»__________

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

1. Организация начала урока.

Цель : организовать учащихся, настроить на урок.

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

Настраиваются на работу.

Коррекция поведения, умения переключаться с отдыха на учебную работу, коррекция внимания.

2. Актуализация знаний.

Цель: повторить пройденный материал, дать определения изученным понятиям, выполнить упражнения по ним.

- Открыли ноутбуки, включили их.

- Записали число, день недели, классная работа.

- Отложили тетради в стороны, работаем по ноутбукам:

- Открываем «Русский язык.2 класс»,

находим тему «Имя существительное» (№ 30)

- Давайте вспомним, что вы уже знаете об имени существительном.

- Что такое имя существительное?

- Какие бывают существительные?

- Какие существительные называются одушевлёнными? //неодушевлёнными?

 

- Открыли упражнение «Жираф», прочитайте задание, выполняйте.

После завершения работы:

- Зачитайте одушевлённые существительные.

- На какой вопрос они отвечают?

(то же по неодушевлённым существительным)

- Закрыли упражнение.

- Что обозначают существительные в ед ч.?

- Что обозначают существительные во множественном числе?

- Откройте упражнение «Стрекоза», прочитайте задание, выполняйте.

После завершения работы:

- Прочитайте слова в единственном числе.

- Прочитайте слова во множественном числе.

- Закрыли упражнение, завершили работу на ноутбуках.

 Обучающиеся выполняют инструкцию учителя.

Оформление записи в тетрадях.

Обучающиеся выполняют инструкцию учителя.

Дают ответы.

Открывают упражнение, распределяют одушевлённые и неодушевлённые существительные.

Зачитывают слова.

Отвечают.

Закрывают.

Дают ответы.

Открывают, читают, приступают к выполнению.

Зачитывают слова с упражнения.

Коррекция зрительного внимания через выполнение упражнений на ноутбуках .

Коррекция произвольного внимания через слушание ответов товарищей, дополнение.

Коррекция и развитие зрительного внимания через выполнение упражнения на ноутбуке.

3. Словарная работа.

Цель : познакомить с написанием и значениями слова «герой».

СЛАЙД 1. Герой –

Сегодня мы поработаем с этим словом, разберём его.

- Прочитайте слово.

- Какую букву в написании слова нужно запомнить?

-  Объясните, пожалуйста, значение слова.

СЛАЙД 2. Первое значение слова

Краткая беседа:

- Где можно совершить подвиг? СЛАЙД 3

- Герои Великой Отечественной войны совершали ежедневные подвиги, сражались с врагом для того, чтобы над нами было мирное небо, не было угрозы войны. Нужно помнить об их подвигах, героизме.

- Все ли могут его совершить?

- Герой рассказа «Рыцарь Вася» тоже совершает подвиг. Кто помнит какой?

СЛАЙД 4 .

Есть ещё одно значение слова «герой», прочтите его.

СЛАЙД 5.

- Что это за герой?

- Каких ещё знаете героев рассказов, сказок?

- Подберите однокоренные слова к слову герой.

СЛАЙД 6.

- Запишите через запятую однокоренные слова в тетрадь.

СЛАЙД 7.

- Кто знает этого человека? Что он совершил?

- Прочтите предложение о Юрии Гагарине.

Какие буквы пропущены, объясните их написания.

Задание : списать предложение, найти в нём собственные имена существительные, надписать над ними.

Записывают слово/один обучающийся у доски даёт звука--буквенный анализ слова.

Отвечают.

Читают : «герой- человек, выдающийся своей храбростью, совершающий подвиг»

Дают ответы на вопросы.

Читают, отвечают на вопросы учителя.

Подбирают, озвучивают.

Отвечают.

Записывают.

Списывают, вставляя пропущенные буквы, находят и отмечают собственные имена существительные.

Коррекция речи через работу над словом, его значениями, сфер употребления

Коррекция поведения через положительные примеры из жизни ровесников, на примере жизни героев.

4. Физминутка «Весёлая зарядка» ( музыкальная видеоразминка )

Цель :отдых от письма, снятие напряжения мышц спины и плечевого пояса, смена деятельности

- Сейчас мы с вами отдохнём от работы, выполним упражнения.

Обучающиеся выполняют упражнения под музыку.

Формирование ритмичности движений, их плавности и соразмерности;

коррекция поведения, умения переключаться с учебной работы на отдых;

5. Закрепление знаний, выработка умений и навыков

Цель: отрабатывать умения  определять род имён существительных.

1)

- Вчера на уроке вы узнали, что имена существительные имеют род.

- Назовите род имён существительных.

СЛАЙД 8 .

- Прочитайте задание упражнения. Подберите устно существительные во второй столбик, хорошо проговаривайте слова.

Запишите в тетрадь.

СЛАЙД 9. Проверь себя!

- Проверьте написание существительных, исправьте ошибки, если их найдёте аккуратно.

2). Работа по материалам учебника.

- Открыли учебник на странице 117, упражнение 185

Разбор выполнения заданий.

Отвечают на поставленные вопросы.

Подбирают существительные женского рода по образцу, проговаривая сложные слова, записывают.

Сверяют выполненную работу с образцом на слайде.

Разбирают задание, записывание предложений парами.

Развитие регулирующей функции  речи через объяснение, рассуждение определения рода существительного.

Коррекция и развитие личностных качеств : усидчивость, навыки самоконтроля.

6.Подведение итога урока, оценивание обучающихся.

7. Домашнее задание

Цель: озвучить задание, нацелить на работу; предупредить ошибки при выполнении задания.

- О какой части речи мы сегодня говорили?

- Что вы определяли у существительных?

- Сегодня хочется отметить работу на уроке учащихся ….

- Хорошо выполняли ряд заданий ……….

Объявление домашнего задания, объёма задания по группам; пояснения по выполнению упражнения 190 ( стр.120)

Дают ответы на вопросы учителя.

Записывают в дневники номер упражнения и страницу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Урок-исследование "Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящим на конце"

На уроке решаются следующие задачи:Образовательные:- закреплять умение выделять имена существительные в речи, определять их род;- формировать умения в применении на практике правила правописания имён ...

Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".

В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология уп...

Трудные случаи определения рода имён существительных (задание 7 ЕГЭ)

В задании 7 на ЕГЭ по русскому языку проверяется знание морфологических норм и умение находить ошибки в образовании форм слов. В этой статье разберём нормы употребления имён существительных (трудные ...