Роль самоподготовки в развитии социальной компетентности учащихся специальной школы.
учебно-методический материал на тему

Рефатова Лейля Шевкетовна

Основной целью в своей работе ставим подготовку наших детей к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.   В силу этого – развиваем у наших ребят такое качество как компетентность. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_samopodgotovki_v_razvitii_sotsialnoy_kompetentnosti.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                 Рефатова Л.Ш.

           Роль самоподготовки в развитии социальной  

         компетентности учащихся специальной школы.

 Основной целью в своей работе ставим подготовку наших детей к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах.   В силу этого – развиваем у наших ребят такое качество как компетентность. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации (обстоятельствах) полученные знания и опыт. Все компетентности социальны в широком смысле этого слова, ибо они вырабатываются, формируются в социуме. Они социальны по своему содержанию, они и проявляются в этом социуме. « Социальная компетентность – это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять своё поведение в зависимости от ситуации». Выделяются пять компонентов социальной компетентности:

  • Готовность к проявлению личного свойства в деятельности,

  поведении  человека.

  • Знание средств,  способов, программ  выполнения  действий,    

  решения       социальных    и     профессиональных       задач,

  осуществление  правил  и  норм  поведения,  что   составляет

  содержание  компетентностей.

  • Опыт реализации знаний и умений.
  • Ценностно-смысловое         отношение       к      содержанию компетентности,   его   личной    значимости.
  • Эмоционально-волевая регуляция как способности адекватно

ситуациям          социального       и           профессионального взаимодействия  регулировать   проявление компетентности.

 Самоподготовка – один из важнейших моментов  в учебно-воспитательном процессе  школы-интерната.

 Организуя работу учащихся в группе, главное – создать необходимые условия для занятий самоподготовкой с целью качественного выполнения домашних заданий.

 При организации и проведении самоподготовки необходимо учитывать валеологические аспекты – чистота помещения, проветривание класса, контроль осанки, наличие физкультпауз, гимнастика для глаз, рациональный порядок выполнения заданий.

Главное правило: « Думаем, читаем, решаем, все задания внимательно выполняем».

В нашем классе мы начинаем выполнение заданий по математике.

В процессе организации самоподготовки нами учитываются следующие факторы: уровень подготовленности учащихся по данному предмету, индивидуальные и психологические особенности каждого ученика, круг его интересов и склонностей. Стараемся реализовать принцип личностно-ориентированного подхода к учащимся.

  Самоподготовка начинается чаще всего со знакомства с содержанием задания, его актуализации, выясняются возможные затруднения, совместно с учителем обсуждаются, что потребуется для выполнения задания.

  Самоподготовку начинаем с выполнения заданий по математике. Много тем, требующих от детей не только знаний по предмету (счётно-вычислительных), но и проявления и закрепления навыков социальной компетентности. Так, например, по рекомендации учителя математики, выполняем следующие задания:

I При изучении понятия среднего арифметического числа,                 закрепляя  это понятие на самоподготовке, решаем такие задачи:

  1. Какова средняя температура в течение дня, если утром было    +9 С, днём - +14 С, вечером +10 С.

  9 + 14 + 10 = 33

  33 : 3 = 11 С

  1. В школе всего 120 учащихся и имеется 10 классов. Сколько учащихся в среднем в каждом классе?

  120:10=12(уч-ся).

II   При изучении мер времени (понимая, что в жизни очень важно

      уметь ориентироваться во времени) рассматриваем:

  1. Человек ехал в Петербург 34 часа. Сколько это суток и часов?

   34ч.=1сутки(24 ч.)10часов

       

  1. Я убирала квартиру 2часа20мин. Сколько это минут?

  2часа20мин.=60x2+20=140мин.

III   Oхрана жизни и здоровья – важный аспект в работе.

        На самоподготовке следим, чтобы расстояние между плоскостью книги и глазами составляло 30-35см., чтобы угол наклона туловища был не меньше 75см. Этим повторяем понятие расстояния и угла наклона.

IV Умение ориентироваться на плоскости развиваем, складывая пазлы в свободное время и составляя какой-либо узор или картину из геометрических фигур (показать набор)

V  При изучении мер стоимости играем в игру: «Покупатель-продавец».

  1. Определи(продавцу) сдачу, если покупатель подал купюру в 20гр., а покупка стоит 12гр.50к. (7гр.50к.)
  2. Покупателю: определи, сколько денег будет стоить твоя покупка, если ты покупаешь 3(2)кг муки по 1гр.90к.

    1гр90к. ~ 2гр.

