Статья по РКИ (русский язык как иностранный) на тему: "Система упражнений, направленных на формирование у иностранных учащихся навыков определения рода имён существительных".
статья

Румянцева Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология упражнений, предложенная в нашей работе, может быть организованна по этапам: 1 – наблюдательный, 2 – формирование грамматических речевых навыков, 3 – развитие креативных умений. Таким образом, предлагаемый подход при обучении иностранных учащихся поможет нам сформировать родовую принадлежность имён существительных.

Ключевые слова: система упражнений, род существительных, лексические единицы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rumyantseva_statya_po_rki_sistema_uprazhneniy.docx38.56 КБ

Предварительный просмотр:

Т.В. Румянцева, учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 547 Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

СИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ФОРМИРОВАНИЕ У ИНОСТРАННЫХ УЧАЩИХСЯ НАВЫКОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с разработкой системы упражнений, направленных на обучение иностранных учащихся русской категории рода. Высказывается предположение о том, что типология упражнений, предложенная в нашей работе, может быть организованна по этапам: 1 – наблюдательный, 2 – формирование грамматических речевых навыков, 3 – развитие креативных умений. Таким образом, предлагаемый подход при обучении иностранных учащихся поможет нам сформировать родовую принадлежность имён существительных.

Ключевые слова: система упражнений, род существительных, лексические единицы.

Проблема создания системы упражнений является одной из центральных проблем обучения иностранному языку.

В методической литературе существуют универсальные требования, предъявляемые к принципам разрабатываемых упражнений: 1) отбор языкового материала и определение степени его трудности; 2) определение типов и видов упражнений в зависимости от языкового материала и специфики развиваемых навыков и умений; 3) выбор наиболее эффективных видов работы в соответствии с методической задачей, которая ставится при выполнении упражнений; 4) распределение упражнений по этапам формирования навыков (Бердичевский, 2011; Бородулина и др., 1982; Московкин, 2006; Пассов, 2005; Шатилов, 1986; Щукин, 2003).

Лексические и грамматические единицы для упражнений были отобраны нами из текстов и практических заданий учебников, используемых в качестве обязательных на начальном этапе обучения, а затем подвергнуты соответственно лингвометодическому описанию.

Наша методическая система учитывает основные грамматические различия (род существительных), существующие в русской и иностранной аудитории. Оказалось, что у иностранных учащихся недостаточно развиты умения при изучении одной из основных тем курса грамматики РКИ – категории рода имён существительных.

Таким образом, правильная сформированная система упражнений позволяет добиться успехов в обучении русскому языку на начальном этапе в кратчайшие сроки.

I этап наблюдательный, где необходимо осмыслить грамматическое явление, уяснить его содержание, форму и употребление. Необходимо создавать условия для показа изучаемой формы и конструкции как динамической единицы, играющей вполне определённую функционально-коммуникативную роль в общении. Этому этапу соответствуют языковые упражнения, ориентированные на осознание и обеспечивающие первичное закрепление формальных признаков при определении рода существительных.

Упражнения на наблюдение, анализ и осмысление языковых единиц

Данные языковые упражнения необходимо включить в работу на начальном этапе обучения (например: Почему подчёркнутое слово является лишним в рядах слов? и др.).

Начальный этап изучения РКИ должен иметь системный характер работы над грамматическим материалом, что заключается в строгом ограничении набора языковых единиц. Такое ограничение материала позволяет учитывать коммуникативную значимость языковых явлений и предполагает возможность обобщения полученных знаний [2, с. 125].

Организация языкового материала требует соблюдения дидактического принципа систематичности и последовательности, который конкретизируется в четырёх правилах: от простого к сложному, от лёгкого к трудному, от известного к неизвестному, от близкого к далёкому. При этом каждое новое языковое понятие будет включаться в систему уже сформированных у учащегося понятий, логически связываться с ними, последующее будет опираться на предыдущее, готовить к усвоению нового [1, с. 69]. Такое введение материала означает, что грамматический минимум – обязательная, но не конечная цель в изучении и обучении РКИ. Предложив учащимся примеры для наблюдения, преподаватель помогает им сделать необходимые выводы [2, с. 126].

Правило-инструкция должно сопровождаться речевым образцом, на основе которого учащиеся смогут строить аналогичные высказывания [2, с. 70]. Например: Используя знакомые слова, замените существительные местоимениями. Образец: дом – он, книга – она, окно – оно.

Введение грамматического материала с помощью предметно-изобразительной наглядности – также чрезвычайно эффективный способ презентации грамматики. Преподаватель должен стремиться при объяснении нового материала максимально использовать различного рода рисунки, схемы, таблицы, дать возможность учащимся самим с ними манипулировать, т.е. помочь формированию у учащихся внутренних умственных действий через необходимый этап внешних материальных действий [2, с. 71].

Именно реализация принципов языковой системности и сознательности обеспечивает качество результатов обучения – соответствие речи иностранных учащихся нормам русского языка, прочность усвоения учебного материала [1, c. 70].

