Конспект открытого урока по СБО "Зрение.Гигиена зрения"
план-конспект урока (5 класс) на тему

Дрожжина Вера Алексеевна

В ходе занятия учащиеся узнают правила ухода за глазами и  как сохранить зрение.Повторят правила личной гигиены.Закрепят знания  о гигиене зрения.Мы различаем окружающие нас предметы по форме, величине и цвету при помощи зрения. Известно, что самое лучшее зрение из птиц – у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков  высматривает добычу. А ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.  Человек не такой зоркий, как сова или орел, он не видит в темноте, но глаза являются главными помощниками человека. Почему?(Они помогают видеть все, что происходит вокруг.)Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Подмигните левым глазом, потом правым, а потом мигните обоими глазами 3 раза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный конспект урок

Организационная информация

Тема урока

Зрение.Гигиена зрения

Предмет

Социально-бытовая ориентировка

Класс

5

Автор/ы   урока (Ф.И.О., должность)

Дрожжина Вера Алексеевна, учитель социально-бытовой ориентировки

Методическая информация

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Расширить знания  учащихся о глазах как органе зрения.

Задачи урока

коррекционно-образовательная: способствовать становлению мотивационной сферы гигиенического поведения; выработке навыков гигиены зрения;

коррекционно-развивающая: расширять активный словарный запас и кругозор учащихся;

коррекционно-воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи и самостоятельность;

здоровьесберегающая: осуществлять профилактику нарушения зрения.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие технологии.

Наглядные, словесные методы и приемы (рассказ, беседа, самостоятельная работа, дидактическая игра)

Время реализации урока

40 минут

Знания, умения, навыки и  качества, которые актуализируют/ приобретут/закрепят/ др. ученики в ходе урока

В ходе занятия учащиеся узнают правила ухода за глазами и  как сохранить зрение.

Повторят правила личной гигиены.

Закрепят знания  о гигиене зрения.

Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение

Компьютер, презентация, геометрические фигуры, зеркальца; карточки, иллюстрации.

Межпредметные связи

Технология, развитие речи

Формы организации познавательной деятельности

Индивидуальная, фронтальная.

Методы проверки ключевых компетенций учащихся

Индивидуальные карты для закрепления темы урока

Термины и понятия

Зрение, гигиена зрения, радужная оболочка, зрачок, хрусталик, сетчатка.

Список учебной и дополнительной литературы

1.Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида: пособие для учителя / Т.А.Девяткова,        Л.Л. Кочетова,  А.Г.Петрикова,  Н.М.  Платонова, А.М. Щербакова; под ред. А.М. Щербаковой.- М: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2005г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

2.В.П.Субчева. Социально-бытовая ориентировка. Учебное пособие для специальных (коррекционных) школ VIII вида 5 класс М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013г.

3.Социально-бытовая оринтировка,5 класс: поурочные планы по программе В.В.Воронковой, С.А. Казаковой / авт.-сост. Л.А. Бабушкина, М.А. Ковтонюк, З.А. Стульнева.- Волгоград: Учитель, 2013г.  Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации

Ход и содержание урока,

деятельность учителя и учеников

Мотивация учащихся

Поддержание устойчивого интереса и мотивации происходит за счёт мультимедиа презентации, работа с карточками-заданиями на этапе введения в тему, выполнение практических упражнений на этапе закрепления (игра «Полезно-вредно», задание «Берегите зрение»)

Этапы  урока

Организация этапа, оборудование

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент:

Беседа

Изложение критериев самооценки.

Цель: создание положительного настроя учащихся, сообщение темы урока.

1.Проверка готовности к уроку (тетрадь, ручка, дневник)

2.Коррекционный момент

– Какое сегодня число, месяц, год?

- Какой месяц был перед сентябрем, наступит после?

- Какой урок по счету?

- Назовите предмет?

- Для чего мы изучаем предмет «Социально-бытовая ориентировка»

Ребята, оценивать свою работу вы будете сами в этом нам поможет  наш «Весёлый светофор». В конце нашего урока вы постараетесь сами поставить себе оценку за работу на уроке. Давайте вспомним критерии оценок:

«5» - ученик  активен, на вопросы отвечает правильно, полным ответом;

«4» - ученик активен, но на вопросы отвечает не полным ответом,  в ответе допускает ошибки;

«3» - ученик пассивен, отвечает не полным ответом,  в ответе допускает много ошибок.

Отвечают на вопросы

Садятся за парты,       готовятся к уроку

Актуализация знаний

Вступительная беседа

Карточка-задание

Повторение ранее изученного материала:

- Какую тему мы изучали?

- Что такое гигиена? Личная гигиена?

- Какое правило личной гигиены вы запомнили?

Организация работы по карточкам.

- У вас на столе лежит карточка с предложениями, прочитайте только правильные предложения

Отвечают на вопросы

Читают предложения, выбирают верные утверждения

Целеполагание, планирование деятельности на уроке

Презентация «Мир природы»

Демонстрируем презентацию «Мир природы».

- Что вы увидели? Понравилось ли? Чем? (Яркие краски, красивые изображения, и т.д.)

- С помощью чего вы смогли увидеть эту красоту? Как называется этот орган?

Рассказ учителя.

Мы различаем окружающие нас предметы по форме, величине и цвету при помощи зрения. Известно, что самое лучшее зрение из птиц – у орла. Он парит на большой высоте и из-за облаков  высматривает добычу. А ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.  Человек не такой зоркий, как сова или орел, он не видит в темноте, но глаза являются главными помощниками человека. Почему?