     2гр.x3~6гр.

     2гр.x2~4гр.

VI   При изучении мер массы - тоже благодатный материал.

  1. Саид, твоя масса 50кг.

Сравни это с 1 центнером.

1ц. = 100кг.

100кг       50кг в 2 раза меньше

Масса Саида меньше центнера в 2раза.

  1. Дед привёз 1200 кг угля топить печь. Сколько  это центнеров? А сколько тонн?

1200 кг = 12ц

1200 кг = 1т200кг

   VII  При изучении мер длины, материал способствует развитию

           умения ориентироваться на плоскости.

           До Братского кладбища 960м. – Сравнить с 1 км.

           Если длина нашего шага в среднем 50см, сколько шагов мы

           прошагаем, если пойдём на митинг, возлагать венки.

           1м -50см x 2

           Значит, в 1 метре 2 шага.

          Следовательно, шагов будет в 2раза больше,  чем метров.

           960 x 2 =1920 (шагов) ~ 2000 шагов.

Изучая темы по географии, у наших ребят большой интерес вызвала такая тема, как «Вода на Земле» (показать энциклопедию «Открой мир вокруг себя», которую учащиеся самостоятельно использовали как дополнительный материал – «Реки, моря, океаны», «Обитатели морей») Как поощрение, ребятам было предложено разукрасить изображение корабля, назвать его.

   Учащиеся нашего класса умеют делать самостоятельные записи в тетрадях, работать с учебниками, таблицами, дополнительным материалом. Здесь реализуются все возможности самого ученика. Контролирующую функцию проводим в процессе самоподготовки путём фронтального комментирования проверки выполненной работы учащихся, анализа результатов выполнения взаимопроверки.

   При выполнении заданий по русскому языку придерживаемся следующих правил: «Что по русскому мы знаем, без ошибок применяем!» Пользуемся памятками, таблицами, предложенными  учителем. При изучении темы : «Имя существительное» используем дополнительный материал ( этот вид работы учащимся очень нравится, хорошо воздействует на эмоциональное состояние): храбрый человек -      храбрец

                     болтливый человек – болтун

                     ленивый человек –     лентяй

                     мудрый человек -       мудрец

                     богатый человек -    богач

                 грубый человек -       грубиян 

                    сильный человек -     силач

                    весёлый человек -     весельчак.

 

 Добросовестно и с интересом выполняют наши дети задания по украинскому языку и литературе.

В сборнике по украинской литературе есть задания, способствующих развитию социальной компетентности. Ребята самостоятельно ведут «Лiтературознавчий словник». Одним из видов закрепления  пройденного  материала  является тестирование

пример из сборника). Это активизирует развитие познавательного интереса школьников, способствует лучшему усвоению пройденного материала.

    Благоприятное воздействие в развитии социальной компетентности  оказывают разнообразные темы при выполнении заданий по природоведению. Так, например, при изучении темы «Лес – наше богатство, закрепляем и навыки поведения в лесу, и умения различать ядовитые растения и грибы, и воспитания охраны окружающей среды.

  В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности (метод косвенного воздействия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».

ДОКЛАД  на тему: «Теоретические основы развития социальной компетентности учащихся средствами региональной культуры».  Теоретические основы развития социальной компетентности учащ...

Развитие социальной компетентности учащихся на уроках математики

Формы и методы развития социальной компетентности...

Формирование и развитие социальной компетентности учащихся через культуру и творчество в процессе подготовки к волонтерской деятельности в период проведения Универсиады 2013.

Уважаемые коллеги!Представляю Вашему вниманию текст выступления и презентацию из опыта работы с волонтерами. В любой деятельности человека сосуществуют 2 уровня – стереотипный и импровизационный. Если...

Роль культуры в развитии читательской компетентности учащихся

Роль культуры в развитии читательской компетентности учащихся. Выступление на методическом объединении...

Современные методы обучения иностранному языку и их роль в развитии коммуникативной компетентности учащихся средней школы. Английский язык

Данная статья затрагивает актуальную в настоящее время проблему компетентностного подхода при обучении иностранному языку. Автором приведены методы обучения, способствующие развитию коммуникативных ко...

Развитие социальной активности учащихся специальных (коррекционных)школ

В презентации представленна  работа для развития социальной активности учащихся специальных (коррекционных) школ...


 

Комментарии

Ивлиева Наталия Алексеевна

Замечательно, что на самоподготовке не только выполняете задания по учебнику, но решаете и "жизненные" задачи. Удачи и творчества в работе,Лейла Шевкетовна.