II этап формирования грамматических речевых навыков, где происходит тренировка грамматического материала и формирование грамматических речевых навыков. Формирование речевого грамматического навыка предполагает развитие навыка относительно точного воспроизведения изученного явления в типичных для его функционирования речевых ситуациях и развитие его гибкости за счёт варьирования условий общения, требующих адекватного грамматического оформления высказывания. Обучение грамматической стороне устной речи, связанное с формированием соответствующих автоматизмов, эффективно осуществляется через следующие тренировочные упражнения: имитационные, подстановочные, трансформационные, репродуктивно-продуцируемые.

Такие упражнения очень тесно соприкасаются с теми упражнениями, которые обладают ярко выраженной речевой направленностью: закрепляя операции, протекающие в речи, они готовят учащихся к совершению речевой деятельности.

  1. Имитационные упражнения, в которых отрабатывается автоматизация навыков использования грамматической формы. Их выполнение предусматривает многократное повторение готовых образцов.

Наиболее распространённым видом имитационных упражнений являются вопросно-ответные задания, которые обеспечивают подражание без изменения грамматической формы (например: Дайте утвердительный ответ на вопрос, используя слова для справок. Обратите внимание, что от рода зависит окончание существительных в винительном падеже и др.).

  1. Подстановочные упражнения, где учащийся подставляет лексические единицы в заданную структуру. Выполнение таких заданий предусматривает изменение формы слова либо структуры предложения в целом. Подстановочные упражнения широко используются для формирования навыка и образования речевых автоматизмов (например: Запишите полученные предложения и задайте уточняющий вопрос. Запомните, что в словосочетании прил.+сущ. от рода существительного зависит форма прилагательного).

3. Трансформационные упражнения предполагают комбинирование, замену, сокращение или расширение заданных речевых образцов, когда учащийся изменяет структуру, порядок слов или грамматические формы заданного материала в соответствии с речевым заданием и ситуацией (например: Образуйте синонимические конструкции. В словосочетании следите за формой имени прилагательного, которая зависит от рода существительного).

4. Репродуктивно-продуцируемые упражнения, в которых при выполнении учащиеся сами продуцируют высказывание с использованием тренируемой формы (например: Замените существительные местоимениями. Обратите внимание, что существительные мужского рода заменяются местоимением он, женского – она, среднего – оно).

Итак, предречевые упражнения обеспечивают поэтапное формирование грамматических навыков с одновременным формированием умений устной речи. При этом каждое отдельное упражнение содержит материал, который входит в последующее упражнение как автоматизированная структура.

III этап развития креативных умений, где осуществляется окончательное оформление лексико-грамматических речевых умений и навыков говорения у иностранных учащихся. Упражнения этого этапа должны иметь, прежде всего, коммуникативную значимость. Речевые упражнения связаны с формированием, развитием и совершенствованием умений осуществлять речевые поступки в условиях, приближенных к реальным.

Мотивационно-ситуативные упражнения основаны на изучении ситуаций общения учащихся. Основная задача их – развитие умений устного общения в условиях, разработанных специально на основе выявленных и практически ежедневно наблюдаемых ситуаций. После выявления таких ситуаций, мы смогли выделить и специальные упражнения по обучению навыкам определения рода в устном общении внутри общей системы упражнений на формирование навыков определения рода существительных (например: Работайте в парах. Вы беседуете с другом. Он был в больнице. Поинтересуйтесь, что лечил врач? Возразите, используя слова для справок. Следите за интонацией).

Таким образом, предлагаемый подход при обучении иностранных учащихся поможет нам сформировать родовую принадлежность имён существительных.

Список литературы

  1. Капитонова Т.И., Московкин Л.В. Методика обучения русскому языку как иностранному. СПб.: Златоуст, 2006. 272 с.
  2. Методика обучения русскому языку как иностранному/ Московкин Л.В., Харченкова Л.И. и др. СПб., 2010. 219 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка на тему: "Определение рода имен существительных"

Урок русского языка "Определение рода имен существительных" является обобщающим в системе уроков, посвещенных данной теме. На уроке использовано ИКТ, здоровьесберегающие и игровые технологии....

Специальные упражнения, направленные на формирование коммуникативной компетенции учащихся при подготовке к ГИА

Деятельностные способности формируются у школьников лишь тогда, когда они не пассивно усваивают новое знание, а включены в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.Как развить в детях чувств...

План-конспект урока . Определение рода имён существительных.

"Определение рода имён существительных" 5 класс коррекионной школы 8 вида....

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.

Тема: Три склонения имён существительных. Существительные 1-го склонения. Определение склонения имён существительных по начальной форме.Цель: повторение изученного по теме “Склонения имен сущест...

Дополнительный комплекс упражнений, направленный на формирование навыков аудирования к УМК Ю. А. Комаровой «Brilliant English» для 11 класса

Дополнительный комплекс упражнений, направленный на формирование навыков аудирования к УМК Ю. А. Комаровой «Brilliant English» для 11 класса...

Трудные случаи определения рода имён существительных (задание 7 ЕГЭ)

В задании 7 на ЕГЭ по русскому языку проверяется знание морфологических норм и умение находить ошибки в образовании форм слов. В этой статье разберём нормы употребления имён существительных (трудные ...