Доклад "Информационно-коммуникационные технологии на уроках истории и культуры родного края"
материал на тему

Сидоркин Николай Аркадьевич

ИКТ на уроках истории и культуры родного края

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ikt_na_urokah_istorii_i_kultury_rodnogo_kraya.docx31.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Республики Марий Эл «Косолаповская школа-интернат»

ДОКЛАД

«ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ

ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ РОДНОГО КРАЯ»

Подготовил учитель ИКРК

                                                            Сидоркин Н.А.

с. Косолапово

  1. год

ПЛАН:

I.Введение. Информационно-коммуникационные технологии в современной школе.

II. Основная часть.

  1. Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Использование ИКТ на уроках по истории и культуре родного края.

III.Заключение

  1. Введение.

Информационно-коммуникационные технологии в современной школе

         Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - общее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в образовании связывают возможность выхода из кризиса и перспективы развития сферы образования потому, что компьютеризация и информатизация образования – это средство для увеличения производительности труда учителей и школьников, рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения.

         Использование новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать школьника как центральную фигуру образовательного процесса, и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом учитель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность учащихся, и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Таким образом, ученик учится, а учитель создает условия для учения; авторитарная по своей сути классическая образовательная технология принуждения трансформируется в личностно-ориентированную.

          Обучение предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Использование ИКТ позволяет погрузиться в другой мир, увидеть его своими глазами, стать как бы участником того или иного праздника, традиции. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения процесса обучения: совершенствование содержания, методов и организационных форм.

          Использование компьютерных технологий в преподавании любого предмета таит в себе неограниченные возможности. С помощью технологий можно решать такие педагогические задачи, как обучение в сотрудничестве, активизация познавательной деятельности,  осуществление дифференцированного, индивидуализированного, личностно-ориентированного подхода, разрешать проблемы разноуровневого и группового обучения и т. д. и т. п. Компьютерные технологии предполагают обучение общению ребенка с компьютером, но одновременно и коррекции учителем процесса обучения. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы способствует повышению эффективности образовательного процесса. К тому же возможности использования компьютера на уроке впечатляют, создают атмосферу психологического комфорта, ведут к успешности. Доминантой внедрения компьютера в образование является резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы, и относится это, разумеется, ко всем учебным предметам. Принципиальное новшество, вносимое компьютером в образовательный процесс – интерактивность, позволяющая развивать активно-деятельностные формы обучения. Именно это новое качество позволяет надеяться на реальную возможность расширения функционала самостоятельной учебной работы – полезного с точки зрения целей образования и эффективного с точки зрения временных затрат.

         Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедийного проектора, когда компьютер позволяет учителю расширить возможности обычной лекции, демонстрировать учащимся красочные схемы, для пояснения использовать звук и анимацию, быстрые ссылки на ранее изученный материал.

         С помощью мультимедийного проекта демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point. Использование данной технологии позволяет:
1.Значительно сэкономить время на уроке.
2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.

         Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию учащихся к обучению. ИКТ вовлекают  учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных заданий и управления процессом их выполнения. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий.

          Использование электронной техники возможно на различных этапах урока: на этапах орфографической разминки, закрепления новой темы, проведения самостоятельной работы. При этом для ученика техника выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения.

           На сложном этапе урока, когда необходимо сфокусировать внимание, монитор может стать мощным ритмическим организатором.

Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы;  программа презентаций Power Point);

 2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы);

3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", «Фраза», энциклопедии, развивающие программы);

5) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

7) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т. д.).

II. Основная часть.

  1. Информационно-коммуникационные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

         Развитие познавательной деятельности ребенка с ОВЗ зависит от множества факторов, в том числе и от того, насколько наглядным и удобным для его восприятия является учебный материал. Применение электронных учебных материалов на уроках и занятиях не только знакомит детей с предметным миром, но и способствует развитию их информационной компетентности и коррекции познавательной сферы.

         В процессе работы в области применения ИКТ могу отметить:

- повышение уровня познавательных процессов у детей с ОВЗ, благодаря применению информационных технологий;

- повышение уровня личного профессионализма  в области информационных технологий и методики коррекционно-развивающей работы;

- формирование мотивационных компонентов деятельности у большинства обучающихся.