(Они помогают видеть все, что происходит вокруг.)

Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Подмигните левым глазом, потом правым, а потом мигните обоими глазами 3 раза.

А теперь подумайте и скажите, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? Какая тема нашего урока?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как сохранить зрение, то есть учиться гигиене зрения.

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.

Записывают тему урока.

Освоение нового материала

Введение в тему

- Отгадайте загадку:

Оля смотрит на кота,

На картинки – сказки,             А для этого нужны,
Нашей Оле … (глазки)

- Для чего нам ещё нужны глаза?

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы

Сравнение предметов по признакам

- Распределите фигуры:

а) по цвету; б) по форме; в) по величине.

Вывод: глаза не только помогают  видеть всё, что есть вокруг, но и узнавать и различать предметы по многим признакам.

Сравнивают геометрические фигуры.

Формулируют вывод

Описание внешних признаков

Организация беседы по вопросам:

- А сейчас возьмите зеркальце со стола и внимательно посмотрите на свои глаза.

-Каким бывает цвет глаз?

- Размер? Разрез?

- Как глаза расположены?

Берут приготовленные зеркальца и рассматривают и описывают свои  глаза.

Рассказ учителя, просмотр презентации

-У человека глаза такие, какие нужны именно ему.

 По форме глаз похож на шар или яблоко. Глазное яблоко лежит в глазничной впадине черепа. Кости черепа хорошо защищают глаз от ушибов. Спереди глаз защищен веками, края которых покрыты тонкими волосками – ресницами. Веки и ресницы предохраняют глаза от яркого света и пыли. Над глазами находятся брови, которые охраняют глаза от пота, который стекает со лба. Под веками в углу глазницы расположены слезные железы, которые выделяют слезы. Слезы смачивают поверхность глаза, предохраняя его от высыхания и смывая пыль. Когда человек плачет, слезы переливаются через край век. Яркий свет, холодный втер, пыль усиливают выделение слез. Глазное яблоко состоит из белка, зрачка, радужной оболочки, которая у всех людей разного цвета.

Рассматривают иллюстрации, формулируют выводы.

Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Закрепление изученного материала

Самостоятельная работа в тетради

Вклеить в тетрадь схему строения глаза.

 Задание: подписать части глаза, рассказать о проделанной работе.

Выполняют работу самостоятельно: вклеивают картинку и подписывают

Физкульт-минутка

Разучивание гимнастики для глаз

  • Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите так 5 раз.
  • Делайте круговые движения глазами: влево – вверх – вправо – вниз, потом в обратном направлении.
  • Вытяните вперед руку. Следи глазами за ногтем указательного пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте. Повторите 5 раз.

Выполняют упражнения

Практическая работа

Работа с таблицей «Гигиена зрения»

Работа с таблицей «Гигиена зрения».

Гигиена зрения

1. Умываться по утрам.

 2. Смотреть телевизор не более 2 часов в день.

3. Сидеть не ближе 3 метров от телевизора.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте.

6. Делай гимнастику для глаз.

Чтение таблицы, запоминание и заучивание.

Дидактическая игра «Полезно-вредно»

Цель: коррекция логического мышления, слухового восприятия.

Содержание: Прослушайте предложения, скажите, что для глаз полезно, а что вредно.

  • Читать лежа.
  • Смотреть на яркий свет.
  • Смотреть близко телевизор.
  • Оберегать глаза от ударов.
  • Промывать по утрам глаза.
  • Тереть глаза грязными  руками.
  • Читать при хорошем освещении.
  • Ножницы держать острыми концами.
  • Держать книгу при чтении близко к глазам.
  • Писать, рисовать на рабочем месте.

Слушают предложения и формулируют вывод

Заключите         льная часть

Подведение итогов урока.  Анализ работы на уроке  с точки зрения поставленных задач,   самооценка,  взаимооценка, оценка учителем.

- Ребята, в заключение мне хотелось бы узнать, как вы оцениваете свою работу на уроке. Перед вами лежат три разноцветных кружочка и вы их должны прикрепить на наш «Весёлый светофор».Их цвет соответствует вашей самооценке. Выберите для себя одно из них:

-красный, если вы оцениваете свою работу на уроке на «5»;
-желтый, если вы оцениваете свою работу на уроке на «4»;

-зелёный, если вы оцениваете свою работу на уроке на «3».

(Самооценивание учащихся).

Сейчас мы вместе с вами посмотрели, как вы справились с поставленными  на уроке  задачами.

Я думаю вы все справились с заданием. Вы согласны со мной?

- Что же нового мы сегодня узнали на уроке?

Рефлексия

Используя опорные слова, продолжите фразу. Мультимедийная презентация. Слайды 13,14,15,16.

- Сегодня я узнал…

- Было трудно…

- Теперь я могу…

- Я попробую…

- Мне захотелось…

- Ребята, а я хочу сказать вам, что сегодня все вы были молодцы! Наш урок закончен.  Мультимедийная презентация. Слайд 17. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме: Берегите зрение.

Занятие по здоровому образу жизни....

Открытый урок на тему: "Иллюзии зрения. или Всегда ли мы видим то, что мы видим"

Презентация может использоваться в качестве иллюстративного материала для программы дополнительного образования "Архитектура и дизайн"...

Конспект открытого урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"

Конспект урока географии " Географическое положение Евразии. История открытия"...

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Презентация по географии , конспект урока, конспект открытого урока

Презентация мероприятия "Знатоки географии",Конспект по географииКонспект открытый урок "Северная Америка"...