Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.
консультация на тему

Русакова Наталия Викторовна

Рекомендуемые методики для диагностики нарушения поведения у детей. Основные рекомендации педагогам и родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rusakova.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пакет методик для диагностики нарушения поведения у детей. Причины нарушения поведения, рекомендации педагогам.

Диагностика

  1. Определение уровня развития – Векслер, ШТУР;
  2. Определение мотивации;
  3. Тест Филлипса, методика Дембо – Рубинштейна, проективные методики (рисунок школы);
  4. Диагностика семейного воспитания (опросник Столина, АСВ);
  5. Изучение межличностных отношений в классе (социометрия)
  6. Внутриличностные конфликты (ПДО, проективные методики).

Возможные причины

  1. Неблагополучная обстановка в семье;
  2. Дезадаптация к обучению в школе;
  3. Психофизические особенности ребенка;
  4. Конфликтные ситуации в классе;
  5. Острая психотравма;
  6. Внутриличностный конфликт.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Индивидуальный подход;
  2. Работа с семьей;
  3. Создание ситуации успеха и условий развития личности.

Рекомендации педагогам

Гибкая система оценок с учетом мотивации, использование развернутых оценочных суждений, исключение негативного оценивания (оценка учебной деятельности не есть оценка личности ребенка).

Нарушение поведения – склонность к обману

Диагностика

Методика Айзенка (шкала лжи), беседа с учеником; беседа с преподавателями, сверстниками, родителями.

Возможные причины

  1. Защитная реакция;
  2. Стремление выделиться, утвердиться;
  3. Желание фантазировать;
  4. Способ манипулирования;
  5. Стремление адаптироваться в коллективе.

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Выяснение причин через беседу с ребенком и родителями;
  2. Наблюдение за ребенком;
  3. Работа с учеником и классом (диспуты, обсуждение, тематические беседы)

Рекомендации педагогам

  1. Не уличать ребенка в обмане публично;
  2. Не обвинять ребенка;
  3. Доброжелательное отношение;
  4. Индивидуальный подход.

Рекомендации родителям

  1. Доброжелательное отношение, установление доверия;
  2. Не оставлять обман незамеченным;
  3. Поиск совместных интересов, совместный досуг;
  4. Применение наказания и поощрения с подробным объяснением.

 

Нарушение поведения - демонстративность

Диагностика

  1. Проективные методики;
  2. Опросник Леонгарда;
  3. Опросник Шмишека;
  4. 16 – факторный тест Кеттела;

 

Возможные причины

  1. Защитный механизм против агрессии;
  2. Самоутверждение;
  3. Особенности характера;
  4. Взаимоотношения в семье;
  5. Отношения со сверстниками; экспериментальная активность.

 

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным;
  2. Адекватная реакция со стороны преподавателя;
  3. Сглаживать вспышки агрессии.

Рекомендации педагогам

 

  1. Давать общественные поручения, где это качество было бы уместным.

Рекомендации родителям

  1. Создание товарищеских контактов с ребенком;
  2. Специальные формы поощрения;
  3. Воспринимать ребенка таким, каков он есть.

 

Нарушение поведения – замкнутость, необщительность

Диагностика

  1. Наблюдение;
  2. Социометрия;
  3. Тест Айзенка (темерамент);
  4. Кинетический рисунок семьи;
  5. ДДЧ;

6.  Тест тревожности Филлипса.

Возможные причины

  1. Социальные условия.
  2. Особенности темперамента;
  3. Страх самовыражения;

Формы, методы и приемы работа классного руководителя

  1. Доверительная беседа;
  2. Создание ситуации успеха;
  3. Вовлечение в коллективную деятельность;
  4. Использование сильных сторон личности ребенка для преодоления трудностей и достижения успеха;

Рекомендации педагогам

  1. индивидуальный подход;
  2. поощрять, стимулировать активную деятельность на уроке

Рекомендации родителям

  1. помогать ребенку преодолевать трудности, сопереживать;
  2. вовлечение в значимые семейные дела;
  3. больше времени уделять ребенку;

 

Нарушение поведения – уход из дома, склонность к бродяжничеству

Диагностика

  1. проективные методики (кинетический рисунок семьи, автопортрет, м-ка Р. Жиля);
  2. опросник Шмишека;
  3. опросник Личко;
  4. социометрические методики;

Возможные причины

  1. неблагоприятная обстановка в семье;
  2. отсутствие учебной мотивации;
  3. эмоциональная ранимость;
  4. низкая самооценка;

Формы, методы и приемы работы классного руководителя

  1. посещение на дому;
  2. индивидуальные беседы и консультации;
  3. вовлечение в классные мероприятия;
  4. общественные поручения;

Рекомендации педагогам

  1. индивидуальный подход в оценивании;
  2. повышение самооценки;
  3. развивать заинтересованность к предмету;

Рекомендации родителям

  1. беседы, индивидуальные консультации психолога;
  2. создание теплой эмоциональной обстановки в семье;
  3. организация досуга ребенка;
  4. учитывать личностные особенности ребенка;
  5. создание семейных традиций;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАКЕТ МЕТОДИК ПО ДИАГНОСТИКЕ СЕМЬИ

ПАСПОРТ СЕМЬИкласс…………………школа……………………….кл. руководитель………………………………………района……………………………………….…………………………………………………………………………………...

Диагностика слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

В презентации представлен материал по диагностике речевого слуха. Значение диагностики, условия ее проведения и эффективности....

Статья "Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью"

В статье описаны разные типы нарушений поведения детей с умственной отсталостью, в том числе с расстройствами аутистического спектра, а также причины формирования разных типов нарушений...

Дискалькулия (нарушение счета) у детей - причины, симптомы, диагностика

Дискалькулия (нарушения счета) у детей - причины, симптомы, диагностика...

ОПЫТ ПРОФИЛАКТИКИ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

В последнее время стала актуальной проблема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения, так как одна из основных негативных тенденций у современных подростков — это употреблен...