         Ребенку с особыми потребностями для усвоения способов ориентировки в окружающем мире, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся ребенку. Дидактические компьютерные игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

         Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Компьютерные технологии открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике:

1. Возможность подобрать материал разной степени сложности. Конкретному ребенку всегда можно предложить именно то, что в данный момент соответствует его возможностям и задачам обучения.

2. Сделать “видимым” проблемы в развитии ребенка, трудно обнаруживаемые в традиционном обучении. Показать, как трансформировать выявленные проблемы в специальные задачи обучения.

3. Сформировать у ребенка процесс осмысливания собственных навыков.

4. Занятие на компьютере  создает более комфортные условия для успешного выполнения упражнений:

5. Появляется возможность освоить обучающимся модели коммуникации с вымышленными героями компьютерной программы, как основные для освоения межличностной коммуникации.

6. Обучающийся стремиться исправить увиденную ошибку, ищет приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику.

7. Во время коррекционных занятий с использованием компьютерной программы у обучающихся исчезает негативизм, связанный с необходимостью многократного повторения определенных правил, формул. Появляется уверенность в своих силах и желание продолжить свое обучение, повышается мотивация в трудной для него работе.

8. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.

9. Глядя на экран монитора, ребенок сам видит результат своей работы.

Таким образом, использование компьютерной программы повышает мотивацию не только за счет игровой стратегии, на которой программа базируется, но и потому, что ребенок получает одобрение, похвалу не только со стороны взрослых, но и со стороны компьютера.

        Большую помощь при подготовке и проведении уроков оказывает учителю пакет Microsoft Office, который включает в себя кроме известного всем текстового процессора Word еще и систему баз данных Access и электронные презентации PowerPoint. Текстовый редактор Word позволяет подготовить раздаточный и дидактический материал. Электронные презентации дают возможность учителю при минимальной подготовке и незначительных затратах времени подготовить наглядность к уроку. Уроки, составленные при помощи PowerPoint  зрелищны и эффективны в работе над информацией.

  1. Использование ИКТ на уроках по истории и культуре родного края.

       

    Предметы национально-регионального компонента должны способствовать повышению уровня национально-общественного сознания и культуры межнациональных отношений, приобщению учащихся к истории и культуре марийского народа, его национальным и культурным ценностям и традициям. Они дополняют знания учащихся о родном крае по истории, географии, литературе, включают в себя эстетическую информацию о музыкальном, театральном и изобразительном искусстве марийского народа. При этом учитывают доступность произведений возрастным особенностям учащихся, их идейно-художественная, образовательная и воспитательная ценность, педагогическая целесообразность изучения.

Предметы национально-регионального компонента ставят перед собой не только обучающую и познавательную цели, но и воспитательную. Это воспитание любви к своему краю, отчему дому-месту, где человек родился и вырос.

Предметом познавательного интереса, безусловно, являются новые сведения, до сих пор неизвестные они поражают воображение детей, заставляют удивляться. Удивление – сильный стимул познания. Его первичный элемент. Удивляясь, человек как бы стремится заглянуть вперёд, он находится в состоянии ожидания.

Ребёнку уже с раннего детства присуща познавательная потребность. Познавательная потребность выражается в любопытстве и любознательности ребёнка с первых шагов его жизни. Естественная любознательность детей к жизненным явлениям, к окружающему миру после начала обучения в школе постепенно ослабевает, поэтому учитель с первых дней обучения в школе должен обращать внимание на природную любознательность, как объективную основу его интереса к учению.

      Общаясь с ребятами на уроках истории и культуры родного края, я сделал для себя вывод, что необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать их коммуникативные навыки и умения. Обучение  предполагает общение на уроке как между учителем и учащимися, так и общение учащихся друг с другом. Ребята знакомятся с особенностями жизни и быта народов мари, с их традициями, обычаями и праздниками. И при этом они лучше понимают духовное наследие своего края.

    Возможности компьютера могут быть использованы в предметном обучении в следующих вариантах:

  • полная или частичная замена деятельности учителя;
  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала;
  • использование диагностических и контролирующих материалов;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий:
  • использование игровых и занимательных материалов;
  • использование фрагментов видеофильмов о традициях народов;
  • использование сети Интернета для ознакомления со странами финно-угорской группы.

Включив в структуру урока ИКТ, я выделил для себя ряд преимуществ:

  • повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, больше узнать о духовной и материальной культуре марийского народа (фольклор, литература, музыка, живопись, история, быт и т.д.); о взаимосвязях культур родственных финно-угорских народов.
  • дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. Например, при выполнении упражнений, тестов ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экран вариантами и при этом, пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, продолжить поиск верного решения.
  • позволяет учителю работать с учеником индивидуально (с помощью программы MS Word можно подготовить различные дидактические материалы, предложить ученику найти нужную информацию в сети Интернета)
  •  вызывает живой интерес к уроку, так как ИКТ является прекрасным средством наглядности. Помогает провести заочное путешествие по прекрасным уголкам марийского края  или по земле финно-угорских народов.

      Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения и поиска дополнительного материала по многим темам нашей программы (использование Интернета).

     Для использования на уроках ИКРК мною собраны материалы в виде презентации о писателях, музыкантах, художниках, Героях Советского Союза марийского народа, о всех районах Республики Марий Эл, о костюмах разных этнических групп народа мари.

     Частота и длительность применения компьютера в учебном процессе зависит от возраста учащихся. Если все время использовать одно средство обучения уже к 30-минуте возникает торможение восприятия материала. Поэтому на уроке стараюсь чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, использую упражнения для снятия напряжения (упражнения для плеч, шеи, рук, глаз).

III.Заключение

         Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла бы свое применение. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому, я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ, так как теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным. Диагностика мотивации учебной деятельности и уровня комфортности на уроках показала, что наибольший интерес у детей вызывают уроки, на которых я использовал  ИКТ. Применение компьютера на разных этапах обучения позволяет довести время активной работы учеников на уроке до 75-80% времени урока, вместо обычных 15-20%. Анализируя опыт использования ИКТ на уроках, можно с уверенностью сказать, что использование  ИКТ позволяет:
1.Активизировать познавательную деятельность учащихся

2.Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне

3.Повысить объём выполняемой на уроке работы 

4.Усовершенствовать контроль знаний

5.Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока

       В заключение необходимо отметить, что каждый ребенок индивидуален, каждый из них отличается по способностям, интересам, но их объединяет одно: любовь к родному краю, стремление лучше узнать его, которые привито детям благодаря использованию на уроках истории и культуры родного края компьютерных технологий. А всё это напрямую влияет на качество знаний учеников. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Возможности применения информационных и коммуникационных технологий в открытом образовании. – Интернет-ресурс.          

2. Использование информационных компьютерных технологий в учебном процессе и проблемы его методического обеспечения. – Интернет-ресурс.

 3.Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интереса к истории и культуре родного края у детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами музейной педагогики

Представлен опыт работы по проведению зантяий с дошкольниками  в  школьном комплексно-краеведческом музее....

конспект урока по истории и культуре родного края

Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....

Презентация для урока "История и культура родного края" в 7 классе школы 8 вида на тему "Воронеж в годы ВОВ"

Данная презентация предназначена для использования в качестве наглядного материала на уроках истории (изучение истории родного края) в рамках программы 7 класса школы 8 вида (для детей с ОВЗ)...

Интегрированный урок «Уроки Сергия Радонежского» (история и культура родного края +чтение и развитие речи) в 5 классе

Цель: приобщить учащихся к святоотеческому и историко - культурному наследию России.Задачи:Обучающая: - приобщение обучающихся к духовной культуре и традициям на основе изучения жития Преподобного Сер...

Использование современных образовательных технологий и ИКТ при изучении истории и культуры родного края

Актуальной проблемой новой школы является обучение обучающихся способам добывания и переработки информации путем самостоятельной исследовательской практики.Необходимость создания условий для эффективн...